Использование психологических приемов в корректировке эмоционального состояния детей с ОВЗ
1. Аннотация
Методическая разработка посвящена проблеме создания условия для обеспечения полноценного развития личности детей в социально-коммуникативном, познавательном, речевом, художественно-эстетическом и физическом развитии личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Раскрывает приемы, помогающие в проведении коррекционно – развивающей работы с детьми с ОВЗ, в частности, имеющих проблемы в эмоционально – волевой сфере.
Разработка адресована широкому кругу работников дошкольного образования.
2. Введение
Современные требования к качеству образования носят социально- ориентированный характер и направлены на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития.
ФГОС ДОО направлен на решения ряда задач, одна из которых - обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
Проблема эмоционально-чувственной сферы в становлении нравственности дошкольника весьма актуальна и находится в центре внимания современной педагогики. Именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности. Самые яркие впечатления в детстве связаны с эмоциями, как положительными, так и отрицательными.
Эмоции регулируют восприятие, внимание, память, мышление, речь и деятельность ребенка, что напрямую связано с овладением в достаточной мере навыков социализации в среде сверстников и взрослых и подготовкой к переходу для обучения в школе.
В последнее время значительно увеличилось количество детей с ОВЗ, поступающих в дошкольные учреждения, что несомненно требует от педагогов дошкольных образовательных учреждений соответствующей подготовки, разработки более совершенных методов и средств, способствующих социальному становлению личности дошкольника. Эти дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром.
В данную разработку включены разнообразные методы и приемы коррекционно- развивающей работы с детьми имеющими проблемы в эмоционально- волевой сфере, помогающие ребенку осознать свое эмоциональное состояние, проговорить его и скорректировать.
Цель разработки: помочь педагогам научить ребенка осознано относиться к своим эмоциям и чувствам; развивать у детей умение управлять своими эмоциями и чувствами, создание комфортной эмоциональной среды в детском коллективе.
Для реализации предложенного материала педагогам понадобится личная заинтересованность, соответствующая квалификация и оснащение предметно – пространственной среды соответствующими атрибутами.
3. Основная часть
Группа: старшая – подготовительная
Образовательная область: социально - коммуникативная
Тема: «Использование психологических приемов в корректировке эмоционального состояния детей с ОВЗ»
Включенные игры и упражнения рекомендуется проводить в течение дня в любое время в режимных моментах, в индивидуальной работе, исходя из эмоционального состояния воспитанников, очень эффективно в утренние часы приема.
Упражнение «Моё настроение»
Цель: помочь ребенку осознать свои эмоции и выразить их словесно; воспитывать чувство сопереживания.
Алгоритм действий: с детьми заранее обговаривается 5 цветов эмоционального состояния (радость, спокойствие, грусть, злость, скука). Далее педагог пускает сундучок по кругу и предлагает каждому ребенку выбрать ленточку такого цвета, какое у него настроение на данный момент. После того, как все дети возьмут по ленточке, педагог предлагает каждому ребенку назвать свое настроение и объяснить причину. После этого предлагает всем детям помочь исправить плохое настроение своего товарища (когда такое есть), сказав ему какой – либо комплимент. Затем ребенку предлагается повторно выбрать ленточку и назвать своё настроение.
Можно проводить несколько раз в день, в зависимости от ситуации под спокойную музыку.
«Баночка- кричалочка»
Цель: помочь детям снять эмоциональное напряжение.
Алгоритм действий: педагог предлагает гиперактивным детям спрятать свой крик в баночку. Для этого необходимо снять с баночки крышку и громко крикнуть в нее, после чего опять закрыть крышку и поставить баночку на место.
Как правило, после этого дети успокаиваются.
Упражнение «Подушечка- шептушечка»
Цель: снятие психологического напряжения; развивать умение формулировать своё состояние.
Алгоритм действий: педагог показывает детям подушечку и предлагает поделиться своими переживаниями с подушечкой на выбор: радостью или огорчениями, поясняя, что кроме подушечки это никто не услышит. Для этого свою обиду или огорчение ребенок шепчет в подушечку с той или другой стороны. Поделиться с подушечкой ребенок может в любое время, когда у него назрела необходимость.
Упражнение «Сундучок неудач»
Цель: снятие психологического напряжения; развивать умение осознавать и формулировать свои неудачи.
Алгоритм действий: педагог показывает детям коробочку и объясняет, что это сундучок с секретом: в него можно спрятать все неудачи и огорчения, которые мешают детям, для этого нужно просто прошептать их прямо в коробочку. Затем коробочку пускает по кругу, по мере того, как дети нашептывают в коробочку, педагог имитирует тяжесть коробки, показывая таким образом как тяжело нести груз огорчений и неудач, затем коробочку закрывает и выносит из группы, а заносит со словами: «Все ваши неудачи и огорчения исчезли и вам больше ничего не мешает», демонстрируя при этом пустую коробочку. Можно привлечь кого – нибудь из детей, для того, чтобы он помог вынести коробочку.
Упражнение «Антистресс»
Цель: снятие психологического напряжения, агрессии.
Алгоритм действий: педагог показывает коробочку, в которой лежат листочки бумаги разного цвета и говорит: «В этой коробочке лежат волшебные листочки. Если вы из-за чего- то рассердились, подойдите к ней, откройте, возьмите листок бумаги и порвите или помните его, а потом выбросьте в мусор и ваш гнев сразу уйдет, вам станет легче, и вы никому не сделаете больно».
Помогает, если в группе есть агрессивные или обидчивые дети, после этого упражнения дети успокаиваются, агрессия уходит.
Игры на развитие внимания
Игры 1-9 рекомендуются детям, страдающим психомоторной гиперактивностью, пониженным настроением, патологическими страхами, ранним детским аутизмом, задержкой' психического развития и другими заболеваниями, при которых проявляется незрелость внимания.
Слушай хлопки! (для, детей 5 — 6 лет)
Цель игры: Развивать активное внимание.
Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши 1 раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие принимают позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
Игры на преодоление двигательного автоматизма
Игры рекомендуются гипер- и гипоактивным детям, а также тем, у кого снижены внимание и память.
Запретный номер (для детей 6-7 лет)
Играющие стоят по кругу. Выбирается цифра, которую нельзя произносить, вместо ее произнесения играющий хлопает в ладоши. Например, запретный номер 5. Игра начинается, когда первый ребенок скажет: «Один», следующий продолжает счет, и так до пяти. Пятый ребенок молча хлопает в ладоши 5 раз. Шестой говорит: «Шесть» и т. д.
Замри! (для детей 6-7 лет)
Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны - вместе), сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам. Внезапно музыка обрывается — играющие должны успеть застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Снова звучит музыка—оставшиеся продолжают игру. Играют до тех пор, пока останется только один играющий, который признается победителем.
Пальцы – звери добрые, пальцы – звери злые
Игра проводится во время режимных моментов.
Цель: развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.
Количество играющих: любое
Описание: дети представляют, что их пальчики – добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т.д.
Комментарий: педагог предлагает детям превратить свои пальчики, например, на правой руке в добрых волчат, а на левой – в злых волчат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, может быть, поссориться.
Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с руками других детей. Кроме развивающего эффекта игра дает возможность выявить и скорректировать особенности общения детей.
4. Заключение
Разнообразная игровая деятельность является естественной средой общения для ребенка и имеет внутренний смысл, приводит внешний мир в соответствие с имеющимися у ребенка представлениями. Игра погружает ребенка в самоисследование, учит понимать себя и справляться с трудностями
Использование игр и упражнений позволяет скорректировать эмоциональное состояние детей с нарушениями в эмоционально – волевом развитии, помогает таким детям социализироваться в обществе сверстников и подготовиться к смене видов деятельности: из игровой в дошкольном в учебную в школьном возрасте.
Весь материал был представлен коллегам в виде презентаций, буклетов на педсовете, семинаре, мастер – классом на межрегиональном педагогическом форуме.
5. Список литературы.
1. ФГОС ДОО.
2. Чистякова М.И. \Под ред.Буянова М.И.«Психогимнастика» -М.,1995.
3. Буре Р.С. «Социально – нравственное воспитание дошкольников» -Мозаика- Синтез, 2014.
4. Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным миром» - Мозаика- Синтез, 2014.
5. Кошелева А.Д. «Эмоциональное развитие дошкольников» -М., 2003.
6. Ковалец И.В. «Азбука эмоций»- Владос, 2004.
Читайте также |
---|
Конспект занятия в старшей группе по лепке «Пингвин»
Конспект занятия в старшей группе по лепке «Пингвин»
Обучение дошкольников составлению синквейна с помощью кругов Луллия
Обучение дошкольников составлению синквейна с помощью кругов Луллия Цель: формирование понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы. Задачи: формировать умение составлять...
Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении
Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные...