Сайт для воспитателей детских садов



Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста

 

I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Процесс модернизации российского образования привел к принятию новых образовательных стандартов, направленных на полноценное развитие творческих способностей ребенка. Связано это с тем, что государство и общество хотят видеть личность творческую многоплановую, родители, в свою очередь, желают развивать ребенка в разных направлениях и получить в конечном итоге личность воспитанную, неординарно мыслящую, соответствующую сегодняшним требованиям общества.

В связи с этим, особую актуальность приобретает проблема развития речевого творчества у детей дошкольного возраста с помощью современных образовательных средств, так как творческая личность должна обладать высоким уровнем речевого творчества.

Речевое творчество – это самостоятельная деятельность детей по построению связных высказываний, вызванных восприятием произведений искусства, стимулирующих использование детьми разнообразных выразительных языковых средств, передающих впечатления ребенка от художественной информации.

Выделяют следующие виды речевого творчества:

  1. Пересказ.
  2. Сочинительство по сюжетным картинкам и по большим картинам.
  3. Составление рассказов, сказок из личного опыта.
  4. Составление сюжетных повествовательных рассказов по темам.

Способность к речевому творчеству формируется в старшем дошкольном возрасте, когда у детей имеется запас знаний об окружающем мире, достаточно развиты активная сторона речи, образное мышление и творческое воображение.

Интенсивное техническое развитие привело к тому, что в современном обществе речевое творчество постепенно утрачивает свое значение. Люди меньше общаются, меньше разговаривают друг с другом, заменяя непосредственное межличностное общение общением, опосредованным техническими средствами.

Кроме того, ухудшающиеся с каждым годом экологические условия влияют на здоровье подрастающего поколения, в педагогической практике наблюдается все больше детей со сложными нарушениями речи, с задержкой психического развития.

Все это обосновывает необходимость и актуальность исследования средств, развивающих речевое творчество в дошкольном возрасте в контексте новой образовательной политики, с использованием новых технологий и передового опыта.

При этом анализ практического опыта ДОУ позволил выделить недостатки в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Таблица №1

Недостатки в результатах Недостатки в основном процессе Недостатки в условиях профессиональной деятельности
Недостаточно сформированы представления дошкольников о видах речевого творчества. Дошкольники не знают большинство литературных произведений (сказок, рассказов и стихов) в рамках ООП. Недостаточно внимания уделяется проблеме речевого творчества в непосредственной образовательной деятельности. Недостаточная квалификация воспитателей. Отсутствие социального партнерства с театрами, музеями, организациями дополнительного образования.
Не у всех детей хорошо развита речевая и познавательная сфера: внимание, память, воображение, творческое мышление. Недостаточно сформированы виды речи (монологическая, диалогическая, связная). Родители дома не читают детям книг, не обсуждают с детьми прочитанные произведения, не рассматривают вместе иллюстрации к книгам, что сказывается на их познавательном развитии. Не планируется деятельность воспитателя, направленная на улучшение у детей видов речи (связной, монологической, диалогической), на развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Отсутствует взаимодействие с родителями воспитанников, со специалистами ДОУ по данной проблеме. Не проводится психолого-педагогическое просвещение родителей и воспитателей по проблеме речевого творчества.
У многих детей не сформирован интерес к речевому творчеству, к рассматриванию книжных иллюстраций и картин, к ознакомлению с художественной литературой. Детям не достает усидчивости, чтобы рассмотреть и обсудить содержание произведений и иллюстрации к ним. В образовательной деятельности практически не используются средства развития творческой фантазии ребенка (сочинение сказок, стихов, фантазирование, мультимедийные игры) Недостаточно хорошо создана предметная среда, способствующая развитию у детей речевого творчества. Имеется недостаток материально-технической оснащенности образовательной деятельности.

  Таким образом, возникает противоречие между требованиями ФГОС и недостатком современных образовательных средств, направленных на развитие речевого творчества детей дошкольного возраста.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

Таким образом, на основе анализа недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности, возникает профессиональная проблема, которая заключается в конфликте между стремлением воспитать творческую личность и преобладающими в педагогической практике воспитательными средствами, которые не активизируют творческое воображение и фантазию ребенка, а ориентированы на воспроизводящий характер образовательной деятельности.

3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Таблица №2

Целевые ориентиры Конкретизация с возрастом и темой Пример проявления в действии и в речи ребенка
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Ребенок владеет основными культурными способами деятельности. Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах речевой творческой деятельности.
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе. Ребенок проявляет интерес к общению, игровой, исследовательской деятельности, к речевому творчеству. Ребенок способен выразить в рассказе собственное отношение к происходящему, к объекту описания, настроение, эмоциональную реакцию.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам. Ребенок владеет творческим воображением, которое проявляется в речевом творчестве. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и, прежде всего, в игре.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. У ребенка сформированы все виды речи: связная, диалогическая, монологическая. В игровых ситуациях ребенок владеет техниками рассказа с перевоплощением, с заменой собеседника или точки зрения (повествование от лица птицы, животного, предмета, сказочного персонажа).
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Ребенок охотно общается со сверстниками и взрослым, обладает коммуникативной компетентностью, умеет поддержать беседу, развивать диалог со сверстниками и взрослыми. Ребенок способен сочинить рассказ (историю, сказку) на самостоятельно предложенную тему, на одну тему сочинить подробный и краткий рассказ, сочинить сказку на основе одного имеющегося предложения, которое должно в нее войти, сочинить рассказ на основе реального события.

4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Для решения проблемы речевого творчества необходимо дополнить основное содержание образовательного процесса, средства обучения, воспитания и контроля.

Таблица №3

Виды деятельности В НОД Вне НОД На что направлено
1. Игровая деятельность.

 

Сюжетно-ролевые игры: «В гостях у Вини-Пуха», «Поваренок» «Светофор», «На остановке», «Наоборот»;

речевые игры «Волшебный круг», «Карусель», «Дополни предложение»; игра с правилами «Лесные остановки»; мультимедийные игры «Веселая сочиняйка», «Угадайка», «Сочиняем по веселым картинкам».

Сюжетно-ролевые игры: «Веселые машинки», «Путешествие», «Остановка по требованию»; ролевые игры «Маски», «Играем в сказку»; игра с правилами «Живые слова»; настольно-печатные игры «Магазин», «Запиши рассказ», «Пойми меня»; ролевые игры «Семья гномов», «Идем в гости».

 

На развитие творческого воображения, которое реализуется в разных видах деятельности и, прежде всего, в игре.
2. Познавательная деятельность.

 

Эксперименты с водой, с песком, с глиной, с солнечным светом;

наблюдение за растениями, за животными;

исследовательская деятельность «Что из чего сделано?»;

исследовательские проекты.

Наблюдения за живой и неживой природой в процессе прогулок;

интеллектуальные конкурсы;

конференции по проектной деятельности с участием родителей.

 

На овладение ребенком культурными способами деятельности: размышления, познания, решения проблемы, получения информации.
3. Проблемно-ценностное общение.

 

Беседы и рассматривание иллюстраций в книгах, обсуждение содержания литературного произведения, сочинение сказок по методам Дж. Родари («Грамматика фантазий»).

 

Обсуждение прочитанных сказок дома вместе с родителями; совместная с родителями проектная деятельность.

 

На формирование коммуникативных навыков, на развитие связной, диалогической, монологической речи, лежащих в основе речевого творчества.
4. Социальное творчество

 

Социально-образовательные проекты «Кто такие волонтеры»;

коллективная творческая деятельность «Создание коллажа».

 

Совместные мероприятия с волонтерами;

социальное партнерство с библиотекой, школой, организациями дополнительного образования.

 

На развитие инициативы и самостоятельности в ходе совместной деятельности со взрослыми.
5. Туристическо-краеведческая деятельность.

 

  Экскурсии в библиотеку,

в краеведческий музей, в музей А. Толстого, экскурсии на выставку картин, в музей космонавтики, в парк.

 

На воспитание у ребенка ценностного отношения к культурным ценностям и традициям.

Контроль: проведение мониторинга: оценка индивидуального развития детей, психологическая и педагогическая диагностика, результаты которой будут использоваться для составления индивидуального плана работы с ребенком, для улучшения образовательного процесса в группе:

- Методика исследования умственного развития Е.А. Стребелевой.

- Методика исследования речи Е.А. Мазановой.

- Методика исследования уровня развития речевого творчества Р.С. Немова «Расскажи по картинкам».

- Методика исследования уровня развития творческого мышления «Найди слова в слове» Е.В. Сазоновой, Е.К. Вархотовой, Н.В. Дятко.

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Для получения новых образовательных результатов необходимо внести изменения в условия, обеспечивающие успешное решение профессиональной проблемы и развитие у старших дошкольников речевого творчества:

Кадровые:

- квалификация педагогических работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;

- педагог должен уметь организовать свою деятельность таким образом, чтобы она превратилась в действенное средство решения воспитательно-образовательных проблем;

- педагог должен быть способен к саморазвитию и самообразованию;

- педагог должен обладать современными методами мониторинга образовательной среды;

- должен уметь обеспечить решение воспитательно-образовательных задач всех образовательных областей на современном этапе дошкольного образования в РФ;

- привлечение специалистов к сопровождению и контролю образовательного процесса: психологов и логопедов.

Научно-методические:

- в ДОУ должно вестись научно-методическое сопровождение процесса реализации основной образовательной программы;

- консультационно-поддерживающая работа специалистов и научных руководителей по проблеме речевого творчества;

- обеспечение научно-методической литературой по проблеме речевого творчества;

- подборка программ по развитию речи и развитию речевого творчества;

- создание учебного аудио- и видеокомплекта «Средства развития речевого творчества в дошкольном возрасте»;

- разработка рекомендаций для родителей.

Материально-технические:

- игровое оборудование должно быть дополнено оборудованием по развитию речевого творчества;

- должна быть увеличена техническая оснащенность образовательного процесса: приобретение интерактивной техники, компьютера и другой оргтехники.

Нормативно-правовые:

- ФГОС ДО Утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155;

- Основная образовательная программа ДОУ;

- Концепция дошкольного воспитания (от 16.06.1989 г.);

- Концепция содержания непрерывного образования (от 17.06.2003 г.);

- Заключение договора с библиотекой;

- Внесение изменений в годовой план.

Информационные:

- электронные формы диагностических карт;

- создание веб-страничек «Речевое творчество в дошкольном возрасте», «Как научить ребенка разговаривать», «Как научить ребенка выражать свои мысли», «Развитие творчества и фантазии»;

- дистанционные образовательные курсы по теме «Развитие речевого творчества у дошкольников с помощью современных образовательных средств»;

- доступность сети Интернет и электронной информации;

- программное обеспечение, необходимое для создания дидактического материала и электронных игр для работы с интерактивной доской.

Организационные:

- проведение совместных с родителями мероприятий, посвященных проблеме развития речевого творчества: школа родителей «Играем в сказку», «Как развивать полет детской фантазии», мастер-классы по методам развития речевого творчества: «Сочиняем сказки», «Бином фантазии»;

- проведение конкурсов и досугов на тему речевого творчества: «Путешествие в сказку», «Клуб «Сочиняйка», «Юные фантазеры».

- проведение мероприятий семинаров, круглых столов, конференций в ДОУ по обмену и распространению опыта создания психолого-педагогических условий, способствующих развитию у дошкольников речевого творчества: «Воспитание творческой личности», «Методы Джанни Родари», «Развиваем творчество и фантазию».

Словарь терминов

Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.

Творчество – это создание нового продукта.

Речевое творчество – это самостоятельная деятельность детей по построению связных высказываний, вызванных восприятием произведений искусства, стимулирующих использование детьми разнообразных выразительных языковых средств, передающих впечатления ребенка от художественной информации.

Творческое воображение – способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.

Игра – это исторически развивающийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме.

 

II Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе

Тема пособия: Сочиняю сказки сам!

Возраст целевой группы: старший дошкольный возраст.

Цель пособия: Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста с помощью мультимедийной игры.

Задачи пособия:

1) Расширять знания и представления дошкольников о сказках и их героях.

2) Активизировать творческое мышление и творческое воображение.

3) Создать условия для реализации детской фантазии.

4) Тренировать произвольное внимание и память.

- Алгоритм работы со слайдами:

№ слайда Действия и возможный вариант пояснений педагога
№1

 

Я приглашаю вас в Страну фантазий. В этой Стране вы научитесь сами сочинять сказки и попробуете себя в роли сказочника – сочинителя сказок. С собой в дорогу вы должны взять ваши знания.
№2

 

Задание 1. по методу Д. Родари «Что было потом».

Я расскажу вам одну очень хорошо знакомую вам сказку, а вы попробуйте придумать ее необычное продолжение. Жили-были дед, бабка да внучка Алёнушка. И был у них огород, и росли там капуста, свёкла, морковка и даже репка. Захотелось дедушке однажды репки. Вот и пошел он в огород. Наклонился дедушка к репке, а под кустом кто-то:

"Пы-ыхх! П-пы-ых!"  

Испугался дед - и бежать. Прибежал домой, сел на лавку, никак отдышаться не может:

- Ох, бабка, там под кустом кто-то страшный сидит да пыхтит. Я едва ноги унес.

  • Полно тебе, старче! Пойду-ка я сама за репкой!

Ребята, а что было потом?

№3

 

Задание 2. по методу Д. Родари «Моделирование сказок».

Ребята, перед вами схема, по которой вы можете попробовать сочинить сказку. Попробуем?

№4

 

Задание 3. по методу Д. Родари «Бином фантазии».

Вы видите на экране картинки. Давайте попробуем сочинить предложение, используя данные картинки. Например, «В один прекрасный летний день встретились на полянке пчелка и бабочка».

№5

 

Задание 4. «Сочинение творческого рассказа по серии сюжетных картинок»

Ребята, вы видите серию сюжетных картинок. Давайте составим по ним интересный рассказ. Например: Пошла девочка кататься на санках…

№6

 

Задание 5. по методу Д. Родари «Коллаж из сказок».

Ребята вы уже угадали, герои какой сказки изображены на экране? Если угадали, давайте с вами вспомним действия, которые происходили в сказке. А теперь давайте представим, как бы изменилась сказка, если бы в ней появился Буратино или Айболит? Кто может рассказать новую сказку?

№7

 

Вот и закончились наши сказочные задания. Пришло время возвращаться в группу. А напоследок я скажу вам дети: читайте больше книжек, чтобы у вас всегда в любой дороге был с собой чемодан знаний.
2 Плохо0



Добавить комментарий


Читайте также

Конспекты занятийКонсультацииСценарии



Вход на сайт


Комментарии

  • Анжела
    Игра "Цветик-разноцв етик"

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Лариса Геннадьевна! Понравилось, что на занятие использовали интересный речевой и дидактический ...

    Подробнее...

     
  • Анна
    Лариса Геннадьевна, здравствуйте! Спасибо за интереснейшее занятие!!! Как я понимаю, Вы используете в ...

    Подробнее...

     
  • Грануш
    hranush1971@mail.ru

    Подробнее...

     
  • ольга урванцева
    Очень понравилась презентация.

    Подробнее...

Добавить статью на сайт