Методическая разработка по этнокультурному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Ой, да не подшиты, стареньки»

 

Сроки проведения: краткосрочный, декабрь – февраль 16-17 г.

I. Введение

Актуальность: 

Реализуя приоритетное направление детского сада по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста, мы считаем необходимым комплексное использование всех средств эстетического цикла: музыки, рисования, художественной литературы. Поэтому, большое место в приобщении дошкольников к народной культуре занимают народные праздники и традиции.

Совместное развлечение «Ой, не подшиты, стареньки» направлена на то, чтобы заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению, поддерживать у детей и родителей потребность в совместной и творческой деятельности. Известно, что совместный труд, совместная работа сближают детей и взрослых, делают их общение более плодотворным, интересным. У многих детей нет возможности познакомиться с русским национальным костюмом, посетить музей, выставку по прикладному искусству, а у родителей не хватает времени, чтобы передать ребенку свои знания, связанные с истоками народного творчества.

Постановка проблемы: проанализировав уровень знаний детей о ремёслах нашего края, пришли к выводу, что он недостаточно сформирован. Данные наблюдения помогли разработать совместное развлечение «Ой, не подшиты, стареньки», которое знакомит детей с историей одного из самых распространённых предметов обуви – валенка.

Время проведения: второй квартал (декабрь – февраль)

Цель: формирование у детей знаний о народной культуре, приобщение к ценностям семейных и национальных традиций русского народа.

Задачи:

- Развивать у детей творческие и познавательные способности;

- Развивать интерес детей к народному быту;

- Познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок;

- Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной творческой деятельности.

Форма проведения: совместное развлечение.

Участники собрания: дети старшей группы, воспитатели, родители.

План проведения:

  1. Предварительная работа.
  2. Творческая мастерская (совместно: дети-родители).
  3. Подведение итогов творческой мастерской.

II. Методическая разработка «Ой, да не подшиты, стареньки»

Ход мероприятия:

1. Предварительная работа:

  • Ознакомление с художественной литературой.
  • Ознакомление с окружающим (беседы: «Как делают валенки», «История появления валенок на Руси»).
  • Рисование «Что можно сделать из валенка» (по замыслу).
  • Лепка «Валенок».
  • Разучивание частушек о валенках.
  • Экскурсия в музей на выставку «Русский валенок».

2. Творческая мастерская

Приветственное слово домового (воспитатель):

На Руси есть такой обычай. Если дела в новом доме не ладятся, брали валенок, клали возле печки и говорили волшебные слова: « Дедушка домовой, послушай хозяина и хозяйку, пойдем с нами жить!»

А сейчас в наше время ведущие модельеры совершенно серьёзно утверждают: « XXI век – век валенка». Валенки – это не только обувь полезная для здоровья, но и приятная для души.

Валенки – это источник вдохновения современных художников и дизайнеров. Сегодня мы с вами станем художниками и попробуем превратить обыкновенный валенок в произведение искусства.

Любят русские зимою

В стужу валенки носить

Мы ж из валенок решили

Чудо – сказку смастерить.

Домовой приглашает родителей и детей в творческую мастерскую.

Совместная работа (дети – родители) по украшению валенков.

Различные способы украшения валенка:

  • «Паровоз с вагонами».

Учить подбирать и пришивать тесьму по краю голенища валенка, привязывать к подошве колеса из пластмассового «Конструктора». Обыграть песенку «Мы едем, едем, едем…» (с использованием игрушечных зверей).

  • «Валенки – зайчики».

Учить сшивать уши из двух половинок швом «вперед иголку», выворачивать их, прикреплять к валенкам. Разучить танец, надев на ноги валенки-зайчики.

  • «Жираф».

Учить делать гриву из пеньковой веревки, вырезать из бархата пятнышки и прикреплять их к валенку с помощью двухстороннего скотча.

  • «Лошадь».

Учить отмерять куски пеньковой веревки по мерке, завязывать узлы, прикреплять к валенкам уши, глаза, зубы.

  • «Теремок».

Учить пришивать к валенку тесьму, связывать с помощью нити палочки для лестницы. Инсценировать сказку «Теремок» с использованием пальчиковых кукол.

  • «Украшение валенок».

Помогать детям украшать валенки с помощью тесьмы, бусин, кружев, цветов, вырезанных из ткани и т.п.

Домовой:

Наши – руки – не для скуки,

Нас они не подведут:

Наши валенки наденешь –

Сами ноги в пляс идут!

(Включается музыка.)

Дети и родители исполняют произвольный танец под русскую народную песню «Валенки» в исполнении Н. Кадышевой.

Дефиле и фотосессия детей в валенках.

Оформление фотовыставки «Ой, да не подшиты, стареньки»

3. Подведение итогов собрания

А сейчас мы предлагаем вам скрепить нашу дружественную встречу ароматным чаем и отведать блюда, которые приготовили родители с вашей помощью.

 

Список литературы:

  1. Анчикова Т. П. Праздник русского валенка», журнал «Воспитатель» №4, 2008. с. 70-75.
  2. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений /Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н. Корепанова и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  3. Мельников М.Н. Русский детский фольклор: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов – М.: Просвещение, 1987. – 240 с.
  4. Прокофьева М., Успенская Н. Войлочная сказка //журнал «Ребенок в детском саду» № 6, 2006г. – 41с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект «Сохраним елку»

Проект «Сохраним елку» Паспорт проекта «Сохраним елку-красавицу леса!» (Старшая группа №9) Структурный компонент Содержание Паспорт проекта Тема проекта: «Сохраним елку-красавицу леса!» Тип проекта: - детский Вид проекта: познавательно-творческий краткосрочный...

Работа с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Работа с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где...

Театрализованная игра «Петушок»

Театрализованная игра «Петушок» Аннотация: Театрализованная игра «Петушок» формирует коммуникативные качества у ребенка, помогает детям развивать связную речь, учит драматизации, активизирует развитие познавательной...

Читайте также

Конспект сюжетно-ролевой игры детей средней группы по социальному-коммуникативному развитию. Тема:…

Конспект сюжетно-ролевой игры детей средней группы по социальному-коммуникативному развитию Тема: «Поездка в театр» Цели: Способствовать развитию компонентов детской игры (обогащение игровых действий...

Использование технологии Storysack в работе с детьми дошкольного возраста

Использование технологии Storysack в работе с детьми дошкольного возраста В настоящее время перед педагогами дошкольных образовательных учреждений стоит одна из важных...

Формирование знаний о природе через игру в рамках предмета «окружающий…

Формирование знаний о природе через игру в рамках предмета «окружающий мир» в контексте новых стандартов образования В настоящее время в связи...