Конспект совместной образовательной деятельности для детей 5-6 лет. Образовательная область: «Познавательное развитие».
Тема: «Волшебница вода»
Цель: создать условия для формирования представлений об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное.)
Задачи: познакомить со свойством воды как жидкости, способной растворять в себе другие вещества, находится в любом из трех состояний вещества;
сформировать представление о взаимодействии и переходе вещества из одного состояния в другое; способствовать развитию умений задавать вопросы, выслушивать ответы сверстников; развивать наблюдательность, умение анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи.
Планируемые результаты: В процессе исследовательской деятельности дети знакомятся со свойствами воды через опытно - экспериментальную деятельность. Прививается навык - умение действовать в коллективе. Формируется бережное отношение к воде как природному ресурсу. Дети научатся анализировать, делать умозаключения, иметь свое мнение, развивается логическое мышление. Расширяется познавательная активность детей.
Оборудование: термос, стекло, кубики льда, оборудование ИКТ, карточки для схем.
Содержание
Содержание образовательной деятельности | Комментарии |
Вводная часть | |
(Эмоциональный настрой: дети вместе с воспитателем встают в круг и берутся за руки)
«Доброе утро!» - я вам говорю.
«Доброе утро! Я всех вас люблю!» - Мы с вами много беседовали о воде. Предлагаю создать книгу и оформить ее рисунками. Какое название мы придумаем нашей книге? («Чудо-вода».) Для нашей книги нужно собрать информацию о воде. И поможет нам корреспондент. А вы знаете, кто такой корреспондент? (Человек, который добывает интересную информацию.) Можно я буду корреспондентом? Спасибо. («Корреспондент» подходит к детям и задает интересующие его вопросы.) |
Мотивирование к деятельности.
Создание проблемной ситуации.
|
Основная часть | |
- Как вы думаете, на земле много или мало воды? (Ответы детей.)
- Вода имеет запах? (Ответы детей.) - Верно, что любую воду можно пить? - Какая бывает вода? (Холодная и горячая.) - Чем можно измерить температуру воды? (Термометром.) - Что случилось бы, если бы вода исчезла? Молодцы ребята, вы справились с вопросами корреспондента. -А сейчас предлагаю вам отправиться в лабораторию. Мы станем учеными и продолжим исследовать воду. А кто такой ученый – исследователь? (Это много знающий образованный человек, который проводит опыты, исследования и узнает что – то новое.) - Уважаемые коллеги! Нам предстоит трудная задача – узнать, в каких состояниях бывает вода и что она умеет делать с другими веществами. Вы готовы? Пройдемте в лабораторию - Мы знаем, что вода состоит из мелких капелек, хотя они и соединены друг с другом, но не очень крепко, поэтому вода растекается. Вода жидкое вещество, и это можно изобразить схемой. (Дети изображают схему.) - Но вода бывает не только в жидком состоянии (Показывает термос.) Посмотрите, что это? (Это термос.) - Для чего нужен термос? (Термос сохраняет тепло, любая жидкость остается горячей.) - Как вы думаете, почему из термоса выделяется пар? (В термосе находится горячая вода.) Воспитатель накрывает термос стеклом, поднимает стекло.
- Посмотрите, из термоса выделялся пар, а на стекле мы видим капельки воды. Как так получилось? Что стало с паром, во что он превратился? (Пар превратился в воду.) Значит пар – это тоже вода. - Сильно нагретая вода при высокой температуре превращается в пар (выставляет карточку.) А пар остывая, превращается в воду. В природе пар поднимается вверх, остывает в воздухе и выпадает на землю в виде осадков. --- Назовите, какие бывают осадки? (Дождь, снег, град, роса) - В паре расстояние между частичками больше, чем в воде, и они быстрее двигаются, «разлетаются». Такое состояние вещества называют газообразным. (Дети смотрят на экране схематичное изображение.)
- Продолжим наше исследование. Для опыта я подготовила кубики льда. Наденьте перчатки и возьмите лед в руки. Воспитатель берет лед в голые руки. - Как вы думаете, у кого лед растает быстрее? (Лед растает быстрее у вас, потому что он соприкасается с теплом рук.) - Во что превратился лед? (Лед превратился в воду.) - Почему у вас лед тает медленно? (На руках перчатки.) Ребята, перчатки разъединяют тепло рук и холод льда. - А вы знаете, как получить лед? (Надо налить воду в формочку, и поставить в холодильник. При низкой температуре вода замерзнет, и превратится в твердое вещество – лед.) - В каком состоянии, кроме жидкого, и газообразного, может находиться вода? (Вода может находиться в твердом состоянии.) - В твердом веществе капельки расположены очень плотно к друг другу и двигаются медленно. Вывод: вода может находиться в трех состояниях: жидком, газообразном и твердом. Физкультминутка.
Начинается разминка. Встали, выровняли спинки. Вправо, влево наклонились. И еще раз повторили. Приседаем мы по счету. Раз, два, три, четыре, пять Это нужная работа Мышцы ног тренировать. А теперь рывки руками Выполняем вместе с вами. - Нашу книгу пополнит страничка о трех состояниях воды. А сейчас мы узнаем, что происходит с веществами в воде. Пройдите за столы. - У вас на столах 3 стакана с водой и 3 тарелочки с разными веществами. Бросьте одну чайную ложку первого вещества в первый стакан воды и размешайте ложечкой. В другой стакан положите второе вещество. -Попробуйте ложечкой воду в первом стакане, какая вода по вкусу? (Вода сладкая.) Почему вода стала сладкой? (Мы положили туда сахар, в тарелочке находился сахар.) - Во втором стакане, какая вода по вкусу? (Вода соленая, значит, мы положили во второй стакан соль.) Куда же делась соль и сахар? - На самом деле они растворились. - Посмотрите, у вас на третьей тарелочке находится марганец. Насыпьте его в третий стакан, но не мешайте. Что происходит с кристалликами марганца? (Частицы марганца и воды перемешиваются друг с другом, вода окрашивается.) - Что же мы узнали из этого исследования? (Соль, сахар растворяются и придают воде сладкий и соленый вкус: марганец растворяется и окрашивает воду в розовый цвет.) - Вода является растворителем. Это еще одно свойство. Страничку с новым свойством воды мы поместим в нашу книгу. - Ребята, в поисках информации для нашей книги, я в словаре нашла короткое слово «аква». Давайте посмотрим, что оно означает. АКВА – первая часть сложных слов, относящихся к воде. - Знаете ли вы слова, которые начинаются с частицы «аква»? - Аквариум. Что это такое? (Стеклянная емкость с водой для содержания рыб.) - Аквапарк. Что это такое? (Парк с водными аттракционами.) - Акваланг. Что это такое? (Аппарат для дыхания.) - Ребята, есть еще одно слово это акванавт - это исследователь, который совершает плавание под водой на больших глубинах. Страницу с новыми словами поместим в книгу «Чудо – вода», где находится наш словарь исследователя природы. |
Актуализация знаний, решение проблемных ситуаций, поисковый этап.
Воспитатель задает вопросы, пытаясь подвести ребенка к правильному ответу.
Дети знакомятся со свойствами воды через опытно - экспериментальную деятельность Анализируют, делают умозаключения. Дети фиксируют этапы действий, умеют действовать в соответствии с алгоритмом. Выдвигают гипотезы, строят предположения.
Проявляют заинтересованность, вступают в проблемный диалог.
Развитие координации и снятие напряжения.
Дети проявляют интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к экспериментам проводимым с водой. Соблюдают правила безопасного поведения во время экспериментов. Дети делают выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщают их.
Формирование представлений детей о природном объекте воде |
Заключительная часть | |
- Как вы думаете, мы собрали интересную информацию для нашей книги?
- Что больше всего вам понравилось? - Что было полезным для вас? -Дорогие, ребята, мне сегодня было приятно снова побывать с вами в нашей лаборатории и проводить исследования. |
Анализ результатов деятельности подведение итогов.
|
Читайте также |
---|
Песочная терапия в работе педагога-психолога в ДОУ
Песочная терапия в работе педагога-психолога в ДОУ «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка». К. Д. Ушинский. Игры с песком — прекрасный материал...
Консультация для воспитателей. Тема: «Развивающие уголки для детей в группе!»
Консультация для воспитателей. Тема: «Развивающие уголки для детей в группе!» Группа детского сада – пространство коллективной жизни. Здесь ребенок находится в условиях коллективных...
Сценарий театрализованной постановки по ПДД «Волчок, светофор и пешеходный переход»
Сценарий театрализованной постановки по ПДД «Волчок, светофор и пешеходный переход» Сценарий театрализованной постановки по ПДД «Волчок, светофор и пешеходный переход» для...