Конспект совместной деятельности педагога и детей
«Изготовление ледяных украшений разной формы»
Образовательная программа «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой».
Возрастная группа: дети 5-6 лет (старшая группа).
Вид (разновидности) деятельности детей: поисково-познавательная деятельность.
Содержание деятельности детей (дидактические единицы): свойства воды (агрегатное состояние воды – переход из жидкого в твердое).
Задания для совместной деятельности:
Задание
(действие и его содержание) |
Способ
предъявления задания |
Способ презентации
результатов |
1. Подумайте, как можно придать льдинке разную форму | Словесный | Индивидуальный рассказ, обсуждение |
2. Подумайте, как можно изготовить льдинки разной формы и зарисуйте с помощью символов (изготовление льдинок). | Словесный, с демонстрацией материала для изготовления | Рассказ с демонстрацией наглядного алгоритма изготовления льдинок из предложенных материалов |
3. Проведите эксперимент «Какая льдинка быстрее застынет и какую форму она примет?» и зарисуйте результаты. | Словесный
|
Практический, с опорой на наглядный алгоритм |
4. Обсудите результаты совместного эксперимента и расскажите о результатах (сделайте доклад). | Словесный | Рассказ с опорой на фотографии полученных льдинок |
Образовательные задачи:
- закрепить представления детей об агрегатных состояниях воды (жидкое – твердое);
- выявить свойства и качества воды: превращается в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная);
– формировать у детей умение обсуждать проблему, высказывать предположения и формулировать гипотезу;
– формировать умение осуществлять деловое сотрудничество: высказывать свое мнение, выслушивать и учитывать мнения партнеров;
– формировать умение создавать и использовать условно-символические модели в деятельности;
– стимулировать интерес к поисковой деятельности.
Материалы и оборудование
Стимульный материал: найденные утром на прогулке песочные формочки с замерзшей водой (накануне был дождь, а ночью - подморозило).
Материал для деятельности детей: емкости с водой разной температуры (холодная, теплая), разнообразные песочные формочки, веревочки, листочки, бусинки, веточки (по количеству детей), поднос, фломастеры, демонстрационная доска.
Дидактический материал:
– карточки-заготовки для составления наглядного алгоритма проведения опыта;
– карточка с алгоритмом подготовки сообщения (доклада) о результатах эксперимента (цель, гипотеза, действия по ее проверке, результат);
- конверт с письмом для Деда Мороза;
- картинки с замерзшими льдинками.
Оборудование (техническое обеспечение): фотоаппарат
Конструктор совместной деятельности педагога и детей
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей |
мотивациионно-целевой | Удивляется, восторгается находке
детей. Организует групповой анализ ситуации, выделение противоречия и постановку цели поисковой деятельности. Предлагает детям стать мастерами ледового дела, украсить елку кра сивыми льдинками и отправить фотографии Деду Морозу Поощряет активность детей. |
Находят формочки с замерзшей во
дой. Обсуждают проблемную ситуацию, выдвигают предложения как можно решить. Осознают «как надо делать». Осознают «зачем я буду участвовать в эксперименте» – чтобы украсить елку на территории детского сада |
содержательно-деятель-ностный | Обсуждает с детьми способ решения проблемы, обеспечивает формулировку детьми гипотезы, конкретизацию задач поисковой деятельности (придумать, как придать разную форму льдинкам, изготовить их, полюбоваться ими, зарисовать алгоритм их изготовления и украсить елку на участке). Помогает детям выстроить план действий по проверке гипотезы.
Предоставляет детям необходимые материалы. Обсуждает с детьми из чего, как лучше изготовить льдинки, как за рисовать алгоритм, используя условные символы. Обсуждает с детьми правила совместной рабо- ты.
|
Выдвигают предположения о способах изготовления льдинок и формулируют гипотезу. Рассматривают предложенные материалы.
Обсуждают и определяют алгоритм изготовления льдинок разной формы и зарисовывают его, придумывая условные символы. Принимают решение провести эксперимент: проверить какая вода замерзает быстрее, какую форму она примет. Осуждают последовательность совместной работы, уясняют правила совместной работы. Обсуждают, как зарисовать результаты эксперимента в карточке-таблице. Для выполнения задания дети выбирают формочку, украшение, веревочку и воду определенной температуры |
оценочно-рефлек-сивный | Педагог организует обсуждение результатов эксперимента.
Помогает подготовить групповые сообщения. Осуществляет итоговый контроль изготовления льдинок, организует украшение елки и фиксирует на фотоаппарат. Помогает детям подвести итог: установить соответствие результатов поставленной цели, выполнение всей программы действий. Педагог делает общий вывод о ра боте: отмечает слаженность, умен ие договориться, выполнение ра боты до получения результатов. |
Каждый ребенок сравнивает полученные результаты, делает вывод, какая вода быстрее замерзает и принимает определенную форму.
Дети выбирают, кто будет делать сообщение, обсуждают содержание сообщения. Дети развешивают полученные льдинки на елку. Принимают решение послать письмо с фотографиями украшенной елки Деду Морозу. Высказываются, о том, что нового узнали, чему научились. |
Методы и приемы:
1. Обсуждение найденных песочных формочек с замерзшей водой.
Вопросы.
– Как оказалась вода в формочках?
– Почему замерзла вода?
– Как сделать льдинку?
– Как можно получить льдинку разной формы?
– Чем можно украсить елку на участке?
2. Создание игровой ситуации (предложить детям стать мастерами ледового дела): ….
3. Обсуждение алгоритма деятельности изобретателя (с опорой на карточку с условно-символическим алгоритмом):
– Кто такие мастера ледового дела?
– Зачем нужны мастера ледового дела? Что было бы, если бы их не было?
– Что они делают?
– Какие действия выполняют мастера ледового дела? (при ответе опираться на карточку с условно-символическим алгоритмом деятельности мастера).
– Что надо сделать мастерам ледового дела, чтобы получить льдинки разной формы? (Придумать, как сделать льдинки, изготовить их, украсить елку, зарисовать алгоритм их изготовления и отправить фотографии Деду Морозу).
– Могут ли мастера ледового дела работать вместе?
– Какие правила важно соблюдать, когда выполняешь работу вместе?
4. Обсуждение действий по решению поисковой задачи «Как сделать льдинку разной формы?»
Вопросы:
– Что такое льдинка?
– Можно ли использовать воду разной температуры для изготовления льдинок?
– Что нужно с ней сделать?
– Что нужно сделать с водой, чтобы она превратилась в льдинку?
– Куда надо налить воду, чтобы льдинки приобрели разную форму?
Гипотеза: вода превратится в льдинку определенной формы, если налить ее в разные формочки и вынести на мороз (который можно сделать самим).
– Какие материалы могут подойти для изготовления льдинки? (высказать предположение по предложенным материалам)
– Как можно изготовить ледяное украшение
5. Обсуждение и зарисовывание алгоритма изготовления ледяного украшения.
Вопросы:
– Что нужно сделать сначала? (подумать, что и как нужно сделать) Как это изобразить знаками?
– Что нужно сделать до начала работы? (подобрать все материалы) Как это изобразить знаками?
– С чего нужно начать работу? Как это изобразить знаками?
– Что следует сделать затем?
– Что нужно сделать в конце работы? (подумать, удалось ли сделать льдинку).
– Как определить, что льдинка получилась, сделана правильно? (достать ее из формочки, повесить за веревочку).
6. Объяснение детям особенностей организации и взаимодействия по проведению эксперимента «Как сделать льдинку?» (с опорой на наглядный алгоритм).
– выполнить действия по изготовлению льдинок (по зарисованному ранее условно-символическому алгоритму);
– сравнить результаты и обсудить, у кого застыла вода быстрее.
7. Обсуждение результатов эксперимента:
– Что вы узнали в результате проведения эксперимента?
– Как вы определили, какую форму принимает застывшая вода?
– В чем сходство и отличия застывания льдинок из воды разной температуры?
– Как вы думаете: удалось ли нам быть мастерами?
7. Отправление письма с фотографиями Деду Морозу.
8. Итоговая беседа
– Смогли ли мы стать мастерами ледяного дела?
– Как мы это сделали?
– Чем отличаются ваши льдинки?
– Что было интересным?
––Какую помощь оказывали друг другу?
– Что нового вы узнали? Чему научились?
Практический материал для деятельности детей
Письмо Деду Морозу
«Уважаемый Дедушка Мороз! Мы каждый год разными способами красиво украшаем елочку к Новому году. В этом году мы украсили ее так – ледяными украшениями! Высылаем тебе фотографии нашей елки. Посмотри наши украшения. Может быть лесные звери украсят свои елки так же.»
Наглядный алгоритм изготовления ледяного украшения
1 – подумать как сделать льдинку;
2 – взять разные материалы для изготовления;
3 – разлить воду разной температуры в формочки;
4 – украсить различными предметами и положить веревочку;
5 – поставить на поднос и вынести на мороз;
6 – обсудить полученные результаты;
7 – украсить елку и сфотографировать ее;
8 – отправить письмо Деду Морозу.
Варианты размещения детей на разных этапах деятельности
1этап: свободное перемещение детей на участке, по группе, в центре группы, вокруг воспитателя (предъявляется объявление, задание, идет их обсуждение, создается игровая ситуация).
2 этап: центр поисковой лаборатории (обсуждается проблемная ситуация, отбирается необходимый практический материал для проведения исследования).
3 этап: учебная зона группы, размещение детей за столами (составление алгоритма, проведение исследования, ведение записи, зарисовки результатов).
4 этап: работа у доски (сообщение-доклад о результатах).
Читайте также |
---|
Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Чудесное дерево»
Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Чудесное дерево» Цели: выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года; совершенствовать...
План отчета педагога по теме самообразования: «Йога - как обучающее…
План отчета педагога по теме самообразования: «Йога - как обучающее занятие с детьми»
Конспект НООД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Есть…
Конспект НООД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Есть такая профессия помогать людям, попавшим в беду»