Конспект совместной образовательной деятельности для детей 5-6 лет. Образовательная область: «Познавательное развитие».
Тема: «Волшебница вода»

 

Цель: создать условия для формирования представлений об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное.)

Задачи: познакомить со свойством воды как жидкости, способной растворять в себе другие вещества, находится в любом из трех состояний вещества;

сформировать представление о взаимодействии и переходе вещества из одного состояния в другое; способствовать развитию умений задавать вопросы, выслушивать ответы сверстников; развивать наблюдательность, умение анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи.

Планируемые результаты: В процессе исследовательской деятельности дети знакомятся со свойствами воды через опытно - экспериментальную деятельность. Прививается навык - умение действовать в коллективе. Формируется бережное отношение к воде как природному ресурсу. Дети научатся анализировать, делать умозаключения, иметь свое мнение, развивается логическое мышление. Расширяется познавательная активность детей.

Оборудование: термос, стекло, кубики льда, оборудование ИКТ, карточки для схем.

Содержание

Содержание образовательной деятельности Комментарии
Вводная часть
(Эмоциональный настрой: дети вместе с воспитателем встают в круг и берутся за руки)
«Доброе утро!» - я вам говорю.

«Доброе утро! Я всех вас люблю!»

- Мы с вами много беседовали о воде. Предлагаю создать книгу и оформить ее рисунками. Какое название мы придумаем нашей книге? («Чудо-вода».) Для нашей книги нужно собрать информацию о воде. И поможет нам корреспондент. А вы знаете, кто такой корреспондент? (Человек, который добывает интересную информацию.) Можно я буду корреспондентом? Спасибо. («Корреспондент» подходит к детям и задает интересующие его вопросы.)

Мотивирование к деятельности.

 

 

 

 

Создание проблемной ситуации.

 

Основная часть  
- Как вы думаете, на земле много или мало воды? (Ответы детей.)

- Вода имеет запах? (Ответы детей.)

- Верно, что любую воду можно пить?

- Какая бывает вода? (Холодная и горячая.)

- Чем можно измерить температуру воды? (Термометром.)

- Что случилось бы, если бы вода исчезла?

Молодцы ребята, вы справились с вопросами корреспондента.

-А сейчас предлагаю вам отправиться в лабораторию. Мы станем учеными и продолжим исследовать воду. А кто такой ученый – исследователь? (Это много знающий образованный человек, который проводит опыты, исследования и узнает что – то новое.)

- Уважаемые коллеги! Нам предстоит трудная задача – узнать, в каких состояниях бывает вода и что она умеет делать с другими веществами. Вы готовы? Пройдемте в лабораторию

- Мы знаем, что вода состоит из мелких капелек, хотя они и соединены друг с другом, но не очень крепко, поэтому вода растекается. Вода жидкое вещество, и это можно изобразить схемой. (Дети изображают схему.)

- Но вода бывает не только в жидком состоянии (Показывает термос.) Посмотрите, что это? (Это термос.)

- Для чего нужен термос? (Термос сохраняет тепло, любая жидкость остается горячей.)

- Как вы думаете, почему из термоса выделяется пар? (В термосе находится горячая вода.)

Воспитатель накрывает термос стеклом, поднимает стекло.

- Посмотрите, из термоса выделялся пар, а на стекле мы видим капельки воды. Как так получилось? Что стало с паром, во что он превратился? (Пар превратился в воду.) Значит пар – это тоже вода.

- Сильно нагретая вода при высокой температуре превращается в пар (выставляет карточку.) А пар остывая, превращается в воду. В природе пар поднимается вверх, остывает в воздухе и выпадает на землю в виде осадков. --- Назовите, какие бывают осадки?

(Дождь, снег, град, роса)

- В паре расстояние между частичками больше, чем в воде, и они быстрее двигаются, «разлетаются». Такое состояние вещества называют газообразным.

(Дети смотрят на экране схематичное изображение.)

- Продолжим наше исследование. Для опыта я подготовила кубики льда. Наденьте перчатки и возьмите лед в руки. Воспитатель берет лед в голые руки.

- Как вы думаете, у кого лед растает быстрее? (Лед растает быстрее у вас, потому что он соприкасается с теплом рук.)

- Во что превратился лед? (Лед превратился в воду.)

- Почему у вас лед тает медленно? (На руках перчатки.) Ребята, перчатки разъединяют тепло рук и холод льда.

- А вы знаете, как получить лед? (Надо налить воду в формочку, и поставить в холодильник. При низкой температуре вода замерзнет, и превратится в твердое вещество – лед.)

- В каком состоянии, кроме жидкого, и газообразного, может находиться вода? (Вода может находиться в твердом состоянии.)

- В твердом веществе капельки расположены очень плотно к друг другу и двигаются медленно.

Вывод: вода может находиться в трех состояниях: жидком, газообразном и твердом.

Физкультминутка.

Начинается разминка.

Встали, выровняли спинки.

Вправо, влево наклонились.

И еще раз повторили.

Приседаем мы по счету.

Раз, два, три, четыре, пять

Это нужная работа

Мышцы ног тренировать.

А теперь рывки руками

Выполняем вместе с вами.

- Нашу книгу пополнит страничка о трех состояниях воды.

А сейчас мы узнаем, что происходит с веществами в воде. Пройдите за столы.

- У вас на столах 3 стакана с водой и 3 тарелочки с разными веществами. Бросьте одну чайную ложку первого вещества в первый стакан воды и размешайте ложечкой. В другой стакан положите второе вещество.

-Попробуйте ложечкой воду в первом стакане, какая вода по вкусу? (Вода сладкая.) Почему вода стала сладкой? (Мы положили туда сахар, в тарелочке находился сахар.)

- Во втором стакане, какая вода по вкусу? (Вода соленая, значит, мы положили во второй стакан соль.) Куда же делась соль и сахар?

- На самом деле они растворились.

- Посмотрите, у вас на третьей тарелочке находится марганец. Насыпьте его в третий стакан, но не мешайте. Что происходит с кристалликами марганца? (Частицы марганца и воды перемешиваются друг с другом, вода окрашивается.)

- Что же мы узнали из этого исследования? (Соль, сахар растворяются и придают воде сладкий и соленый вкус: марганец растворяется и окрашивает воду в розовый цвет.)

- Вода является растворителем. Это еще одно свойство. Страничку с новым свойством воды мы поместим в нашу книгу.

- Ребята, в поисках информации для нашей книги, я в словаре нашла короткое слово «аква». Давайте посмотрим, что оно означает. АКВА – первая часть сложных слов, относящихся к воде.

- Знаете ли вы слова, которые начинаются с частицы «аква»?

- Аквариум. Что это такое? (Стеклянная емкость с водой для содержания рыб.)

- Аквапарк. Что это такое? (Парк с водными аттракционами.)

- Акваланг. Что это такое? (Аппарат для дыхания.)

- Ребята, есть еще одно слово это акванавт - это исследователь, который совершает плавание под водой на больших глубинах. Страницу с новыми словами поместим в книгу «Чудо – вода», где находится наш словарь исследователя природы.

Актуализация знаний, решение проблемных ситуаций, поисковый этап.

Воспитатель задает вопросы, пытаясь подвести ребенка к правильному ответу.

 

 

 

Дети знакомятся со свойствами воды через опытно - экспериментальную деятельность

Анализируют, делают умозаключения.

Дети фиксируют этапы действий, умеют действовать в соответствии с алгоритмом. 

Выдвигают гипотезы, строят предположения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проявляют заинтересованность,

вступают в проблемный диалог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие координации и снятие напряжения.

 

 

 

 

 

Дети проявляют интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к экспериментам проводимым с водой. Соблюдают правила безопасного поведения во время экспериментов.

Дети делают выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщают их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование представлений детей о природном объекте воде

Заключительная часть  
- Как вы думаете, мы собрали интересную информацию для нашей книги?

- Что больше всего вам понравилось?

- Что было полезным для вас?

-Дорогие, ребята, мне сегодня было приятно снова побывать с вами в нашей лаборатории и проводить исследования.

Анализ результатов деятельности подведение итогов.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Песочная терапия в работе педагога-психолога в ДОУ

Песочная терапия в работе педагога-психолога в ДОУ «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка». К. Д. Ушинский. Игры с песком — прекрасный материал...

Консультация для воспитателей. Тема: «Развивающие уголки для детей в группе!»

Консультация для воспитателей. Тема: «Развивающие уголки для детей в группе!» Группа детского сада – пространство коллективной жизни. Здесь ребенок находится в условиях коллективных...

Сценарий театрализованной постановки по ПДД «Волчок, светофор и пешеходный переход»

Сценарий театрализованной постановки по ПДД «Волчок, светофор и пешеходный переход» Сценарий театрализованной постановки по ПДД «Волчок, светофор и пешеходный переход» для...

Читайте также

Значение пальчиковых игр для детей дошкольного возраста

Значение пальчиковых игр для детей дошкольного возраста Научно доказано, что у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность...

Формирование представлений о сезонных изменениях в природе как элемент экологического…

Формирование представлений о сезонных изменениях в природе как элемент экологического образования в детском саду Дошкольное детство является важным периодом в психическом...

Тематический день в первой младшей группе ко дню бабушек и…

Тематический день в первой младшей группе ко дню бабушек и дедушек «Наши любимые бабушки и дедушки» Цель: познакомить детей с праздником...