Использование психологических приемов в корректировке эмоционального состояния детей с ОВЗ

 

1. Аннотация

Методическая разработка посвящена проблеме создания условия для обеспечения полноценного развития личности детей в социально-коммуникативном, познавательном, речевом, художественно-эстетическом и физическом развитии личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Раскрывает приемы, помогающие в проведении коррекционно – развивающей работы с детьми с ОВЗ, в частности, имеющих проблемы в эмоционально – волевой сфере.

Разработка адресована широкому кругу работников дошкольного образования.

2. Введение

Современные требования к качеству образования носят социально- ориентированный характер и направлены на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития.

ФГОС ДОО направлен на решения ряда задач, одна из которых - обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

Проблема эмоционально-чувственной сферы в становлении нравственности дошкольника весьма актуальна и находится в центре внимания современной педагогики. Именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности. Самые яркие впечатления в детстве связаны с эмоциями, как положительными, так и отрицательными.

Эмоции регулируют восприятие, внимание, память, мышление, речь и деятельность ребенка, что напрямую связано с овладением в достаточной мере навыков социализации в среде сверстников и взрослых и подготовкой к переходу для обучения в школе.

В последнее время значительно увеличилось количество детей с ОВЗ, поступающих в дошкольные учреждения, что несомненно требует от педагогов дошкольных образовательных учреждений соответствующей подготовки, разработки более совершенных методов и средств, способствующих социальному становлению личности дошкольника. Эти дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром.

В данную разработку включены разнообразные методы и приемы коррекционно- развивающей работы с детьми имеющими проблемы в эмоционально- волевой сфере, помогающие ребенку осознать свое эмоциональное состояние, проговорить его и скорректировать.

Цель разработки: помочь педагогам научить ребенка осознано относиться к своим эмоциям и чувствам; развивать у детей умение управлять своими эмоциями и чувствами, создание комфортной эмоциональной среды в детском коллективе.

Для реализации предложенного материала педагогам понадобится личная заинтересованность, соответствующая квалификация и оснащение предметно – пространственной среды соответствующими атрибутами.

3. Основная часть

Группа: старшая – подготовительная

Образовательная область: социально - коммуникативная

Тема: «Использование психологических приемов в корректировке эмоционального состояния детей с ОВЗ»

Включенные игры и упражнения рекомендуется проводить в течение дня в любое время в режимных моментах, в индивидуальной работе, исходя из эмоционального состояния воспитанников, очень эффективно в утренние часы приема.

Упражнение «Моё настроение»

Цель: помочь ребенку осознать свои эмоции и выразить их словесно; воспитывать чувство сопереживания.

Алгоритм действий: с детьми заранее обговаривается 5 цветов эмоционального состояния (радость, спокойствие, грусть, злость, скука). Далее педагог пускает сундучок по кругу и предлагает каждому ребенку выбрать ленточку такого цвета, какое у него настроение на данный момент. После того, как все дети возьмут по ленточке, педагог предлагает каждому ребенку назвать свое настроение и объяснить причину. После этого предлагает всем детям помочь исправить плохое настроение своего товарища (когда такое есть), сказав ему какой – либо комплимент. Затем ребенку предлагается повторно выбрать ленточку и назвать своё настроение.

Можно проводить несколько раз в день, в зависимости от ситуации под спокойную музыку.

«Баночка- кричалочка»

Цель: помочь детям снять эмоциональное напряжение.

Алгоритм действий: педагог предлагает гиперактивным детям спрятать свой крик в баночку. Для этого необходимо снять с баночки крышку и громко крикнуть в нее, после чего опять закрыть крышку и поставить баночку на место.

Как правило, после этого дети успокаиваются.

Упражнение «Подушечка- шептушечка»

Цель: снятие психологического напряжения; развивать умение формулировать своё состояние.

Алгоритм действий: педагог показывает детям подушечку и предлагает поделиться своими переживаниями с подушечкой на выбор: радостью или огорчениями, поясняя, что кроме подушечки это никто не услышит. Для этого свою обиду или огорчение ребенок шепчет в подушечку с той или другой стороны. Поделиться с подушечкой ребенок может в любое время, когда у него назрела необходимость.

Упражнение «Сундучок неудач»

Цель: снятие психологического напряжения; развивать умение осознавать и формулировать свои неудачи.

Алгоритм действий: педагог показывает детям коробочку и объясняет, что это сундучок с секретом: в него можно спрятать все неудачи и огорчения, которые мешают детям, для этого нужно просто прошептать их прямо в коробочку. Затем коробочку пускает по кругу, по мере того, как дети нашептывают в коробочку, педагог имитирует тяжесть коробки, показывая таким образом как тяжело нести груз огорчений и неудач, затем коробочку закрывает и выносит из группы, а заносит со словами: «Все ваши неудачи и огорчения исчезли и вам больше ничего не мешает», демонстрируя при этом пустую коробочку. Можно привлечь кого – нибудь из детей, для того, чтобы он помог вынести коробочку.

Упражнение «Антистресс»

Цель: снятие психологического напряжения, агрессии.

Алгоритм действий: педагог показывает коробочку, в которой лежат листочки бумаги разного цвета и говорит: «В этой коробочке лежат волшебные листочки. Если вы из-за чего- то рассердились, подойдите к ней, откройте, возьмите листок бумаги и порвите или помните его, а потом выбросьте в мусор и ваш гнев сразу уйдет, вам станет легче, и вы никому не сделаете больно».

Помогает, если в группе есть агрессивные или обидчивые дети, после этого упражнения дети успокаиваются, агрессия уходит.

Игры на развитие внимания

Игры 1-9 рекомендуются детям, страдающим психомоторной гиперактивностью, пониженным настроением, патологическими страхами, ранним детским аутизмом, задержкой' психического развития и другими заболеваниями, при которых проявляется незрелость внимания.

Слушай хлопки! (для, детей 5 — 6 лет)

Цель игры: Развивать активное внимание.

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши 1 раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие принимают позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Игры на преодоление двигательного автоматизма

Игры рекомендуются гипер- и гипоактивным детям, а также тем, у кого снижены внимание и память.

Запретный номер (для детей 6-7 лет)

Играющие стоят по кругу. Выбирается цифра, которую нельзя произносить, вместо ее произнесения играющий хлопает в ладоши. Например, запретный номер 5. Игра начинается, когда первый ребенок скажет: «Один», следующий продолжает счет, и так до пяти. Пятый ребенок молча хлопает в ладоши 5 раз. Шестой говорит: «Шесть» и т. д.

Замри! (для детей 6-7 лет)

Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны - вместе), сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам. Внезапно музыка обрывается — играющие должны успеть застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Снова звучит музыка—оставшиеся продолжают игру. Играют до тех пор, пока останется только один играющий, который признается победителем.

Пальцы – звери добрые, пальцы – звери злые

Игра проводится во время режимных моментов.

Цель: развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.

Количество играющих: любое

Описание: дети представляют, что их пальчики – добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т.д.

Комментарий: педагог предлагает детям превратить свои пальчики, например, на правой руке в добрых волчат, а на левой – в злых волчат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, может быть, поссориться.

Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с руками других детей. Кроме развивающего эффекта игра дает возможность выявить и скорректировать особенности общения детей.

4. Заключение

Разнообразная игровая деятельность является естественной средой общения для ребенка и имеет внутренний смысл, приводит внешний мир в соответствие с имеющимися у ребенка представлениями. Игра погружает ребенка в самоисследование, учит понимать себя и справляться с трудностями

Использование игр и упражнений позволяет скорректировать эмоциональное состояние детей с нарушениями в эмоционально – волевом развитии, помогает таким детям социализироваться в обществе сверстников и подготовиться к смене видов деятельности: из игровой в дошкольном в учебную в школьном возрасте.

Весь материал был представлен коллегам в виде презентаций, буклетов на педсовете, семинаре, мастер – классом на межрегиональном педагогическом форуме.

5. Список литературы.

1. ФГОС ДОО.

2. Чистякова М.И. \Под ред.Буянова М.И.«Психогимнастика» -М.,1995.

3. Буре Р.С. «Социально – нравственное воспитание дошкольников» -Мозаика- Синтез, 2014.

4. Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным миром» - Мозаика- Синтез, 2014.

5. Кошелева А.Д. «Эмоциональное развитие дошкольников» -М., 2003.

6. Ковалец И.В. «Азбука эмоций»- Владос, 2004.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия в старшей группе по лепке «Пингвин»

Конспект занятия в старшей группе по лепке «Пингвин»

Обучение дошкольников составлению синквейна с помощью кругов Луллия

Обучение дошкольников составлению синквейна с помощью кругов Луллия Цель: формирование понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы. Задачи: формировать умение составлять...

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные...

Читайте также

Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Тема «Семья -…

Занятие по развитию речи в подготовительной группе Тема «Семья - это важно» Цель: совершенствовать умение читать кроссенс. Задачи: учить находить связь между...

Конспект игры - путешествия для детей старшего дошкольного возраста «Вместе…

Конспект игры - путешествия для детей старшего дошкольного возраста «Вместе весело играем - дорожную науку легко мы изучаем» Цель: способствовать формированию...

План мероприятий на тему «Неделя космонавтики» второй младшей группы «Непоседы»

План мероприятий на тему «Неделя космонавтики» второй младшей группы «Непоседы» Дата Мероприятие Цель Задачи Пн. 11.04.2022г. Беседа «Необъятный космос» Выяснить какие знания по теме дети уже...