Логопедические пятиминутки для детей старшего дошкольного возраста

Старшая группа

 

Тема: «Осень»

1. Развитие артикуляционной моторики

 

Комплекс упражнений + чистоговорки
Осень в парке красит листья
Золотой волшебной кистью.
Листья краской покрывает….
Жалко, ветер их срывает.
Ветер воет, ветер воет, ветер завывает.
У осины, вербы, ивы ветви наклоняет.
2. Координация речи с движением
«Дождь»
Вдруг закрыли небо тучи,
Начал капать дождь колючий.
Долго дождик будет плакать,
Разведет повсюду слякоть.
Грязь и лужи на дороге,
Поднимай повыше ноги.
Поднимаются на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки.

Прыгают на носочках, держат руки на поясе.

Приседают, держат руки на поясе.

Идут по кругу, высоко поднимая колени.

3. Развитие длительного плавного выдоха
Упражнение «Осенние листочки»
Дети дуют на листочки
4. Пальчиковая гимнастика
«Дождик»
Вышел дождик на прогулку.
Он бежит по переулку,
Барабанит по окошку,
Напугал большую кошку,
Вымыл зонтики прохожих,
Крыши дождик вымыл тоже.
Сразу мокрым город стал.
Дождик кончился. Устал.
«Шагают» по столу указательным и средним пальцами рук.

Загибают по одному пальцу на руках на каждую строку.

Встряхивают ладонями.

Кладут ладони на стол.

 

5. Развитие фонематических процессов
Игра «Звенящие коробочки»
Педагог предлагает детям несколько коробочек определить на слух, что в них находится.
6. Развитие лексико-грамматических процессов
Игра с мячом «Что делает?»
Слова:
Дождь – идет, льет, моросит, капает…
Ветер – дует, воет, кружит……
Тучи – ползут, летят, закрывают….
Листья – желтеют, кружатся, опадают……
7. Развитие речевого слуха
Игра «Будь внимательным»
Назвать слово, которое не имеет отношения к осени.
Слова:
дождь, листопад, метель, гриб
опадать, загорать, дуть, собирать
дождливый, пасмурный, морозный, золотой

 

Тема: «Овощи. Огород»

1. Развитие артикуляционной моторики

 

Комплекс упражнений + чистоговорки
ОЩ-ОЩ-ОЩ-ОЩ: будем мы готовить борщ.
ЩА-ЩА-ЩА-ЩА: нету свеклы для борща.
ЩИ-ЩИ-ЩИ-ЩИ: приготовим-ка мы щи.
ЩУ-ЩУ-ЩУ-ЩУ: я капусту поищу.
ЩА-ЩА-ЩА-ЩА: брат принес домой леща.
ЩИ-ЩИ-ЩИ-ЩИ: поедим сначала щи.
Скороговорки:
У Вани – свекла,
У Вали – брюква,
У Васи – тыква,
У Вовы – клюква.
В огороде Фекла ахала и охала:
- «Уродилась свекла, не на грядке, около!»
Жалко Фекле свеклу,
Жалко свекле Феклу.
Жаловалась Фекла:
- «Убежала свекла!»
2. Координация речи с движением
«В огороде»
В огород пойдем,
Хоровод заведем.
В хоровод возьмем редиску,
С ней присядем низко-низко.
В хоровод возьмем морковку
И с морковкой спляшем ловко.
Вверх потянемся с лучком,
Побежим за кабачком.
И поскачем по дорожке,
Как зеленые горошки.
Дети идут по кругу, держатся за руки.

Приседают, держатся за руки.

Пляшут. Держат руки на поясе.

Тянутся вверх, поднявшись на носочки.

Бегут по кругу друг за другом.

Скачут по кругу друг за другом.

 

3. Развитие мимических мышц
Как хорошо, когда ты улыбаешься,
Как хорошо, когда ты удивляешься,
Но как же нам невесело,
Когда ты сердишься и огорчаешься.
Выполняют движения по тексту
4. Пальчиковая гимнастика
«ЩИ»
Наберем сейчас для щей
В огороде овощей.
Вот капуста и картошка,
Вот морковка, лук, томат.
Моем,
Чистим,
Режем,
Варим.
И в тарелку наливаем.
Вкусным щам наш папа рад
«Шагают» пальчиками по столу или маршируют.

Загибают пальцы на руке, перечисляя действия.

Протягивают вперед руки, предлагая тарелку со щами.

 

5. Развитие фонематических процессов
Игра «Прохлопай как я»
Педагог отхлопывает в ладоши разные ритмические рисунки, дети повторяют.

 

6. Развитие лексико-грамматических процессов
Игра с мячом «Какой, какая?»
Слова:
Помидор – круглый, красный…
Морковка – длинная, оранжевая….
Капуста – зеленая, хрустящая….
Горошек – сладкий, сахарный….
Огурец – зеленый, хрустящий…..
Баклажан – толстый, фиолетовый….
Редиска – красная, сочная…..
Лук – горький, золотистый….
7. Развитие речевого слуха
Игра «Будь внимательным»
Назвать овощи
Слова:
Ромашка, дуб, огурец, слива
Персик, помидор, гранат, береза
Мак, банан, вишня, баклажан
Капуста, василек, груша, рябина……

 

Тема: «Сад. Фрукты»

1. Развитие артикуляционной моторики

 

Комплекс упражнений + чистоговорки
ДУ-ДУ-ДУ: растут яблони в саду.
АС-АС-АС: сладкий ананас.
ОС-ОС-ОС: спелый абрикос.
УШ-УШ-УШ: на ветке много груш.
ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ: Саша яблоки помыл.

 

2. Координация речи с движением
«В сад»
В сад с друзьями мы пошли,
Много фруктов там нашли.
Сливы, груши мы сорвали.
Яблоки все отыскали.
Фрукты мы с друзьями мыли,
Их в кастрюлю положили.
Варим вкусный мы компот.
С нами кто его попьет?
Всем нальем мы не стесняйтесь,
Подходите, угощайтесь!
Дети ходят по кругу

Поочередно тянутся вверх правой и левой руками.

Наклоняются вниз.

Имитация движений.

Одной рукой держат кастрюлю, второй перемешивают ложкой.

Смотрят направо –налево.

Наливают компот, качают головой.

Машут в направлении к себе одной рукой, затем другой рукой.

 

3. Развитие мимических мышц
Пришли в сад. Какие большие яблоки!
А какие сочные груши!
А как их много!
Откусили яблоко, а там червячок.
Удивление

Восхищение

Радость

Разочарование

4. Пальчиковая гимнастика
«Фрукты»
Мы с закрытыми глазами
Фрукты выбирали.
Их потрогали, поели –
Сразу угадали.
Мягкий, сладкий был банан.
Очень кислый был лимон.
Сладкий, сочный апельсин,
Нам попался лишь один.
Яблоко гладкое,
Хрустящее и сладкое.
И на вкус приятная,
Груша ароматная.
Загибают пальцы на руке, перечисляя фрукты

 

5. Развитие фонематических процессов
Игра «Споем звуки»
Дети совместно с педагогом пропевают гласные звуки, обращаем внимание на положение губ.
6. Развитие лексико-грамматических процессов
Игра с мячом «Поможем ежику»
Ежик трудился все лето в саду.
Фруктов три тонны собрал, на беду.
Соки из фруктов делает ежик,
Но их названья запомнить не может
Слова:
Слива – сливовый сок
Вишня – вишневый сок
Яблоко- Яблочный сок
Груша – грушевый сок
Апельсин – апельсиновый сок
Персик – персиковый сок
Гранат – гранатовый сок…….
7. Развитие связной речи
Игра «Составь предложение»
Составить предложения из цепочек слов
Слова:
Яблоко, дерево, растет, на.
Дети, вишни, собрали.
Мама, компот, сливы, из, сварила………

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говорушки»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говорушки» Возраст учащихся: дети дошкольного возраста 3-4 года. Срок реализации программы: 1 год. 1. Пояснительная записка 1.1. Актуальность программы Дошкольный возраст...

Мастер-класс для родителей по развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшего…

Мастер-класс для родителей по развитию социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста Цель: представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных...

Проект по пожарной безопасности «Крепко помните друзья, что с огнем…

Проект по пожарной безопасности «Крепко помните друзья, что с огнем играть нельзя!»

Читайте также

Патриотическое воспитание дошкольников «Знакомство с родным городом»

Патриотическое воспитание дошкольников «Знакомство с родным городом» Есть город один в Подмосковье, Разделенный Клязьмой рекой, Символ орешек и зуйки, Орехово-Зуево город родной! Люблю я леса...

Наглядно-познавательное пособие «Геометрические фигуры»

Наглядно-познавательное пособие «Геометрические фигуры» Цель: познакомить детей с геометрическими фигурами. Задачи: - развивать познавательный интерес, любознательность, память, внимание; - расширить словарный запас; - способствовать развитию...

Экологическое развлечение для детей первой младшей группы «Помочь найти малышей»

Экологическое развлечение для детей первой младшей группы «Помочь найти малышей» Цели: 1. Закрепить знания детей о животных и их детёнышах. 2. Прививать детям элементарные навыки...