Модульный курс по изготовлению мягкой игрушки с детьми имеющими нарушения в опорно-двигательном аппарате

 

Работа по изготовлению игрушек из ткани в старшей группе ставит целью сформировать у детей интерес к этому виду труда, способствовать выработке навыков работы с материалом и умений пользоваться простейшими инструментами, использовать этот вид труда для гармонического развития личности ребенка.

Самодельная игрушка часто входит в разряд сувениров. Простота изготовления, яркая декоративность этих игрушек завоевали симпатии и детей, и взрослых. В нашей работе мы опирались на детей, имеющих отклонения в развитии опорно - двигательного аппарата. Малая наполняемость групп, позволила нам провести эксперимент по созданию мягкой игрушки руками детей. Работа по изготовлению мягкой игрушки имеет свои особенности, в частности создание условий, а также предварительной работы с детьми.

Так как работа с тканью и иглой сложна для детей дошкольного возраста, следует создать условия для работы по изготовлению игрушки. Для этого мы опираемся на их умения, сформированные на занятиях по аппликации, рисованию, конструированию. В старшем возрасте ребенок умеет на занятиях накладывать шаблоны на бумагу и вырезывать ножницами нужную фигуру, что схоже при изготовленимягкой игрушки. При этом необходимо учитывать коррекционную направленность дошкольного учреждения, а также индивидуальные особенности каждого ребенка. В настоящее время у многих детей развита аллергия на те или иные предметы, материалы, поэтому при выборе материала для детей лучше воспользоваться натуральными тканями (лен, хлопок и т.д.). Тонкую сыпучую ткань выкраивают с припуском 5 мм на шов [16, 17]. Подготовкой к изготовлению мягкой игрушки также является демонстрация детям различных видов ткани, поэтому воспитателю необходимо оформить коллекцию текстильных материалов. Коллекцию можно сделать по-разному, но главное заключается в том, чтобы дети смогли потрогать на ощупь тот или иной материал. Воспитатель должен дать детям некоторые сведения о различных видах ткани (как получают материал, что из него можно сделать и т.д.). В изготовлении мягкой игрушки детям потребуется такой инструмент как игла. Необходимо дать детям правила техники безопасности при работе с швейной иголкой:

  1. храни иглу всегда в игольнице;
  2. не оставляй иглу на рабочем месте без нитки;
  3. не бери в рот иглу, не играй с иглой;
  4. не втыкай иглу в одежду;
  5. не отвлекайся во время работы с иглой.

При последующей работе детей с иглой необходимо, чтобы в группе за детьми следил не только воспитатель, но и помощник воспитателя. Конечно, после вышеописанной предварительной работы с детьми еще рано приступать к процессу изготовления игрушки, поэтому следует провести подготовительные этапы работы с тканью. В нашей работе мы предлагали детям изготовление мешочков на елку, на листах бумаги дети пробовали сделать первые стежки, далее детям было предложено сшить вместе два куска ткани. Можно использовать такие приемы как пришивание пуговиц, обучение различным видам стежков и многое другое. Эти приемы способствуют как подготовке детей к выполнению мягкой игрушки, так и развивает у них мелкую моторику рук. Это особенно важно для старших дошкольников, так как это поможет им в дальнейшем лучше овладеть письмом. Нельзя забывать о том, что в силу особенностей детей предварительная работа должна проходить в увлекательной атмосфере, важно вызвать у детей интерес к работе. Необходимо сказать о цвете материала. В игрушках он принципиального значения не имеет. Обычно стремятся найти такую ткань, которая точно бы совпадала по цвету с реальным предметом. В выборе материала необходим творческий подход и даже некоторая смелость. Цветовое решение придает изделию подчас очень оригинальный, неповторимый вид.

Первоначально следует выбрать объект работы, то есть то животное, которое хотят сделать, эскиз выполняют на бумаге без излишней детализации. Большая степень обобщенности - главный признак рисунка, линии должны быть плавными, сложные изгибы, вырезы только усложняют процесс изготовления поделки. Рисунки можно выполнять самим или использовать из старых книжек для раскрашивания с учетом их переработки на конструирование. Когда подготовлен рисунок, из плотной бумаги или тонкого картона вырезают лекало и делают разметку на ткани. Сшивают игрушки толстыми нитками, цвет их должен отличаться от ткани, это подчеркнет декоративность поделки. Изделия набивают ватой. Для отделки используют различные материалы, глаза можно сделать способом аппликации из искусственной кожи, ткани, плотной бумаги или пришить пуговицы. Таким же способом выполняют нос, усы вышивают черными нитками.

Изготовление каждой игрушки связано с процессом раскройки материала, поэтому дети должны знать основные свойства ткани, уметь отличать лицевую и изнаночную стороны. При раскрое выкройки раскладывают на изнаночной стороне ткани и аккуратно обводят карандашом или мелом. При размещении на материале парных деталей нужно следить за тем, чтобы они не были выкроены на одну сторону, для этого парные выкройки располагают симметрично. Способ соединения деталей дети усваивают в процессе изготовления игрушки. Изделия из ткани сшивают вручную, затем их выворачивают на лицевую сторону и набивают ватой. Набивать формы следует небольшими кусками, заполнять вначале концы деталей, помогая при этом, длинным стержнем, карандашом. Это новый вид деятельности для дошкольников, поэтому при подборе заданий следует учитывать этот факт. Задания должны быть доступны детям. В дальнейшем можно дать задания на повторение ранее пройденного, они будут способствовать укреплению навыков шитья. Работу можно проводить в течение всего года.

В нашей работе эксперимент проводился на базе коррекционного детского сада. Экспериментальная группа состояла из 8 человек. Контрольная группа состояла из 8 человек. На основе сравнения этих двух групп мы установили, что у детей из контрольной группы дольше удерживается внимание к работе, проявляют больший интерес, дети сами предлагают новые идеи, проявляют творчество в работе. Работа воспитателя сводится к тому, чтобы следить за техникой безопасности, так как дети сами могут справиться с возникающими трудностями.

Занятие 4. Сделай игрушку - сувенир

Цель: учить детей делать мягкие набивные игрушки из ткани, закрепить знания о тканях, закрепить правила техники безопасности при работе с иголкой.

Оборудование: шаблоны животных из картона, ткань, иголка с продетой ниткой, ножницы, вата, простой карандаш, гуашь, кисточки.

Ход занятия. Воспитатель предлагает детям выполнить игрушку самостоятельно. Чтобы заинтересовать детей показывает им игрушки - сувениры. Воспитатель рассказывает детям о сувенирах (что означает слово сувенир, какие могут быть сувениры, для чего их используют).

После беседы с детьми воспитатель объясняет и показывает детям ход занятия. Вначале детям предстоит с помощью шаблона сделать выкройку (положить шаблон на изнаночную сторону ткани и обвести ее карандашом). У игрушки должна быть передняя и задняя часть, поэтому дети делают две выкройки. Затем дети должны аккуратно вырезать то, что они обвели. Далее воспитатель говорит о том, что эти две детали надо сшить вместе (опираясь на предыдущие занятие). Но сшить надо так, чтобы осталось место через, которое можно набить игрушку ватой. После того как детали сшиты между собой, воспитатель показывает как правильно набивать игрушку (вначале все уголки, вату надо брать большими кусками, набивать плотно, но так, чтобы не было неровностей). После того как игрушка была набита, необходимо зашить оставшуюся часть. Когда заготовка готова следует нарисовать гуашью мордочку животному. После объяснения и показа дети приступают к работе над своими игрушками. в ходе работы воспитатель постоянно напоминает детям последовательность работы.

2.2 Методические рекомендации по организации и проведению занятий модульного курса по изготовлению мягких игрушек

Проведенная работа позволила сформулировать следующие методические рекомендации по организации и проведению занятий модульного курса по изготовлению мягких игрушек:

  1. Для продуктивной деятельности по созданию мягкой игрушки необходимо учитывать психологические и индивидуальные особенности дошкольников старшего возраста.
  2. малая наполняемость групп позволила провести как фронтальные, так и индивидуальные занятия с детьми, что важно учитывая коррекционную направленность дошкольного учреждения.

для организации занятий необходимо соблюдать ряд условий:   подбор иллюстраций, подбор тканей, объяснение техники безопасности при работе со швейной иголкой.

  1. Также условием успешного создания игрушки является подготовительная работа: был разработан комплекс занятий (создание елочной игрушки, первые стежки, сшивание двух кусков ткани).

Были использованы следующие формы и методы работы с детьми: экскурсии в музей, коллективные и индивидуальные занятия, рассказ о тканях, показ воспитателя, рассказ воспитателя, беседа с детьми, индивидуальная помощь. воспитателю необходимо продумать содержание и ход каждого занятия,

построить практическую и теоретическую части занятия таким образом, чтобы переход от одной части занятия к другой был максимально эффективен.

- важно заинтересовать детей процессом созидания, вселить в них уверенность, что они смогут сделать задуманные игрушки.

- для проведения занятия следует заранее подготовить все материалы: ткань, ножницы, иголки, нитки, шаблоны для выкройки, мыло (или карандаш).

- когда дети начинают выполнять задания, воспитателю следует обратить внимание, прежде всего на то, насколько удобно и рационально они организовали свою деятельность:  как расположили все необходимое оборудование, предусмотрели ли последовательность работы, сумели ли учесть требование аккуратного выполнения её и т.д.

- воспитатель должен пристально наблюдать за деятельностью детей: он помогает детям осознавать причины затруднений, находить правильные решения.

- в процессе коллективной трудовой деятельности детей воспитатель основной задачей ставит формирование представлений о коллективном характере труда, его значимости, а также положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда.

для достижения наилучших результатов в работе следует использовать методы поощрения:  наиболее эффективным методом поощрения является выставка лучших работ, после предварительного обсуждения с детьми.

необходимо провести анализ выполненного задания, который направлен на выявление приемов подготовки и проведения задания: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Кроме того, анализ позволяет выявить индивидуальные особенности в поведении детей и значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Примерные занятия модуля.

Занятие 1. Новогодний мешочек

Цель: подготовить детей к изготовлению мягкой игрушки, развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: образец работы воспитателя, ткань для детей, тесьма, вата.

Ход занятия.

Воспитатель говорит детям о том, что к празднику Нового года им предстоит самим сделать елочное украшение. Это будут мешочки из ткани. Воспитатель рассказывает детям о различных видах ткани, называет тот вид, который предлагается детям для изготовления поделки.

Затем воспитатель показывает детям образец готового мешочка, заготовленный заранее.

Далее воспитатель спрашивает детей, как можно сделать мешочек, из предложенного материала. Воспитатель выслушивает ответы детей, если дети не знают, то воспитатель показывает как можно быстро и просто сделать украшение.

После показа воспитателя дети самостоятельно приступают к работе. По ходу занятия воспитатель помогает тем детям, которые не могут справиться с заданием.

В конце занятия воспитатель предлагает детям повесить свои мешочки на елку

Занятие 2. Пробные стежки на листе бумаги

Цель:  учит ь  детей выполнять стежки на листе бумаги в клетку, познакомить с техникой безопасности при работе с иголкой.

Оборудование: тетрадный лист в крупную клетку, швейная иголка с продетой черной ниткой, игольница.

Ход занятия.

Воспитатель предлагает детям новый вид деятельности. Каждый ребенок получает половину тетрадного листа в крупную клетку. Воспитатель рассказывает детям о том, что им потребуется сделать, для чего нужно это упражнение (для того чтобы научиться шить), также обращает внимание детей на то, что перед ними лежит швейная иголка. Рассказывает технику безопасности при работе с иголкой ножницами. Далее воспитатель показывает детям как правильно нужно сделать стежки на бумаге, уточняет, что если сильно тянуть иголку и ниткой при стежке, то бумага может порваться, а если сделать слабый стежок нитка сделает петлю над бумагой (показывает пример).

Далее дети приступают к выполнению задания, воспитатель внимательно следит за каждым, помогает, если у детей возникли трудности.

Занятие 3. Сшей вместе два куска ткани

Цель занятия: дать детям знания о ткани, учить детей сшивать между собой ткань, закрепить знания получение ранее, закрепить правила техники безопасности при работе с иголкой.

Оборудование: ткань(лен), иголка с продетой ниткой, игольница.

Ход занятия.

Воспитатель обращает внимание детей на оборудование, которое лежит у них на столах. В начале занятия воспитатель рассказывает детям о ткани(лен), с которой они будут работать. Что эта ткань из натурального растения, где растет лен, как его собирают, что из него делают. Показывает детям заготовленные заранее коробочки с семенами льна. После рассказа о ткани, воспитатель вместе с детьми вспоминает технику безопасности при работе с иголкой. Обращает внимание на то, что у ткани есть две стороны лицевая и изнаночная. Изнаночная ткань должна быть внутри работы.

Затем воспитатель показывает детям, как правильно нужно сшивать между собой ткань, напоминает, что края нужно постоянно соединять вместе, чтобы работа получилась аккуратной. Далее дети самостоятельно выполняют работу, воспитатель вместе с помощником помогают детям.

В конце занятия каждый ребенок проверяет насколько правильно получилось задание (крепко ли пришита ткань, проверяют изнаночную и лицевую стороны).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сообщение из опыта работы Тема: «Работа с детьми по дорожной…

Сообщение из опыта работы. Тема: «Работа с детьми по дорожной безопасности» Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы...

Дидактическая игра с применением ТРИЗ-технологии «Приготовь пиццу»

Дидактическая игра с применением ТРИЗ-технологии «Приготовь пиццу» Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к анализу строения объектов и их создания...

Конспект НООД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Есть…

Конспект НООД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Есть такая профессия помогать людям, попавшим в беду»

Читайте также

Тематический план кружка «Умники и умницы» для детей дошкольного возраста

Тематический план кружка «Умники и умницы» для детей дошкольного возраста Пояснительная записка. Познавательное развитие направлено на развитие интересов детей, любознательности и познавательной...

Ранние симптомы задержки речевого развития

Ранние симптомы задержки речевого развития Диагноз «Задержка речевого развития» детям ставят обычно после трех лет. Но очень часто при осмотре детей...

Конспект занятия по логоритмике в старшей группе. Тема: «Прогулка по…

Конспект занятия по логоритмике в старшей группе. Тема: «Прогулка по зоопарку» Цель: развитие лексико-грамматических категорий и обогащение словаря детей по названиям животных. Задачи: развитие координации...