Конспект занятия по развитию речи с применением элементов технологии наглядного моделирования
Тема занятия: «Мышка и мишка»

 

Программное содержание (цели).

1. Создавать условия для развития речи как средства для общения: активизировать словарь детей посредством народного фольклора (загадки, потешки) и элементов технологии наглядного моделирования (картинки - геометрические фигуры, силуэты), учить детей понимать речь.

2. Продолжать развитие интонационной выразительности речи воспитанников, создавать условия для эффективного развития голосового аппарата, слухового внимания, речевого дыхания, сенсорного восприятия, продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук, двигательную активность, память, создавать условия для развития внимательности, наблюдательности.

3. Сформировать положительную эмоциональную среду: в процессе общения детей со сверстниками и воспитателем (взрослым) стимулировать у детей появление положительных эмоций.

Задачи.

1. Постепенно приучать детей слушать стишки, потешки, загадки: дать им возможность повторять слова и фразы текста за воспитателем, осуществлять в меру легкие действия, о которых было сказано в произведении.

2. Упражнять воспитанников в рассказывании стихотворений, потешек, сопровождая при этом процесс рассказывания демонстрацией картинок - геометрических фигур, силуэтов и т.п., учить детей основам моделирования.

3. Закреплять знание воспитанниками понятий формы, величины. Учить детей отличать разные фигуры между собой по величине и форме: большой, маленький; квадрат, круг. Познакомить детей с серым и коричневым цветом.

4. Продолжать совершенствовать знания детей об окружающем мире: учить их подражать звукам, издаваемым животными, закреплять имеющиеся знания о животных, узнавать их в процессе отгадывания загадок и показывать их на картинках.

Дидактический материал.

Фланелеграф, игрушки настольного театра: медведь, мышка; карточки с нарисованными животными: медведь и мышка; картинки с изображением силуэтов данных животных (их количество должно быть равно количеству детей), геометрические фигуры из фетра разных цветов и размеров (квадрат, круг), конфеты "Петушок на палочке" в мешочке (количество равно количеству присутствующих детей).

Методы и приемы.

Выкладывание и разглядывание картинок-силуэтов, геометрических фигур на фланелеграфе; чтение стихотворений, рассказывание потешек, загадывание загадок, все действия сопровождаются демонстрацией на фланелеграфе; чтение потешек происходит одновременно с игровыми действиями; вопросы-ответы.

Предварительная работа.

С детьми:

Предварительно с детьми разучиваются стихотворения, потешки, выполняются игровые действия: "Вышли мыши..." (С. Маршак), "Мишка косолапый" (народная), рассматривание детьми картинок.

Предварительная индивидуальная работа.

Изготовление фланелеграфа, центра "В гостях у сказки", подготовка карточек, картинок-силуэтов, геометрических фигур из фетра.

Ход занятия:

В группу входит воспитатель с куклой Машей. Он обращает внимание всех детей и гостей, находящихся в группе, на куклу.

Воспитатель: "Ребята, посмотрите, кто у нас в гостях. Это кукла Маша. Давайте поздороваемся с ней. Покажем, как мы умеем здороваться".

Дети и воспитатель выполняют определенные движения под чтение текста:

"Здравствуй, солнце золотое"

(руки поднимаем вверх);

"Здравствуй, небо голубое"

(руки вверх, встаем на носочки);

"Здравствуй, легкий ветерок"

(руки вверх и немного покачиваемся);

"Здравствуй, маленький дубок"

(приседаем);

"Здравствуй, утро, здравствуй, день"

(руки перед собой);

"Нам здороваться не лень!"

(хлопаем в ладоши)

"Здравствуйте" (3 раза).

Воспитатель предлагает детям подойти к центру "В гостях у сказки" (фланелеграфу). Все дети присаживаются на стулья, на столе перед ними находятся картинки животных (медведя, курочки, мышки, петуха, белки и других животных), разноцветные геометрические фигуры, разной формы и размера (квадрат, круг).

Воспитатель: "Молодцы, ребята! Садитесь на стульчики. Дети, кукла Маша хочет поиграть с вами, она загадает вам загадки, а нам нужно их отгадать, рассказать стишки и потешки".

Кукла Маша (воспитатель): "Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы отгадайте ее".

"Маленькие зверьки, серенькие шубки,

Длинные хосты, черненькие глазки,

Остренькие зубки".

"Живет в норке, грызет корки,

Короткие ножки, боится кошки".

"Что за серенький зверек,

Хвостик тонкий,

Голос тонкий,

Пи-пи-пи - поет звонко,

Только кошку увидал,

Сразу в норку убежал".

Дети говорят ответ к загадке, показывая соответствующую картинку, воспитатель продолжает читать загадки, пока дети их все не отгадают; картинку-силуэт с мышкой закрепляют на фланелеграфе.

Воспитатель: "Молодцы, ребята! Правильно, это мышка".

Воспитатель задает вопросы, а дети отвечают. Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель помогает с ответами.

Воспитатель: "Мышка какая?"

Дети: "Маленькая"

Воспитатель: "Какого она цвета?"

Дети: "Серенькая"

Воспитатель: "А как мышка говорит?"

Дети: "Пи-пи-пи".

Воспитатель показывает детям маленький серый круг, закрепляет его на фланелеграфе и поясняет детям, что это будет мышка. Еще воспитатель просит детей показать такой же круг и тоже прикрепить на фланелеграфе.

Воспитатель: "Где живет мышка?"

Дети: "В норке, в домике"

Воспитатель: "Какой домик - норка у Мышки?"

Дети: "Маленький".

Воспитатель показывает маленький зеленый квадрат и фиксирует его на фланелеграфе, объясняя детям, что это будет мышкин домик. Затем просит найти такой же квадрат и тоже закрепить его на фланелеграфе (получается цепочка: картинка - круг - квадрат).

Воспитатель: "Вы все молодцы, ребята! А сейчас мы расскажем кукле Маше стихотворение про мышек и покажем его".

Дети и воспитатель начинают движения согласно тексту (физкультминутка). Воспитатель читает текст стихотворения "Вышли мыши...", автор С. Маршак, (изменяя немного авторские слова: "Звон - гром, вон - дом").

"Вышли мыши как-то раз,

(шаг на месте, можно двигаться по кругу)

Поглядеть, который час,

(переводим взгляд на ручки)

1, 2, 3, 4.

(озвучиваем: 1, 2, 3, 4)

Мыши дернули за гири,

(сжимаем пальчики в кулачки)

Вдруг раздался страшный гром! (звон)

Убежали мышки в дом (вон)

(изображаем "дом", ручки над головой)".

Кукла Маша (воспитатель):

"Какие молодцы, ребята!!! А сейчас вам нужно отгадать следующую загадку"

Неуклюжий, косолапый

Он зимой в берлоге спит,

Когда спит, сосет он лапу,

Потихонечку храпит,

Ест малину, любит мед,

А проснется, ну, реветь.

Он в берлоге живет.

Как зовут его... (медведь).

Дети показывают картинку в ответ на загадку, и дальше педагог читает загадки, пока все дети не отгадают; картинку-силуэт (медведь) устанавливают на фланелеграфе.

Педагог продолжает задавать вопросы детям, а они отвечают. Если воспитанники затрудняются с ответом, то взрослый им помогает.

Воспитатель: "Мишка какой?"

Дети: "Большой"

Воспитатель: "Какого цвета?"

Дети: "Коричневый"

Воспитатель: "А как мишка рычит?"

Дети: "Р-Р-Р".

Педагог берет большой коричневый круг, крепит его на фланелеграфе и объясняет ребятам, что это будет медведь. Затем он просит найти еще один такой круг и закрепить на фланелеграфе.

Воспитатель: "Где живет мишка?"

Дети: "В берлоге, в домике"

Воспитатель: "Какой домик или берлога у медведя?"

Дети: "Большой"

Педагог демонстрирует большой зеленый квадрат, фиксирует его на фланелеграфе и говорит детям, что это будет мишкин дом. Затем педагог просит воспитанников найти еще один такой квадрат и также закрепить его на фланелеграфе (получается цепочка: картинка-круг-квадрат).

Воспитатель: "Молодцы, ребята! Давайте мы с Вами покажем и расскажем кукле Маше потешку про мишку" (потешка "Косолапый мишка").

Дети вместе с воспитателем производят движения согласно тексту потешки.

"Мишка косолапый

(шаг "вперевалочку"

По лесу идет

Шишки собирает,

(делаем наклоны)

В корзиночку кладет,

Вдруг упала шишка,

("стучим" кулачком в лоб)

Прямо мишке в лоб,

Мишка рассердился

(показываем рассердившегося мишку)

И ногою - топ-топ-топ

(топаем ножкой три раза)".

Кукла Маша (воспитатель): "Ребята, Молодцы! Я расскажу Вам стихотворение про Мышку и Мишку".

Воспитатель читает стихотворение, показывая геометрические фигуры (квадраты, круги) на фланелеграфе:

"Какой большой у Мишки дом,

Чтоб поместился Мишка в нем,

Р-Р-Р-Р-Р,

У Мышки домик маленький,

Лишь для нее удаленький

Пи-Пи-Пи-Пи-Пи

Любит Мишка ходить к Мышке,

Нет, совсем наоборот,

Он же к ней не попадет!

Мышка ходит в гости к Мишке!!!"

Воспитатель: "Ребята, а почему Мишка не может попасть в домик к мышке?"

Дети: "Потому что Мишка большой, а мышка маленькая и домик у мишки большой, а у мышки маленький".

Воспитатель: "Правильно, Мишка большой, мышка маленькая".

Воспитатель снова демонстрирует геометрические фигуры на фланелеграфе: большой круг коричневого цвета, маленький круг серого цвета, большой квадрат зеленого цвета, маленький квадрат зеленого цвета. После этого педагог и дети играют в игру "Мышка и Мишка".

Подвижная игра "Мышка и Мишка"

"Какой большой у Мишки дом

(дети выпрямляются и встают на носки)

Чтоб поместился Мишка в нем

(ручки поднимаются вверх)

"Р-Р-Р-Р-Р"

("прорычать").

У Мышки домик маленький

(присесть, обхватив руками колени)

Лишь для нее удаленький

(голову опускаем)

"Пи-Пи-Пи-Пи-Пи"

("попищать").

Любит Мишка ходить к Мышке

(походить вразвалочку по комнате)

Нет, совсем наоборот,

(дети грозят указательным пальчиком)

Он же к ней не попадет!

(пожать плечиками),

Мышка ходит в гости к Мишке

(на носочках дети ходят по комнате)".

Воспитатель: "Кукла Маша, тебе понравилось стихотворение про Мишку и Мышку?"

Педагог смотрит туда, где должна быть кукла. Но вместо нее лежит "волшебный мешочек", педагог обращает внимание ребят на то, что кукла исчезла, а появился мешочек.

Воспитатель: "Кукла Маша спешила к бабушке и дедушке, она ушла, пока мы играли, но она оставила для нас "волшебный мешочек". Давайте, мы все вместе поглядим, что в нем".

Дети смотрят в мешочек, и достают оттуда "Петушка на палочке". Занятие подошло к концу.



Новые публикации

Музыкальное развлечение в средней группе: «Осень в гостях у ребят»

Музыкальное развлечение в средней группе: «Осень в гостях у ребят» Цель: создать радостное, приподнятое настроение у детей, вызвать положительный эмоциональный отклик.Задачи:- закреплять и расширять у детей...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд»

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд» Задачи: - дать элементарные представления об источниках загрязнения (промышленность, бытовые отходы, сточные воды...

Консультация для родителей «Безопасность в сети интернет»

Консультация для родителей «Безопасность в сети интернет» Сегодня Интернет для большинства людей стал жизненной необходимостью. В наши дни мы все проводим...

Читайте также

Методическая разработка «Согласование работы рук и правильного дыхания при плавании…

Методическая разработка «Согласование работы рук и правильного дыхания при плавании кролем на груди» (Авторская разработка) Введение Кроль на груди является самым быстрым стилем...

Индивидуальная работа с дошкольниками ДОО

Индивидуальная работа с дошкольниками ДОО Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Учимся говорить…

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Учимся говорить правильно» Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память. Задачи: 1. Развивать связную речь...

Комментарии

  • Анастасия
    Второй дежурной была девочка Галя, а не Наташа

    Подробнее...

     
  • Людмила Ижболдина
    а где можно скачать презентацию к этому занятию

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Добрый день,тема экспериментиров ания на примере соли мне близка.Создала проект с хорошей ...

    Подробнее...

     
  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...





В блогах

Конспект занятия в младшей группе «Путешествие по сказкам “Три медведя”, “Репка”, “Колобок”.

Конспект занятия в младшей группе «Путешествие по сказкам “Три медведя”, “Репка”, “Колобок”. Цель: -Формировать у детей нравственные качества: доброту, заботу, внимание к ближнему на основе русских народных сказок. -Развивать умение понимать смысл сказок, их мораль.  Программные задачи:  Образовательные:  -Обогатить и активизировать словарь...

Мини-проект о безопасности «Лето-территория безопасности»

Подготовила Калинина Юлия Юрьевна и Гатауллина Елена Гелаевна   Цель: Содействие формированию у детей осознанного выполнения правил поведения , обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта в летний период с учетом индивидуальных особенностей и...

Развлечение для дошкольников "Наливные яблочки". В старшей группе «Звездочки» Стрельникова Е В 2022

  Развлечение для дошкольников "Наливные яблочки". В старшей группе «Звездочки» Стрельникова Е В 2022 Цель: Приобщение детей к русским народным традициям. Задачи: Познакомить детей с русским православным праздником "Яблочный спас". Создать радостную атмосферу праздника. Способствовать развитию двигательной активности детей...

Конспект музыкально-логоритмической деятельности "У кошки новоселье"

«У кошки новоселье». Ход занятия. Педагог: У кого усатая, Морда полосатая, Спинка, словно мостик, За мосточком хвостик? (кошка) Мы сегодня не ребята, А веселые котята. Будем, как котята жить, Спать, мяукать и шалить. 1. Динамические упражнения. Дети ложатся на ковер...