Сайт для воспитателей детских садов



Методическая разработка по этнокультурному воспитанию детей старшего дошкольного возраста
«Вверх тормашками, или новое прочтение старой темы»

 

Сроки проведения: краткосрочный, сентябрь – ноябрь 2016г.

I. Введение

Актуальность:

В современном мире как никогда важно обращаться к народным истокам. Большинство из них воспринимаются детьми до известной степени пассивно, необходимо же целенаправленная работа детского рассудка; необходимое развитие логического мышления.

Задачей перевёртышей – способствовать активизации рассудочной деятельности ребёнка, дать обильный материал, требующий анализа, систематизации в соответствии с логикой естественных связей.

Время проведения: первый квартал (сентябрь – ноябрь)

Цель: познакомить родителей с деятельностью детского сада по работе с народным фольклором (перевёртыши).

Задачи:

- побуждать родителей к совместной деятельности по данному направлению работы;

- вызвать интерес к потешному фольклору;

- приобщить к истокам русской народной культуры;

- побуждать к ознакомлению своих детей с потешным фольклором;

- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.

Форма проведения: литературная гостиная.

Участники собрания: дети подготовительной группы, воспитатели, родители. План проведения:

  1. Открытие родительского собрания
  • выступление детей,
  • выступление воспитателя.
  1. Конкурсная игра для родителей «Песни – перевёртыши».
  2. Театрализация сказки – перевёртыша «Колобок великан» Кудрявцев В.Т. (сотворчество дети-родители).
  3. Подведение итогов собрания.
  1. II. Методическая разработка «Вверх тормашками, или новое прочтение старой темы»

Ход мероприятия:

1. Подготовительный этап:

  • Оформление литературной гостиной.
  • Подготовка народных костюмов.
  • Разучивание с детьми перевёртышей.

2. Открытие родительского собрания:

  • Дети в народных костюмах встречают родителей в литературной гостиной, украшенной в народном стиле, исполняя перевёртыши:

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор

Он на сивой на телеге,

На скрипучем на коне,

Топорищем подпоясан,

Ремень за пояс заткнут,

Сапоги на распашку,

На босу ногу зипун.

Ехала деревня

Мимо мужика.

Вдруг из-под собаки

Лают ворота.

Он схватил дубинку

Разрубил топор.

А по нашей кошке

Пробежал забор.

Эх, сапоги у меня на вате,

А поддевка на скрипах.

Да я на пегой, на телеге,

На сосновой лошади.

Выступление воспитателя:

Ещё где же это видано,

Ещё где же это слыхано,

Чтобы курочка бычка родила,

Поросёночек яичко снёс…

(Из русского фольклора.)

Здравствуйте, уважаемые МАПЫ и ПАМЫ!

Да, да, именно так! Вы удивились такому приветствию? Задумались – почему?

Вот мы и хотим, чтобы наши дети удивлялись, задумывались, развивали творческую мысль!

Итак, ближе к теме!

Все мы, и дети наши выросли на русском детском фольклоре: колыбельных песнях, пестушках, потешках, сказках, скороговорках, небылицах, загадках и о ужас, даже страшилках…

Ну, кто из вас не помнит:

- Из-за тучи, из-за гор

Ехал дедушка Егор…

Или:

- Ехала деревня мимо мужика

Вдруг из-под собаки лают ворота,

Выскочила бабка с палкою в руке

И давай зубасить коня на мужике…

«Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и поэтому, самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который вырос и развился из изысканий высокой радости детской народной массы» (Г.С. Виноградов).

Не десятки, и не одну сотню лет великие умы мыслящей России собирали, изучали русский детский фольклор: В.И.Даль, Г.С. Виноградов, Д.К.Зеленин, И.П.Сахаров, К.Д. Ушинский и многие другие.

Сегодня мы смело можем сказать: «Детский фольклор – специфическая область народного творчества, объединяющая мир детей и взрослых».

Давайте обратимся к одному из многочисленных жанров русского детского фольклора, который называется «перевёртыши». Перевёртыши исторически укоренены в народной смеховой культуре (шутовство, карнавал), они пронизывают собой малые фольклорные жанры, рассчитанные, в том числе и на детей: «Фома едет на курице, Тимошка на кошке…».

Позже, этому жанру детского фольклора посвятил свои труды К.И. Чуковский, который и ввёл термин «перевёртыши». Именно К.И.Чуковский считал «перевёртыши» умственной игрой. «Ребенок играет не только камешками, кубиками и куклами, - писал он, - но и мыслями».

Приводя богатый и тщательно подобранный материал, исследователь утверждал, что «небывальщина» нужна ребенку лишь тогда, когда он хорошо утвердился в «бывальщине». Утвердившись в каком – то знании, ребенок начинает превращать его в игру; эта «жажда играть в перевёртыши присуща чуть ли не каждому ребенку на определенном этапе его умственной жизни».

И отнюдь не юмористическое, как считают некоторые исследователи, а именно «познавательное отношение к миру, лежит в основе подобных причуд», считал К.И. Чуковский.

«Не о комизме хлопочет ребенок, занимаясь этой игрой: главная его цель, как во всякой игре – упражнение новоприобретенных сил, своеобразная проверка новых знаний» (К. И. Чуковский).

Давайте задумаемся: как же мы, сегодня, можем использовать перевёртыши для развития воображения, творческого мышления наших детей? Конечно, все дети любят всевозможные сказки. Даже перечитанные не один десяток раз они не утрачивают своего интереса для наших детей. Но не становится ли это многократное прочтение неким своеобразным «ритуалом», «режимным моментом»? Выдающемуся писателю, психологу и педагогу Дж. Родари принадлежит идея создания сказок – перевёртышей. Он называл этот приём «перевирание сказки». «Красная шапочка злая, а волк добрый…», «Злые козлята охотятся на волка…». Всё это возможные сюжеты сказок на изнанку.

И вот уже наш современник, детский психолог Кудрявцев В.Т. создал цикл сказок – перевёртышей, изначально для своего сына. Каждая из них строится на видоизменении сюжета и характеристик персонажей классических, хрестоматийных народных сказок, например «Репка – спасительница» Кудрявцев В.Т. (Модификация русской народной сказки «Репка»).

И вот ребенок, конечно же, хорошо знающий старый сюжет сказки, сталкивается с необходимостью воссоздания противоречивой логики развития этого образа в его различных воплощениях (игра, свободное фантазирование, двигательная импровизация, рисунок). У ребенка появляются догадки, гипотезы, предположения и т.д. Причем чем ближе и проще сказочный оригинал для ребенка, тем сильнее может быть выражен эффект его преобразования.

А вот пример авторских перевёртышей, предлагающих детям удивится, а затем логически поразмыслить, и наконец, ответить на заданный вопрос:

- Заяц в сказочном лесу

Выгнал из дому лису

Слезами заливается

Рыжая красавица

Вы, ребята, помогите,

Лису и зайца рассудите!

- Всем знакомые козлятки

Поиграть решили в прятки

Спрятались за ёлкой,

Напугали волка

Волк от страха весь дрожит

Пот с него ручьем бежит!

Как, ребята, поступить,

Козлят и волка помирить?

- Колобок колючим стал

Всех зверей перепугал

На пенек под ёлкой сел

И медведя с зайцем съел!

Что случилось, братцы,

Надо разобраться!

И вот перед детьми возникает проблема, начинают выдвигаться различные версии, идёт обсуждение. У детей развивается внимание, мышление, логика, речь. Цель достигнута!

Уважаемые родители! Надеюсь, теперь вы догадались, почему мы обратились к вам вначале немного с юмором? Хотелось бы, чтобы «Умственная игра – перевёртыши», пришедшие к нам из далекого прошлого и сегодня удивляли, радовали и развивали наших детей.

3. Конкурсная игра для родителей «Песни – перевёртыши»

(Слова из знакомых песен «перевёрнуты», т.е. заменены противоположными по значению.)

  • Вражда непрочная разрушится. (Дружба крепкая не сломается.)
  • За поле берёзу срубили. (В лесу родилась ёлочка.)
  • Девушек вот мало замужних. (Парней так много холостых.)
  • До гримасы светлая ночь темней. (От улыбки хмурый день светлей.)
  • Смейся мальчик, наступит засуха. (Не плачь, девчонка, пройдут дожди.)

III. Театрализация сказки – перевёртыша (сотворчество дети-родители)

«Колобок – великан» Кудрявцев В.Т.

Модификация русской народной сказки «Колобок»

(Разыгрывание сказки с помощью карточек – подсказок.)

Жили-были старик со старухой.

Говорит старик старухе: «Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребёшь ли муки на колобок». Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две, а может, три.

Замесила муку на дрожжах, состряпала колобок и положила его на ночь. А он за ночь так вырос, что не смог поместиться в избушке. Крыша её треснула, стены повалились, и колобок выкатился на двор. А со двора – прямиком в лес.

Катится колобок по лесу, верхушки березок задевает. Навстречу ему заяц. Говорит колобок зайцу: Я колобище, зверей грозища,

Я избу сломал, на волю попал,

Сейчас тебя, зайца, съем!

Не успел заяц глазом моргнуть – съел его колобок.

Катится колобок дальше. И всё растёт, растёт, уже до сосновых шапок достаёт. Навстречу ему волк. Говорит колобок волку:

Я колобище, зверей грозища,

Я избу сломал, на волю попал,

Я зайца, съел,

Сейчас тебя, волка, съем!

Не успел волк ухом повести – съел его колобок.

Катится дальше. И расти продолжает, уже выше горы стал. Навстречу ему медведь. Говорит колобок медведю:

Я колобище, зверей грозища,

Я избу сломал, на волю попал,

Я зайца, съел,

Я волка, съел,

Сейчас тебя, медведь, съем!

Не успел медведь вздохнуть – съел его колобок.

Катится дальше. И уж не колобок он, а невиданный великан. Облака перерос. Навстречу ему лиса. Говорит колобок лисе:

Я колобище, зверей грозища,

Я избу сломал, на волю попал,

Я зайца, съел,

Я волка, съел,

Я медведя, съел,

Сейчас тебя, лиса, съем!

А лиса ему – в ответ:

- Хорошо, ты меня съешь. Но только напоследок выполни одно моё желание.

- Какое?

- Ты ведь, великан. Чего тебе стоит до солнца дотянуться. Уж очень хочется солнышко поближе рассмотреть.

Дотянулся колобок, великан из теста, до солнышка, а солнышко как начнёт его жарить. Очень скоро превратился он в пирожок.

А лиса его – гам! – и съела. Пирожок и остынуть не успел.

IV. Подведение итогов собрания

Чтобы узнать мнение родителей, мы используем приём «Рисунок дня».

Около выхода из гостиной ставим мольберт с большим листом бумаги и маркеры. Родители выражают своё отношение к собранию с помощью соответствующего рисунка, который они изображают на листе. По необходимости, можно словами пояснить его смысл. («Рисунок дня» может быть нарисован на небольших индивидуальных листах и приклеен на общий лист).

 

Список литературы:

  1. Зиман Л. Основной жанр-перевёртыш // журнал «Дошкольное воспитание» №2, 1998 г. – с. 121
  2. Кудрявцев В. Дети в перевёрнутом мире, или Попытка прочтения старой темы //журнал «Дошкольное воспитание» №11,1996 г.– с. 65
  3. Мельников М.Н. Русский детский фольклор: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов – М.: Просвещение, 1987. – 240 с.
  4. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду – М.: ВАКО, 2009. – 320 с.
  5. Чуковский К.И. От двух до пяти. М., 1963 г.
1 Плохо0


Добавить комментарий


Читайте также

Конспекты занятийКонсультацииСценарии




Вход на сайт


Комментарии

  • Оксана
    Довольно интересно и познавательно, буду применять.

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Хорошая, интересная работа. Спасибо. Обязательно применю в своей деятельности.

    Подробнее...

     
  • Евгения
    Очень интересная работа.Возь му на вооружение

    Подробнее...

     
  • Нелли
    Очень познавательные конспекты !Буду использовать в работе !

    Подробнее...

     
  • БАУРДА ЮЛИЯ
    БУДУ РАДА!

    Подробнее...

Добавить статью на сайт