Методические рекомендации по ознакомлению детей с нарушением зрения с книжкой – игрушкой «Мир моих друзей»

 

Уважаемый Взрослые!

Ваш малыш растет и начинает познавать мир, задавая Вам бесконечные вопросы. У маленького ребенка острое, свежее восприятие мира. Надо стараться как можно больше показывать ребенку его разнообразие. Говоря современным языком, нужна информация, информация, и еще раз информация.

Одной из специфических закономерностей развития детей с нарушениями зрения, как раз и является дефицит информации об окружающем мире. Естественно предположить, что отрицательное влияние бинокулярных аномалий (косоглазие) должно наиболее сильно сказываться при выполнении зрительных заданий, требующих согласованных движений глаз, многократных переводов взора с объекта на объект.

Именно с такого рода заданиями приходится ежедневно иметь дело ребенку, поступившему в школу. Это чтение, копирование с доски, списывание с учебника. Можно ожидать, что дети с бинокулярными нарушениями будут испытывать специфические затруднения при выполнении такой работы, и по этой причине будут отставать от своих одноклассников.

Как известно, процесс обучения дошкольников с нарушениями зрения происходит наиболее успешно с опорой на осязательное восприятие. Осязательное восприятие есть способность кожного и двигательного анализатора отражать физические и пространственные свойства предметов. Научно доказано, что особенно высока чувствительность клеток, расположенных на кончиках пальцев. Поэтому обследование руками позволяет дополнить зрительный образ объекта, проверить правильность зрительного ощущения.

Кроме того, при дополнительном обследовании при помощи осязания лучше воспринимается форма, точнее оценивается размеры, фактура, пропорции, температурные и болевые признаки (холодный, теплый, колючий, острый).

Книжка – игрушка «Мир моих друзей» расширит познавательные возможности ребенка со зрительной недостаточностью, поскольку представляет собой руководство по развитию зрительно - осязательного восприятия окружающего мира.

Содержание образовательной деятельности предполагает не только развитие зрительно восприятия и пространственной ориентировки, но и элементарных основ учебной деятельности, а также развития мышления.

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

И.П. Павлов.

Методические рекомендации по ознакомлению детей с книжкой – игрушкой «Мир моих друзей».

Умение осязательно обследования объектов основывается на алгоритме последовательных действий: в начале занятия и в конце.

  • Общеознакомительное обследование в целом. При этом руки движутся от начального пункта, указанного педагогом, и выяснятся общая форма предмета.
  • Уточняющее восприятие с выделением существенных (главных)признаков изучаемого объекта.
  • Анализ деталей предмета.
  • Повторное ощупывание, при котором синтезируются осязательные сигналы, и формируется целостный пространственный образ.

Непосредственно образовательная деятельность

Учитель – дефектолог. Дети, вы знаете, что такое дружба?

Дети. Это два друга дружат. Играют вместе. Ходят в гости другу к другу.

Учитель – дефектолог. Вы умеете дружить? С кем Витя ты дружишь в нашей группе?

Дети. Я дружу с Костей, с Вадиком, Алешей. Я никого не обижаю.

Учитель – дефектолог. Как ты с ними дружишь?

Дети. Я играю с ними в разные игры. Я приношу из дома машину и все мальчики в нее играют.

Учитель – дефектолог. Как вы думаете, дети могут дружить с животными и птицами, рыбами, насекомыми?

Дети. Человек может дружить с кошкой, собакой, птицами, животными, рыбами. У меня есть маленькая собачка, я с ней гуляю на улице.

Учитель – дефектолог. Сегодня мы познакомимся новой книгой, которая называется - «Мир моих друзей». Стихи к этой замечательной книге написал поэт А. Покровский, а рисунки нарисовала художница М. Покровская.

Занятия проводятся с соблюдением офтальмологических и гигиенических требований:

  • достаточная освещенность рабочего места;
  • учет режима зрительных нагрузок;
  • использование вертикальных (наклонных) и горизонтальных подставок в зависимости от вида косоглазия (сходящееся, расходящееся);
  • контрастность фона;
  • дифференцированное использование изобразительных материалов.
  • использование зрительных гимнастик по методикам Э.С. Аветисова, Ю. А. Утехина, Е. И. Ливадо.

Цвет страницы розовый

Занятие 1.

Задачи:

  • уточнить представление о дельфине;
  • развивать ориентировку на ограниченной плоскости – странице;
  • развивать ориентировку во времени (частях суток);
  • развивать прослеживающую функцию глаза (рисование волн красным фломастером).

Материал. Лист с изображением волнистых линий, красный фломастер (самостоятельная работа).

Учитель – дефектолог читает:

Я к Дельфину загляну

В океанскую волну,

Зарисую его в книжку

И пущу на глубину.

Учитель – дефектолог. Кто живет на розовой странице?

Дети. На розовой странице живет дельфин.

Учитель – дефектолог. Дельфин девочка или мальчик?

Дети. Это дельфин – девочка.Девочки любят розовый цвет.

Учитель – дефектолог. Где расположилась девочка – дельфин?

Дети. Она расположилась с левой стороны страницы.

Учитель – дефектолог. На что похожа фигура девочки – дельфина?

Дети. Она похожа на кулечек с конфетами, на маленький мешочек, на вытянутый треугольник.

Учитель – дефектолог. Какие части тела есть у девочки – дельфина?

Дети. У нее есть голова (рот, два глаза, нос), туловище, плавники, хвост. Мы видим только один глаз, а другой глаз находится с левой стороны.

Учитель – дефектолог. Еще у девочки - дельфина есть рыльце. Рыльце девочки - дельфина покрыто маленькими щетинками, при помощи которых девочка – дельфин нащупывает пишу. Девочка – дельфин гладкая, скользкая. Где живет девочка - дельфин?

Дети. Девочка – дельфин живет в океане.

Учитель – дефектолог. Что увидела девочка – дельфин с правой стороны?

Дети. Девочка – дельфин увидела белый пароход. На этом пароходе путешествуют люди.

Учитель – дефектолог. Посмотрела девочка – дельфин на пароход и улыбнулась. Известно, что дельфины миролюбивы. Они спасают раненых людей, выталкивают их из воды.

Дети. Почему вода в океане розовая?

Учитель – дефектолог. Вы не знаете, почему вода в океане розовая?

Дети. Не знаем!

Учитель – дефектолог. Видите, красное солнышко?

Дети. Видим!

Учитель – дефектолог. Наступает вечер, солнце «уходит» за горизонт. От солнца вода кажется красной. Когда солнце садится, это время суток называется - закатом. Попрощаемся с девочкой – дельфином!

Цвет страницы голубой

Занятие 2.

Задачи:

  • упражнять в умении отгадывать загадки;
  • ввести в пассивный словарь слова: пани, жупан;
  • способствовать развитию графических навыков (рисование чешуи).

Материал. Лист с контурным изображением трех рыбок, фломастеры (самостоятельная работа).

Учитель – дефектолог. Прежде чем открыть следующую страницу, отгадайте загадку: «Плавает пани в желтом жупане». Кто это?

Дети. Это краб, рак, рыбка, золотая рыбка, сом.

Учитель – дефектолог. Вы не отгадали. Так называют маленьких девочек, мам и бабушек в республике Польша. Жупан – это пальто. Рыбка одета в красивое желтое пальто.

Обведите рыбку по контуру.

Дети. У рыбки есть рот, голова, два глаза, туловище, плавники, хвост, чешуя.

Учитель – дефектолог. На что похожи плавники и хвост?

Дети. Плавники и хвост похожи на веер.

Учитель – дефектолог. Зачем нужны рыбки плавники и хвост?

Дети. С их помощью рыбка плавает.

Учитель – дефектолог. Погладь рыбку ладошкой. Она гладкая, скользкая?

Дети. Да!

Учитель – дефектолог. Все тело рыбки покрыто чешуйками. Зачем рыбке нужна чешуя?

Дети. Этот рыбкина одежда.

Учитель – дефектолог читает:

Там, на самой глубине,

На морском песчаном дне

Рыбка что – то говорила,

Но не слышно было мне.

Дети. В глубине растут водоросли?

Учитель – дефектолог. Водоросли – эта такая травка, которая растет под водой. Чем питается рыбка?

Дети. Рыбка любит есть червяков.

Учитель – дефектолог. Кто повесил червяка на удочку?

Дети. Мой папа. Если мой папа поймает рыбку – я опущу ее в море. Я скажу ей:

«Рыбка плыви!».

Цвет страницы красный

Занятие 3.

Задачи:

  • уточнить представление об уже;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал. Карточка с цифрой 2, карточка с цифрой 8, две подставки, пуговицы (самостоятельная работа).

Учитель – дефектолог. На какой странице живет уж?

Дети. Уж живет на красной странице.

Учитель – дефектолог читает:

Сообщить тебе спешу:

Я с УЖОМ одним дружу,

Он смешной и симпатичный,

Если хочешь покажу!

Учитель – дефектолог. Дети, почему уж выбрал красную страницу?

Дети. Ему нравится красный цвет.

Учитель – дефектолог. Какого цвета уж?

Дети. Уж зеленый, с желтыми пятнышками.

Учитель – дефектолог. Сколько пятнышек у него на теле?

Считают пятнышки.

Дети. Пятнадцать пятнышек.

Учитель – дефектолог. На кого будет похож уж - если он вытянется?

Дети. На веревочку, на ниточку, на красивую ленточку, на скакалку.

Учитель – дефектолог. Пройди пальчиком от хвоста до головы? Уж длинный?

Дети. Уж длинный!

Учитель – дефектолог. Какой он на ощупь?

Дети. Уж гладкий, скользкий.

Учитель – дефектолог. Как уж свернулся?

Дети. Уж свернулся колечком.

Учитель – дефектолог. Про ужа говорят, что он извивается. Как уж извивался? Извивался, извивался и стал похож на цифры. На какие цифры похож уж?

Дети. Уж стал похож на цифры: 2 и 8. Вот такой забавный уж!

Цвет страницы зеленый

Занятие 4.

Задачи:

  • закреплять навыки осязательного восприятия изображений;
  • упражнять в умении определять направление движения;
  • развивать воображение.

Материал. Набор квадратиков красного, желтого, оранжевого, синего цвета размером 2х2 см, альбомный лист, карандаши, фломастеры, восковые мелки (самостоятельная работа).

Учитель – дефектолог читает:

Посмотрите не спеша

На колючего ежа –

Все иголки, словно кончик

Моего карандаша.

Учитель – дефектолог. Где живут ежи?

Дети. Ежи живут в лесу. Ежам нравится зеленый лес. Там они ловят мышек. Запасают грибы на зиму.

Учитель – дефектолог. Куда шагает ежик? Он идет из леса?

Дети. Да! Он был в лесу.

Считают иголки.

Дети. Мы насчитали у ежа четырнадцать иголок.

Учитель – дефектолог. На самом деле у ежа иголок очень много. Иголки у ежика черные. Они очень острые. Иголками можно больно уколоть руки. Попробуйте ежика погладить. Какой он на ощупь?

Дети. Ежик колючий.

Учитель – дефектолог. Что ежик несет на спине?

Дети. Ежик несет на спине гриб.

Учитель – дефектолог. Как называется этот гриб?

Дети. Этот гриб называется мухомор.

Учитель – дефектолог. Разве это мухомор?

Дети. Да это мухомор! Этот гриб ядовитый. Его нельзя есть.

Учитель – дефектолог. Куда направляется ежик? Как вы думаете?

Дети. Он несет гриб домой.

Учитель – дефектолог. В какую сторону идет ежик? Он идет в правую сторону или в левую сторону?

Дети. Он идет в правую сторону. Там находится его дом.

Учитель – дефектолог. Давайте сделаем ежику разноцветную дорожку – чтобы он не споткнулся о пенек. Ведь в лесу ночью темно…Здесь шесть квадратиков разного цвета. Их нужно разложить так, чтобы ни один цвет не сливался с другим цветом. Между красным и желтым будет лежать квадратик контрастного цвета, например, синий.

Загадка. Почему в этом наборе нет квадратика зеленого цвета?

Учитель – дефектолог. Если мы положим квадратик зеленого цвета на зеленую страницу, то его не будет видно, и ежик может заблудится. Куда же так спешит ежик? С кем он может встретится в лесу?

Дети. Он может встретиться в лесу с хитрой лисой.

Рисование рисунка на тему «Куда уходит ежик?». Рисунок на воображение.

Цвет страницы светло – зеленый

Занятие 5.

Задачи:

  • учить зрительно воспринимать объект, видимый с одной стороны (сидящая птица);
  • упражнять в умении составлять изображение из частей.

Материал. Набор геометрических фигур из картона (самостоятельная работа).

Учитель – дефектолог читает:

Чудеса нас ждут в лесу!

Видел зайца и лису!

Вот портрет лесного дятла –

Я тебе его несу!

Учитель – дефектолог. Кто живет на светло – зеленой странице?

Дети. На светло - зеленой странице живет дятел.

Учитель – дефектолог. Дятел это птица?

Дети. Да, это птица.

Учитель – дефектолог. Рассмотрим дятла. Каким боком сидит к нам дятел?

Дети. Дятел сидит к нам правым боком, а левый бок мы не видим, потому что левый бок находится с левой стороны.

Учитель – дефектолог. Какие части тела есть у дятла?

Дети. Голова, клюв, глаза, туловище, крылья, ноги.

Учитель – дефектолог. Какая часть тела у дятла самая большая?

Дети. У дятла большое туловище. Туловище у дятла разноцветное: перышки синие, фиолетовые, белые, красные, черные.

Учитель – дефектолог. На голове у дятла надета красивая шапочка. Она красного цвета. Она похожа на полумесяц.

Дети. У дятла есть еще большой клюв. Он желтый. Клюв у дятла похож на большой треугольник. Клюв длинный и острый.

Учитель – дефектолог. Где сидит дятел?

Дети. Дятел сидит на дереве. Что он делает на дереве? Он ищет там личинок.

Учитель – дефектолог. Правильно, он ищет там личинок, которыми питается. Дети, как вы думаете, дятел приносит вред, тем что он питается личинками?

Дети. Нет, он приносит пользу. Он «лечит» деревья.

Цвет страницы фиолетовый

Занятие 6.

Задачи:

  • учить зрительно воспринимать объект в движении (летящая птица);
  • развивать ориентировку во времени.

Материал. Кроссворд (самостоятельная работа).

Учитель – дефектолог. Посмотрим на следующую страницу. Кто изображен в центре страницы?

Дети. В центре страницы изображен филин.

Учитель – дефектолог. Филин большой или маленький?

Дети. Филин большой.

Учитель – дефектолог. Он занимает почти всю страницу.

Учитель – дефектолог читает:

А когда ты крепко спал,

Мимо филин пролетал.

Филин очень торопился -

Рассмотреть себя не дал.

Учитель – дефектолог. Филин изображен в центре страницы. Дети, вы видели когда - нибудь живого филина? Какого цвета филин?

Дети. Я видела в зоопарке филина. Он белый.

Учитель – дефектолог. Почему филин летает только ночью?

Дети. Днем филин спит, а ночью ищет себе добычу.

Учитель – дефектолог. Филин – это ночная птица. Филин ночью всех пугает.

Цвет страницы темно – зеленый

Занятие 7.

Задачи:

  • уточнить зрительный образ кошки;
  • учить различать эмоциональное состояние героев.

Материал. Упражнение «Намотай нитку на клубочек» (самостоятельная работа).

Учитель – дефектолог. Открываем следующую страницу. Кто живет на зеленой странице?

Дети. На зеленой странице живет кошка.

Учитель – дефектолог. Кошка – это домашнее животное или дикое?

Дети. Кошка - это домашнее животное.

Учитель – дефектолог. Дети, у кого из вас есть дома кошка?

Дети. У меня есть кошка Машка, у меня есть кот Васька, у меня кошка Тории.

Учитель – дефектолог. Как вы ухаживаете за кошками?

Дети. Я кормлю кошку из блюдечка мясом, наливаю ей молока, даю кошачий корм.

Учитель – дефектолог. А для чего кошке нужны усы?

Дети. Усы нужны кошке для того, чтобы ловить мышек. Кошки любят есть мышек. Это их самая любимая еда.

Учитель – дефектолог. Дети, кошки любят спать?

Дети. Кошки любят спать.

Учитель – дефектолог. А если кошка не спит, чем она любит заниматься?

Дети. Кошка любит играть.

Учитель – дефектолог. Чем кошка любит играть?

Дети. Кошки любят играть мячиком, шариком, клубочком.

Учитель – дефектолог читает:

Мы сегодня сбились с ног:

Ищем бабушкин клубок,

Я спросил у нашей кошки,

Но понять ее не смог.

Учитель – дефектолог. Как кошка играет клубком?

Дети. Она его толкает и бежит за ним. Кошка вытягивается, когда бежит за клубком.

Учитель – дефектолог. А если кошка, не догнала клубочек. Она расстроится или нет?

Дети. Мы думаем, что ей будет грустно. Она бежала за клубочком и не догнала. Грустно...

Цвет страницы желтый

Занятие 8.

Задачи:

  • уточнить представление о домашнем животном (собаке);
  • упражнять в умении пользоваться ножницами;
  • формировать умение различать эмоциональное состояние героев.

Материал. Альбомный лист, набор цветной бумаги, ножницы, клей, кисть (самостоятельная работа).

Учитель – дефектолог. Дети, отгадайте загадку? Кто живет на желтой странице?

Дети. Медведь, лиса, заяц, волк, корова, лошадка.

Учитель – дефектолог. Вы мою загадку не отгадали.

Учитель – дефектолог читает:

Познакомься это Пес,

Он со мною вместе рос.

Почему же он не дружит

С нашей кошкой - вот вопрос.

Учитель – дефектолог. Что делает песик?

Дети. Он смотрит на нас.

Учитель – дефектолог. Песик сидит, грустный. Почему песик грустный?

Дети. Ему не с кем играть. Он грустит.

Учитель – дефектолог. А может песку не где жить, вот он и грустит?

Дети. У песика есть собачий дом, в котором он живет. Домик у песика красивый. У домика оранжевые стены, красная крыша, зеленая дверь и красивая цепь.

Учитель – дефектолог. Дети, я думаю, что песику не хватает друзей. Давайте сделаем песику друзей из цветной бумаги. Он будет рад друзьям - перестанет грустить.

Цвет страницы бледно – зеленый

Занятие 9

Задачи:

  • формировать навыки осязательного восприятия изображений;
  • уточнить названия частей головы.

Материал. Упражнение «Назови части тела головы Ослика»

Учитель – дефектолог. На этой странице мы встретимся еще с одним нашим другом. Он живет на зеленой странице.

Дети. Вы догадались, какое это животное?

Учитель – дефектолог. У многих животных голова круглая, а у ослика овальная (вытянутая). Мордочка ослика похожа на овал. На голове находятся два уха. Уши у ослика длинные.

Проверим это пальчиками.

Учитель – дефектолог. Дальше от головы идем к шее. Шея у ослика тоже длинная. Шея переходит в туловище. Сколько у ослика ножек?

Дети. У ослика четыре ноги: две передних и две задних ноги.

Учитель – дефектолог. Ножки у ослика тонкие. На концах ножек есть копытца. Что еще есть у ослика?

Дети. У ослика есть большой хвост. На конце хвоста есть кисточка из меха.

Учитель – дефектолог. Обведите фигуру ослика по контур еще раз. Обводят.

Учитель – дефектолог читает:

Хочешь мы с тобой вдвоем

Песню ослику споем?

Он скорей себя узнает

В отражении своем.

Учитель – дефектолог. Какого ослик цвета?

Дети. В книжке ослик нарисован голубым цветом.

Учитель – дефектолог. На самом деле ослики бывают серого цвета.

Дети. Ослик сказочный.

Учитель – дефектолог. Ослик очень любит смотреть на свое отражение в зеркале. А вы любите смотреть на себя в зеркало?

Дети. Любим. Посмотрим на себя в зеркало?

Учитель – дефектолог. Дети рассматривают себя в зеркало, называют все части лица.

Дети. У нас есть глаза с ресницами, глаза два, над глазами – брови, между глазами есть нос, ниже носа – рот, у рта – есть две губы, во рту – зубы, зубов много, ниже расположен подбородок - он один, с правой и с левой головы находятся уши – их два, на голове растут волосы.

Цвет страницы – цвет морской волны

Занятие 10.

Задачи:

  • уточнить представление о домашней птице (гусе);
  • закрепить умение определять направление движения;
  • закрепить умение различать домашних животных и домашних птиц.

Материал. 5 флажков красного цвета, 5 флажков синего цвета, две подставки с отверстиями для флажков.

Учитель – дефектолог. Ребята, вы умеете отгадывать загадки?

Дети. Умеем!

Учитель – дефектолог загадывает загадку:

Спит или купается,

Весь не разувается.

День и ночь на ножках.

Красные сапожки.

Учитель – дефектолог. Кто всегда ходит в красных сапожках и никогда не разувается?

Дети. Это гусь. Лапы гуся оранжевые. Куда так спешит гусь. Он от кого - то убегает…

Учитель – дефектолог. Так от кого же он убегает?

Дети. Гусь бежит быстро, лапки разведены широко в стороны, и крыло приподнято вверх.

Учитель – дефектолог читает:

Во дворе гуляет гусь.

Подойди к нему, не трусь!

Может, он и забияка,

Но его я не боюсь.

Учитель – дефектолог. Почему гуся называют забиякой?

Дети. Потому что гусь может больно ущипнуть.

Учитель – дефектолог. Дети, давайте поиграем с вами в игру «Животное или птица?».

Я дам вам по два флажка: красный и синий, и буду перечислять домашних животных и птиц. Если вы услышите название животного, поставьте на поставку красный флажок, а если услышите название птицы – поставьте на подставку синий флажок (по окончанию игры подчитываются количество флажков красного и синего цвета, называется победитель).

Вот и закончилась книга. Вспомните, кто живет на страницах этой книги, они стали твоими друзьями? Как хорошо иметь друзей…



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Экологический проект во второй младшей группе «Обитатели леса. Как животные…

Экологический проект во второй младшей группе «Обитатели леса. Как животные готовятся к зиме» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Длительность: краткосрочный проект. Участники проекта: дети второй...

Сценарий спортивно-игрового праздника «День защитника Отечества»

Сценарий спортивно-игрового праздника «День защитника Отечества» (Средняя группа) Ход мероприятия: Дети под песню «Защитники Отечества» входят в зал. Затем перестраиваются в 2 колонны (1-ая...

«Дневник исследователя» для фиксации результатов работы с электронным микроскопом

«Дневник исследователя» для фиксации результатов работы с электронным микроскопом

Читайте также

Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников

Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников Аннотация. В статье рассматривается актуальность применения гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников, в частности детей...

Синдром профессионального выгорания педагогов дополнительного образования: причины и признаки

Синдром профессионального выгорания педагогов дополнительного образования: причины и признаки Синдром профессионального выгорания педагогов дополнительного образования, работающих с детьми дошкольного возраста –...

Влияние оригами на всесторонне развитие детей дошкольного возраста

Влияние оригами на всесторонне развитие детей дошкольного возраста «Из обычного листа бумаги можно сотворить целый мир». В.Дегтева. Оригами — это искусство складывания бумажных...