Осенний сон...
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера… -
Ф. Тютчев.
Немного истории. В славянских языках названия месяцев тесным образом были связаны с явлениями природы. Первый месяц осени называли жовтень за желтый цвет листвы, роин – рев оленей, хмурень- частое ненастье. Септембер – седьмой, в русском языке получил название сентябрь.
Образ начала осенних дней запечатлен в поговорках и присказках, вроде: «Холоден батюшка – сентябрь, да кормить горазд», «В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина», «Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется».
Одна из первых примет осени - желтые пряди в листве. Раньше всех начинает желтеть липа. По этому поводу и поговорка в народе сложена: «Мигнула липа пестрым листом – осень позвала».
Цель. Обобщить полученные знания о родном крае. Развивать познавательный интерес и воображение. Формировать чувство гордости, бережное отношение к флоре и фауне Хабаровского края.
Учитель – дефектолог. Дети, вы любите спать? Когда вы спите?
Дети. Ночью.
Учитель – дефектолог. Вы гуляли когда - нибудь во сне по утреннему лесу?
Дети. Нет! Не гуляли.
Учитель – дефектолог. Сегодня мы с вами погуляем по осеннему лесу. К нам тихонечко подкрался сон, взмахнул волшебной палочкой и мы заснули...Сон унес нас в волшебный лес, полный сказок и чудес! В лесу нас встретит настоящая желтоглазая Осень.
Осень, осень, подожди
Гнать по небу тучи,
Лить холодные дожди,
Сыпать град колючий.
Мы еще не накупались,
Не наплавались в реке,
Мы еще не належались
На оранжевом песке.
Осень, осень, потерпи
Подожди немного,
Звонких птиц не торопи
В дальнюю дорогу.
Ветер листья не гони
Подожди немного, осень,
Мы тебя об этом просим. Л. Яхнин.
Учитель – дефектолог. Осенью в лесу на траве много росы. Росинка, росинка ты где родилась? Оказывается, росинка впервые рождается с приходом Весны, когда солнышко на небе вовсю ярко светит. Вот и побежала первая, вторая, третья Капелька вниз с крыши: кап – кап, кап – кап. Началась первая песенка Капли.
…Их еле заметишь,
Так малы они.
Но где же ты встретишь
Такие огни.
Учитель – дефектолог. На что похожа Капелька серебристой росы?
Дети. На воздушный шарик, на мячик, на елочную игрушку?
Учитель – дефектолог. Маленькая Капелька росы – маленькая Принцесса. Капля живет одно мгновенье. Погладило Солнышко Капельку по голове и стала она легкой – легкой и полетела. Превратилась в пар и исчезла…
Ребенок:
В детском садике своем
Интересно мы живем.
Мы с друзьями не скучаем,
Мы природу изучаем.
Учитель – дефектолог. Дети, вы любите лесные тайны? В волшебном лесу много разных необычных тайн.
Дети. Любим!
Учитель – дефектолог. Послушайте стихотворение «Под окном стоят березы!» Это стихотворение шуточное. Все в нем написано неправильно? Исправьте ошибки.
Под окном стоят березы,
А на них растут кокосы.
На осине – апельсины
И душистая малина.
На пенечке – кукуруза,
На рябине – два арбуза.
И вчера на пальме южной
Шишки вдруг поспели дружно.
А на поле вот как странно –
Выросли рядки бананов
И грибы заколосились…
Может, это мне приснилось?! В. Шипунова.
Учитель – дефектолог. Растут на березах кокосы?
Дети. Нет!
Учитель – дефектолог. На осине апельсины и душистая малина?
Дети. Нет!
Учитель – дефектолог. На пенечке кукуруза, на рябине два арбуза?
Дети. Нет!
Учитель – дефектолог. А на поле выросли рядки бананов?
Дети. Нет!
Учитель – дефектолог. И грибы заколосились?
Дети. Нет!
Учитель – дефектолог. Может это мне приснилось?
Дети. ДА! ДА! ДА!
Учитель – дефектолог. На березе растут кокосы. Чудеса!
Учитель – дефектолог. Дети! Вы слышали, как плачут деревья.
Дети. Нет.
Учитель – дефектолог:
Плакали ночью желтые клены,
Вспомнили клены, как были зелены.
С желтой березы тоже капало,
Значит береза тоже плакала… Э. Мошковская.
Учитель – дефектолог. Почему деревья плачут?
Дети. Деревья ломают, ветки срезают, рубят лес.
Учитель – дефектолог. Как можно помочь лесу?
Дети. Не ломать, не рубить, посадить новые деревья.
Учитель – дефектолог:
Что мы сажаем,
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень:
- Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!
З. Федоровская.
Учитель – дефектолог. Листопад! Листья желтые летят! Что это такое?
Дети. Осень! Листочки падают на землю.
Учитель – дефектолог. Посмотрите, сколько нападало листочков к нам на подоконник. Это ветер их принес. Лес осенью очень красив! С деревьев опадают разноцветные листочки. Они тихо кружатся и медленно опускаются к нам на подоконник. Первый листочек упал с дерева – начался ЛИСТОПАД!
Учитель – дефектолог. Какого цвета листочки?
Дети. Красные, желтые, оранжевые, зеленые, коричневые.
Учитель – дефектолог:
Погодите, не спешите
Нам ведь нужен осветитель.
Лучик солнца помоги!
И полянку освети. В. Колесников.
Учитель – дефектолог. Дети, а кто притаился на оконном стекле?
Дети. Солнечный зайчик!
Учитель – дефектолог. Осенью солнечные зайчики создают тепло и уют. Посмотрите – солнечные зайчики рады гостям! Они будут освещать нам таежные тропинки! В лесу мы можем заблудиться?
Дети. Да!
Учитель – дефектолог. Солнечные зайчики – маленькие фонарики.
Учитель – дефектолог. Тайга…Мы оказались в сказочном Дальневосточном лесу. Началом листопада считается дата, когда первые листья начинают падать независимо от ветра. Если слегка потрясти ветку, в воздухе закружится несколько опавших листьев. Ранее всего листопад начинается у ив, лещины, вяза и осины. После свежих утренников падение листьев и ветвей становится массовым.
Учитель – дефектолог. В смешанных лесах разыгрывается настоящая золотая пурга!
Учитель – дефектолог. В тайге живет много зверей и птиц из разных уголков нашей страны. Посмотрите: живет в лесу Кот – котище, Бегемот – большой живот, Жираф – с длинной шей, Страус – длинноногий, Лев – с большой гривой и Слон с большими бивнями. Вот такая необычная компания живет в нашем сказочном лесу. Все звери здесь дружат и никого не обижают.
Дети. Это сказочный лес - в нем много сказок и чудес!
Учитель – дефектолог. А цветы растут в тайге?
Дети. В тайге много цветов.
Учитель – дефектолог. Какие цветы растут в тайге?
Дети. Дикая роза, кувшинка, ромашка и много других красивых цветов. В тайге можно нарвать целый букет цветов и принести домой.
Учитель – дефектолог. Будем рвать цветы в тайге?
Дети. Будем!
Учитель – дефектолог. Дети, я вам открою секрет. Все цветы живые и они не хотят умирать. Пусть растут цветы на радость людям!
Учитель – дефектолог. Согласны?
Дети. Да!
Учитель – дефектолог. В сказочном лесу не слышно птичьих голосов. Где же птицы?
Дети. Вот притаилась Совушка – сова, большая голова!
Учитель – дефектолог. Совушка – сова ночью летает, а днем спит. Вот такая хитрая Совушка – сова, большая голова! Совушка – сова летает - и всех пугает. Страшно ночью в дремучем лесу?
Дети. Страшно!
Учитель – дефектолог. Дети, мы ходим, ходим по лесу, а ни одного насекомого не встретили? Я загадаю вам загадки, если вы их отгадаете – в лес на одно мгновенье вернуться насекомые.
Дети отгадывают загадки:
Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног без копыт. (Жук.)
Божья коровка,
Улети на небо,
Принеси мне хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого. (Божья коровка.)
С цветочка – на травинку,
С листочка – на былинку,
Отталкиваясь ножками,
Летает над дрожками. (Кузнечики.)
На дорожку вышли рожки.
- Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко,
Рожки спрятались опять. (Паук.)
Комарики неумные,
Неумные и шумные,
Столпились в целый рой,
Повисли над водой. (Комарики – Макарики.)
Дети. Жук, Божья коровка, Кузнечики, Паук, Комарики–макарики.
Учитель – дефектолог. Куда же они попрятались?
Дети. Они спрятались в землю. Им сейчас очень холодно.
Учитель – дефектолог. Насекомые появятся ранней весной, когда будет тепло. Запомните, это наши друзья!
Учитель – дефектолог. Дети, слышите, кто – то квакает в лесу? Кто же это?
Дети. Это лягушка!
Учитель – дефектолог. Дети, поищем лягушку? Где она спряталась! Вот она лягушка: ква – ква! Она ученая лягушка – любит книги читать. А вы любите книги читать?
Дети. Любим! Читаем книги про природу и про разных зверей.
Учитель – дефектолог. Есть такая примета, если лягушка квакает к непогоде.
Вот и Тучки прилетели - дождик нам принесли. Слезки у Тучек чистые – чистые! Тучки прилетели - с подружками. Они - небесные красавицы! Любят Тучки цветные сарафанчики!
Дети надевают Тучкам сарафаны.
Тучки – красавицы, всем ребятам нравятся!
Учитель – дефектолог. Срывает ветер осенние листочки с деревьев и уносит их далеко – далеко. Роняют Тучки свои слезки, а слезки не простые - разноцветные! Умоемся хрустальными слезками Тучек, станем здоровыми и красивыми!
С неба падает разноцветный дождь!
Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи. Д.И Сембереева.
Дети прячутся от осеннего дождя
Учитель – дефектолог (от имени Леса)
Вас встретит, как друга,
Лесная опушка,
Вам тысячу лет
Нагадает кукушка!
Вас очень хотят
Обласкать ветерки,
Живою водой –
Напоить родники!
Лес… Это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь и прислушайтесь… Лес полон загадок и чудес!
Без меня вы не скучайте, угощенья получайте!
Дети получают угощенья (конфеты).
Учитель – дефектолог:
А теперь за дело дружно,
Убирать игрушки нужно
Все сложить и не ломать.
Завтра будем вновь играть.
Просыпайтесь, ребята! С добрым утром!
Читайте также |
---|
Интегрированное занятие в подготовительной группе «Путешествие по космическим просторам»
Интегрированное занятие в подготовительной группе «Путешествие по космическим просторам» Тип занятия: физкультурно-оздоровительный и познавательный. Комплексное занятие: физкультуры, окружающий мир. Интеграция образовательных областей: познание, здоровье...
Режим дня в жизни дошкольника
Режим дня в жизни дошкольника Часто родители задают вопрос что такое режим дня и нужно ли его соблюдать малышу! Режим дня -...
Конспект интегрированного занятия по теме «Зима»
Конспект интегрированного занятия по теме «Зима» (Средняя группа) Ход занятия: Какое сейчас время года? (Ответы детей.) Д/игра «Когда это бывает?» Пальчиковая игра «Снежинки». Гимнастика для дыхания...