Программа «Сотворчество»

(Эмоционально-творческое развитие детей дошкольного возраста при интенсивном взаимодействии музыки и изобразительного искусства)

 

Главным действующим лицом образовательного процесса является ребенок, цель процесса формируется вокруг максимально полного раскрытия его личностного потенциала, становления его сущностных сил.

Музыка, художественное слово, изобразительное искусство - источник особой детской радости в дошкольном детстве. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через рисование, музицирование, словотворчество. При этом малыш раскрывает себя, постигает собственные возможности.

Цель программы – создать условия развития особого неравнодушного, активно преобразующего отношения ребенка к миру – эстетического отношения, в котором переплетаются качества нравственности, эстетического и эмоционального начала, его образного мышления, творческих способностей.

Задачи программы:

  • Способствовать формированию у дошкольников эмоционально-ценностного эстетического отношения к миру;
  • Развить эмоционально-чувственную сферу ребенка и его художественно-образное мышление как основу развития творческой личности;
  • Способствовать у детей способности к восприятию произведений искусства;
  • Воспитывать понимание красоты произведений искусства;
  • Формировать не последовательность взаимодополняемых художественных действий, а умение варьировать накопленный опыт, пытаться решать задачи различными способами, новыми выразительными средствами;
  • Способствовать активной творческой деятельности детей в различных видах искусства.

На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приемы, интегрированные формы организации художественно-творческой деятельности, художественно-эстетическая пространственно-предметная среда.

Эмоции отражаются в искусстве с помощью звуков (мелодия, темп, ритм, динамика, и т.п.), цвета (контраст, гармония, насыщенность и т.п.), светотени, линии, формы, ритма, пятен, слова (интонации, метафоры, сравнения, синонимы, антонимы и т.п.). Важно показать детям способы установления связи средств художественной выразительности с эмоциональным содержанием произведений искусств.

Программа предполагает использование интегративных занятий, бесед, развлечений, праздников. Особое внимание рекомендуется уделять интегративным занятиям, в процессе которых задачи решаются посредством нескольких видов художественной деятельности.

Данная форма проведения занятий может быть плодотворной лишь при полном контакте педагога с детьми, знании взрослыми индивидуальных особенностей каждого ребенка, при гибком планировании педагогом системы своей работы с группой воспитанников, когда в зависимости от особенностей воспитания музыки, изобразительного искусства детьми, каждым ребенком в отдельности на ходу корректируется весь задуманный сценарий занятия.

Учитывая психофизиологические особенности дошкольников, основным видом деятельности, в рамках которой проводятся занятия, является игра: игра-занятие, игра-сказка, игра-путешествие.

Индивидуально-творческая среда позволяет ребенку самостоятельно реализовывать свой творческий потенциал, входить в образ художника, музыканта, поэта, разворачивать художественно-творческий процесс (рисование, музыкальная и словесная импровизация).

К каждому занятию воспитатель готовит соответствующий его целям сценарий, продумывает ход занятия, подбирает такой зрительный и музыкальный ряд оборудование, которые бы способствовали формированию в детях установки на неформальное заинтересованное отношение к окружающему их миру. При этом формы и методы работы с дошкольниками определяются, с одной стороны, особенностями восприятия ребенка мира, с другой – задачами программного характера. Но тема занятия, организация процесса восприятия всегда предполагают активное общение воспитателя с детьми, так же учитывается личное мнение ребенка, его готовность включится в художественно-творческую деятельность.

Взрослым следует помнить, что иногда фантазия детей, художественные образы, неожиданно предложенные ими, могут увести педагога от заранее запланированного хода их проведения. Умение действовать «по ситуации» - одно из важнейших требований к качественным характеристикам профессионализма педагога, работающего в «режиме интеграции». Кроме этого, независимо от тематики занятия, его организация, наряду с прослушиванием музыкальных произведений, творческой изобразительной деятельностью включает в себя упражнения из психогимнастики, пальчиковой, речевой или речедвигательной разминки.

Интегративные занятия длятся от 20 до 35 минут. Их продолжительность зависит от возраста детей, их увлеченности. Условием успешной организации таких занятий является их оптимальный темп, обеспеченный рациональной сменой различных видов детской деятельности, чередование активных и пассивных форм познания, динамичности и статичности в двигательном режиме занятия.

Программы «сотворчество и «вдохновение» направлены на создание условий для художественно-эстетического развития детей и их творческой самореализации.

Надеюсь, что успешное применение этой программы заметно улучшит потенциал наших детишек!





Новые публикации

«Пальчиковый игротренинг»

«Пальчиковый игротренинг» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует ее развитию». В.М. Бехтерев. Пальчиковый игротренинг - это развитие мелкой моторики в...

Подвижные игры дошкольников

Подвижные игры дошкольников Введение Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой. Одна из характерных особенностей подвижных игр...

Конспект сюжетно-ролевой игры «У нас в гостях кукла Таня»

Конспект сюжетно-ролевой игры «У нас в гостях кукла Таня» Цель: Развитие умения у детей реализовывать игровой замысел. Образовательные задачи: развивать разговорную речь...

Читайте также

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей 3-4…

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей 3-4 лет Цель: создание условий для развития математических знаний у детей 4...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «В…

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему:«В гости к Королеве бумажной страны» Программное содержание: Систематизировать знания детей о свойствах...

Конспект занятия по ФЭМП (средний дошкольный возраст)

Конспект занятия по ФЭМП(средний дошкольный возраст) Цели: познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его, квадратом. Учить различать и называть прямоугольник, выделять особые...


Комментарии

  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...

     
  • Тамара
    А вы не думали, что дети увидев эти наглядные опыты, не попытаются из повторить???!!! !

    Подробнее...

     
  • Виктория
    Огромное спасибо за красоту!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отличный сценарий-надо попробовать поставить сказку.Благодар ю.

    Подробнее...





В блогах

Игровые технологии в ДОУ

В своей работе с детьми раннего возраста я использую следующие виды игр: 1. Игры в парах - способствуют становлению субъектного эмоционального — положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в общении ( «Прогулка в парах» ,  «По узенькой дорожке» ,  «Ай-да»  и др.). 2...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игра в жизни ребенка».

Цель: развитие профессионального самосознания, творческого потенциала личности, коммуникативной компетентности педагогов. «Знакомство». Я вас всех приветствую и предлагаю, передавая по кругу мягкую игрушку, представиться и сказать, с какой игрушкой вы себя ассоциируете. «Мое качество». Психолог: Сейчас у нас будет возможность больше...

Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к родному краю»

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве...

Консультации для родителей «Воспитание ответственности у детей»

Все родители мечтают приучить своих детей нести ответственность за свои слова и поступки. Во многих семьях полагают, что решение проблемы - в установлении постоянных обязанностей для детей. Считается, что мальчикам надо поручать выносить мусорное ведро или стричь газон, а для...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство