Конспект СОД. Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»
Тема: «Знакомство с избой»

В средней группе

 

Возрастная группа: средняя.

Образовательная область: познавательное развитие.

Тип деятельности: тематическая, творческое.

Используемые методы и технологии обучения: интегрированные, проблемные, дифференцированные, личностно – ориентированные, ИКТ.

Форма организации обучения: фронтальная (коллективная работа, подгрупповая (работа малыми подгруппами, индивидуальная).

Форма обучения на занятии: беседа, мастерская.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с русской избой с предметами русского быта (печь, лавка, сундук, самовар). Познакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками.

Развивающие: развивать социально-коммукативные умения с помощью народных игр.

Воспитательные: воспитывать уважение к истории русского народа и его традициям, любовь к своей Родине.

Словарная работа: Активизировать самостоятельные рассуждения речи детей. поддерживать инициативу ответов на вопросы.

Обогащение словаря детей: печь, сундук, самовар.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, двигательная, художественно-творческая, продуктивная.

Методы: наглядные (просмотр презентаций, выставка атрибутов русской избы, словесные (вопросы, краткая беседа, чтение загадок, потещек) практические (сотворчество, самостоятельный выбор).

Индивидуальная работа: с детьми группы, поощрять высказывать свое мнение.

Средства обучения для воспитателя: мультимедийное оборудование. Русский народный костюм, запись русских народных песен. Баранки. Клубочек, Игрушка кот.

Средства обучения для детей: материалы для работы с тестом, тесто. Предметы домашнего обихода: печь, лавка, самовар, скатерть, деревянная посуда, сундук.

Предшествующая работа: знакомство детей с русским народным бытом; рассматривание картинок с изображением русской народной одежды; заучивание песен и потешек.

 

Ход НОД.

Вводная часть:

Звучит музыка «А в доме горит огонек».

Хозяйка:

- Дети, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю (поклонились).

Дети: кланяются, прижав руку к сердцу.

- Здравствуйте.

Хозяйка:

Ребята а вы любите ходить в гости? Я вас приглашаю к себе домой в русскую избу. А поможет нам в этом волшебный клубочек. Скажем волшебные слова:

Ты катись, катись, клубок,

С овражка на мосток.

Только сильно не спеши,

Путь-дорожку укажи.

Клубочек катиться – а дети идут следом за ним. Попадают в русскую избу.

Хозяйка.

Гость на порог — хозяину радость. Сядем рядком поговорим да поговорим ладком.

Очень много окон в нем. 

Мы живем в нем. Это… (дом).

Воспитатель показывает слайд многоэтажного дома и деревянного дома.

- Ребята, что это? (дом). Правильно, это дом, но посмотрите, какие бывают разные дома.

Это сейчас люди живут в многоэтажных домах. А раньше люди строили деревянные дома из брёвен (бревенчатый дом).

- Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

- Как мы себя чувствуем дома?

Не зря говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»

II. Основная часть:

Хозяйка:

Я ждала вас гости дорогие нарядилась в сарафан свой облачилась. А вы хотите быть такими же нарядными? (ответы детей) Хорошо! А где мы можем взять вещи, ведь шкафов у меня нет. Вот послушайте загадку и найдите вы отгадку:

Прячет бабушка там вещи

Сапоги, кафтан, сюртук.

Вы мне дружно все скажите

Этот шкаф зовут… (сундук.)

Правильно, ребятки, это сундук! А теперь давайте посмотрим, что в нем лежит (хозяйка открывает сундук и достает от туда: девочкам – платочки, мальчикам – кепки).

 Хозяйка:

Ребятки, я в избе живу не одна, у меня живёт кот Котофеич давайте с ним поиграем.

Физминутка:

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы.

Удивительной красы.

Глазки смелые.

Зубки белые.

Хозяйка. Сядем рядком и поговорим ладком. И ты котик сядь отдыхай. Загадаю вам загадку вы найдите мне отгадку.

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает». 

Хозяйка:

Правильно это печь.

Правильно, печка - наша поилица и кормилица, тело согревательница. В старину говорили: «Без печи изба - не изба». Печь ставили посреди горницы. Она служила источником тепла и света. Ребята, как вы думаете чем можно растопить печку? (Ответы детей «дровами».)

Правильно! Печку будем топить дровами. А вы мне поможете?

Дети: Да!

Хозяйка:

Тогда берите по одному бревнышку и подавайте мне, а я буду бросать дрова в печь (под музыку дети собирают дрова). Но чтобы наша печка быстрее нагрелась и стало тепло, давайте мы ей поможем. (звучит звук костра)

Физминутка: 

(Дети встают в круг, в руках у них платочки красного и желтого цвета.)

Гори, гори ясно (Руки с платочками вперед, взмахи в верх и в вниз.)

Чтобы не погасло (Присесть руки вниз.)

Глянь на небо. (Встать, пройти в центр, руки вверх помахать и отойти.)

Птички летят. (Взмахи руками в стороны, как птицы.)

Колокольчики звенят. (Руки вниз взмахи вправо, влево.)

Хозяйка:

Молодцы, ребятки! Славно потрудились! Теперь в нашей избе стало тепло. Ребята, как я вам уже говорила, что печка не только тепло дает, а в ней можно еще и кушать готовить, пироги да баранки печь. А хотите мы тоже с вами испечем баранки?

Дети: Да!

Хозяйка:

Для того что бы испечь баранки, нам нужно замесить тесто. Приготовили ребятки свои пальчики.

Проводится пальчиковая гимнастика «Месим тесто».

Тесто мнем, мнем, мнем

Тесто жмем, жмем, жмем

И баранки испечем!

Самостоятельная деятельность детей. Лепка из соленого теста «баранки»

Хозяйка:

Посмотрите, какое хорошее тесто у нас получилось! (Хозяйка снимает салфетку с тарелки, а в нем соленое тесто, скатанное в шарик.)

А сейчас нам нужно, вылепить баранки дружно! Ребята, для того, чтобы сделать баранки, нужно взять кусочек теста, раскатать между ладошек и соединить оба конца, так, чтобы получилось колечко (дети лепят баранки и выкладывают на поднос под музыку).

Хозяйка:

Молодцы! Красивые баранки у вас получились. А теперь их надо положить в печь, чтобы они испеклись.

 (Хозяйка подводит детей к столу где стоит самовар.) Беседа о самоваре.

Хозяйка:

Ребята, посмотрите, что у меня стоит на столе. Послушайте загадку:

Четыре ноги, два уха,

Один нос да брюхо. (Самовар.)

Правильно! Это самовар! Он большой, пузатый, его топили лучинами, это такие маленькие щепки от дерева, заливали в него воду, и он кипятился. А к чаю подавали баранки, давайте посмотрим, готовы ли наши баранки? 

А вот баранки наши поспели угощайтесь. (достаю прихватом).

Хозяйка:

Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Я гостям всегда рада!

Понравилось вам у меня в гостях?

Итог:

Как называется дом, в котором я живу? (Изба.)

Где люди хранили свою одежду? (В сундуке.)

Что в избе дает тепло? (Печка.)

В чем кипятили воду? (Самовар.)

Вы ребятки, молодцы! Приходите ко мне еще в гости! До свидания!

 

Самоанализ к конспекту НОД «Знакомство с русской избой»

Представлена непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию «Знакомство с русской избой».

Данная непосредственно образовательная деятельность проводилась с детьми среднего возраста 4-5 лет.

В непосредственно образовательной деятельности основное образовательное направление познавательное развитие было в интеграции с образовательными областями Речевое развитие, Физическое развитие, Социально коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие. При планировании НОД были учтены возрастные особенности детей.

Цель НОД:

Развитие познавательно – речевой активности детей средней группы.

Непосредственно образовательная деятельность была направлена на решение триединой дидактической задачи:

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с русской избой с предметами русского быта (печь, лавка, сундук, самовар). Познакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками.

Развивающие: развивать социально-коммукативные умения с помощью народных игр.

Воспитательные: воспитывать уважение к истории русского народа и его традициям, любовь к своей Родине.

Использовала виды детской деятельности – игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.

Для решения поставленных задач мною были использованы определённые методы и приёмы.

Форма организации детей – индивидуальная, подгрупповая, фронтальная.

Была проведена предварительная работа – знакомство детей с русским народным бытом; рассматривание картинок с изображением русской народной одежды; заучивание песен и потешек.

Структура НОД.

Водная часть: (организация детей) – 2 минуты

- Основная часть: (практическая деятельность) - 15 минут

- Заключительная часть (подведение итогов) 3 минуты.

НОД состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия.

Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть НОД направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов.

Вводная часть:

Для создания интереса воспитатель была в роли «Хозяйки», которая предложила поприветствовать гостей по старинному русскому обычаю. Переключение внимания, мотивация на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, было сделано с помощью игры «Волшебный клубочек», который должен быть показать дорогу к избе где живёт хозяйка. На организационном этапе НОД был применен проблемно-ситуационный метод детям было предложено оправится в русскую избу.

Основная часть НОД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач.

В ходе всего НОД создавала проблемные ситуации с помощью загадок знакомство с бытом русской избы.

В ходе проведения занятия была использована личностно-ориентированная модель деятельности. Дети показали знания программного материла, сами добывали знания. Преобладали вопросы проблемно-поискового характера (какая кошечка, какой самовар).

Для активизации детей были использованы следующие методы:

1. Словесный (беседа, вопросы к детям, поощрения, итог).

2. Наглядно - демонстрационный (показ презентации, печка, сундук, самовар)

3. Практический (пальчиковая гимнастика, сбор дров для печки, лепка крендельков их солёного теста).

4. Игровой (игра «гори, гори ясно»).

художественное слово (чтение потешки «Как у нашего кота загадки», пословицы, поговорки).

Большое внимание уделяла индивидуальной работе с детьми. Во время НОД старалась общаться с детьми на одном уровне, «глаза в глаза», а не доминировать над детьми.

В заключительной части НОД использовала вопросы проблемного характера.

Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течении НОД позволили избежать утомляемости детей. Использование мультимедийной установки соответствовало рекомендациям Сан Пинов. Обращала внимание на осанку детей. Я считаю, что выбранная мной форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, динамичной. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. поставленные задачи были выполнены.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Камешки - кабошоны, как один из инновационных игровых приемов в…

«Камешки - кабошоны, как один из инновационных игровых приемов в логопедической практике в рамках реализации ФГОС ДО»

Проект «Домашние и дикие животные» для детей второй младшей группы

Проект «Домашние и дикие животные» для детей второй младшей группы  Тип проекта: творческий, познавательно-исследовательский. Сроки реализации: с 01.11-15.11.2023г. Участники: дети 2 младшей группы, родители, воспитатели. Актуальность:  Многие...

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам» Цель: Создание у детей доброго, позитивного настроения в процессе сказочного путешествия в дружеской и...

Читайте также

Познавательно – исследовательский проект в подготовительной - логопедической группе: «Волшебные…

Познавательно–исследовательский проект в подготовительной - логопедической группе:«Волшебные свойства соли» Введение: Ребенок по своей натуре исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление...

Дидактическая игра «Найди пару»

Дидактическая игра «Найди пару» Дидактическая игра «Найди пару» будет интересна детям среднего дошкольного возраста. Данная игра направлена на развитие математических представлений...

Дидактическое пособие «Пожарная безопасность»

Дидактическое пособие «Пожарная безопасность»