Развитие связной речи младших дошкольников через обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок

 

Цель. Работать над формированием устной связной речи с опорой на сюжетные картинки; развивать воображение и внимание на занятии через работу с сюжетными картинками; учить оценивать ответы товарищей.

Задачи.

Коррекционно-образовательные. Закрепить навык подробного пересказа текста с опорой на серию сюжетных картинок. Научить ребенка задавать вопросы, способствовать тому, чтобы вопросы были более осмысленными.

Коррекционно-развивающие. Развивать речеслуховую память. Активизировать мыслительную деятельность. Формировать навык речевого самоконтроля.

Коррекционно-воспитательные. Воспитывать бережное, заботливое отношение к домашним животным.

Демонстрационный материал: сказка В. Сутеева «Три котенка».

Раздаточный материал: серии предметных картинок к сказке.

 

Актуальность

Развитие связной речи является важнейшей задачей в овладении ребенком родным языком. Это объясняется рядом обстоятельств. Во – первых, в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная (общения). Во-вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка. В-третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование грамматического строя речи, словаря, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком. Полноценное овладение связной речью рассматривается как стержень формирования личности ребенка-дошкольника. Оно предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. В формировании связной речи особенно отчетливо выступает связь развития речи и интеллекта. Связная речь – это речь содержательная, логичная, последовательная, организованная. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа, уметь анализировать. Отбирать основные признаки, устанавливать различные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения и связывать их различными способами связей.

Одним из средств развития связной речи является картинкам. Учить ребенка рассказывать по картинкам – это значит, формировать его связную речь. Картинки не только расширяют и углубляют детские представления об окружающем, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых. Использование серий сюжетных картин, объединенных общим сюжетом, способствует формированию у детей умений развивать сюжетную линию, придумывать к рассказу название, соответствующее его содержанию, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина и конец. Всеми этими умениям дети должны овладеть до поступления в школу.

Овладение родным языкам является важнейшим условием успешности ребенка в социальном и интеллектуальном развитии, а также в освоении детских видов деятельности и творчества. Поэтому развитию речи в ДОУ уделяется особое внимание. Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует выявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литерной деятельности. Речевые умения выступают одним из критериев оценки результатов детской деятельности.

Главным проявлением речи выступает попытка ребенка выразить мысль, добиться понимания и адекватной реакции со стороны окружающих. Следовательно, ведущей задачей является развитие связной речи. Решение же остальных задач направлено на совершенствование связной речи, т.е. именно уровень ее сформированности выступает основным показателем уровня общеречевого развития ребенка.

Рассказывание по серии сюжетных картин является одним из компонентов развития связной речи. Элементы рассказывания по сюжетным картинам присутствуют в работе с детьми с младшего дошкольного возраста и совершенствуются в процессе овладевания навыками рассказывания вплоть до подготовительной группы.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Звучит музыка, дети входят в группу.

Воспитатель: Ребята посмотрите на нашу группу, как же здесь светло и уютно. Вы согласны со мной?

Светит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу группу.

Мы захлопали в ладоши,

Очень рады солнышку!

Давайте улыбнемся друг другу и поздороваемся с солнышком.

Пальчиковая гимнастика «Ранняя весна».

Стало солнце пригревать, (Рисуют в воздухе указательным пальцем круг.)

И набухли почки. (Соединили ладони – касаются только подушечки пальцев и запястья, пальцы полусогнуты.)

Скоро выйдут из земли (Не меняя положения, поднимаем руки).

Первые цветочки (Разводим пальцы в стороны.)

Воспитатель: Молодцы, все справились заданием!

Стук в дверь

Воспитатель: Что это такое? Кто стучит? Наверное, это ты Егор стучал? Нет, тогда, наверное, Милана! Тоже нет? Аааа, так это к нам в дверь стучат! Интересно, кто это? Давайте посмотрим!

Дверь открывается, входит Маша и плачет.

Воспитатель: Здравствуй девочка? Как тебя зовут и почему ты плачешь?

Маша: Здравствуй, меня зовут Маша. Мама мне купила новую книжку (показывает), а мой младший брат Миша, порвал, разрисовал ее и теперь мамочка не сможет мне прочесть ее! А мне так хотелось послушать новую сказку (громко плачет).

Воспитатель: Успокойся Маша! Ребята, давайте поможет девочке?

Маша: Как Вы мне поможете? Миша зачеркнул, самые главные слова в этой сказке.

Воспитатель: А мы, Машенька, будем делать все вместе, и у нас обязательно получиться узнать, какие слова зачеркнул твой брат!

II. Основная часть.

1. Текст сказки с зачеркнутыми словами «котята».

Чтение текста в деформированном варианте (пропуск слова котята).

Жили три …: чёрный, серый и белый. Три …: увидели мышь и бросились за ней! Мышь прыгнула в банку с мукой. … — за ней! Мышь убежала. А из банки вылезли три белых …. Три белых … увидели на дворе лягушку и бросились за ней! Лягушка прыгнула в старую самоварную трубу. … — за ней! Лягушка ускакала, а из трубы вылезли три чёрных …. Три чёрных … увидели в пруду рыбу и бросились за ней! Рыба уплыла, а из воды вынырнули три мокрых …. Три мокрых … пошли домой. По дороге они обсохли, и стали как были: чёрный, серый и белый.

2. Беседа по содержанию сказки.

Воспитатель: «О ком эта сказка?».

Дети: «Эта сказка о котятах».

Воспитатель: «Как вы догадались?».

(Дети высказывают свои предположения).

Воспитатель: «Какое слово зачеркнул Миша?»

Дети: «Он зачеркнул слово котята».

Воспитатель: «Правильно, ребята. Эта сказка о трех котятах. А написал ее детский писатель Владимир Сутеев».

Показывают сюжетные картинки.

Маша: Спасибо вам! Теперь я знаю это зачеркнутое слово, обязательно расскажу про него маме! Ой, но я уже устала сидеть, а вы ребята? Давай с вами проиграем!

3. Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке,

Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)

Не сутультесь, грудь вперёд

Замечательный народ! (Выравнивание осанки.)

По тропинке побежим,

По тропинке добежим.  (Лёгкий бег на носочках.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки. (Прыжки на месте.)

Сладко потянулись

Всем мы улыбнулись (Руки вверх, потягивание.)

4. Игра «Проказы Маши».

Маша: А теперь я устала, хочу немного отдохнуть!

Воспитатель: Хорошо, давайте теперь отдохнем и немного помечтаем. «Ребята, закроем глазки и представим наших котят».

Дети закрывают глаза, звучит музыка и воспитатель меняет картинки местами.

Воспитатель: «Пока мы отдыхали, Маша перепутала все картинки. Посмотрите, все картинки на своем месте?»

Воспитатель: «Что бы все исправить и расставить картинки по порядку, нам нужно вспомнить сказку! Сейчас я посмотрю, кто из вас слушал внимательно!»

Воспитатель: «Кого увидели котята?»

Дети: «Котята увидели мышку».

Воспитатель: «Что они сделали?»

Дети: «Котята бросились за ней».

Воспитатель: «Куда прыгнула мышка?»

Дети: «Мышка прыгнула в банку с мукой».

Воспитатель: «Что случилось с котятами?»

Дети: «Они тоже полезли в банку с мукой».

Воспитатель: «Что произошло дальше?»

Дети: «Мышь убежала».

Воспитатель: «Как изменились котята?»

Дети: «Они стали белыми».

Воспитатель: «Почему котята стали белыми?»

Дети: «Они испачкались в муке».

Воспитатель: «А как это так может быть: были разноцветные, а стали белые?

Дети отвечают.

Воспитатель: « А затем, что случилось с тремя белыми котятами?»

Дети: «Они увидели лягушку и бросились за ней»

Воспитатель: « А куда прыгнула лягушка?»

Дети: « В старую самоварную трубу и ускакала»

Воспитатель: « И как же изменились котята?»

Дети: «Они стали черными»

Воспитатель: « А почему они стали черными?»

Дети: «Труба была старая и грязная»

Воспитатель: «А дальше что случилось с котятами?»

Дети: «Они увидели рыбку в пруду»

Воспитатель: « И что произошло с котятами?»

Дети: « Они прыгнули в пруд и намокли»

Воспитатель: « А дальше что произошло дальше?»

Дети: « Три мокрых котенка пошли домой»

Воспитатель: « А по дороге наши котята обсохли или так и остались мокрыми?»

Дети: «Обсохли, и стали как и были – черный, серый и белый».

Дети меняют картинки местами и комментируют выполненное задание.

III. Итог занятия. Рефлексия.

Воспитатель: «Чем мы сегодня занимались на занятии?».

Дети: «Мы пересказывали сказку о котятах».

Воспитатель: «Какие приключения с ними произошли?». (Ответы детей.)

Воспитатель: «Ребята, Маша очень рада, что мы смогли прочитать сказку и выполнить все задания. И она нам за это приготовила сладкое угощение. Ребята, и я приготовила вам подарок – Книгу сказок Владимира Сутеева. Вы – молодцы, очень хорошо сегодня занимались».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по организации исследовательской деятельности в подготовительной к школе…

Конспект НОД по организации исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Свойства воздуха» Цель: формирование представления о свойствах воздуха путем экспериментальной деятельности. Задачи: Образовательная: — уточнить...

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения Ранний возраст – особенно ранимый в жизни ребенка. В этот период они...

Проект «Шкатулка с секретами» (Художественно-продуктивный проект по сотрудничеству с родителями)

Проект «Шкатулка с секретами»(Художественно-продуктивный проект по сотрудничеству с родителями)  

Читайте также

Конспект педагогического мероприятия по художественно – эстетическому развитию (вторая младшая…

Конспект педагогического мероприятия по художественно – эстетическому развитию (вторая младшая группа) Тема: «Театрализованная деятельность. Сказка “Репка”» Интеграция образовательных областей: «Художественно –...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд»

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд» Задачи: - дать элементарные представления об источниках загрязнения (промышленность, бытовые отходы, сточные воды...

Патриотизм – основа дошкольного воспитания на современном этапе образования

Патриотизм – основа дошкольного воспитания на современном этапе образования Сегодня в полный рост встал вопрос воспитания патриотизма с самого раннего детского...