Конспект детской литературной викторины по теме «Здравствуй, А.С. Пушкин», в соответствие с ФГОС ДО

Возрастная группа: 6-7 лет

 

Тема календарно-тематического плана: «Книжкина неделя»

 

Реализуемая образовательная программа: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (Под редакцией: Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, издание 3-е, испр.  и доп. М:МАЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368с.).

Дидактические единицы:

  • сказка как литературный жанр, особенности жанра (основная идея, языковые средства);
  • автор произведений Александр Сергеевич Пушкин, авторские сказки («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богаре  князе Гвидоне Салтановиче  и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о его работнике Балде»); стихотворение «У лукоморья дуб зеленый», содержание произведений (основная идея, особенности структурных частей), главные герои (имена, характер, значение в данном произведении, взаимодействие друг с другом), сюжет (основные события, их взаимосвязь).

Вид (разновидности) деятельности детей: литературно-игровая (игра с правилами), литературно-познавательная, познавательно-коммуникативная, коммуникативно-игровая.      

Задания для совместной деятельности:

Задание
(действие и его содержание)
Способ

предъявления задания

Способ презентации

результатов выполнения задания

1. Представьте свою команду и поприветствуйте соперников. Словесный Словесный
2. Опираясь на карточки-помощники, обсудите правила поведения в викторине и правила  работы в команде. Словесный

с предоставлением пиктограмм правил поведения во время викторины и правила работы в команде

Словесный с опорой на пиктограммы правил работы в команде
3. Рассмотрите маршрутную карту викторины и обсудите ее особенности. Словесный с

демонстрацией маршрутной карты викторины

Словесный с

опорой на маршрутную карту викторины

4. Послушайте в аудиозаписи отрывки из произведений А.С. Пушкина и закончите фразы, назовите произведения. Словесный с демонстрацией аудиозаписи отрывков сказок Словесный
5. Достаньте из мешочка картинки с изображением сказочных предметов, определите их названия, название сказки, расскажите кому и для чего был нужен этот предмет. Словесный, с предоставлением мешочка с картинками Словесный, с использованием картинок с изображением сказочных предметов
6. Соберите на скорость картинку из разрезных частей (конкурс капитанов), определите название сказки и назовите изображенных персонажей. Словесный с предоставлением разрезной картинки иллюстрации сказки   Словесно-практический с использованием разрезной картинки иллюстрации сказки  
7. Возьмите по 4 картинки с иллюстрациями сказок А.С. Пушкина, по каждой вспомните и расскажите четверостишие, назовите название сказки.

8. Послушайте отрывок, выберите картинку с прочитанным отрывком и назовите сказку.

Словесный с предоставлением иллюстраций сказок

Словесный с предоставлением иллюстраций сказок

Словесный с использованием иллюстраций сказок

Устный ответ

9. Послушайте вопросы и ответьте на вопрос, выбрав один из трех вариантов. Словесный Устный ответ
10. Разгадайте кроссворд и впишите слова, опираясь на карточки помощники. Словесный

 

Практический с использованием карточек с напечатанными словами-отгадками
11. Покажите друг другу инсценировки подготовленных эпизодов сказок и отгадайте их названия. Показ инсценировки Словесный
12. Попрощайтесь с командой противника и поблагодарите участников викторины. Словесный Словесный
13. Расскажите о своих впечатлениях о проведенной викторине. Словесный Словесный

Способ оценивания результатов викторины: после правильного выполнения каждого задания ведущий помещает фишки на магнитном табло (у каждого конкурса за правильный ответ – разное количество фишек) под названием каждой команды на табло (1 команда - желтые магнитные фишки, 2 команда – зеленые магнитные фишки); после выполнения последнего задания подсчитывается количество фишек, полученных командами; победителем становится команда, получившая большее количество фишек.

Способ награждения детей: Ведущий приглашает участников викторины для подведения итогов в зону награждения. Команды выстраиваются друг напротив друга, ведущий вместе с детьми считает вслух количество фишек, полученных каждой командой. Ведущий называет команду-победительницу.  Детям из команды-победительницы вручаются игра-пазлы каждому участнику, медали с портретом А.С. Пушкина, а также вручается диплом команде, другой команде – грамота команде и книжки-раскраски каждому участнику.  

Образовательные задачи

1. Актуализировать представления детей о сказках А.С. Пушкина при выполнении поисковых заданий, стимулировать интерес к их выполнению (ПР).

2. Формировать у детей умение выражать свое мнение, рассуждать, доказывать свое мнение и вести диалог (РР).

3. Совершенствовать навыки выразительного исполнения стихотворного текста и при драматизации отрывков из сказок (СКР + РР).

4. Способствовать проявлению умения использовать условно-символические модели при решении поисковых заданий (ПР).

5. Развивать интерес детей к командной работе, умение выполнять правила работы в команде (СКР).

Материалы и оборудование

Стимульный материал (Приложение 1):  

– объявление о викторине;

– медали с портретом А.С. Пушкина для команды-победительницы (по количеству участников);

– диплом победителей викторины;

– грамота участников викторины;

– маршрутная карта викторины (творчество А.С. Пушкина).

Материалы для деятельности детей:

– карточки с предметными картинками с изображение предметов из сказок А.С. Пушкина (яблоко, зеркало, веревка, цепь, корыто, белка, рыбка, солнце, петушок, русалка, комар, корабль);

– разрезная картинка иллюстрации сказки А.С. Пушкина (формат А4, разрезана на 10 частей, два экземпляра);

– сюжетные картинки из сказок А.С. Пушкина (формат А5);

– кроссворд для заполнения отгаданных слов (2 шт.), карточки со словами отгадками (в двух экземплярах);

– элементы костюмов для инсценировки эпизодов из «Сказке о рыбаке и рыбке», «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».

Дидактический материал:

– пиктограммы правил поведения в викторине, пиктограммы правил работы в команде (Приложение 2).

Оборудование (техническое обеспечение):  

– демонстрационное магнитное табло;

– магнитофон, аудиозапись отрывок из сказок;

– материал для подведения итогов викторины (табло, магнитные фишки).

– вспомогательные столы для использованного материала (для каждой команды)

Конструктор совместной деятельности педагога и детей

Этап Деятельность педагога Деятельность детей
Мотива-циион-но-целевой Педагог размещает в группе объявление о проведении литературной викторине по творчеству А.С. Пушкина, объясняет ее особенности, поощряет желание детей участвовать, комплектуют команды (2), определяет их численность (по 8 человек).

Знакомят детей с правилами викторины «Здравствуй, А.С. Пушкин», обсуждает их с детьми

Дети рассматривают, читают объявление, делятся впечатлениями, принимают решение об участии в викторине. Вспоминают, что такое викторина и обсуждают правила работы в команде, правила поведения команд и зрителей.
Проекти

ровочно-органи-зацион-ный

Ведущий помогает детям обсудить подготовку к викторине, создать команды, придумать название, девиз и приветствие.

Объясняет и помогает подготовить домашнее задание.

Определят особенности организации пространства группы и готовит помещение.

Подбирает фоновое музыкальное сопровождение.

Продумывает и готовит материалы и оборудование для литературной викторины.

Обсуждает, как можно подготовиться к выполнению заданий.

Выбирают двух капитанов, которые поочередно называют имена детей, формируя свою команду, остальные дети - зрители.

Дети-участники придумывают название команды, отражающее содержание викторины; девиз, внешний вид.

Помогают расставлять оборудование.

Обсуждают и репетируют домашнее задание.

Содержа-тельно-деятель-ностный Напоминает детям правила проведения викторины (членов команд), знакомит с маршрутом.

Знакомит детей с механизмом оценки, проводит жеребьёвку первого хода.

Последовательно представляет детям задания, обеспечивает необходимым материалом для их выполнения.

Осуществляет оценку результатов задания (выкладывает фишки для каждой команды).

По окончании работы с каждым заданием освобождает рабочую зону для дальнейшей работы.

По ходу викторины обеспечивает соблюдение всех правил и процедур викторины согласно сценарию. Регулирует взаимодействия участников викторины и ведущего.

Осуществляет по ходу викторины оценку правильности выполнения каждого задания.

Дети – члены команд.
Приветствуют противника и презентуют свою команду.

Знакомятся с маршрутной картой викторины.

Последовательно выслушивают задания, сообща обсуждают ответы и выполняют задания. Представляют решение в заданной форме.

После выполнения задания убирают отработанный  материал.

Взаимодействуют, соблюдая правила, регламентирующие процедуру викторины.

Проводят взаимопроверку заданий викторины.

 

Оценоч-но-реф-лексив-ный Организует подсчет фишек и определяет победителей.

Подводит итоги, подчеркивает позитивные моменты, озвучивает итоговые результаты выполнения заданий, называет победителя.

Проводит процедуру награждения победителей.

Помогает командам попрощаться, сообщает о завершении викторины.

Обсуждает вместе с детьми, как прошла викторина, как вместе  работали члены команд.

Подводит итоги.

Вместе с ведущим считают баллы.

Детям из команды-победительницы вручаются медали, пазлы и диплом. Второй команде - грамота, книжки-раскраски. Благодарят друг друга за партнерство, делятся впечатлениями о викторине, прощаются.

 

Методы и приемы

1. Рассматривание объявления о проведении викторины и обсуждение подготовки к участию в викторине (в подготовительных группах):

– Что такое викторина?

– В чем особенности викторины по творчеству А.С. Пушкина?

– Кто хочет принять участие в викторине? Кем хотите быть? (участником команды, зрителем-болельщиком).

– Что должен знать и уметь член команды для участия в викторине по творчеству А.С. Пушкина?

– Кого мы выберем капитаном?

– Как мы назовем команду?

– Что такое девиз? Каким может быть девиз нашей команды?

– Как команды будут приветствовать друг друга?

– Что нужно сделать, чтобы победить в викторине?

2. Обсуждение правил проведения викторины:

– Какие правила поведения игроков в ходе викторины?

– Какие правила должны соблюдать члены команды?

– Какие правила должны соблюдать зрители?

Правила поведения игроков в ходе викторины:

– слушать внимательно задания и вопросы ведущего;

– каждая команда отвечает на свои вопросы;

– прежде чем отвечать, надо посовещаться всей командой;

– если готовы отвечать, поднимите флажок, который лежит у вас на столе;

– отвечает один из команды, выбранный членами команды или капитаном.

3. Инструкция по выполнению заданий и способов их выполнения:

– внимательно выслушать задание;

– обсудить разные варианты его выполнения;

– выполнить задание;

– выбрать, кто будет отвечать, и составить текст ответа;

– представить решение своей команды.

4.  Обсуждение результатов выполнения заданий:

– Правильно ли выполнено задание?

– Почему вы считаете, что задание выполнено правильно?

– Есть ли дополнения у команды-противника? другие варианты ответа?

5. Исправление ошибок, допущенных командами.

В случае, если команда неправильно выполнила задание, его выполняет команда противника. Если же и они допускают ошибку, его выполняют вместе с ведущим.

6. Похвала за правильный ответ, активность, соблюдение правил, подчеркивание достоинств ответов, их качественная оценка.

7. Заключительное слово и награждение участников викторины.

Ведущий приглашает участников викторины для подведения итогов и награждения. Команды выстраиваются друг напротив друга, все вместе считают количество фишек, полученных каждой командой. Ведущий называет команду-победительницу, вручает команде диплом и медали с портретом А.С. Пушкина, игры-пазлы. Команде, набравшей меньшее количество баллов - грамоту и книжки-раскраски.

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Логоритмическое занятие в старшей группе по теме «Экскурсия в гипермаркет»

Логоритмическое занятие в старшей группе по теме «Экскурсия в гипермаркет» Задачи: Развивать динамическую координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук и...

Мастер-класс по теме «Использование многофункционального пособия с элементами ОТСМ-ТРИЗ в…

Мастер-класс по теме «Использование многофункционального пособия с элементами ОТСМ-ТРИЗ в формировании представлений о мире природы у дошкольников» Цель: упражнять детей в...

Возможности использования интерактивных и мультимедийных технологий в работе педагога ДОО

Возможности использования интерактивных и мультимедийных технологий в работе педагога ДОО В условиях стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий, их...

Читайте также

Развлечение для детей младшего возраста «8 Марта – день особый!»

Развлечение для детей младшего возраста «8 Марта – день особый!» Цель: Способствовать развитию и сплочению детско-родительских отношений, развивать преемственность работы детского сада и семьи. Задачи: способствовать...

«Системный оператор» как средство познавательного развития детей дошкольного возраста

«Системный оператор» как средство познавательного развития детей дошкольного возраста С самого рождения дети, получая информацию и анализируя её, активно познают мир...

Развлечение с детьми первой младшей группы «Кто в теремочке живет?»

Развлечение с детьми первой младшей группы «Кто в теремочке живет?»