Методическая разработка по этнокультурному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Ой, да не подшиты, стареньки»
Сроки проведения: краткосрочный, декабрь – февраль 16-17 г.
I. Введение
Актуальность:
Реализуя приоритетное направление детского сада по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста, мы считаем необходимым комплексное использование всех средств эстетического цикла: музыки, рисования, художественной литературы. Поэтому, большое место в приобщении дошкольников к народной культуре занимают народные праздники и традиции.
Совместное развлечение «Ой, не подшиты, стареньки» направлена на то, чтобы заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению, поддерживать у детей и родителей потребность в совместной и творческой деятельности. Известно, что совместный труд, совместная работа сближают детей и взрослых, делают их общение более плодотворным, интересным. У многих детей нет возможности познакомиться с русским национальным костюмом, посетить музей, выставку по прикладному искусству, а у родителей не хватает времени, чтобы передать ребенку свои знания, связанные с истоками народного творчества.
Постановка проблемы: проанализировав уровень знаний детей о ремёслах нашего края, пришли к выводу, что он недостаточно сформирован. Данные наблюдения помогли разработать совместное развлечение «Ой, не подшиты, стареньки», которое знакомит детей с историей одного из самых распространённых предметов обуви – валенка.
Время проведения: второй квартал (декабрь – февраль)
Цель: формирование у детей знаний о народной культуре, приобщение к ценностям семейных и национальных традиций русского народа.
Задачи:
- Развивать у детей творческие и познавательные способности;
- Развивать интерес детей к народному быту;
- Познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок;
- Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной творческой деятельности.
Форма проведения: совместное развлечение.
Участники собрания: дети старшей группы, воспитатели, родители.
План проведения:
- Предварительная работа.
- Творческая мастерская (совместно: дети-родители).
- Подведение итогов творческой мастерской.
II. Методическая разработка «Ой, да не подшиты, стареньки»
Ход мероприятия:
1. Предварительная работа:
- Ознакомление с художественной литературой.
- Ознакомление с окружающим (беседы: «Как делают валенки», «История появления валенок на Руси»).
- Рисование «Что можно сделать из валенка» (по замыслу).
- Лепка «Валенок».
- Разучивание частушек о валенках.
- Экскурсия в музей на выставку «Русский валенок».
2. Творческая мастерская
Приветственное слово домового (воспитатель):
На Руси есть такой обычай. Если дела в новом доме не ладятся, брали валенок, клали возле печки и говорили волшебные слова: « Дедушка домовой, послушай хозяина и хозяйку, пойдем с нами жить!»
А сейчас в наше время ведущие модельеры совершенно серьёзно утверждают: « XXI век – век валенка». Валенки – это не только обувь полезная для здоровья, но и приятная для души.
Валенки – это источник вдохновения современных художников и дизайнеров. Сегодня мы с вами станем художниками и попробуем превратить обыкновенный валенок в произведение искусства.
Любят русские зимою
В стужу валенки носить
Мы ж из валенок решили
Чудо – сказку смастерить.
Домовой приглашает родителей и детей в творческую мастерскую.
Совместная работа (дети – родители) по украшению валенков.
Различные способы украшения валенка:
- «Паровоз с вагонами».
Учить подбирать и пришивать тесьму по краю голенища валенка, привязывать к подошве колеса из пластмассового «Конструктора». Обыграть песенку «Мы едем, едем, едем…» (с использованием игрушечных зверей).
- «Валенки – зайчики».
Учить сшивать уши из двух половинок швом «вперед иголку», выворачивать их, прикреплять к валенкам. Разучить танец, надев на ноги валенки-зайчики.
- «Жираф».
Учить делать гриву из пеньковой веревки, вырезать из бархата пятнышки и прикреплять их к валенку с помощью двухстороннего скотча.
- «Лошадь».
Учить отмерять куски пеньковой веревки по мерке, завязывать узлы, прикреплять к валенкам уши, глаза, зубы.
- «Теремок».
Учить пришивать к валенку тесьму, связывать с помощью нити палочки для лестницы. Инсценировать сказку «Теремок» с использованием пальчиковых кукол.
- «Украшение валенок».
Помогать детям украшать валенки с помощью тесьмы, бусин, кружев, цветов, вырезанных из ткани и т.п.
Домовой:
Наши – руки – не для скуки,
Нас они не подведут:
Наши валенки наденешь –
Сами ноги в пляс идут!
(Включается музыка.)
Дети и родители исполняют произвольный танец под русскую народную песню «Валенки» в исполнении Н. Кадышевой.
Дефиле и фотосессия детей в валенках.
Оформление фотовыставки «Ой, да не подшиты, стареньки»
3. Подведение итогов собрания
А сейчас мы предлагаем вам скрепить нашу дружественную встречу ароматным чаем и отведать блюда, которые приготовили родители с вашей помощью.
Список литературы:
- Анчикова Т. П. Праздник русского валенка», журнал «Воспитатель» №4, 2008. с. 70-75.
- Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений /Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н. Корепанова и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
- Мельников М.Н. Русский детский фольклор: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов – М.: Просвещение, 1987. – 240 с.
- Прокофьева М., Успенская Н. Войлочная сказка //журнал «Ребенок в детском саду» № 6, 2006г. – 41с.
Читайте также |
---|
Проект «Сохраним елку»
Проект «Сохраним елку» Паспорт проекта «Сохраним елку-красавицу леса!» (Старшая группа №9) Структурный компонент Содержание Паспорт проекта Тема проекта: «Сохраним елку-красавицу леса!» Тип проекта: - детский Вид проекта: познавательно-творческий краткосрочный...
Работа с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
Работа с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где...
Театрализованная игра «Петушок»
Театрализованная игра «Петушок» Аннотация: Театрализованная игра «Петушок» формирует коммуникативные качества у ребенка, помогает детям развивать связную речь, учит драматизации, активизирует развитие познавательной...