«Сравнение березы и ели зимой»
Зимняя прогулка в средней группе

 

Цель: формировать знания о жизни березы и ели зимой.

Задачи.

Образовательные:

  • расширить представления детей о деревьях, растущих на участке (береза, ель), выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года;
  • закреплять знания о деревьях, названиях частей дерева, умение разгадывать загадки, узнавать ель по характерным признакам, отличающих ее от других деревьев;
  • расширить кругозор детей и словарный запас (чечевичка, хвоинки…)
  • обратить внимание детей на красоту зимней природы через художественные произведения.

Развивающие:

  • развивать умения детей сравнивать предметы, находить сходства и различия на примере деревьев, наблюдать, анализировать.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • приобщать детей к русской народной культуре;
  • воспитывать чувство ответственности за порученное дело.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Оборудование: шишка, платок, лопатки по количеству детей, 3 баночки с водой, шапочка снеговика, колпачок, санки большие, санки игрушечные 2 шт., куклы 2 шт.

 

Логика образовательной деятельности

В группе дети стоят в кругу.

Воспитатель: К нам сегодня пришли гости, поприветствуйте их.

Дети здороваются с гостями.

Воспитатель загадывает загадку:

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? (Зимой.)

Вопросы к детям:

- О каком времени года идёт речь в этой загадке?

- Как узнали, что зима?

- А хотите пойти на прогулку?

- Что бы нам пойти гулять, нужно самостоятельно хорошо одеться.

- А отправимся мы в раздевалку на машинах. Берем рули и поехали. (Дети имитируя звуки мотора выходят в раздевалку.)

Если хочешь прогуляться,

Надо быстро одеваться.

Дверку шкафа открывайте,

По порядку одевайте.

Посмотрите, на улице стало холодать,

Пришло время кофточку ребятам одевать.

Теперь мы ботинки, сапожки возьмем

И шапки оденем, и в куртки нырнем!

Осталось нам только замки застегнуть.

И можем все вместе отправиться в путь!

Рукавички

Руки спрячем в рукавички —

Разноцветные сестрички.

Сможем дольше мы опять

На морозе погулять!

(Дети выходят на улицу.)

Воспитатель: Пригласим гостей к нам на участок. Где находится наш участок? (Дети: наш участок справа от детского сада.)

Воспитатель: На нашем участке растет береза? Где она находится? (Ответы детей.)

Воспитатель: Подойдем поближе. (Дети подходят ближе.)

Воспитатель: Ребята, послушайте красивое стихотворение «Береза».

Береза.

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

И стоит береза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

С. Есенин.

Беседа около березы.

Воспитатель задает вопросы детям:

- Какие части дерева вы знаете? (Ствол, корни, ветки, листья, почки.)

- Зачем корни деревьям? (Корнями дерево питается, пьет.)

- Где находятся корни? (Корни в земле, иногда выходят на землю.)

- Какого цвета ствол у березы? (Ствол белый с черными пятнами.)

- Какой он — толстый или тонкий? (Ответы детей.)

- Прямой или наклоненный? (Ответы детей.)

- А какие ветки у березы? (Длинные, тонкие.)

- Как вы думаете, зачем березе черные пятна на стволе? (Ответы детей.)

Эти черточки называются “чечевички”. Повторите, пожалуйста, это новое

Слово. Ребята, оказывается, чечевички – это нос березы, через который она дышит. Вот какое важное значение, для дерева имеют эти черные черточки – чечевички.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, на березку. Как высоко ее макушка. Сможем мы ее достать? Потянитесь на носочки. (Дети пытаются дотянуться.)

- Не достали? А попробуйте подпрыгнуть. (Дети прыгают.)

- Трудно ее достать!

- Ребята, все мы с вами дружим, вы дружите, друг с другом, птицы дружат с птицами, животные дружат с животными, а я дружу с вами. Как вы думаете, есть ли на участках подружки нашей березы? (Ответы детей.)

- А давайте их найдем! Кто найдет, сразу кричит «Подружка». Мы сразу все подходим к подружке березы, которую нашли.

- Раз, два, три подружку ищи!

(Дети находят березу.)

Воспитатель: Давайте посмотрим, похожа она на нашу березу. (Ответы детей.)

- Она выше? (Ответы детей.)

- А ствол у нее прямой или кривой? (Ответы детей.)

Воспитатель: А хотите поиграть? (Ответы детей.)

Русская народная игра «Снежная баба»

Цель: развитие двигательной активности

Ход игры:

Выбирается «Снежная баба». Ей одевается платок. Она садится на корточки в конце площадки. Дети идут к ней, притоптывая.

Баба Снежная стоит,

Утром дремлет, днями спит,

Вечерами тихо ждет,

Ночью всех пугать идет.

На эти слова «Снежная баба» просыпается и догоняет детей. Кого поймает, тот становится «Снежной бабой».

Воспитатель: А теперь нам нужно вернуться на участок.

Играем в игру «Беги к березе» (Дети бегут на участок к березе.)

Цель: развивать умение быстро выполнять действия по сигналу воспитателя.

Воспитатель: Я хочу загадать вам загадку?

Что же это за девица?

Ни швея, ни мастерица.

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ответы детей.)

- Правильно. Полюбуйтесь елочкой, ее красотой. Вот она какая, красавица лесная.

- Наша елочка большая или маленькая? (Ответы детей.)

- Выше березы? (Ответы детей.)

- У елочки есть ствол. Вот он. На стволе растут ветки. Веток много.

Растут они по всему стволу. Покажите, как растут ветки у елки. (Показ детей.)

- Потрогайте веточки. Какие они? (Ответы детей.)

- Почему веточки колючие? (Ответы детей.)

- Посмотрите, сколько на веточках иголочек? (Ответы детей.)

- Какого цвета иголочки? (Ответы детей.)

- Потрогайте осторожно иголочки. Какие они? (Ответы детей.)

- Ребята, внимание! Эти иголочки у ели называются “хвоинки. Повторите, это новое слово. (Дети повторяют.)

- Одна иголка – “хвоинка”. Много иголок – “хвоинки”. На ели растут хвоинки, поэтому называют ель хвойным деревом.

- Каким деревом является ель? (Ответы детей.)

- Как называются иголочки на ели? (Ответы детей.)

- Елочка, елочка, не коли нас колючей иголочкой. Да, иголочек у елочки много. Они очень острые и колючие. Могут уколоть руку. Лучше их не трогать.

- А как называются плоды елки. (Ответы детей.)

- Давайте, еще раз полюбуемся нашей елочкой и ее красотой. (Дети любуются елью.)

Воспитатель: А теперь давайте встанем в круг вокруг елки и березы и поиграем в Д/и «Сходства-отличия».

Ход игры:

Предавая друг другу шишку, надо назвать сходства между березой и елью, а затем отличия. (Дети по правую руку от воспитателя передавая шику, называют сходства, а затем, дети, по левую руку передавая шишку называют отличия.)

- Есть сказка о березе и ее подружке елке. Я ее расскажу вам в группе.

«В лесу родилась елочка,

В лесу она росла

Зимой и летом стройная,

Зеленая была».

Воспитатель: Дети, но не только красивы эти деревья, но и пользу людям приносят. Листочки, почки, кору, сок березы используют в лечебных целях, различные болезни лечат.

- Из веточек и иголок ели заваривают чай и пьют при простуде. Укрепляют здоровье. Поэтому к деревьям нужно относиться бережно, ухаживать за ними, оберегать, не ломать.

- Что укрывает землю зимой? (Ответы детей.)

- Зачем снег нужен растениям? (Ответы детей.)

Воспитатель: Снег укрывает всю землю, сильно меняя картину природы. Поэтому люди сравнивают его со скатертью, одеялом, пуховой периной, с тёплой шубой.

- Вот послушайте, как говорится про снег в пословицах и поговорках:

«Зима не лето, в шубу одета»; 

«Снег земле- кормилице - тёплый кожух».

Опыт «Защитные свойства снега»

Цель: познакомить со свойствами снега.

Помещаем баночки с одинаковым количеством воды:

  1. На поверхности сугроба;
  2. Зарыть не глубоко в снег;
  3. Зарыть глубоко в снег.

Понаблюдать за состоянием воды в баночках. Сделать вывод, почему снег защищает корни растений от замерзания.

Вывод:

  1. чем глубже будет находиться баночка, тем теплее будет вода;
  2. корням под снегом и почвой тепло;
  3. чем больше снега, тем теплее растению.

Воспитатель: Много снега, негде бегать.

На дорожках тоже снег.

Вот, ребята, вам лопаты-

Поработаем для всех!

Воспитатель: Молодцы, все потрудились хорошо, поставим лопатки в снег. А какое очень важное дело нам нужно еще сделать? (Воспитатель подводит детей к кормушке.)

Воспитатель: Ребята, какое стихотворение мы сочинили для того, чтобы птички быстрее прилетели? Кто расскажет? Воспитатель кладет кусочек хлеба ребенку, тот, протянув руку к кормушке, громко говорит:

Птичка, птичка прилетай

И в кормушку залетай,

Вот тебе крошки

На моей ладошке.

Воспитатель помогает положить хлеб в кормушку и говорит: А теперь пришла пора поиграть нам, детвора.

Дети становятся друг за другом. На первого ребенка надевается шапочка снеговика, на последнего колпачок. По сигналу воспитателя «Снеговичок» - дети идут колонной, за снеговиком. На сигнал «Колпачок», дети поворачиваются друг за другом в противоположную сторону и идут за «Колпачком» (4р.).

Воспитатель: Как мы хорошо поиграли. Вам понравилось? (Ответы детей.)

Индивидуальная работа. Предложить Алмазу, Лешей Е. и Алине игровое упражние «Перешагни через ледяные кочки»

Свободная игровая деятельность детей.

Рефлексия:

- Что вам, больше сегодня понравилось на прогулке? (Ответы детей.)

- Что нового вы узнали? (Ответы детей.)

- А помните я вам обещала рассказать сказку?

(Ответы детей)

«Жила-была красивая белоствольная береза. Но вот однажды ветер принес под ее ветви семечко ели, упало оно рядом с березой в землю и стало прорастать. Сначала выросла вот такая маленькая елочка. Береза укрывала ее от жарких солнечных лучей, от ветров и сильных морозов. Хорошо было елочке около березы, росла она и радовалась. Росла большая – пребольшая. Закрыла березку от солнца. Стало березе плохо, нет кудрявых кос и зеленых листьев. Мало ей света. Со стороны ели все веточки голые, редкие, без листьев. Вот так была береза ели нянькой, а елка когда выросла большая, обижать березку стало. Поэтому и называют березку нянькой у ели.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Консультация для воспитателей. Тема: «Жизнь детей Африки»

Консультация для воспитателей. Тема: «Жизнь детей Африки» 25 мая 1963 года по решению ООН этот день объявлен Днём освобождения Африки. Ежегодно...

«Золотые рыбки» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая оздоровительная программа физкультурной направленности

«Золотые рыбки» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая оздоровительная программа физкультурной направленности

Развлечение ко дню матери в младшей группе «Ах, какая мама!»…

Развлечение ко дню матери в младшей группе «Ах, какая мама!» Цель: Способствовать созданию праздничной, доверительной атмосферы и учить детей выражать любовь...

Читайте также

Конспект занятия: «Масленица - проводы Зимы» (младшая группа)

Конспект занятия: «Масленица - проводы Зимы» (Младшая группа) Цели и задачи: Познакомить с праздником Масленицей. Создать чувство единства группы, доброжелательную атмосферу в детском...

Рабочая программа дополнительного образования «Финансовая азбука» для детей 5-7 лет

Рабочая программа дополнительного образования «Финансовая азбука» для детей 5-7 лет Срок реализации – 2 года

Агротуризм как средство развития инновационного подхода познавательной активности в педагогической…

Агротуризм как средство развития инновационного подхода познавательной активности в педагогической среде дошкольного образования (На примере ДОУ №52 «Искорка» г.Тирасполь) Одной из...