Осенний сон...

 

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера… -

Ф. Тютчев.

 

Немного истории.  В славянских языках названия месяцев тесным образом были связаны с явлениями природы. Первый месяц осени называли жовтень за желтый цвет листвы, роин – рев оленей, хмурень-  частое ненастье. Септембер – седьмой, в русском языке получил название сентябрь.

Образ начала осенних дней запечатлен в поговорках и присказках, вроде: «Холоден батюшка – сентябрь, да кормить горазд», «В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина», «Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется».

Одна из первых примет осени - желтые пряди в листве. Раньше всех начинает желтеть липа. По этому поводу и поговорка в народе сложена: «Мигнула липа пестрым листом – осень позвала».

 

Цель. Обобщить полученные знания о родном крае. Развивать познавательный интерес и воображение. Формировать чувство гордости, бережное отношение к флоре и фауне Хабаровского края.

Учитель – дефектолог. Дети, вы любите спать? Когда вы спите?

Дети. Ночью.

Учитель – дефектолог. Вы гуляли когда - нибудь во сне по утреннему лесу?

Дети. Нет! Не гуляли.

Учитель – дефектолог. Сегодня мы с вами погуляем по осеннему лесу. К нам тихонечко подкрался сон, взмахнул волшебной палочкой и мы заснули...Сон унес нас в волшебный лес, полный сказок и чудес! В лесу нас встретит настоящая желтоглазая Осень.

Осень, осень, подожди

Гнать по небу тучи,

Лить холодные дожди,

Сыпать град колючий.

Мы еще не накупались,

Не наплавались в реке,

Мы еще не належались

На оранжевом песке.

Осень, осень, потерпи

Подожди немного,

Звонких птиц не торопи

В дальнюю дорогу.

Ветер листья не гони

Подожди немного, осень,

Мы тебя об этом просим. Л. Яхнин.

Учитель – дефектолог.  Осенью в лесу на траве много росы. Росинка, росинка ты где родилась? Оказывается, росинка впервые рождается с приходом Весны, когда солнышко на небе вовсю ярко светит. Вот и побежала первая, вторая, третья Капелька вниз с крыши: кап – кап, кап – кап. Началась первая песенка Капли.

…Их еле заметишь,

Так малы они.

Но где же ты встретишь

Такие огни.

Учитель – дефектолог.  На что похожа Капелька серебристой росы?  

Дети. На воздушный шарик, на мячик, на елочную игрушку?

Учитель – дефектолог. Маленькая Капелька росы – маленькая Принцесса.  Капля живет одно мгновенье. Погладило Солнышко Капельку по голове и стала она легкой – легкой и полетела. Превратилась в пар и исчезла…

Ребенок:

В детском садике своем

Интересно мы живем.

Мы с друзьями не скучаем,

Мы природу изучаем.

Учитель – дефектолог. Дети, вы любите лесные тайны? В волшебном лесу много разных необычных тайн.

Дети. Любим!

Учитель – дефектолог. Послушайте стихотворение «Под окном стоят березы!» Это стихотворение шуточное. Все в нем написано неправильно? Исправьте ошибки.  

Под окном стоят березы,

А на них растут кокосы.

На осине – апельсины

И душистая малина.

На пенечке – кукуруза,

На рябине – два арбуза.

И вчера на пальме южной

Шишки вдруг поспели дружно.

А на поле вот как странно –

Выросли рядки бананов

И грибы заколосились…

Может, это мне приснилось?! В. Шипунова.

Учитель – дефектолог. Растут на березах кокосы?

Дети. Нет!

Учитель – дефектолог. На осине апельсины и душистая малина?

Дети. Нет!

Учитель – дефектолог. На пенечке кукуруза, на рябине два арбуза?

Дети. Нет!

Учитель – дефектолог. А на поле выросли рядки бананов?

Дети. Нет!

Учитель – дефектолог.  И грибы заколосились?

Дети. Нет!

Учитель – дефектолог. Может это мне приснилось?

Дети.  ДА! ДА! ДА!

Учитель – дефектолог.  На березе растут кокосы. Чудеса!    

Учитель – дефектолог. Дети! Вы слышали, как плачут деревья.

Дети. Нет.

Учитель – дефектолог:

Плакали ночью желтые клены,

Вспомнили клены, как были зелены.

С желтой березы тоже капало,

Значит береза тоже плакала…  Э. Мошковская.

Учитель – дефектолог. Почему деревья плачут?

Дети. Деревья ломают, ветки срезают, рубят лес.

Учитель – дефектолог. Как можно помочь лесу?

Дети. Не ломать, не рубить, посадить новые деревья.

Учитель – дефектолог:

Что мы сажаем,

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

Утешает осень:

- Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!

З. Федоровская.

Учитель – дефектолог. Листопад! Листья желтые летят! Что это такое?

Дети.  Осень! Листочки падают на землю.

Учитель – дефектолог. Посмотрите, сколько нападало листочков к нам на подоконник. Это ветер их принес. Лес осенью очень красив! С деревьев опадают разноцветные листочки. Они тихо кружатся и медленно опускаются к нам на подоконник. Первый листочек упал с дерева – начался ЛИСТОПАД!

Учитель – дефектолог. Какого цвета листочки?

Дети. Красные, желтые, оранжевые, зеленые, коричневые.

Учитель – дефектолог:

Погодите, не спешите

Нам ведь нужен осветитель.

Лучик солнца помоги!

И полянку освети.   В. Колесников.

Учитель – дефектолог. Дети, а кто притаился на оконном стекле?

 

Солнечный зайчик

 

Дети. Солнечный зайчик!

Учитель – дефектолог. Осенью солнечные зайчики создают тепло и уют. Посмотрите – солнечные зайчики рады гостям! Они будут освещать нам таежные тропинки! В лесу мы можем заблудиться?

Дети. Да!

Учитель – дефектолог. Солнечные зайчики – маленькие фонарики.

Учитель – дефектолог. Тайга…Мы оказались в сказочном Дальневосточном лесу.  Началом листопада считается дата, когда первые листья начинают падать независимо от ветра. Если слегка потрясти ветку, в воздухе закружится несколько опавших листьев. Ранее всего листопад начинается у ив, лещины, вяза и осины. После свежих утренников падение листьев и ветвей становится массовым.

Учитель – дефектолог. В смешанных лесах разыгрывается настоящая золотая пурга!

 

В тайге живет много зверей и птиц

 

Учитель – дефектолог. В тайге живет много зверей и птиц из разных уголков нашей страны. Посмотрите: живет в лесу Кот – котище, Бегемот – большой живот, Жираф – с длинной шей, Страус – длинноногий, Лев – с большой гривой и Слон с большими бивнями. Вот такая необычная компания живет в нашем сказочном лесу. Все звери здесь дружат и никого не обижают.  

Дети. Это сказочный лес - в нем много сказок и чудес!

Учитель – дефектолог. А цветы растут в тайге?  

Дети. В тайге много цветов.  

Учитель – дефектолог. Какие цветы растут в тайге?    

Дети. Дикая роза, кувшинка, ромашка и много других красивых цветов. В тайге можно нарвать целый букет цветов и принести домой.  

Учитель – дефектолог. Будем рвать цветы в тайге?  

Дети. Будем!  

Учитель – дефектолог.  Дети, я вам открою секрет. Все цветы живые и они не хотят умирать. Пусть растут цветы на радость людям!

Учитель – дефектолог. Согласны?

Дети. Да!

Учитель – дефектолог. В сказочном лесу не слышно птичьих голосов.  Где же птицы?

Дети.  Вот притаилась Совушка – сова, большая голова!

Учитель – дефектолог. Совушка – сова ночью летает, а днем спит. Вот такая хитрая Совушка – сова, большая голова! Совушка – сова летает - и всех пугает. Страшно ночью в дремучем лесу?

Дети. Страшно!

Учитель – дефектолог.  Дети, мы ходим, ходим по лесу, а ни одного насекомого не встретили?  Я загадаю вам загадки, если вы их отгадаете – в лес на одно мгновенье вернуться насекомые.

Дети отгадывают загадки:

Черен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног без копыт. (Жук.)

Божья коровка,

Улети на небо,

Принеси мне хлеба,

Черного и белого,

Только не горелого. (Божья коровка.)

С цветочка – на травинку,

С листочка – на былинку,

Отталкиваясь ножками,

Летает над дрожками. (Кузнечики.)

На дорожку вышли рожки.

- Вы не будете бодать?

Я потрогал их немножко,

Рожки спрятались опять. (Паук.)

Комарики неумные,

Неумные и шумные,

Столпились в целый рой,

Повисли над водой. (Комарики – Макарики.)

Дети. Жук, Божья коровка, Кузнечики, Паук, Комарики–макарики.

Учитель – дефектолог. Куда же они попрятались?

Дети. Они спрятались в землю. Им сейчас очень холодно.

Учитель – дефектолог. Насекомые появятся ранней весной, когда будет тепло.  Запомните, это наши друзья!

Учитель – дефектолог. Дети, слышите, кто – то квакает в лесу? Кто же это?

Дети. Это лягушка!

Учитель – дефектолог. Дети, поищем лягушку? Где она спряталась! Вот она лягушка: ква – ква! Она ученая лягушка – любит книги читать. А вы любите книги читать?

Дети. Любим! Читаем книги про природу и про разных зверей.

Учитель – дефектолог. Есть такая примета, если лягушка квакает к непогоде.

Вот и Тучки прилетели - дождик нам принесли. Слезки у Тучек чистые – чистые! Тучки прилетели - с подружками. Они - небесные красавицы! Любят Тучки цветные сарафанчики!

Дети надевают Тучкам сарафаны.

Тучки – красавицы, всем ребятам нравятся!

Учитель – дефектолог.  Срывает ветер осенние листочки с деревьев и уносит их далеко – далеко. Роняют Тучки свои слезки, а слезки не простые -  разноцветные! Умоемся хрустальными слезками Тучек, станем здоровыми и красивыми!

С неба падает разноцветный дождь!

Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи.   Д.И Сембереева.

Дети прячутся от осеннего дождя

Учитель – дефектолог (от имени Леса)

Вас встретит, как друга,

Лесная опушка,

Вам тысячу лет

Нагадает кукушка!

Вас очень хотят

Обласкать ветерки,

Живою водой –

Напоить родники!

Лес… Это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь и прислушайтесь… Лес полон загадок и чудес!

Без меня вы не скучайте, угощенья получайте!

Дети получают угощенья (конфеты).

 

Дети получают угощенья

 

Учитель – дефектолог:

А теперь за дело дружно,

Убирать игрушки нужно

Все сложить и не ломать.

Завтра будем вновь играть.

Просыпайтесь, ребята! С добрым утром!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Путешествие по космическим просторам»

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Путешествие по космическим просторам» Тип занятия: физкультурно-оздоровительный и познавательный. Комплексное занятие: физкультуры, окружающий мир. Интеграция образовательных областей: познание, здоровье...

Режим дня в жизни дошкольника

Режим дня в жизни дошкольника Часто родители задают вопрос что такое режим дня и нужно ли его соблюдать малышу! Режим дня -...

Конспект интегрированного занятия по теме «Зима»

Конспект интегрированного занятия по теме «Зима» (Средняя группа) Ход занятия: Какое сейчас время года? (Ответы детей.) Д/игра «Когда это бывает?» Пальчиковая игра «Снежинки». Гимнастика для дыхания...

Читайте также

Конструкт логопедического занятия по автоматизации [Р-Р'] с детьми 6 –…

Конструкт логопедического занятия по автоматизации [Р-Р'] с детьми 6 – 7 лет «За грибами»

Конспект НОД по экологическому воспитанию дошкольников «Зимующие птицы»

Конспект НОД по экологическому воспитанию дошкольников «Зимующие птицы»

Наглядно-познавательное пособие «Породы кошек»

Наглядно-познавательное пособие «Породы кошек» Цель: познакомить детей с породами кошек. Задачи: - развивать познавательный интерес, любознательность, память, внимание; - расширить словарный запас; - воспитывать у детей...