Методическая разработка по развитию речи «Наша малая Родина - город Волжский»

(Подготовительная группа)

 

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, музыкальная, восприятие музыкальных, поэтических произведений и фольклора, конструирование, познавательно-исследовательская.

Цель: прививать детям любовь к родному городу Волжскому.

Задачи: - развивать у детей чувство гордости за свой Волжский край;

- закрепить с детьми знания о малой Родине -городе Волжском;

его гербе, значениях его элементов; флоре и фауне волжских

степей.

- воспитывать интерес к истории родного края.

Оборудование:

- физическая карта г. Волжского, магнитная доска и набор магнитов;

- набор иллюстраций животных и растений разных климатических зон (волк, заяц, хорь, белка, тигр, северный олень; чайка, синица, полярная сова, дятел, сова; тюльпан, василёк, кактус, ромашка; кузнечик, стрекоза, бабочка);

- набор иллюстраций деревьев (берёза, черёмуха, тополь, дуб, сосна);

- иллюстрации самолётов и госпиталя;

- набор чёрно-белых и цветных изображений герба г. Волжского с элементами несоответствующими настоящему гербу;

- герб г. Волжского большого размера переносной цветного оформления;

- изображения временных жилищ (палатки, землянки) и домов (бревенчатых, с соломенной крышей; кирпичных одноэтажных и многоэтажных);

- «лучина».

Предварительная работа:

- знакомство детей с жизнью людей до образования г. Волжского, их жильём, занятиями;

- чтение «Истории России с древнейших времен до конца XVII века». / Под ред. Сахарова А.Н., Новосельцева А.П. – М.: Планета, 2001;

Поляков М.Т. «Новые зори», Волгоград,1987г.;

Рябов С.И. «История родного края: XVI-XIX. Волгоград»,1988г.;

-разучивание и пение песни «Ахтуба»; чтение поэтических произведений о городе Волжском: Н.Нестеровой, С.Смольниковой, Ю.Кубаревой, В.Бондаренко;

- рассмотрение герба г. Волжского, его элементов, их значение.  

- разучивание старинной народной детской игры «Курилка»;

- разучивание хороводной игры «Мы пойдём и берёзку мы найдём!»

Словарная работа: ГЭС - гидроэлектростанция, щит, лучина, землянка, госпиталь.

 

1 часть занятия. История города Волжского.

Под музыку «С чего начинается Родина» (М. В. Баснер, М. Матусовский) дети входят в зал. В зале на стене висит карта г. Волжского.

Воспитатель - Добрый день, ребята и гости. Мы вошли в зал под замечательную песню. О чём эта песня?

Дети: О Родине.

Воспитатель - Давайте сейчас и поговорим о Родине, о нашем крае. А вы знаете, что такое Родина?

Дети: Родина - это место, где мы родились, живём; где родились и выросли наши родители. Мы родились в Волжском.

Воспитатель - Я и вы все родились в великой стране, которая называется Россия. В России есть небольшой город Волжский - наша малая Родина.

Много лет назад, когда ещё ваши бабушки и дедушки были маленькими, на берегу великой русской реки Волги было небольшое село Безродное. Жили там добрые, трудолюбивые русские люди (креплю на карте магнитами с. Безродное – дома бревенчатые одноэтажные, в которых раньше жили люди; «старую школу»).

Воспитатель - Что это за дома были?

Дети: - Низкие, одноэтажные, покрытые соломой, деревянные, бревенчатые.

Воспитатель: Молодцы, правильно. В этих домах и жили наши предки.

В этих домах не было электричества и освещали люди своё жильё «лучиной». В то время и была придумана жителями волжских степей игра «Курилка». Давайте поиграем в эту игру.

Игра детская народная – «Курилка»

Дети, сидя в кругу, передавая «горящую» лучину, приговаривают:

Жил-был Курилка, жил-был Душилка.

Ножки съёжил, ножки тоненьки.

Не умри курилка, не заставь плясать.

Когда заканчивают приговаривать, тот, у кого в руках остаётся «лучина», выходит в круг и танцует под русскую народную музыку.

(Приглашаю детей сесть на стулья.)

Воспитатель: - (музыкальное сопровождение: военный марш Г. Свиридова)

Но случилась беда, напали на нашу страну фашисты. Хотели захватить фашисты наши земли. Долго и жестоко сражались россияне, защищая свои земли. В селе Безродном разместили госпиталь, где лечили людей; аэродром, куда приземлялись наши самолёты (креплю на карту).

Война закончилась, русские воины прогнали с родной земли врагов, а от села Безродного осталась только школа: разбомбили враги всё село.

И опять степь стала безжизненной (снимаю все постройки).

Но не только было разрушено село Безродное, но и вся страна. Стали люди восстанавливать свою Родину: строить новые дома, мосты, школы, детские сады, заводы. Стали проводить свет - освещение в дома, подключать заводы, фабрики, а электричества стало не хватать.

И вспомнили люди о разрушенном селе Безродном, о могучей Волге-реке. Решили построить на Волге … А что решили построить на Волге нам расскажет…..

Индивидуальный рассказ ребёнка: Решили построить на великой русской реке Волге ГЭС (ребёнок крепит на карту ГЭС) – гидроэлектростанцию – сооружение, которое вырабатывает электричество с помощью воды. Наша Волжская ГЭС самая крупная в России.

Воспитатель - Строители ГЭС жили в палатках, землянках, временных неуютных домах. Ребята, выберите и прикрепите на карту временные жилища строителей.

Ребёнок- На берегу Волги на равнине, вблизи Безродного села,

В районе мельницы старинной посёлок вырос у ручья.

Землянки рядышком гнездились, а там палатки разбрелись,

По вечерам костры дымились, в сторонке лошади паслись.

Воспитатель - Начальник строительства ГЭС Фёдор Логинов решил, что плохо жить строителям в землянках и палатках. Он решил строить прочные и красивые дома. И первый дом, построенный в посёлке, был каменным (крепит дом). И посёлок получил название Каменный. Фёдор Логинов поехал в Москву- столицу России и просил руководство страны, чтобы в посёлке Каменном строились настоящие каменные дома, места для отдыха людей, озеленялась степь. А так же просил переименовать посёлок Каменный в город Волжский. Так в 1954 году, 61 год назад родился наш город Волжский.

Воспитатель: - Каким же стал город, какие дома выросли на новых улицах города? Давайте выберем (замена детьми палаток на современные дома). А как же стали называться жители молодого города?

Дети: Волжанами.

Ребёнок:

Любимый город! Привет тебе, привет. Я здесь прожил почти пять лет!

Ты самый лучший и самый родной. В глубинке России, у Ахтубы синей

Мы вместе растём и крепнем с тобой.

2 часть занятия. Герб города Волжского.

Воспитатель: Молодой город рос, возвышались дома. И как у каждого города в нашей стране, у Волжского появился свой символ - герб города Волжского. А как он выглядит вам нужно вспомнить и выбрать из тех, которые я вам приготовила.

(Дети выбирают из имеющихся на стене «правильный» герб Волжского.)

Воспитатель: Молодцы. Только ваш герб неяркий, серый. Давайте заменим его цветным.

(Креплю герб цветной.)

Воспитатель: Части герба не просто изображены, каждая из них что-то означает. Давайте назовём части герба – основа – щит, жёлтая полоса, звезда восьмиконечная, извилистая голубая полоса, широкая голубая полоса, дерево.

Первая часть герба- основа ЩИТ

Почему в основу герба был положен щит?

Дети: В старину наши деды и прадеды защищали свою Родину щитом и мечом, поэтому гербы всех стран и городов стали изображаться на щите.

Вторая часть герба - широкая жёлтая полоса.

Воспитатель: - Что означает жёлтый цвет …

Дети: Степь сухая безжизненная, песок, пустыня, солнце, жаркий климат.

Воспитатель: - Но такая ли безжизненная степь, как кажется? Ответы детей.

Воспитатель: - В степи большое разнообразие растительного и животного мира. Попробуем вспомнить, что же растёт и кто живёт в степи рядом с человеком.

Для этого вы разделитесь на две команды: «Волгарята» и «Волжане». Первая команда будет выбирать из картинок изображения растений и насекомых, которые живут в нашей степи, а вторая команда будет выбирать животных и птиц, обитающих в наших краях.

(На полу или стене предлагаются изображения: волк, заяц, хорь, белка, тигр, северный олень; чайка, синица, полярная сова, дятел, сова; тюльпан, василёк, кактус, ромашка; кузнечик, стрекоза, бабочка.)

(Дети выбирают нужные изображения и крепят их на карту.)

Воспитатель: Вот и оживили нашу степь, наш город. А почему не взяли остальных животных?

Дети: Они не живут в наших краях.

Воспитатель: Человек помог природе, и в степи появились растения, которые никогда там не росли - это деревья.

Третья часть герба - дерево. А что оно обозначает?

Ответы детей: символ жизни в безжизненной степи, молодость, надежда.

Воспитатель: - И в нашем городе первостроители посадили и вырастили много разных деревьев…

Загадки:

* Почки липучие, по всем странам славится стройная красавица:

Белые одёжки, золото - серёжки, с расплетённою косой, умывается росой.   (Берёза.)

* Будто снежный шар бела, по весне она цвела, нежный запах источала,

а когда пора настала, разом сделалась она вся от ягоды черна. (Черёмуха.)

* Листья липучие, плоды летучие. (Тополь.)

* Величавый и могучий, он растёт на склоне кручи.    

А когда наступит осень, жёлудь в дар он нам приносит. (Дуб.)

* У меня длинней иголки, чем у ёлки. Очень прямо я расту в высоту. (Сосна.)

(Дети выбирают нужное дерево- отгадку и крепят к карте.)

Воспитатель -Посмотрите каким зелёным стал наш город.

О чём-то белые берёзки листвою весело шумят.

В степном краю наш город Волжский

Мы превратили в город - сад.

Хороводная игра «Мы пойдём, пойдём, пойдём и берёзку мы найдём! »

Но ни животные, ни птицы, ни растения, ни тем более человек не могут прожить без следующего элемента герба. Что это за элемент?

Ответы детей: Это вода.

Четвёртая часть герба - широкая голубая лента и тонкая извилистая голубая линия.

Воспитатель - Город наш стоит на берегу двух рек.

Две реки тихо дарят ему свою вечную древнюю сказку,

Волга –ширь, благодать, тишину, ну, а Ахтуба –нежную ласку.

Название рек пришло из давних времён. Волга - большая вода; волглый- мокрый, влажный.

А название Ахтуба, откуда такое название?

Ответы детей: По татарски «Ак тюба» означает белые холмы.

Воспитатель - А ……. приготовила нам песню о нашей реке «Ахтубе».

Песня «Ахтуба» (автор неизвестен)

1. Эх, да у хана дочь была, звали её Туба.

Раскрасавицей слыла, алым- алым губы.

А глаза у Тубы синь, два больших колодца.

Да в честь Тубы, да река -Ахтубой зовётся.

Эх, да речка вольная, река бежит.

Эх, да на реченьке наш городок стоит.

Эх, в степи ковыльной, на дороге пыльной город наш цветущий будет жить.

2. Эх, да какие люди вот жили на земле старинной.

Говорится про любовь в легенде той былинной.

А теперь другое, да времечко настало,

Но душа, да у волжан любви не исчерпала.

Воспитатель - А что же за быль о девушке Тубе дошла до нас?

Индивидуальный рассказ ребёнка - В степи жил богатый татарский хан. У него была очень красивая дочка, звали её Туба. У Тубы был жених, бедный пастух. Но отец хотел выдать замуж свою дочь Тубу за богатого. Он не разрешил ей встречаться с пастухом. Но Туба не захотела выходить замуж за богатого и бросилась в реку, и утонула. А пастух бежал по берегу реки и кричал от горя: «Ах, Туба, Туба». С тех пор так и назвали реку - Ахтуба.

ВоспитательПятая часть герба - восьмиконечная звезда. Что она обозначает?

Дети: Звезда - это свет, энергия, ГЭС, электричество для людей;

- 8 букв, как в слове «Волжский»;

- символ русской православной церкви.

Воспитатель - Посмотрите, какая красивая наша малая Родина, какой красивый получился наш город Волжский.

3 часть занятия. Рефлексия.

Воспитатель - Ребята, о чём же мы сегодня говорили на занятии?

А что же такое «малая Родина»?

- Чем нравиться тебе наш город? А тебе?

- Какое у тебя любимое место в городе?

- Как ты заботишься о своём городе?

Воспитатель - А давайте придумаем для нашего города приятные слова на каждую букву из его названия:

В - великий, великолепный, высокий;

О - очаровательный, огромный, обаятельный;

Л - любимый, ласковый;

Ж - живой, жизненно важный, жизненный, желанный;

С - светлый, солнечный, сильный;

К - красивый, классный, красочный;

И - интересный, изящный;

Й – изумительный. Будем его любить и беречь. Наше занятие заканчивается. Волжане, попрощайтесь с гостями и скажите им «до свидания».

 

Использованные материалы:

  1. Чтение «Истории России с древнейших времен до конца XVII века». / Под ред. Сахарова А.Н., Новосельцева А.П. – М.: Планета, 2001.
  2. Поляков М.Т. «Новые зори», Волгоград,1987г..
  3. Рябов С.И. «История родного края: XVI-XIX. Волгоград»,1988г..
  4. Чтение поэтических произведений о городе Волжском: Н.Нестеровой, С.Смольниковой, Ю.Кубаревой, В.Бондаренко.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Рабочая программа по освоению детьми 5-6 лет основной общеобразовательной программы…

Рабочая программа по освоению детьми 5-6 лет основной общеобразовательной программы дошкольного образования в старшей группе общеразвивающей направленности

Роль сказки в процессе ознакомления детей с основами экономических знаний

Роль сказки в процессе ознакомления детей с основами экономических знаний Современный дошкольник – это будущий школьник, затем студент и, конечно же...

Конспект итогового занятия в средней группе с использованием современных технологий…

Конспект итогового занятия в средней группе с использованием современных технологий. «Скрайбинг» - рисованный. ИКТТема «Дорога в старшую группу» Интеграция образовательных областей: «Познание»...

Читайте также

Конспект открытого итогового интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей…

Конспект открытого итогового интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей логопедической группе «Путешествие на паровозике из Ромашково» Цель: Расширить и закрепить...

Конспект игры «Что? Где? Когда?». Тема: «Знатоки ПДД»

Конспект игры «Что? Где? Когда?». Тема: «Знатоки ПДД» Подготовительная группа компенсирующей направленности (6 – 7 лет) Цель: сформировать у детей устойчивые знания и...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (здоровье, физическое развитие, коммуникация). Тема: «Сохрани…

Конспект непосредственно образовательной деятельности (здоровье, физическое развитие, коммуникация) Тема: «Сохрани своё здоровье» Цель. Учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные...