Сайт для воспитателей детских садов




( 0 Голосов ) 


Открытая непосредственно организованная образовательная деятельность в старшей группе по освоению детьми ОО «Познание»
Тема: «Письмо о зиме»

 

Образовательные задачи:

Расширять и активизировать словарь по теме: «Зима», упражнять в составлении предложений, рассказов. Закрепить знания о диких животных и зимующих птицах.

Развивающие задачи:

Упражнять в подборе прилагательных к существительному, закреплять умение правильно строить предложения, развивать фонематический слух. Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику. Совершенствовать умение отвечать на вопросы, рассуждать, решать проблемные ситуации, выслушивать своих товарищей. Развитие длительного плавного выдоха; зрительного и слухового внимания, мышления, связной речи; тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Воспитательные задачи:

Воспитывать познавательный интерес к явлениям природы, животному миру, уважительное и бережное отношение к природе, чувство сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь и умение работать в коллективе.

 

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. День у нас сегодня необычный, ребята, к нам пришло много гостей - поздоровайтесь с ними, и улыбнитесь и гостям и друг другу. Ведь с улыбки что начинается? Конечно, дружба. (Протягиваю свою руку, на неё кладёт руку другой ребёнок, и т. д.)

Ты мой друг и я твой друг начинаем строить круг.

Круг добра и теплоты. В этом круге все дружны.

Всё сумеем мы пройти, с чем столкнемся на пути.

Посмотрите, какой большой круг получился у нас и крепкий, как наша дружба. С такими друзьями любое дело по плечу.

Раздаётся звук электронной почты. Воспитатель: Ребята, извините, но мне нужно посмотреть, кто прислал мне электронное письмо. (Смотрит на экран.) (Слайд № 3.) - Ой ребята, а письмо не только мне, но и вам. Хотите узнать, от кого оно и что нам пишут? Тогда садитесь поудобнее и давайте прочтём это письмо.

(Читает письмо.) (Слайд № 4.)

«Здравствуйте! Пишут Вам дети жаркой Африки. У нас тут лето. Все цветет, зеленеет, бабочки летают, гусениц полным-полно. У нас очень много птиц, животных, но мы никогда мы не видели зимы, и не знаем что это такое, и переживаем за птиц и животных, которые у Вас зимуют. Как они проводят зиму? Холодно и голодно им, наверное. Расскажите нам, пожалуйста, как зимуют птицы и животные? Как вы проводите зиму, чем занимаетесь в это время? Нам очень интересно. Заранее огромное спасибо! До свидания!» (Слайд № 5.)

Воспитатель. Ребята, а как можно рассказать африканским детям о зиме, зимующих птицах и животных, о том, чем мы занимаемся в это время? Ведь Африка находиться очень далеко.

(Дети строят предложения: отправим сообщение по электронной почте, позвоним, напишем письмо, общение по интернету и т.д.)

Останавливаемся на варианте – общение через интернет.

(Дети садятся на стульчики.)

(Слайды № 6-11.)

Ребята, сейчас я буду показывать картинки, а вы подбираете, как можно больше слов, которые бы рассказали африканским детям о зиме.

Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …).

Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий,…).

День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).

Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…).

Лед какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).

Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…)

Молодцы ребята, вы очень хорошо подобрали слова, даже холодом повеяло. Да и окна у нас начинают замерзать, давайте с вами подышим глубоко, чтобы разогнать холодный воздух и отогреть окошки.

Упражнение на дыхание

А теперь нужно составить письмо-рассказ и поможет нам в этом картинно-графическая схема, и составим рассказ по этой схеме. (Слайд № 12.)

  1. Какое время года?
  2. Какая погода?
  3. Что происходит с растительным миром?
  4. Как изменилась жизнь птиц зимой?
  5. Как проводят это время года животные?
  6. Как готовятся к этому времени года?
  7. Какие бывают зимние забавы.

Очень хорошо, а теперь давайте составим рассказ о зиме. Вы говорите, а я буду записывать.

У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Наступила долгожданная морозная зима! Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся в тёплых хлевах. Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детей зимой много развлечений: праздник Новогодней Ёлки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.

Физминутка

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)

Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)

Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)

Вьюга злится,

Снег кружится, (Дети кружатся.)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками.)

Ребята, о чём нас просили ребята из Африки написать? О зиме, ещё о ком? Ах да, о птицах и животных. А что же происходит с ними происходит зимой?

многие птицы улетают в теплые края.

Это какие птицы? (перелётные).

А те, которые не улетают? Как такие птицы называются?

(Ответы детей.)

Воспитатель. Дети назовите зимующих птиц.

(Ответы детей.)

Воспитатель., Почему они остались?

(Ответы детей.)

Воспитатель. Ребята, давайте расскажем о зимующих птицах нашей местности, но чтобы было понятно, о какой птице вы рассказываете, сначала опишите ее внешний вид.

Дети начинают исследования синицы, снегиря, дятла, воробья, голубя, вороны, сороки.

(Показ слайдов.)

Это синица. Грудка у неё жёлтая, черная голова и крылья. Зимой она питается ягодами рябины, семенами шишек, почками деревьев. Очень любит сырое мясо. (Слайд №13.)

Это снегирь. Снегирь чуть крупнее воробья. У него красная грудка, голубовато-серая спинка, головка и крылья черные. Он прилетает к нам с первым снегом, любит ягоды рябины. (Слайд №14.)

Это дятел. Зимой дятлы питаются семенами хвойных деревьев. Окраска оперения у дятлов разнообразна, но у большинства видов яркая — черная, зеленая или пестрая. Это одна из очень полезных птиц наших лесов: работает круглый год по уничтожению вредителей. Является лесным доктором. (Слайд №15.)

Это воробей – бойкая, жизнерадостная, находчивая и общительная птица. Клюёт овёс, пшено, зимой селится вблизи жилища человека, клюёт всё, что найдёт – всеядная птица. (Слайд №16.)

Это голубь. Обладает прекрасным зрением – различает цвета радуги. Окраска перьев у голубей различна. Питается растительными кормами: семенами, ягодами, плодами фруктовых деревьев. Голуби очень привязаны к людям. (Слайд №17.)

Это ворона. Вороны очень умны. Оперение — чёрное с зелёными отблесками. Ест ворона всё. Падаль, мыши, птички и их яйца, черви и жуки, рыба, овощи, фрукты, сыр, творог – всё ей годится. В природе ворона, безусловно, полезна, но вблизи человеческого жилья становится воровкой. (Слайд №18.)

Это сорока. Сорока всеядная птица. Голова, шея, грудь и спина чёрные, живот и плечи белые. Она питается как животным, так и растительным кормом. Пищу – насекомых, пауков и мокриц – сорока ищет на земле. К сожалению, сороки часто поселяются в садах и разоряют гнёзда певчих птиц. (Слайд №19.)

Воспитатель. Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам. Зачем, как вы думаете?

Воспитатель. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года? 

Дети: Надо изготавливать кормушки и подкармливать птиц. (Слайды № 20, 21.)

Воспитатель. Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, устраивать для них кормушки для того, чтобы они, перезимовав, украсили зиму и лето своим пением. Птицы ведь друзья человека, они уничтожают огромное количество насекомых - вредителей, распространяют семена. Помогите птицам, и они оплатят вам зелеными парками, лесами, сохраненным урожаем полей и садов, огородных участков.

Воспитатель. Ребята о птицах мы рассказали, давайте теперь расскажем о животных. Я загадаю загадку вы отгадываете и рассказываете об этом животном.

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по веткам ловко скачет

Кто в дупле орешки прячет? (белка). (Слайд № 22.)

- Как белка выглядит? Чем питается? Где берет еду? Почему белка легко находит шишку под снегом? Куда белка прячется в сильные морозы? Чем утепляет свое гнездо, дупло? (Дети высказывают свои мысли, воспитатель подводит к правильным ответам, обращает внимание на правильные ответы.) 

- Да, гнездо у белки получается очень теплое, а я вам сейчас расскажу, как она его строит:

Сначала белка ищет укромное место на хвойном дереве. И сплетает из тонких веточек гнездо. Передними лапками она аккуратно складывает прутик за прутиком, плотно прижимая прутья, друг к другу. Потом белочка загибает концы прутьев и сплетает их в большой шар. А сбоку оставляет отверстие для входа. Такое беличье гнездо называют “гайно”. Как можно по-другому назвать гнездо белки? Кто запомнил? Давайте ещё раз повторим – “гайно”. Иногда белка живет в старом гнезде вороны или сороки, часто зимует в глубоком дупле старого дерева.

- Слушайте следующую загадку.

У косого нет берлоги

Не нужна ему нора

От врагов спасают ноги

А от холода – кора (заяц). (Слайд № 23.)

- Как заяц утепляет свою нору? Скажите, как заяц готовится к зиме? Почему заяц меняет окраску на зиму? Как заяц спасается от врагов? А что же заяц кушает в лесу зимой? (Ответы детей.)

Да, еды для зайчика в лесу маловато. Поэтому зайцы подбираются к стогам и лакомятся сеном, иногда приходят на огороды и обгрызают старые капустные кочерыжки, могут погрызть стволы яблонек. Бывает, что в лесу зайцы скачут за лосями, лоси объедают можжевеловые кусты. А зайка терпеливо ждет. Вот осинка помешала лосю, он махнул головой – ветка обломилась и воткнулась в снег. Зайка не боится, с удовольствием грызет обломки ветки – подарок лося.

- Есть у меня еще одна загадка:

Рыжий клубок за белым – скок. (Лиса.) (Слайд № 24.)

– Почему говорят: “Лиса – всему свету краса!”? Как меняется лисий наряд к зиме? Как называется жилище лисы? Чей дом может занять лиса? – Чем питается лиса зимой? (Ответы детей.)

Конечно, главным кормом лисички становятся мыши–полевки. У лисы очень тонкий слух и острый нюх. Она бродит по полю, и прислушивается, не пищат ли мыши в своих норах. Если учует плутовка мышиный запах, то подкрадывается тихо-тихо, а потом высоко подпрыгивает, громко ударяет о снег всеми четырьмя лапами. А бедные мыши, услышав грохот, в ужасе выскакивают из норы. А лисичке только того и надо. Когда лисичка охотиться на мышку, говорят, что она “мышкует”. Что наша лисичка делала сейчас? Правильно – “мышковала”. (Слайд № 25.)

Подвижная игра с моделями «Кто, где живет» (с использованием музыки).

- Ну, вот мы с вами и увидели, где живут звери, вспомнили, чем они питаются и почему не мерзнут зимой. А хотите поиграть со зверятами в игру? (Детям раздать по карточке-модели: оранжевый треугольник, серый круг, белый квадрат. Треугольник – лиса, круг – белка, квадрат – заяц. Под музыку дети начинают имитировать движения животных, с окончанием музыки – занимают свои домики.) Повторить 2-3 раза.

Так вот что мы напишем дальше в письме, что птицы улетают в теплые края. Животные поменяли шубки летние на зимние. Люди, одевают теплые меховые шубы, шапки, шерстяные варежки, шарфы.

О чём же ещё хотели узнать дети из Африки?

О том, как мы проводим время зимой. Расскажите вы рады приходу Зимы? Чем можно заняться зимой?

Воспитатель: Все рады зиме – ведь только зимой можно кататься на санках, лыжах, коньках, играть в снежки, лепить из снега снеговиков, крепости, замки и встречать Новый год. (Слайды № 26-32.)

Скажите, а в какие игры вы любите играть зимой? (в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках, лепить снеговика и т. д.).

- Что вам нужно для зимних игр? (санки, лыжи, коньки, клюшки, снег, ведра, лопатки).

- В какие игры нельзя играть зимой и почему? (в песок, потому что холодно и песок покрыт снегом; нельзя играть в настольные игры, потому что можно замерзнуть и заболеть; в мяч, потому что мяч резиновый а резина боится мороза и мяч не будет прыгать и скакать).

А какими видами спорта можно заниматься зимой? (фигурное катание, хоккей, конькобежный спорт, бег на лыжах, прыжки на лыжах с трамплина, горные лыжи, санный спорт, сноубординг). (Показ слайдов.)

- Какой зимний спортивный инвентарь вам знаком? (лыжи, клюшки, санки, коньки).

Пальчиковая гимнастика

Снег нетронутый найду. (Шагают по кругу, высоко поднимая колени.)

И слеплю снежочек. (Имитируют движение «лепка снежка».)

Вот сейчас я попаду. (Имитация движения «прицеливание».)

Берегись, дружочек! (Имитация движения «метание снежка».)

Ну вот письмо мы с вами написали, и рассказали о зиме, о птицах и животных, зимних забавах, теперь письмо можно будет отправить через интернет. Вот только фотографии зимней природы у нас нет, а знаете что, а давайте мы отправим по почте нашу картину, которую мы нарисовали. (Слайд № 33.) Ведь там есть всё, о чём мы говорили с вами сегодня. Помните? Посмотрите, на картину и скажите о чём мы с вами писали в письме. Вот как здорово, что у нас с вами была такая картина. (Слайд № 34.) Ребята, вы сегодня молодцы и без вашей помощи я не написала бы такое письмо. Видимо у вас сегодня и впрямь было хорошее настроение и вы были так дружны, поэтому и письмо у нас получилось такое интересное. А вы знаете, что настроение не просто бывает хорошим или плохим, оно ещё может быть и цветным? Да, да.

И мне сейчас бы очень хотелось узнать, с каким настроением вы писали письмо. Я предлагаю выбрать вам снежинку, все они разного цвета - вы каждый выберите, пожалуйста, такого цвета снежинку, которая похожа на ваше сегодняшнее настроение.

Какого цвета ты выбрал, Ваня? А какое у тебя, Даша, настроение? А у тебя Яна? Я очень рада, ребята, что вы все выбрали яркие и сочные цвета, а это значит что настроение наше радостное, хорошее, светлое, а значит, мрачные снежинки остались, пусть они поскорее растают. 

 

Файл с презентацией можно скачать здесь.



Добавить комментарий


Читайте также

Конспекты занятийКонсультацииСценарии





Вход на сайт


Комментарии

  • Ольга
    Ирина Ивановна, добрый день, если вам не сложно , можно узнать список литературы применяемые для ...

    Подробнее...

     
  • ирина
    интересует полный текст работы.

    Подробнее...

     
  • Ирина
    очень интересный проект многое можно подчеркнуть для своей работы в ДОУ

    Подробнее...

     
  • ольга
    Мне понравилось занятие, очень познавательно. Понравилось, что дети как бы сами подготавливают атрибуты ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    прекрасный праздник!

    Подробнее...