Конспект СОД. Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»
Тема: «Знакомство с избой»
В средней группе
Возрастная группа: средняя.
Образовательная область: познавательное развитие.
Тип деятельности: тематическая, творческое.
Используемые методы и технологии обучения: интегрированные, проблемные, дифференцированные, личностно – ориентированные, ИКТ.
Форма организации обучения: фронтальная (коллективная работа, подгрупповая (работа малыми подгруппами, индивидуальная).
Форма обучения на занятии: беседа, мастерская.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с русской избой с предметами русского быта (печь, лавка, сундук, самовар). Познакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками.
Развивающие: развивать социально-коммукативные умения с помощью народных игр.
Воспитательные: воспитывать уважение к истории русского народа и его традициям, любовь к своей Родине.
Словарная работа: Активизировать самостоятельные рассуждения речи детей. поддерживать инициативу ответов на вопросы.
Обогащение словаря детей: печь, сундук, самовар.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, двигательная, художественно-творческая, продуктивная.
Методы: наглядные (просмотр презентаций, выставка атрибутов русской избы, словесные (вопросы, краткая беседа, чтение загадок, потещек) практические (сотворчество, самостоятельный выбор).
Индивидуальная работа: с детьми группы, поощрять высказывать свое мнение.
Средства обучения для воспитателя: мультимедийное оборудование. Русский народный костюм, запись русских народных песен. Баранки. Клубочек, Игрушка кот.
Средства обучения для детей: материалы для работы с тестом, тесто. Предметы домашнего обихода: печь, лавка, самовар, скатерть, деревянная посуда, сундук.
Предшествующая работа: знакомство детей с русским народным бытом; рассматривание картинок с изображением русской народной одежды; заучивание песен и потешек.
Ход НОД.
Вводная часть:
Звучит музыка «А в доме горит огонек».
Хозяйка:
- Дети, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю (поклонились).
Дети: кланяются, прижав руку к сердцу.
- Здравствуйте.
Хозяйка:
Ребята а вы любите ходить в гости? Я вас приглашаю к себе домой в русскую избу. А поможет нам в этом волшебный клубочек. Скажем волшебные слова:
Ты катись, катись, клубок,
С овражка на мосток.
Только сильно не спеши,
Путь-дорожку укажи.
Клубочек катиться – а дети идут следом за ним. Попадают в русскую избу.
Хозяйка.
Гость на порог — хозяину радость. Сядем рядком поговорим да поговорим ладком.
Очень много окон в нем.
Мы живем в нем. Это… (дом).
Воспитатель показывает слайд многоэтажного дома и деревянного дома.
- Ребята, что это? (дом). Правильно, это дом, но посмотрите, какие бывают разные дома.
Это сейчас люди живут в многоэтажных домах. А раньше люди строили деревянные дома из брёвен (бревенчатый дом).
- Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?
- Как мы себя чувствуем дома?
Не зря говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»
II. Основная часть:
Хозяйка:
Я ждала вас гости дорогие нарядилась в сарафан свой облачилась. А вы хотите быть такими же нарядными? (ответы детей) Хорошо! А где мы можем взять вещи, ведь шкафов у меня нет. Вот послушайте загадку и найдите вы отгадку:
Прячет бабушка там вещи
Сапоги, кафтан, сюртук.
Вы мне дружно все скажите
Этот шкаф зовут… (сундук.)
Правильно, ребятки, это сундук! А теперь давайте посмотрим, что в нем лежит (хозяйка открывает сундук и достает от туда: девочкам – платочки, мальчикам – кепки).
Хозяйка:
Ребятки, я в избе живу не одна, у меня живёт кот Котофеич давайте с ним поиграем.
Физминутка:
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы.
Удивительной красы.
Глазки смелые.
Зубки белые.
Хозяйка. Сядем рядком и поговорим ладком. И ты котик сядь отдыхай. Загадаю вам загадку вы найдите мне отгадку.
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает».
Хозяйка:
Правильно это печь.
Правильно, печка - наша поилица и кормилица, тело согревательница. В старину говорили: «Без печи изба - не изба». Печь ставили посреди горницы. Она служила источником тепла и света. Ребята, как вы думаете чем можно растопить печку? (Ответы детей «дровами».)
Правильно! Печку будем топить дровами. А вы мне поможете?
Дети: Да!
Хозяйка:
Тогда берите по одному бревнышку и подавайте мне, а я буду бросать дрова в печь (под музыку дети собирают дрова). Но чтобы наша печка быстрее нагрелась и стало тепло, давайте мы ей поможем. (звучит звук костра)
Физминутка:
(Дети встают в круг, в руках у них платочки красного и желтого цвета.)
Гори, гори ясно (Руки с платочками вперед, взмахи в верх и в вниз.)
Чтобы не погасло (Присесть руки вниз.)
Глянь на небо. (Встать, пройти в центр, руки вверх помахать и отойти.)
Птички летят. (Взмахи руками в стороны, как птицы.)
Колокольчики звенят. (Руки вниз взмахи вправо, влево.)
Хозяйка:
Молодцы, ребятки! Славно потрудились! Теперь в нашей избе стало тепло. Ребята, как я вам уже говорила, что печка не только тепло дает, а в ней можно еще и кушать готовить, пироги да баранки печь. А хотите мы тоже с вами испечем баранки?
Дети: Да!
Хозяйка:
Для того что бы испечь баранки, нам нужно замесить тесто. Приготовили ребятки свои пальчики.
Проводится пальчиковая гимнастика «Месим тесто».
Тесто мнем, мнем, мнем
Тесто жмем, жмем, жмем
И баранки испечем!
Самостоятельная деятельность детей. Лепка из соленого теста «баранки»
Хозяйка:
Посмотрите, какое хорошее тесто у нас получилось! (Хозяйка снимает салфетку с тарелки, а в нем соленое тесто, скатанное в шарик.)
А сейчас нам нужно, вылепить баранки дружно! Ребята, для того, чтобы сделать баранки, нужно взять кусочек теста, раскатать между ладошек и соединить оба конца, так, чтобы получилось колечко (дети лепят баранки и выкладывают на поднос под музыку).
Хозяйка:
Молодцы! Красивые баранки у вас получились. А теперь их надо положить в печь, чтобы они испеклись.
(Хозяйка подводит детей к столу где стоит самовар.) Беседа о самоваре.
Хозяйка:
Ребята, посмотрите, что у меня стоит на столе. Послушайте загадку:
Четыре ноги, два уха,
Один нос да брюхо. (Самовар.)
Правильно! Это самовар! Он большой, пузатый, его топили лучинами, это такие маленькие щепки от дерева, заливали в него воду, и он кипятился. А к чаю подавали баранки, давайте посмотрим, готовы ли наши баранки?
А вот баранки наши поспели угощайтесь. (достаю прихватом).
Хозяйка:
Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Я гостям всегда рада!
Понравилось вам у меня в гостях?
Итог:
Как называется дом, в котором я живу? (Изба.)
Где люди хранили свою одежду? (В сундуке.)
Что в избе дает тепло? (Печка.)
В чем кипятили воду? (Самовар.)
Вы ребятки, молодцы! Приходите ко мне еще в гости! До свидания!
Самоанализ к конспекту НОД «Знакомство с русской избой»
Представлена непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию «Знакомство с русской избой».
Данная непосредственно образовательная деятельность проводилась с детьми среднего возраста 4-5 лет.
В непосредственно образовательной деятельности основное образовательное направление познавательное развитие было в интеграции с образовательными областями Речевое развитие, Физическое развитие, Социально коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие. При планировании НОД были учтены возрастные особенности детей.
Цель НОД:
Развитие познавательно – речевой активности детей средней группы.
Непосредственно образовательная деятельность была направлена на решение триединой дидактической задачи:
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с русской избой с предметами русского быта (печь, лавка, сундук, самовар). Познакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками.
Развивающие: развивать социально-коммукативные умения с помощью народных игр.
Воспитательные: воспитывать уважение к истории русского народа и его традициям, любовь к своей Родине.
Использовала виды детской деятельности – игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.
Для решения поставленных задач мною были использованы определённые методы и приёмы.
Форма организации детей – индивидуальная, подгрупповая, фронтальная.
Была проведена предварительная работа – знакомство детей с русским народным бытом; рассматривание картинок с изображением русской народной одежды; заучивание песен и потешек.
Структура НОД.
Водная часть: (организация детей) – 2 минуты
- Основная часть: (практическая деятельность) - 15 минут
- Заключительная часть (подведение итогов) 3 минуты.
НОД состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия.
Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть НОД направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов.
Вводная часть:
Для создания интереса воспитатель была в роли «Хозяйки», которая предложила поприветствовать гостей по старинному русскому обычаю. Переключение внимания, мотивация на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, было сделано с помощью игры «Волшебный клубочек», который должен быть показать дорогу к избе где живёт хозяйка. На организационном этапе НОД был применен проблемно-ситуационный метод детям было предложено оправится в русскую избу.
Основная часть НОД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач.
В ходе всего НОД создавала проблемные ситуации с помощью загадок знакомство с бытом русской избы.
В ходе проведения занятия была использована личностно-ориентированная модель деятельности. Дети показали знания программного материла, сами добывали знания. Преобладали вопросы проблемно-поискового характера (какая кошечка, какой самовар).
Для активизации детей были использованы следующие методы:
1. Словесный (беседа, вопросы к детям, поощрения, итог).
2. Наглядно - демонстрационный (показ презентации, печка, сундук, самовар)
3. Практический (пальчиковая гимнастика, сбор дров для печки, лепка крендельков их солёного теста).
4. Игровой (игра «гори, гори ясно»).
художественное слово (чтение потешки «Как у нашего кота загадки», пословицы, поговорки).
Большое внимание уделяла индивидуальной работе с детьми. Во время НОД старалась общаться с детьми на одном уровне, «глаза в глаза», а не доминировать над детьми.
В заключительной части НОД использовала вопросы проблемного характера.
Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течении НОД позволили избежать утомляемости детей. Использование мультимедийной установки соответствовало рекомендациям Сан Пинов. Обращала внимание на осанку детей. Я считаю, что выбранная мной форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, динамичной. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. поставленные задачи были выполнены.
Читайте также |
---|
«Камешки - кабошоны, как один из инновационных игровых приемов в…
«Камешки - кабошоны, как один из инновационных игровых приемов в логопедической практике в рамках реализации ФГОС ДО»
Проект «Домашние и дикие животные» для детей второй младшей группы
Проект «Домашние и дикие животные» для детей второй младшей группы Тип проекта: творческий, познавательно-исследовательский. Сроки реализации: с 01.11-15.11.2023г. Участники: дети 2 младшей группы, родители, воспитатели. Актуальность: Многие...
Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»
Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам» Цель: Создание у детей доброго, позитивного настроения в процессе сказочного путешествия в дружеской и...