Методические рекомендации по ознакомлению с книжкой – игрушкой «Карнавал насекомых»

 

Книга расположена горизонтально.

Учитель – дефектолог. Дети, посмотрите, какая красивая книга лежит перед вами. Называется книга «Карнавал насекомых». Карнавал – это веселье, праздник.

Учитель – дефектолог читает:

Мальчишки и девчонки,

Берите всех знакомых!

Мы с вами отправляемся

На праздник насекомых.

На солнечной полянке

Веселый будет бал,

Сегодня насекомые

Устроят карнавал.

Учитель – дефектолог. Откроем книгу и посмотрим, какие насекомые веселятся на карнавале.  

 

насекомые веселятся на карнавале

 

1 - разворот книги.

Задачи:

  • уточнить представления о бабочках;
  • закрепить алгоритм обследования объектов;
  • уточнить оттенки цвета.

Материал: набор деталей из картона (пять лепестков, стебелек, два листочка).

Учитель – дефектолог. Дети, посмотрите, какие большие бабочки летают на полянке. Познакомимся с ними?  

Дети. Познакомимся!

Учитель – дефектолог. Какие части тела есть у бабочки? У бабочки есть тельце, которое состоит из дух частей; голова - на голове с двух сторон усики; два глаза, нос, рот и два больших крылышка. Крылья у бабочки бывают разного цвета. На какую фигуру похожи крылья?

Дети. Крылья похожи на овал.

Обводят крылья бабочки: с одной стороны и с другой стороны.

Учитель – дефектолог. Теперь нажмите кончиком указательного пальца в середину туловища, и вы увидите, как бабочка машет крыльями. На лесной полянке есть еще бабочки? Сколько бабочек на лесной полянке?

Дети. Четыре бабочки.

Учитель – дефектолог. Какого они цвета?

Дети. Одна розовая бабочка, другая – голубая, еще одна – красная, и маленькая бабочка – желтенькая.

Учитель – дефектолог. Сколько же всего бабочек на полянке?

Дети. Всего на полянке шесть бабочек. Одни большие, другие - маленькие.

Как много пестрых бабочек!

Им некогда скучать:

Над летними цветами

ПРОХАТЬ, ПОРХАТЬ, ПОРХАТЬ.

Нектаром угощаются,

Пьют сладкую росу

И дразнят недовольную

Ворчливую осу.

Учитель – дефектолог. А кто сидит в уголочке, такой сердитый?

Дети. Это оса. Давайте рассмотрим осу.

Учитель – дефектолог. Какого цвета оса?

Дети. Оса желтая с коричневыми полосками.

Учитель – дефектолог. Какие части тела есть у осы?

Дети. У осы есть голова, усики на голове, два глаза, нос, четыре ножки, два крыла. А еще оса надела тапочки желтенькие.

Обводят по контуру осу.

Учитель – дефектолог. Что оса держит в передних лапках?

Дети. Она держит ведерко.

Учитель – дефектолог. Как вы думаете, что в нем?

Размышления ребенка.

Дети. Там у осы мед.

Учитель – дефектолог. Давайте для осы сделаем красивый цветок, и ей не будет грустно.

Упражнение «Составь цветок». (Приложение № 1).

2- й разворот книги.

Задачи:

  • уточнить представления о стрекозе и ерше;
  • развивать зрительно – осязательное восприятие  отдельных объектов;
  • закрепить ориентировку на ограниченной плоскости.

Материал: лист с пунктирным изображением стрекозы, фломастеры.

Учитель – дефектолог читает:

Звенящие стрекозы

Над озером волнистым

Летают друг за другом

БЫСТРО, БЫСТРО, БЫСТРО.

 

стрекозы

 

Учитель – дефектолог. Над волнистым озером летают стрекозы. Сколько стрекоз?

Дети. Над озером летают три стрекозы.

Учитель – дефектолог. У кого длиннее крылья: у бабочек или у стрекозы?

Дети. Крылья длиннее у стрекозы. Они похожи на длинные палочки. Их у стрекозы с одной стороны - два крылышка и с другой – тоже два крылышка.  Всего четыре крылышка. У стрекозы большая голова и большие глаза.

Учитель – дефектолог. Глаза стрекозы состоят из десятков маленьких глазков. При помощи глазков, стрекоза видит все вокруг, не поворачивая головы. Она видит даже за своей спиной. Стрекозу называют живым вертолетом. Она может летать со скоростью поезда, а может висеть неподвижно в воздухе. Стрекоза - настоящая хозяйка воздуха.

Обводят стрекозу по контуру.

Учитель – дефектолог читает:

Играют в салки, прятки

У самой у воды,

А хитрый ерш не спит, следит…

Ох, не было б беды!

Учитель – дефектолог. На забавные игры стрекоз смотрит ерш. Откуда ерш вынырнул?

Дети. Ерш вынырнул из воды.

Учитель – дефектолог. Ерш маленький или большой?

Дети. Ерш маленький.

Учитель – дефектолог. Какого цвета ерш?

Дети. Он блестящий, серебристый.

Учитель – дефектолог. Погладь ерша? Какой он на ощупь?

Дети. Шершавый, скользкий.

Учитель – дефектолог. У ерша все тело покрыто чешуйками. Чешуек много. Поэтому мы говорим, что он серебристый. За кем ерш следит?

Дети. Он следит за стрекозами.

Обводят ерша по контуру.

Учитель – дефектолог. У озера, где живет ерш, есть берега.

Дети. Покажите, где расположен правый берег, а где – левый берег.

Показывают.

Учитель – дефектолог. Правильно, правой берег расположен там - где у нас правая рука. Что растет на правом берегу? На правом берегу растут камыши. Какого они цвета?

Дети. Камыш коричневый.

Учитель – дефектолог. Какаю фигуру напоминают камыши?

Дети. Они похожи на длинный овал.

Учитель – дефектолог. Какой камыш на ощупь?

Дети. Он мягкий, гладкий.

Учитель – дефектолог. Камыш растет прямо из воды. Кто летает среди камышей?

Дети. Стрекоза.

Учитель – дефектолог. На противоположном берегу дереве видны красные пятна? Что это может быть?

Дети. Это – яблоки.

Учитель – дефектолог. Сколько на дереве яблок?

Дети. На дереве пять яблок.

Обведи крону дерева указательным пальчиком.

Учитель – дефектолог.

Упражнение «Обведи стрекозу». (Приложение № 2).

3- й разворот книги.

Задачи:

  • уточнить представление о гусенице;
  • продолжать развивать зрительно – осязательное восприятие отдельных объектов;
  • закрепить оттенки цвета;
  • формировать обобщающее понятие «фрукты»;

Материал: лист с изображением половины яблока и груши.

Учитель – дефектолог читает:

Вот гусеница толстая

Большую грушу точит,

Ни с кем ни с кем на свете

Делить ее не хочет.

Она не любит праздники

И не выносит шум,

С рассвета до заката

Одно лишь ХРЕМ, ХРУМ, ХРУМ!

 

гусеница

 

Учитель – дефектолог. Начнем знакомится с гусеницей. Пройдем пальчиком по туловищу гусеницы сверху вниз. У гусеницы есть голова. На голове есть два глаза, нос, рот. Ее тело состоит из круглых шариков. Сколько шариков у гусеницы?

Дети. Десять круглых шариков.

Учитель – дефектолог. У гусеницы есть ножки. Где они находятся?

Дети. Четыре ножки впереди, и четыре ножки сзади.  Сколько же всего ножек у гусеницы?

Дети. У гусеницы восемь ножек.

Обводят по конуру гусеницу.

Учитель – дефектолог. Где висит груша на ветке дерева? Гусеница любит есть грушу. Как она ее ест?

Дети. Она ее откусывает маленькими кусочками.

Учитель – дефектолог. Какого цвета груша?

Дети. Груша с одной стороны желто – оранжевая, а с другой – красная.

Обводят грушу обеими руками сверху вниз.

Учитель – дефектолог. Посмотрите, что растет за спиной у гусеницы?

Дети. За спиной у гусеницы растет дерево.

Учитель – дефектолог. Какое это дерево?

Дети. Это яблоня, потому что на ней растут яблоки.

Учитель – дефектолог. Сколько на яблоне яблок?

Дети. На яблоне пять больших яблок.

Учитель – дефектолог. Одно яблоко упало с яблони. Рассмотрим это яблоко?

Дети. Рассмотрим.

Учитель – дефектолог. Это яблоко разноцветное. С одной стороны – желтое, с другой – оранжевое.

Обводят яблоко с двух сторон.

Учитель – дефектолог. Как называются яблоко и груша?

Дети. Это - фрукты.

Учитель – дефектолог. Упражнение «Дорисуй и раскрась» (Приложение № 3).

4-й разворот книги.

Задачи:

  • утонить представление о пауке;
  • закрепить понятие оттенки цвета;

Материал: лист бархатной бумаги любого яркого цвета, набор разноцветных шерстяных ниток.

Учитель – дефектолог. Вот еще один участник карнавала. Кто это такой?

 

паук

 

Ответственное дело

Сейчас у паука –

Украсить паутиной

Все лепестки цветка.

Учитель – дефектолог. Вот еще один участник карнавала. Кто это?

Дети. Это паук.

Учитель – дефектолог. Познакомимся с ним поближе. Какого цвета паук?

Дети. Паук черного цвета.

Учитель – дефектолог. Какой формы туловище паука?

Дети. Туловище паука круглой формы.

Учитель – дефектолог. У паука есть голова. Она большая. На голове есть два круглых глаза. Еще у паука есть рот и оттуда виден красный язычок. Что еще есть у паука?

Дети. У паука есть лапки.

Учитель – дефектолог. Сколько лапок с одной стороны?

Дети. Четыре больших лапки.

Учитель – дефектолог. А с другой стороны?

Дети. То же четыре лапки.

Учитель – дефектолог. Сколько же всего лапок у паука?

Дети. Всего восемь лапок.

Учитель – дефектолог. Лапки у паука движутся очень быстро. Паук быстро бегает и даже прыгает.

Обводят паука с двух сторон.

Учитель – дефектолог. Что такое паутина?

Дети. Мы не знаем, что такое паутина.

Учитель – дефектолог. Паутина похожа на сеть рыбака. Паук с помощью паутины добывает себе пищу. Середина паутины липкая. От середины идут сигнальные линии прямо в норку к пауку. Попадет муха в паутину и начинает дергаться. И в это время начинают дергаться сигнальные нити. Паук выскакивает и выхватывает добычу. А самая приятная добыча для паука – это мухи.

Учитель – дефектолог читает:

Паук смеется хитро:

- Летите все ко мне,

Такой узор красивый!

Но мухи в страхе: - НЕЕЕЕЕЕЕЕЕ!

Мы конечно, не хотим, чтобы мухи попали к пауку в паутину?  

5-й разворот книги.

Задачи:

  • уточнить представление о пчеле;
  • тренировать прослеживающую функцию глаза;
  • закрепить умение выделять заданный цвет среди других.

Материал: лист с изображением лабиринта, красный фломастер.

 

лабиринт

 

Учитель – дефектолог. Рассмотрим пчелку. Какого она цвета?

Дети. Пчелка желтая с черными полосками.

Обводят указательным пальчиком пчелку.

А пчелки все работают,

И я вам так скажу:

Наполнить медом соты –

Не просто Жу – Жу – Жу.

Учитель – дефектолог. Среди красивых цветов живет пчелиная семейка. Сколько всего пчелок?

Дети. Здесь живет тринадцать пчелок. Как называется домик, в котором живут пчелы? Он называется улей.

Учитель – дефектолог. В улье все размещено разумно: верхние этажи кладовая, здесь хранится готовый мед; в середине – детский сад, здесь больше всего свежего воздуха и поэтому пчелы растят здесь деток; внизу домика нектар перерабатывается в мед. На полянке растет много разноцветных цветов.

Дети. На полянке растут разные цветы.

Учитель – дефектолог. Пчелы лучше всего видят желтые цветы, синие и фиолетовые. У пчел есть пчела – разведчица. Она приносит в улей пыльцу, которая пахнет, и все пчелы, запомнив аромат, летят из улья и ищут растение с таким запахом. Пыльцу они приносят на задних ножках, в особых «корзиночках». Вот так дружно, все семьей пчелы собирают мед.

Пчелки рады карнавалу! Посмотрите, как высоко летают пчелки!

Учитель – дефектолог читает:

Как здорово, что на дворе

Хорошая погода,

И пчелы угощают всех

Душистым, сладким медом.

Летали пчелки от цветов к улью. Одна маленькая пчелка заблудилась. Упражнение «Помоги пчелке вернутся в улей». (Приложение № 4).

6 -й разворот книги.

Задачи:

  • уточнить представление о кузнечике и светлячке;
  • формировать обобщающее понятие «насекомые».

Учитель – дефектолог читает:

Кузнечики веселые,

Попрятались в укроп

И там играют в чехарду,

Лишь слышно: хоп – хоп – хоп!

 

Кузнечики

 

Учитель – дефектолог. Куда попрятались кузнечики?

Дети. Они попрятались в укроп.

Учитель – дефектолог. Что такое укроп?

Дети. Это такое растение, которое едят.

Учитель – дефектолог. Сколько кузнечиков попряталось в укропе?

Дети. Семь кузнечиков.

Учитель – дефектолог. Какого кузнечики цвета?

Дети. Кузнечики коричневые.

Учитель – дефектолог. У кузнечиков ноги длинные и коленками «назад». Поэтому кузнечику легко прыгать. В ноге у кузнечика находится ухо. Поэтому, что бы что услышать - он поднимает ногу повыше. Веселятся кузнечики на карнавале!

Учитель – дефектолог читает:

Садится солнце летнее…

И к ночи светлячки

Большие разноцветные

Готовят огоньки.

Учитель – дефектолог. Найдите светлячков? Где они расположились?

Дети. Они расположились над цветами и растениями.

Учитель – дефектолог. Как вы догадались, что это светлячки?

Дети. У них фонарики.

Учитель – дефектолог. Светлячок летит и светится. Скоро наступит ночь, все затихнет, только светлячки будут заняты своими делами.

На земле наступила тишина! Всем спокойной ночи!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Занятие-лепка «Человечек»

Занятие-лепка «Человечек» Старшая группа Ход занятия: Воспитатель читает стихотворение Аниты Грантэ «Весёлые человечки». Я весёлых человечковЗапустил в наш скучный дом .Дом таким весёлым не...

Конспект открытого занятия в старшей группе «Лесная экономика»

Конспект открытого занятия в старшей группе «Лесная экономика» Программное содержание: продолжать формировать умение решать простые арифметические задачи на сложение; совершенствовать навыки счёта в пределах...

Использование и создание интерактивных игр на сайте «Wordwell. net”

Использование и создание интерактивных игр на сайте «Wordwell. net” Образовательный ресурс wordwell.net предназначен для создания и использования различных интерактивных заданий. На...

Читайте также

Развитие речи дошкольников посредством логоритмических упражнений

Развитие речи дошкольников посредством логоритмических упражнений

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей 5-6…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей 5-6 лет с использованием музейной педагогики Тема: В гостях у самовара Образовательная...

Познавательно-исследовательский проект «Лук от всех недуг»

Познавательно-исследовательский проект «Лук от всех недуг»