Социализация дошкольников с нарушением зрения в условиях образовательного учреждения комбинированного вида
Основной целью работы групп для детей с нарушенным зрением является успешная социальная адаптация их в современном социуме и обеспечение им равных стартовых возможностей.
Социализация подразумевает «усвоение индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений … Социализация включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы» [8].
Социализация дошкольников с нарушением зрения должна быть направлена на формирование у них знаний, являющихся прочной основой дальнейшей успешности в школе [1,5].
Специальным образом организованная, целенаправленная и систематическая коррекционно-педагогическая работа (в теснейшей взаимосвязи с лечебно-восстановительной) должна помочь детям максимально приблизиться в своих возможностях к нормально видящим сверстникам во всех сферах деятельности (игровой, бытовой, учебной, трудовой) [2,3].
В коррекционной работе тифлопедагога социальная адаптация детей с нарушением зрения может быть представлена в виде следующей схемы.
Социальная адаптация | |||
Развитие
зрительного восприятия |
Развитие осязания, мелкой моторики |
Социально-
бытовая ориентировка |
Ориентировка в
пространстве
|
Социализация детей с нарушением зрения должна осуществляться с первых дней их пребывания в специальном дошкольном образовательном учреждении. Так, уже с детьми 2-х – 3-х-летнего возраста, поступившими в детский сад, я провожу работу по формированию у них основы для успешной социализации.
С самого начала обращаю внимание на целенаправленное воспитание у малышей с нарушением зрения желания вступать в тесный контакт с ближайшим окружением, интереса к происходящему вокруг. Для того чтобы дети научились свободно общаться друг с другом и взрослыми, необходимо направлять их совместные действия, специально создавать, организовывать ситуации общения, используя игровые приемы.
Воспитатели, учителя-дефектологи (тифлопедагог и логопед), педагог психолог – должны быть не только организаторами и направляющими, но, побуждать их к эмоциональному и речевому общению, формировать у них навыки неречевого общения (т.е., умения использовать жесты, мимику, пантомимику). Все это, поможет детям быстрее овладеть навыками общения, а значит, и легче адаптироваться к условиям детского сада и к процессу коррекции зрительного заболевания [4].
Успешная социализация детей с нарушением зрения во многом обеспечивается их умением рационально пользоваться зрением, получать с его помощью максимально полезные представления об окружающем мире, опираясь в процессе познания и общения на информацию, поступающую через сохранные анализаторы (осязание, слух, двигательно-тактильную, вкусовую, обонятельную и температурную чувствительность); умением самостоятельно ориентироваться в пространстве; определенным запасом представлений об элементарных социально-бытовых ситуациях (в том числе и о бытовой и профессиональной деятельности взрослых), а также умение общаться и успешно взаимодействовать с окружающими. Все это в условиях пребывания дошкольников данной категории в детском саду комбинированного вида формируется в процессе различных видов их деятельности – поэтапно, с постепенным усложнением и увеличением объема преподносимого материала [3].
Тифлопедагогу и педагогу-психологу принадлежат ведущие роли в процессе социализации дошкольников с нарушением зрения, так как они формируют у детей алгоритм необходимых действий, способы получения информации об окружающем как с помощью нарушенного зрения, так и, используя сохранные анализаторы; демонстрируют им приемы общения, взаимодействия с окружающими, соблюдения норм общепринятого поведения и т.д…. Воспитатели же закрепляют, совершенствуют приобретаемые детьми на специальных коррекционных занятиях знания, учат применять их во всех видах самостоятельной деятельности.
В развитии полноценной личности ребенка с нарушением зрения, в формировании у него навыков социально - адаптивного поведения (т.е. такого поведения, которое позволит ему быть активным и самостоятельным в различных жизненных ситуациях) огромную роль играют специальные коррекционные занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) по социально-бытовой ориентировке.
На занятиях по социально-бытовой ориентировке я стараюсь приблизить условия к реальной жизни. Главным и основным дидактическим материалом является реальная игровая ситуация, во время которых появляется возможность закрепить, уточнить, расширить социальный опыт ребенка. Я предлагаю детям игры на тему: «Готовим обед для куклы», «Купание куклы», «Куклин день рождения», «Оденем куклу на прогулку» и т.д.. Именно сюжетно-ролевые игры (больница, магазин, аптека, почта и др.) способствуют развитию коммуникативных умений и формируют представления об этих организациях и учреждениях, нормы поведения в них, а также расширяют круг знаний о различных профессиях и дают возможность в упражнении детей в конкретных практических действиях.
Занятия по социально-бытовой ориентировке расширяют представления детей об окружающем мире, помогают им не только научиться правильно себя вести, но и стать самостоятельными, ответственными, формирует потребность в общении с другими людьми.
Тифлопедагог в процессе реализации программы по социально-бытовой ориентировке ставит перед собой следующие цели:
Помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Помочь детям адаптироваться к условиям коррекционно-восстановительного процесса.
Научить детей строить свое поведение в элементарных жизненных ситуациях (в повседневной жизни, в общении со сверстниками и взрослыми) в соответствии с общепринятыми нормами.
Подготовить прочную базу для успешной самостоятельной деятельности в условиях школьного обучения.
Для достижения обозначенных целей решаются следующие задачи:
- Формирование у детей адекватных представлений об окружающем мире на основе использования нарушенного (у слабовидящих и детей с косоглазием и амблиопией) или остаточного (у слепых детей) зрения и сохранных анализаторов (у детей всех категорий).
- Формирование у детей умения осмысливать и отражать в речи воспринимаемые ими предметы, их признаки, свойства, качества.
- Обучение детей пониманию роли и правильному отражению в речи сути происходящих событий и явлений.
- Развитие у детей зрительно-пространственной адаптации (т.е. необходимого объема пространственных представлений, умений и навыков, при наличии которых они смогут свободно самостоятельно ориентироваться в пространстве и контактировать с окружающей их средой).
- Осуществление взаимосвязи содержания специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке с общеобразовательными занятиями и с работой, проводимой с детьми воспитателями в повседневной жизни.
Содержание коррекционного воспитания и обучения, направленных на решение проблем социализации детей с патологией зрения, определено Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду /Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Экзамен, 2003.
Занятия по социально-бытовой ориентировке проводятся с детьми среднего возраста 1 раз в неделю. Организуются эти занятия таким образом, чтобы дети имели возможность наблюдать за действиями взрослых и принимали участие в них.
Большое значение имеет поэтапность формирования необходимых навыков, предусматривающая четкую последовательность овладения детьми сначала простейшими, а затем все более сложными действиями. Применяю метод поэтапного показа и отработки всех элементов действия с каждым ребенком. Использую также словесную регуляцию и коррекцию действий детей.
На занятиях по социально-бытовой ориентировке использую всевозможную наглядность, отвечающую требованиям, предъявляемым к материалам для работы с детьми, имеющими нарушения зрения. Подбирается она таким образом, чтобы дети получили максимум разносторонней информации об изучаемых объектах или явлениях.
В своей работе я использую тематическое планирование, составленное и утвержденное на консилиуме ДОУ.
Коррекционно–воспитательная деятельность по социализации выстраивается согласно специальной (коррекционной) программе для детей с нарушением зрения под редакцией Л. И. Плаксиной по следующим разделам: «Предметные представления», «Приобщение ребенка к труду взрослых», «Наблюдения и экскурсии на улице», «Обучение детей движению на улице», «Ребенку о нем самом».
Детей знакомлю с предметами ближайшего окружения (мебель, посуда, одежда и т.д.); учу выполнять с ними определенные действия, правильно, т.е. в соответствии с назначением, пользоваться ими; также дети получают сведения о безопасном пользовании различными предметами домашнего обихода.
Представления детей, полученные на занятиях по социально-бытовой ориентировке, расширяются и закрепляются во всех режимных моментах.
В свободной деятельности в специально организованных дидактических и сюжетно-ролевых играх у детей совершенствуются предметно-практические действия, формируются компенсаторные способы познания окружающего мира. В плане социальной адаптации значение сюжетно-ролевых игр в том, что в доступной и занимательной форме дети усваивают нормы общепринятого поведения, овладевают навыками взаимодействия и общения со своими сверстниками и взрослыми.
Для закрепления навыков гигиены и самообслуживания у малышей в туалетной комнате и раздевалке есть алгоритмы умывания и одевания. Яркие, четкие и контурированные картинки напоминают малышам правила самообслуживания.
Важную коррекционно-развивающую роль играет организация условий для общения детей с природой. При этом важно обеспечить детям возможность для ознакомления с разными видами растительного мира: деревьями, кустарниками, цветами. Наряду с тем, что у детей должен складываться мир предметных представлений о растениях, необходимо, чтобы дети учились бережному отношению к природе, гармоническому слиянию с красотой природы. В нашем детском саду большая, озелененная и хорошо оборудованная территория для прогулок и экскурсий с детьми.
Важным направлением социального развития дошкольников выступает ознакомление детей с трудом взрослых (врача, повара, воспитателя, няни и т.д.).
Следует отметить, что тифлопедагог формирует у детей реалистические представления о профессиях, о том, какие требования предъявляются к занятым в них людям. Это необычайно важно в плане создания у детей понимания недоступности для них из-за нарушения зрения ряда профессий.
Работа по социализации детей естественно прослеживается и в работе с родителями.
Для родителей мною были подготовлены консультации: «Формирование правильного отношения к дефекту - нарушение зрения», «Почему наши дети не любят трудиться?», «Самообслуживание — основной вид труда младшего дошкольного возраста», «Развитие бытовых навыков, самостоятельности», «Десять советов родителям», «Трудности, с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения».
Также мною составлены презентации на тему: «Игры, которые лечат», «Развитие сенсорной сферы у детей младшего дошкольного возраста», «Как воспитать у детей младшего возраста самостоятельность в самообслуживании», «Алгоритм одевания, умывания», «Самообслуживание».
Успешно использую такие формы работы с родителями, как фотоотчет, деловая игра, брифинги, театрализованные постановки и др.
Таким образом, правильное построение процесса развития ребенка, как в саду, так и в семье, использование рационально подобранных методов и приемов, включение ребенка в полноценное общение, совместная деятельность и взаимопомощь педагогов и родителей в данном направлении поможет ребенку быть социально успешным.
На примере совместной деятельности по развитию социально-бытовой ориентировки в средней группе для детей с нарушением зрения «Приходите на чай» прослеживается работа по социализации детей с ОВЗ.
Конспект совместной деятельности по развитию социально-бытовой ориентировки в средней группе для детей с нарушением зрения
Тема недели: «Посуда».
Тема дня: «Приходите на чай».
Форма проведения: подгрупповая.
Группа: средняя.
Цель: углубить представления детей о чайной посуде, расширять социальные умения.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- упражнять в обследовании основных признаков и свойств предметов (чайной посуды) с помощью зрения и осязания;
- учить понимать назначение чайной посуды и называть ее основные детали и знакомить с правилами сервировки стола;
- закреплять умение понимать обобщающее слово «посуда»;
- обогащать словарь по теме (чашка, блюдце, чайник, сахарница, чайная посуда, чайная ложка, заварочный чайник, крышка, носик, ручка, скатерть).
2. Коррекционно – развивающие:
- развивать тактильную чувствительность;
- развивать зрительное восприятие, зрительное внимание;
- развивать словесно-логическое мышление;
- развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;
- развивать прослеживающую функцию глаз;
- развивать социальные умения.
3. Коррекционно-воспитательные:
- формировать навык сотрудничества, взаимодействия в игре и на занятии;
- воспитывать желание быть гостеприимным и доброжелательным по отношению к окружающим;
- воспитывать аккуратность.
Методы: практические (самостоятельное выполнение предметно – практических действий), игровой метод (создание игровой ситуации «Накрой на стол»), словесный (беседа), наглядные (рассматривание натуральных объектов посуды).
Предварительная работа:
- Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе», стихотворений о посуде, загадок, рассматривание иллюстраций, беседа по прочитанному;
- Экскурсия на кухню, знакомство с трудом работников детского сада (повара, младшего воспитателя);
- Рассмотреть кукольную и настоящую посуду, пояснить, для чего нужна та или иная посуда и как она называется;
- Сюжетно-ролевые игры «Магазин посуды», «Дом», «Угостим кукол чаем».
Оборудование: мягкая игрушка Нюша, чайный сервиз (чайник для заваривания чая, чайная ложка, чашка, блюдце), сахарница, салфетки бумажные, салфетница, скатерть.
Ход занятия:
I. Вводная часть:
Т.: Ребята, вы слышите кто – то стучит? Кто это?
Это - Нюша из веселых историй про смешариков. Но что – то она невеселая. К Нюше должны прийти гости, она хочет угостить своих друзей чаем со сладостями. Но не знает, как правильно накрыть к чаю стол. И поэтому ей грустно. Хотите помочь ей?
Д.: -
II. Основная часть:
1. Дидактическое упражнение «Я загадаю, а ты отгадай».
Т.: Ребята, сначала мы отгадаем загадки.
(По мере отгадывания, тифлопедагог выставляет на стол предметы.)
Чаю выпить я хочу,
Воду в нём прокипячу. А потом беру я кружку И его возьму за дужку. В чём я воду кипячу, Если выпить чай хочу? (Чайник) |
Чтоб есть суп – она большая.
И для каши есть такая. Меньше чайная немножко. Что это? Конечно … (Ложка)
|
Если хочешь выпить чай –
Так меня и получай, Распрекрасную милашку, Всю в цветочках, с блюдцем... (Чашку) |
Из неё обедать буду,
Из глубокой или мелкой. И такая вот посуда Называется … (Тарелкой). |
Т.: Ребята, расскажите, как эти предметы можно назвать одним словом? (Посуда).
Д.: -
Т.: Для чего нужна посуда? (Посуда нужна, для того что бы из нее есть, пить.)
Д.: -
Т.: Т.: Давайте вспомним, как называется посуда, необходимая повару для приготовления пищи и находящаяся на кухне? (Кухонная). Какую посуду возьмем для того, чтобы поесть за столом? (Столовую.) А если пригласим гостей на чашечку чая? (Чайную.)
Т.: Нюша, сейчас мы с ребятами научим тебя сервировать стол.
Т.: Для этого нам понадобиться чайный сервиз, но сначала Нюша хочет вместе с вами сделать зарядку для глазок (Дети встают напротив тифлопедагога).
2. Зрительная гимнастика.
(Вверх - вниз.) 2-3 раза
(Вправо - влево.) 2-3 раза
(Вверх - вниз.) 2-3 раза
(Прослеживание глазами за Нюшей по кругу в одну и в другую сторону).
(Вправо - влево) 2-3 раза.
Зажмурьте глазки, поморгайте (2-3 раза).
3. Игра «Накрой на стол».
Дети сидят полукругом. На столе предметы чайного сервиза: чашка с блюдцем, чайная ложка, чайник для заваривания чая, сахарница, салфетница, скатерть.
Т.: Вот теперь я предлагаю всем вместе накрыть стол к чаю.
Обязательным атрибутом праздничного стола является белая скатерть.
Т.: Для чего нужна скатерть? (Ею накрывают стол).
Д.: -
Т.: Накрыли стол скатертью. Каким стал стол? (Нарядным, уютным, красивым, праздничным).
Д.: -
Т.: В центр стола ставим салфетницу.
Т.: А что в ней? (Салфетки.)
Д.: -
Т.: Ребята, а для чего нам нужны салфетки?
Т.: Правильно! Чтобы когда мы покушаем вытирать: что сначала?
Т.: Да ротик, а затем руки!
Т.: В центр стола ставим также сахарницу.
Т.: Для чего нужна сахарница? (Для того, чтобы насыпать сахар.)
Д.: -
Т.: Еще в центр стола обязательно ставим чайник для заваривания чая.
Т.: Для чего этот чайник? (Для того, чтобы заваривать чай.)
Т.: Что такое заварка? (Чайные листочки, которые окрашивают воду в коричневый цвет и придают вкус.)
Д.: -
Т.: Давайте вместе рассмотрим чайник для заваривания чая и расскажем, из каких частей он состоит. (Тифлопедагог показывает. Предлагает детям обследовать чайник, направляя их руки).
Т.: У чайника есть носик. Вот он. Для чего он нужен? (Чтоб через него лилась заварка).
Д.: -
Т.: Что это? (Крышка.) Для чего она нужна? (Чтобы сохранить высокую температуру и чайные листочки заварилась.)
Т.: А это что такое? (Показываю ручку.)
Т.: Для чего она чайнику. Вы знаете? Может быть без ручки лучше?
(Нет, если чайник будет горячий, то без ручки будет неудобно им пользоваться и можно обжечь руки).
Д.: -
Т.: Правильно.
4. Физкультминутка «Я – чайник ворчун»
Т.: А сейчас отдохнём и проведём физкультминутку «Я – чайник ворчун»
Я – чайник ворчун, хлопотун, сумасброд. (Шагаем на месте)
Я всем напоказ выставляю живот. (Руки на поясе, повороты вправо
и влево)
Я чай кипячу, клокочу и кричу, (Хлопаем в ладоши)
Эй, люди, я с вами чай пить хочу! (Прыжки на месте)
Т.: Хотите, ребята, продолжить накрывать на стол?
Д.:-
Т.: Перед сидящим ставим чашку с блюдцем.
- Это блюдце. Обхватите блюдце двумя руками. Вот так. Какой оно формы? (Круглой.)
Д.: -
Т.: Правильно. Проведите пальчиком по краю блюдца, опустите пальчик на дно. Блюдце какое? (Мелкое.)
Д.: -
Т.: На него ставят чашку с чаем и кладут ложку, чтобы не испачкать скатерть.
Т.: А это что? (Это чашка.)
Д.: -
Т.: Правильно, обхватите чашку двумя руками. Вот так. Она круглая. Проведите пальчиком по стенке чашки. Вот так. Почему ваш пальчик с края чашки не сразу опускается вниз? (Потому что чашка глубокая.)
Д.: -
Т.: Еще у чашки есть ручка. Найдите ее и проведите по ней пальчиком. Зачем нужна ручка? (Педагог направляет руки каждого ребенка для обследования предметов чайной посуды). (Что бы держать чашку.)
Д.: -
Т.: Чайную ложечку кладём справа, выпуклой стороной вниз. Вот она. Эта ложка меньше, чем ложка для супа. Поэтому ее назвали чайной ложкой. Для чего она нужна? (Ложкой размешивают сахар в чашке.)
Д.: -
Т.: Делают это осторожно, не стучат об стенки чашки и не расплескивают чай на блюдце. Вот так. (Тифлопедагог показывает все действия, дети повторяют).
Т.: А теперь закройте глаза, послушайте, как звенит чашка, когда мы ставим ее на блюдце, послушайте, как звенит ложка, когда мы кладем ее на блюдце.
5. Зрительная гимнастика «Пальминг».
Вы хорошо потрудились, а сейчас сделаем пальминг, чтобы ваши глазки отдохнули.
Вот рука и вот рука, мы потёрли их слегка;
Так сложили их ……И раз!
Глазки в домике сейчас.
III. Заключительная часть:
Т.: Вот, Нюша, мы и накрыли стол для чаепития. Все запомнила?
Давайте, ребята, ещё раз напомним Нюше, как накрыть стол для чаепития.
Т.: Чем накрывают стол? (Скатертью.)
Д.: -
Т.: Что поставим в середину стола? Салфетницу.
Д.: -
Т.: Для чего нужна салфетница? (Для того чтобы когда мы покушаем вытирать рот и руки.)
Д.: -
Т.: Что еще поставим в середину стола? (Сахарницу.)
Д.: -
Т.: Для чего нужна сахарница? (Для того чтобы насыпать сахар.)
Д.: -
Т.: Еще что поставим в середину стола? (Заварочный чайник.)
Д.: -
Т.: Для чего этот чайник? (Для заваривания чая.)
Д.:-
Т.: Что еще должно быть на столе для чая? (Чашка с блюдцем.)
Д.: -
Т.: Куда их поставим? (Перед сидящим.)
Д.: -
Т.: А что кладут справа от блюдца с чашкой? (Чайную ложку.)
Д.: -
Т.: Для чего она нужна? (Ложкой размешивают сахар в чашке.)
Д.: -
Т.: Ну, что, Нюша, теперь ты точно все запомнила?
Нюша говорит вам спасибо и всегда будет обращаться к Вам за помощью. До свидания!
Т.: Молодцы, вы справились со всеми заданиями! И я скажу вам по секрету, наша гостья, оставила вам сладкий подарок, вот он, угощайтесь.
Список используемой литературы:
- Воспитание и обучение слепого дошкольника /Под ред. Л.И.Солнцевой, Е.Н. Подколзиной (2-е изд. с изменениями). – М.: ООО ИПТК «Логос ВОС», 2006.
- Григорян Л.А., Кащенко Т.П. Комплексное лечение косоглазия и амблиопии в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специализированных дошкольных учреждениях. – М., 1994.
- Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие. – М.: Экзамен, 2006.
- Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением. – М.,1997.
- Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – Калуга.: ГороД, 1998.
- Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения /Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: ИКП РАО, 1995.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду /Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Экзамен, 2003.
- Психологический словарь /Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г. Мещеряковова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1996.
- Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушением зрения. /Под ред. Е.Н. Подколзиной. – М.: Город Детства, 2007.
Читайте также |
---|
Конспект ООД по образовательной области «Социально коммуникативное развитие - ручной…
Конспект ООД по образовательной области «Социально коммуникативное развитие - ручной труд» на тему: «Животные зимнего леса» для детей старшего дошкольного...
Педагогически проект «Планета и Мы»
Педагогически проект «Планета и Мы» Паспорт педагогического проекта Тема проекта Планета и Мы Вид проекта Учебно-познавательный, творческий Актуальность проекта В современном мире познание ребенком окружающей его природы...
Ротацизм у дошкольников и работа с ним в условиях ДОУ
Ротацизм у дошкольников и работа с ним в условиях ДОУ Для специалиста ротацизм и его исправление изначальное заключается в формировании правильной...