Школа воспитателя. Цикл занятий для воспитателей «Открой сердце искусству»

 

Девиз. «Умей видеть красоту – открой сердце искусству!»

Цель. Приобщить педагогический коллектив к миру искусства. Познакомить воспитателей с видами и жанрами искусства, познакомить с творчеством русских художников.

Перспективное планирование на учебный год

Сентябрь (3 неделя) 1. Виды и жанры изобразительного искусства
Октябрь (1 неделя) 2. Что такое натюрморт?
Ноябрь (1 неделя) 3. Что такое портрет?
Ноябрь (3 неделя) 4. Викторина «жанры изобразительного искусства»
Декабрь (1 неделя) 5. Декоративно-прикладное искусство
Январь (3 неделя) 6. Основные направления и течения в изобразительном искусстве
Февраль (2 неделя) 7. Художники – сказочники
Март (2 неделя) 8. Советское искусство, часть 1
Апрель (2 неделя) 9. Советское искусство, часть 2

Художники – сказочники

(Занятие 7)

«Сказка не ведает преград

ни во времени, ни в пространстве»

К.Паустовский.

Цель. Познакомить педагогический коллектив с русскими художниками, использовавшими в своем творчестве сюжеты сказок, а также с первыми иллюстраторами книг для детей.

Материал. Лубочные картинки (репродукции) изображающие библейские сюжеты, сатирические и волшебно – героические. Иллюстрация к сказке «Руслан и Людмила» И.Иванов, рисунки к сказке «Иванушка – дурачок» (1844) Тимм, иллюстрации к сказке «Конек – горбунек» Р.Жуковский. Ряд иллюстраций к «Коньку-горбунку» и «Жар-птице», репродукции картин со сказочно – былинным сюжетом В.Васнецова. Репродукции картин со сказочно – былинным сюжетом Врубеля и Н.К.Рериха. Ряд иллюстраций к народным сказкам – «Белая уточка», «Война грибов», «Сивка-Бурка» Елены Поленовой. Иллюстрации И.Я.Билибина и С.Малютина.

Материал для игры. Набор репродукций известных картин и иллюстраций со сказочно – былинным сюжетом.

План.

  1. Лубочные картинки – предшественники книжной графики и сказочных картин.
  2. Русская народная сказка в творчестве художников ΧΙΧ – начала ΧΧ веков.
  3. Игра – пантомима «Угадай картину».

I. Лубочные картинки – предшественники книжной графики и сказочных картин.

С чего начинается знакомство маленького ребенка со сказкой, если он не умеет читать? Конечно с картинки.

Первые издания сказок относятся к началу ΧΙΧ века. Сказки публиковали в различных журналах и альманахах, печатались они и отдельными сборниками. Большинство этих сказок выходили совсем без иллюстраций, некоторые снабжались случайными гравюрами, похищенными из французских изданий.

Издания этих книг связаны с возникшим интересом к сказкам среди высшего и среднего сословия. Книги выходили малым тиражом и были недоступны бедным.

Но так было не всегда.

Конец ΧVIII – начало ΧΙΧ века. Образы русских сказок впервые получили отображение в лубочных картинках.

Представьте: в небольшом городе или селе по улице ходят разбитные, звонкоголосые офени (корабейники). Они призывают покупать у них самый разный товар: помады, иголки, ленты и лубочные картинки различного содержания. Здесь были листы потешные и духовные. Духовные иллюстрировали Библию. Среди потешных встречались сатирические и отображающие сюжеты сказок.

Создавались картинки примитивным способом безымянными художниками из народа. Сравнительно дешевые и доступные, они раскупались «простонародьем». Лубок был излюбленным украшением избы, трактира, купеческой лавки.

Особой популярностью пользовался лубок волшебно-героического характера, прославляющий подвиги героев народных сказок. (показ иллюстрации)

Постепенно, через дворню сказка проникает и в высшие круги общества. Появляются собиратели сказок. Сказки публикуют в журналах и альманахах, а также отдельными сборниками.

Именно в это время и появляются первые художники, иллюстрирующие сказку.

II. Русская народная сказка в творчестве художников ΧΙΧ – начала ΧΧ веков.

В 1820 году художник И.Иванов исполняет рисунки к первому изданию поэмы «Руслан и Людмила». Все гравюры расположены на одном листе. Это несколько несвязанных по времени сцен. (показ иллюстрации)

В 40-е годы ΧΙΧ века в России работает рижанин Тимм. Это один из первых художников – иллюстраторов. Именно про эти годы А.Некрасов сказал, что «наступил иллюстрированный век в литературе». Тимм исполнил рисунки к сказке «Иванушка – дурачок» в 1844.

Другой художник – Р.Жуковский, первым иллюстрировал ершовского «конька – горбунка». С этими рисунками сказка переиздавалась множество раз. (показ иллюстрации)

К 80-м годам появляются первые станковые произведения в живописи, посвященные сказкам. Одним из первых русских художников, обратившихся к сказке, как к носителю сюжета, стал В.Васнецов(1848 – 1926). Его произведения открывают новую страницу в русском изобразительном искусстве. До Васнецова попытки воссоздать сказочно-былинные образы не получали должного воплощения в живописи.

В отечественное искусство В.Васнецов пришел как жанрист. В начале своего творчества, наряду с жанровыми произведениями, Васнецов создал ряд иллюстраций к «Коньку-горбунку» и «Жар-птице».

В Москве Васнецов знакомится с семьей мецената Мамонтова и становится деятельным участником творческого содружества художников, которое организовалось в имении «Абрамцево». Васнецов говорил, что именно атмосфера «Абрамцево» вдохновила его на создание полотен на темы русских сказок и былин.

Творческая атмосфера «Абрамцево» вдохновляла не только В.Васнецова. Здесь были созданы акварели к русским сказкам Елены Поленовой. В гостиной музея «Абрамцево» до сих пор стоит экран для камина: царевич Гвидон и Царевна-Лебедь – создание Врубеля (1856 – 1910). (показ иллюстраций)

Был еще чародей-сказочник – художник Н.К.Рерих. (1874 – 1947) – живописец, ученый-исследователь, путешественник, писатель, автор более семисот полотен. Рерих родился в Петербурге в 1874 году, учился в Академии художеств в мастерской пейзажиста Куинджи. В фантастических сюжетах Рериха особенно ярко проявилась художественная манера мастера. (показ иллюстраций).

Самым энергичным деятелем абрамцевского творческого содружества была Елена Поленова (1850 – 1898) (сестра известного художника). В 1885 – 1888 годах в Абрамцеве Поленова исполнила ряд иллюстраций к народным сказкам – «Белая уточка», «Война грибов», «Сивка-Бурка» и др. (показ иллюстраций)

В 1900 году на выставке художественного объединения «Мир искусства» впервые появились акварели И.Я.Билибина (1876 – 1942). Билибин вскоре получает известность как оригинальный мастер графики, создатель особого типа иллюстрированной книги. (показ примера) Билибин украшает декоративной рамкой страницы, придумывает вензеля.

Одновременно с Рерихом и другими художниками над иллюстрациями к сказкам работал художник С.Малютин (1859 – 1937) – создатель ряда иллюстраций к сказкам Пушкина, в будущем известный советский портретист. (показ иллюстраций) Малютин является создателем первых книжек-прибауток «Ай-ду-ду» и «Диковинки».

По существу каждый из этих художников вкладывал свой вариант прочтения сказок и былин. «Сказка не ведает преград ни во времени, ни в пространстве», - сказал К.Паустовский.

III. Игра – пантомима «Угадай картину».

Коллектив делится на две команды. Каждой команде дается набор репродукций известных картин и иллюстраций. Задача каждой из команд: при помощи пантомимы показать картину, так, чтобы соперник узнал и назвал произведение.

Рефлексия

Педагоги делятся своими впечатлениями.

Используемая литература.

Шанина Н.Ф. «Сказки в творчестве русских художников». - Москва, 1969

Советское искусство – Часть 1

(Занятие 8)

«…революция означала перелом в жизни России,

в политическом, экономическом, социальном

характере бытия… Особую роль революция

сыграла в рождении и становлении культуры

нового типа – общенародной, массовой,

многонациональной!»

Искусствовед М.Н.Яблонская.

Цель. Познакомить воспитателей с советским искусством, его новыми принципами. Познакомить педагогический коллектив с именами и произведениями советских художников.

Материал. Копия плакатов Д.Моор «Ты записался добровольцем?», В.Дени «или смерть капиталу, или смерть под пятой капитала», копия одного из плакатов «Окон РОСТА» М.Черемных и В.Маяковский. К.Петрова-Водкина «1918 год в Петрограде или Петроградская Мадонна», И.Бродский «Выступление Ленина на Путиловском заводе», «Ленин в Смольном», С.Малютин «портрета писателя Д.Фурманова», Е.Чепцов «Заседание сельячейки», А.Дейнека «Оборона Петрограда», «Допрос коммунистов» Б.Иогансон. «Колхозный праздник» С.Герасимов, «Новая Москва» Ю.Пименов.

Материал для творческого задания. Карточки с темами: О вреде курения, «Не говори по телефону за рулем!», «Сохраняй тишину!», «Огнеопасно», «Не нервируй окружающих!»

План.

I. Историческое рассмотрение советского искусства. Искусство периода октябрьской революции и гражданской войны и искусство периода «борьбы за победу социализма» (1921 – июнь 1941)

II. Творческое задание: «Придумай агитационный плакат» (форма представления – свободная).

I. Историческое рассмотрение советского искусства.

Советское искусство в историческом рассмотрении делится на четыре периода:

  1. искусство периода октябрьской революции и гражданской войны.
  2. искусство периода «борьбы за победу социализма» (1921 – июнь 1941)
  3. искусство в период ВОВ (июнь 1941 – 1945)
  4. искусство в послевоенный период (1945 – 1961 гг.)

Искусство периода октябрьской революции и гражданской войны.

Уже в первые месяцы после революции советское правительство принимает ряд важных для искусства постановлений: 17 июня 1918 г. – опубликован декрет «Об охране библиотек и книгохранилищ», 5 октября 1918 г. – декрет «О регистрации, приеме на учет и хранении памятников искусства и старины», 26 ноября 1918 г. – декрет «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием». Социализм – это новая форма политической жизни, новые социальные отношения, новое искусство. Усадьбы и дворцы стали музеями, старые памятники сносят или переделывают согласно новому времени.

В годы гражданской войны появился новый вид искусства – агитационный политический плакат. До этого плакат в России имел форму торговой рекламы или театральной афиши. Советский политический плакат вел свое развитие от лучших традиций русской графики, а также политической журнальной сатиры. Многие основоположники советского политического плаката до революции участвовали в журналах сатирического характера. Первые политические плакаты вели свои традиции от народных картинок – лубков, были небольшого размера, исполненные в четырех – шести красках.

Среди большого числа плакатистов выделяются своим творчеством: Д.Моор (Дмитрий Стахевич Орлов, художник карикатурист и плакатист), автор известного плаката «Ты записался добровольцем?», В.Дени (Виктор Николаевич Денисов) автор плаката «или смерть капиталу, или смерть под пятой капитала», М.Черемных и В.Маяковский – создатели «Окон РОСТА». «Окно РОСТА» - это плакаты, сделанные по трафарету (прорезной картон) и раскрашенные от руки, как правило они сопровождались стихотворными надписями.

Искусство периода «борьбы за победу социализма» (1921 – июнь 1941)

Революционные годы стали переломными для художников – станковой живописи и графики. Тем не менее они продолжали работать в новых условиях. Художники в своих произведениях отображали современность, восприятие эпохи в переломном состоянии.

Например, картина К.Петрова-Водкина «1918 год в Петрограде» (показ репродукции). Автор передал свое отношение к происходящему, а зрители дали этой картине второе название «Петроградская Мадонна».

В 1921 закончилась гражданская война. В 20-е годы появилось много группировок, каждая выдвигала свои идеи, новые формы творчества.

Например группировки АХРР, ОСТ и «4 искусства».

Группа АХРР (ассоциация художников революционной России) возникла в 1922 году. Ядро группы составляли художники передвижники. Декларация АХРР звучит так: «наш гражданский долг – художественно – документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве. Мы изобразим сегодняшний день: быт Красной армии, быт рабочих, крестьянства, деятелей революции и героев труда».

Среди художников АХРР выделяется И.Бродский, автор известных картин «Выступление Ленина на Путиловском заводе», «Ленин в Смольном».

Портретист С.Малютин продолжал работу над своей галереей портретов. Например, портрет писателя Д.Фурманова.

Художник Е.Чепцов продолжал традиции передвижников в бытовом жанре. Картина «Заседание сельячейки».

Живописец М.Греков – основоположник батального жанра в советском искусстве. До конца жизни он работал над циклом картин, посвященных Первой Конной армии, в походах и боях которой он принимал участие.

В ознаменование значения деятельности Грекова была создана студия военных художников имени Грекова.

В 1925 организована группа ОСТ (общество станковистов), куда вошли тогдашние студенты первого советского художественного ВУЗа (ВХУТЕМАС). Наиболее яркий представитель группы ОСТ: А.Дейнека «Оборона Петрограда». Основным лозунгом их было: картины на современную тему и современным содержанием.

Группа «4 искусства» объединила в себе мастеров старшего поколения (1925): К.Петров-Водкин, П.Кончаловский, И.Грабарь, И.Машков и др. Многие из них до революции входили в группу «Бубновый валет» (участники работали исключительно над натюрмортами).

В 30-х годах произошло объединение всех групп и обществ художников, получившее название «Союз художников СССР», куда вошли художники всех республик Советского Союза. Вошли в практику республиканские выставки. Расширились государственные заказы.

Например, к юбилею «15 лет РККА» 1933 г. картина-госзаказ «Допрос коммунистов», написанная художником Б.Иогансоном. «Колхозный праздник» С.Герасимова, «Новая Москва» Ю.Пименова и др.

II. Творческое задание: «Придумай агитационный плакат»

Педагогическому коллективу предлагается объединится в команды по 2 – 4 человека и создать свой агитационный плакат на злободневные темы:

  • О вреде курения
  • «Не говори по телефону за рулем!»
  • «Сохраняй тишину!»
  • Огнеопасно
  • «Не нервируй окружающих!»

Темы командами выбираются путем жеребьевки.

Форма представления плаката – свободная. Возможно графическое изображение или пантомима с объяснением.

Рефлексия

Педагоги делятся своими впечатлениями.

Используемая литература.

История русского и советского искусства: Учебное пособие/ Под ред. Д.В. Сарабьянова.- М.: Высшая школа, 1979.

Советское искусство – Часть 2

(Занятие 9)

Цель и задачи. Познакомить воспитателей с советским искусством, его новыми принципами. Познакомить педагогический коллектив с именами и произведениями советских художников. В игровой форме закрепить знание педагогов о периодах советского искусства, закрепить знания воспитателей о художниках – сказочниках и творчестве советских художников.

Материал. Вопросник для викторины. Копия плаката Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Копии рисунков Л.В.Сойфертис «Некогда!»(1941), Д.А.Шмаринов «Мать» (1942). А.А.Дейнека «Оборона Севастополя», С.В.Герасимов «Мать партизана», А.А.Пластов «Фашист пролетел», П.Д.Корин «Александр Невский», А.П.Бубнов «Утро не Куликовом поле». Б.Неменский «Сестры наши. 1956», В.Костецкий «Возвращение. 1947», Б.Пророков «Танки Трумэна на дно. 1950». Т.Н.Яблонская «Хлеб. 1949», А.А.Пластов «Ужин тракториста. 1951», Г.Г.Нисский «Белорусский пейзаж. 1947».

План.

I. Обзор плана.

II. Историческое рассмотрение советского искусства. Искусство в период ВОВ (июнь 1941 – 1945) и искусство в послевоенный период (1945 – 1961 гг.)

III. Викторина.

II. Историческое рассмотрение советского искусства.

Советское искусство в историческом рассмотрении делится на четыре периода:

  1. искусство периода октябрьской революции и гражданской войны.
  2. искусство периода «борьбы за победу социализма» (1921 – июнь 1941).
  3. искусство в период ВОВ (июнь 1941 – 1945).
  4. искусство в послевоенный период (1945 – 1961 гг.).

На предыдущем занятии мы рассмотрели советское искусство двух периодов: 1) 1917 – 1921гг, 2) 1921 – июнь 1941 гг.

Искусство в период ВОВ (июнь 1941 – 1945).

22 июня 1941 года была объявлена война. На следующий день на московских улицах сразу появились плакаты Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», содержание данного плаката следующее: прорывая лист пакта о ненападении на Россию, просовывается голова Гитлера, его встречает штык солдатской винтовки.

Начало войны вдохновило художников разных жанров и направлений. Выпускались политические плакаты, художники – солдаты сражались и одновременно сотрудничали с фронтовыми газетами (например, студия военных художников им. Грекова). Советское искусство того времени играло роль общественного пропагандиста. В годы войны проводились крупные выставки, посвященные военным событиям. Особое место занял в искусстве периода войны коллектив художников блокадного Ленинграда. «Созданный ими и регулярно выпускаемый в дни блокады специальный журнал «Боевой карандаш» вошел в историю советского изобразительного искусства периода ВОВ как пример высокого патриотического и творческого подвига» (цитата)

В период войны свой рассвет переживал плакат. Вновь появились «Окна РОСТА» под новым названием «окна ТАСС», где продолжили работу старые мастера: Моор, Черемных, Дени, а также ведущие советские поэты – Демьян Бедный, А.Жаров, В.Лебедев-Кумач, С.Маршак. Но главную роль играли плакаты Кукрыниксов (В.С.Иванов, А.А.Кокорекин, В.Б.Корецкий, И.М.Тоидзе). – показ иллюстраций.

Большую ценность периода ВОВ несут работы художников – станковистов. Казалось бы, фронт не место для живописи, но художник в рисунке передает свое отношение к происходящему. Большинство из них были активными участниками боев, и в свободное для солдата время делали свои зарисовки, создавая целые серии рисунков на темы…, которые заканчивались в лучшем случае после войны, в худшем, в связи с гибелью художника. Наиболее известны серии рисунков Л.В.Сойфертиса, который служил в Севастополе в качестве военного художника. Например, серия «Севастополь» - лист «Некогда!»(1941). Или серия работ художника Д.А.Шмаринова «Не забудем, не простим!» (1942), куда входят листы с изображением ситуаций начала войны – лист «Мать». Показ иллюстрации.

Художники – живописцы военных лет писали в историко-бытовом жанре. Их произведения носили идейный, образный, символичный характер. Герои их произведений как бы в один голос говорили: «умрем, но не сдадимся». Например, А.А.Дейнека «Оборона Севастополя», С.В.Герасимов «Мать партизана», А.А.Пластов «Фашист пролетел», П.Д.Корин «Александр Невский», А.П.Бубнов «Утро не Куликовом поле». Показ иллюстраций.

Искусство в послевоенный период (1945 – 1961 гг.)

Тема войны использовалась художниками и после войны. Чувства, рожденные недавними событиями войны, победой над фашизмом требовали реализации. Художники создают картины, близкие простым человеческим переживаниям. Например, Б.Неменский «Сестры наши. 1956», В.Костецкий «Возвращение. 1947», Б.Пророков «Танки Трумэна на дно. 1950» и др.

Кроме историко-бытового жанра в послевоенные годы новые импульсы в своем развитии получил лирический пейзаж. Бытовой жанр стал более мирным. Художники устали от войны. Их картины стали нести в себе покой, умиротворение… например, Т.Н.Яблонская «Хлеб. 1949», А.А.Пластов «Ужин тракториста. 1951», Г.Г.Нисский «Белорусский пейзаж. 1947» и т.д.

Дальнейшее развитие советского искусства несет в себе тематику пропаганды советского строя, патриотизм, гордость за свою страну. Героями бытового жанра в большинстве своем становятся рабочие и крестьяне. Главные темы: труд, дружба народов…

III. Викторина.

Воспитатели делятся на команды путем жеребьевки. Команда 1 – «4 искусства», команда 2 – «Абрамцевцы». Каждая из команд должна ответить на большее количество вопросов из 11 в порядке очередности. За каждый правильный ответ присуждается очко, за неправильный ответ очко удерживается и вопрос переходит другой команде, которой и присуждается очко в случае правильного ответа.

  1. образы русских сказок впервые получили отображение в… (лубочных картинках)
  2. первый иллюстратор поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» (И.Иванов)
  3. автор картины «Три Богатыря» (В.Васнецов)
  4. художник – чародей – сказочник –ученый-исследователь – живописец – путешественник – писатель – ученик Куинджи, автор работы «Ковер – самолет» (Рерих).
  5. автор особого типа иллюстрированной книги, в книге украшает декоративной рамкой страницы, придумывает сам вензеля (И.Я.Билибин)
  6. новый вид искусства, появившийся в годы гражданской войны, известный до этого как торговая реклама (агитационный плакат)
  7. новое название «окон РОСТА» («Окна ТАСС»)
  8. поэт – футурист, участник объединения художников – плакатистов «Окна ТАСС» периода ВОВ (Демьян Бедный)
  9. автор рисунка «Некогда» (Л.В.Сойфертис)
  10. картина С.В. Герасимова, написанная в период ВОВ, которая олицетворяет образ материнства («Мать партизана»)
  11. произведение послевоенного периода художника Б.Неменского, которое рассказывает о нелегкой доле женщин медиков во время войны («Сестры наши»)
  1. художник, создавший первые иллюстрации к сказке Ершова «Конек-Горбунок». (Р.Жуковский.)
  2. фамилия художника – иллюстратора сказки «Иванушка – дурачок» (Тимм)
  3. автор произведения «Богатырь» (Врубель)
  4. женщина художник – сказочник, участник кружка в Абрамцеве, автор иллюстраций к сказке «Война грибов» (Елена Поленова)
  5. художник, создатель первых книжек – прибауток «Ай-ду-ду» и «Диковинки» (С.Малютин)
  6. плакаты, созданные вручную с использованием стихов («Окна РОСТА»)
  7. объединение четырех художников – карикатуристов (Кукрыниксы)
  8. поэт, участник объединения плакатистов «Окна РОСТА» периода гражданской войны (В.Маяковский)
  9. автор рисунка «Мать» (Д.А.Шмариков)
  10. картина П.Д.Корина, которая несет в себе образ исторической непобедимости («Александр Невский»)
  11. произведение послевоенного периода художника В.А.Костецкого, в котором автор рассказывает о том, чем награждается ожидание завершения войны («Возвращение»)

Команда победительница награждается призами.

Рефлексия

Педагоги делятся своими впечатлениями.

Используемая литература.

История русского и советского искусства: Учебное пособие/ Под ред. Д.В. Сарабьянова.- М.: Высшая школа, 1979 .



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Музейная педагогика в ДОУ, как фактор обогащения познавательной и игровой…

Музейная педагогика в ДОУ, как фактор обогащения познавательной и игровой деятельности детей дошкольного возраста Патриотическое чувство Родины. Оно начинается у ребенка...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ: «Кубик Блума, как технология развития критического…

Мастер-класс для воспитателей ДОУ: «Кубик Блума, как технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста»

Использование песочных технологий в психолого-педагогическом сопровождении детей дошкольного возраста

Использование песочных технологий в психолого-педагогическом сопровождении детей дошкольного возраста «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» К.Д. Ушинский. Психолого-педагогическое сопровождение с...

Читайте также

Дидактическая игра «Геометрический ряд»

Дидактическая игра «Геометрический ряд» Аннотация: Дидактическая игра «Геометрический ряд» предназначена для детей 3-4 лет и направлена на развитие памяти, внимания, цветовосприятия. С...

Конспект интегрированного НОД по экологии с детьми 5-6 лет. Квест-игра…

Конспект интегрированного НОД по экологии с детьми 5-6 лет Квест-игра «Спасём природу!» Цель: воспитание экологической культуры у детей 6-7 лет посредством...

Проект «Наша дружная семья»

Проект «Наша дружная семья»