Конспект совместной деятельности педагога и детей
«Изготовление ледяных украшений разной формы»

 

Образовательная программа «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой».

Возрастная группа: дети 5-6 лет (старшая группа).

Вид (разновидности) деятельности детей: поисково-познавательная деятельность.

Содержание деятельности детей (дидактические единицы): свойства воды (агрегатное состояние воды – переход из жидкого в твердое).

Задания для совместной деятельности:

Задание

(действие и его содержание)

Способ

предъявления задания

Способ презентации

результатов

1.  Подумайте, как можно придать льдинке разную форму Словесный Индивидуальный рассказ, обсуждение
2. Подумайте, как можно изготовить льдинки разной формы и зарисуйте с помощью символов (изготовление льдинок). Словесный, с демонстрацией материала для изготовления Рассказ с демонстрацией наглядного алгоритма изготовления льдинок из предложенных материалов
3. Проведите эксперимент «Какая льдинка быстрее застынет и какую форму она примет?» и зарисуйте результаты. Словесный

 

Практический, с опорой на наглядный алгоритм
4. Обсудите результаты совместного эксперимента и расскажите о результатах (сделайте доклад). Словесный Рассказ с опорой на фотографии полученных льдинок

Образовательные задачи:

- закрепить представления детей об агрегатных состояниях воды (жидкое – твердое);

- выявить свойства и качества воды: превращается в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная);

– формировать у детей умение обсуждать проблему, высказывать предположения и формулировать гипотезу;

  – формировать умение осуществлять деловое сотрудничество: высказывать свое мнение, выслушивать и учитывать мнения партнеров;

  – формировать умение создавать и использовать условно-символические модели в деятельности;

– стимулировать интерес к поисковой деятельности.

Материалы и оборудование

Стимульный материал: найденные утром на прогулке песочные формочки с замерзшей водой (накануне был дождь, а ночью - подморозило).

Материал для деятельности детей: емкости с водой разной температуры (холодная, теплая), разнообразные песочные формочки, веревочки, листочки, бусинки, веточки (по количеству детей), поднос, фломастеры, демонстрационная доска.

Дидактический материал:

– карточки-заготовки для составления наглядного алгоритма проведения опыта;

– карточка с алгоритмом подготовки сообщения (доклада) о результатах эксперимента (цель, гипотеза, действия по ее проверке, результат);

- конверт с письмом для Деда Мороза;

- картинки с замерзшими льдинками.

Оборудование (техническое обеспечение): фотоаппарат

Конструктор совместной деятельности педагога и детей

Этап Деятельность педагога Деятельность детей
мотивациионно-целевой Удивляется, восторгается находке

детей.

Организует групповой анализ ситуации, выделение противоречия и постановку цели поисковой деятельности.

Предлагает детям стать мастерами

ледового дела, украсить елку кра

сивыми льдинками и отправить

фотографии Деду Морозу

Поощряет активность детей.

Находят формочки с замерзшей во

дой.

Обсуждают проблемную ситуацию, выдвигают предложения как можно решить. Осознают «как надо делать».

Осознают «зачем я буду участвовать в эксперименте» – чтобы украсить елку на территории детского сада

содержательно-деятель-ностный Обсуждает с детьми способ решения проблемы, обеспечивает формулировку детьми гипотезы, конкретизацию задач поисковой деятельности (придумать, как придать разную форму льдинкам, изготовить их, полюбоваться ими, зарисовать алгоритм их изготовления и украсить елку на участке). Помогает детям выстроить план действий по проверке гипотезы.

Предоставляет детям необходимые материалы.

Обсуждает с детьми из чего, как

лучше изготовить льдинки, как за

рисовать алгоритм, используя

условные символы. Обсуждает с

детьми правила совместной рабо-

ты.

 

Выдвигают предположения о способах изготовления льдинок и формулируют гипотезу. Рассматривают предложенные материалы.

Обсуждают и определяют алгоритм изготовления льдинок разной формы и зарисовывают его, придумывая условные символы.

Принимают решение провести эксперимент: проверить какая вода замерзает быстрее, какую форму она примет.

Осуждают последовательность совместной работы, уясняют правила совместной работы.  

Обсуждают, как зарисовать результаты эксперимента в карточке-таблице.

Для выполнения задания дети

выбирают формочку, украшение,

веревочку и воду определенной температуры

оценочно-рефлек-сивный    Педагог организует обсуждение результатов эксперимента.

Помогает подготовить групповые сообщения.

Осуществляет итоговый контроль изготовления льдинок, организует украшение елки и фиксирует на фотоаппарат.

Помогает детям подвести итог: установить соответствие результатов поставленной цели, выполнение всей программы действий.

Педагог делает общий вывод о ра

боте: отмечает слаженность, умен

ие договориться, выполнение ра

боты до получения результатов.

Каждый ребенок сравнивает полученные результаты, делает вывод, какая вода быстрее замерзает и принимает определенную форму.

Дети выбирают, кто будет делать сообщение, обсуждают содержание сообщения.  

Дети развешивают полученные льдинки на елку.

Принимают решение послать письмо с фотографиями украшенной елки Деду Морозу.

Высказываются, о том, что нового узнали, чему научились.

Методы и приемы:

1. Обсуждение найденных песочных формочек с замерзшей водой.

Вопросы.

– Как оказалась вода в формочках?

– Почему замерзла вода?

– Как сделать льдинку?

– Как можно получить льдинку разной формы?

– Чем можно украсить елку на участке?

2. Создание игровой ситуации (предложить детям стать мастерами ледового дела): ….

3. Обсуждение алгоритма деятельности изобретателя (с опорой на карточку с условно-символическим алгоритмом):

– Кто такие мастера ледового дела?

– Зачем нужны мастера ледового дела? Что было бы, если бы их не было?

– Что они делают?

– Какие действия выполняют мастера ледового дела? (при ответе опираться на карточку с условно-символическим алгоритмом деятельности мастера).

– Что надо сделать мастерам ледового дела, чтобы получить льдинки разной формы? (Придумать, как сделать льдинки, изготовить их, украсить елку, зарисовать алгоритм их изготовления и отправить фотографии Деду Морозу).

– Могут ли мастера ледового дела работать вместе?

– Какие правила важно соблюдать, когда выполняешь работу вместе?

4.  Обсуждение действий по решению поисковой задачи «Как сделать льдинку разной формы?»

Вопросы:

– Что такое льдинка?

– Можно ли использовать воду разной температуры для изготовления льдинок?

– Что нужно с ней сделать?

– Что нужно сделать с водой, чтобы она превратилась в льдинку?

– Куда надо налить воду, чтобы льдинки приобрели разную форму?

Гипотеза: вода превратится в льдинку определенной формы, если налить ее в разные формочки и вынести на мороз (который можно сделать самим).

– Какие материалы могут подойти для изготовления льдинки? (высказать предположение по предложенным материалам)

– Как можно изготовить ледяное украшение

5. Обсуждение и зарисовывание алгоритма изготовления ледяного украшения.

Вопросы:

– Что нужно сделать сначала? (подумать, что и как нужно сделать) Как это изобразить знаками?

– Что нужно сделать до начала работы? (подобрать все материалы) Как это изобразить знаками?

– С чего нужно начать работу? Как это изобразить знаками?

– Что следует сделать затем?

– Что нужно сделать в конце работы? (подумать, удалось ли сделать льдинку).

– Как определить, что льдинка получилась, сделана правильно? (достать ее из формочки, повесить за веревочку).

6. Объяснение детям особенностей организации и взаимодействия по проведению эксперимента «Как сделать льдинку?» (с опорой на наглядный алгоритм).

– выполнить действия по изготовлению льдинок (по зарисованному ранее условно-символическому алгоритму);

– сравнить результаты и обсудить, у кого застыла вода быстрее.

7. Обсуждение результатов эксперимента:

– Что вы узнали в результате проведения эксперимента?

– Как вы определили, какую форму принимает застывшая вода?

– В чем сходство и отличия застывания льдинок из воды разной температуры?

– Как вы думаете: удалось ли нам быть мастерами?

7. Отправление письма с фотографиями Деду Морозу.

8. Итоговая беседа

– Смогли ли мы стать мастерами ледяного дела?

– Как мы это сделали?

– Чем отличаются ваши льдинки?

– Что было интересным?

––Какую помощь оказывали друг другу?

– Что нового вы узнали? Чему научились?

Практический материал для деятельности детей

Письмо Деду Морозу

«Уважаемый Дедушка Мороз! Мы каждый год разными способами красиво украшаем елочку к Новому году. В этом году мы украсили ее так – ледяными украшениями! Высылаем тебе фотографии нашей елки. Посмотри наши украшения. Может быть лесные звери украсят свои елки так же.»

Наглядный алгоритм изготовления ледяного украшения

 

Наглядный алгоритм изготовления ледяного украшения

 

1 – подумать как сделать льдинку;

2 – взять разные материалы для изготовления;

3 – разлить воду разной температуры в формочки;

4 – украсить различными предметами и положить веревочку;

5 – поставить на поднос и вынести на мороз;

6 – обсудить полученные результаты;

7 – украсить елку и сфотографировать ее;

8 – отправить письмо Деду Морозу.

Варианты размещения детей на разных этапах деятельности

1этап: свободное перемещение детей на участке, по группе, в центре группы, вокруг воспитателя (предъявляется объявление, задание, идет их обсуждение, создается игровая ситуация).

2 этап: центр поисковой лаборатории (обсуждается проблемная ситуация, отбирается необходимый практический материал для проведения исследования).

3 этап: учебная зона группы, размещение детей за столами (составление алгоритма, проведение исследования, ведение записи, зарисовки результатов).

4 этап: работа у доски (сообщение-доклад о результатах).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Чудесное дерево»

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Чудесное дерево» Цели: выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года; совершенствовать...

План отчета педагога по теме самообразования: «Йога - как обучающее…

План отчета педагога по теме самообразования: «Йога - как обучающее занятие с детьми»

Конспект НООД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Есть…

Конспект НООД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Есть такая профессия помогать людям, попавшим в беду»

Читайте также

Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе детского сада «Ярмарка в…

Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе детского сада «Ярмарка в Золотом кольце» Цель: Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса...

Игры для детей. «Театр из поролоновых губок»

Игры для детей. «Театр из поролоновых губок» Смастерите вместе с ребенком дома кукольный театр, сцену и театральный реквизит. Вам будет чем...

ТРИЗ технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

ТРИЗ технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста Статья содержит информацию о технологии ТРИЗ и методах решения задач на первый план...