Мастер-класс

«Развитие творчества в игровой деятельности детей с помощью ТРИЗ-РТВ»

 

1 часть.

Игра формирует мир ребенка, является его своеобразной практической деятельностью поэтому в педагогическом процессе дошкольного учреждения она должна занимать ведущее место.

«Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в разном виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношений между ними».

Сюжетно-ролевая игра не требует от ребенка конкретного продукта, в ней все происходит «как будто».

Вы со мной наверно согласитесь, что основное время идет на обучение, все меньше времени остается для игры и общения детей друг с другом.

На мой взгляд-это можно объяснить рядом причин:

Во-первых, мы увлекаемся обучением;

Во-вторых, мало методической, практической литературы по развитию сюжетно-ролевой игры;

В-третьих не умение педагогов организовать игру;

В четвертых педагоги затрудняются в поиске интересных, эффективных приемов и методов.

Сюжетно-ролевая игра имеет свою структуру, как и любая деятельность.

Игре присущи все компоненты структуры деятельности: мотив, цель, планирование, средства реализации, игровые действия, результат.

Мотивация игровой деятельности: обеспечивается его добровольностью, возможностями выбора, удовлетворением потребностей детей в активности, одобрении, самоутверждении, самореализации.

Цель игры: каждая игра имеет цель. Она конкретна, осмыслена ребенком (накормить куклу, полететь в космос и т.д.).

Планирование игровой деятельности представляет собой предварительное или протекающее по ходу игры обдумывание ее процессуальной стороны (последовательность действий, разворачивание сюжета, комплект ролей, их соотношение, правила взаимодействия). В полной мере подходит этот комплект к старшему дошкольному возрасту.

Для игры дети самостоятельно отбирают или с помощью взрослого игровые средства-игрушки, предметы, материалы, игровую обстановку.

Игровые действия-действия, с помощью которых воплощается сюжет игры, исполняются роли. Каждый из ролей присущ свой комплект.

Результат игры выражается, в отличии от продуктивных видов деятельности, в положительных эмоциях, удовлетворении основных потребностей ребенка в активности, одобрении, защищенности, общении.

А игра не только развивает игровой опыт ребенка, а еще помогает открывать новые возможности игрового отражения мира. Пробуждает интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению. Прививаются основные коммуникативные и качества и навыки.

2 часть.

Игра как любая деятельность не возникает сама по себе. Детей надо учить играть. А как учить играть?

Сегодня вы попали не просто в детский сад, а как будто бы очутились в Городе мастеров. Здесь работают мастера своего дела и с удовольствием поделятся своим опытом и знаниями. Я хочу пригласить вас в «Долину игр». Кто решиться отправиться со мной в увлекательное путешествие?

И так участники игры выбраны.

У меня в руках «волшебный круг». Он приглашает нас на сказочную поляну.

Интересно, зачем он нас позвал туда?

Он предлагает нам выбрать: куда мы сегодня отправимся? Здесь сказочный лес, подводное царство, заоблачное государство…

1 – слайд. И так уважаемые участники, и слушатели – первый компонент игры – Замысел игры. Идет обсуждение замысла игры. Принимаются и учитываются точки зрения всех партнеров игры и принимается общее решение:

- Куда мы с вами отправимся?

Хочу отметить, когда идет обучение, у воспитателя уже продумана и тема, и приемы, и средства, т.е. «начинка» игры, поэтому стрелочка останавливается в «нужном месте». В самостоятельной игре дети выбирают уже сами.

Волшебный круг нам подсказывает, что попадем мы сегодня в удивительный мир подводного царства (существуют и другие средства для выбора игры, обратите внимание на слайд).

2 - слайд.

Следующий компонент: содержание игры. На этом этапе воспитатель должен продумать вопросы на актуализацию знаний детей по данной теме игры.

Давайте обсудим:

- Кто живет на морском дне?

- Могут ли они встретиться?

- Кто из морских жителей может быть для них опасен?

- Как передвигаются морские животные?

Вы выдали все знания о морских обитателях. Для этого необходимо вести работу с детьми в блоке совместной деятельности и вы сами убедились, что те знания, которые дети получают от вас на других занятиях – они важны в игре.

Важно отметить, что при обсуждении происходит установка модели взаимоотношений между героями, людьми т.д.

3 - слайд.

Тут к нам на помощь приходят – помощники карточки – символы.

(Мы видоизменили карты ПРОППА, упростили их, картинки заменили символами.)

Карточки – символы используем с целью построения алгоритма игры:

- Выбор героев.

- Где мы будем жить?

- Какое приключение с нами может приключиться?

- Куда мы отправимся? (Можно использовать морфологический круг.)

- Кого мы можем встретить? (Отрицательный герой.)

- Как мы с ним справимся?

4 - слайд.

- Кто нам может помочь? (дети предлагают самим справится со злодеем или позвать волшебных гномов из города Фантазийска (прием ТРИЗ), гном Бином, Кроха-Великаша, гномик Оживляка и т.д.).

- Как они нам помогут? Волшебные гномы нам помогают, когда надо преодолеть временное отношение – куда-то быстро отправиться, или изменить состояние из большого-сделать маленькое, из твердого-мягкое и т.д.

- Счастливый конец. Чем кончится игра? (счастливое возвращение, победа добра над злом). Важен эмоциональный отклик детей на игру и желание дальше играть.

5 - слайд.

Игру мы составили и подошли к следующему компоненту – сюжет игры. В ходе игры переплетаются все компоненты, они тесно взаимосвязаны.

Вначале обязательно обговариваются игровые правила, которые должен соблюдать играющий, это развивает умение общаться друг с другом, договариваться, подчиняться коллективу и т.д.

Раз мы с вами морские жители, то мы должны и действовать как они.

Выберем сейчас-кто кем будет (нам помогут карточки и другие средства: морфологический круг, таблица, дети сами выбирают роль).

Здесь опять нужны дополнительные вопросы- познавательного характера.

- Ты кто? – медуза. Как она передвигается, покажи. Ребенок имитирует.

- Что умеет делать морская звезда? (замирать, менять цвет).

- Как защищается осьминожка? (выпускает чернила).

- Какая ты рыба? Морские рыбки яркие, шустрые, красивые.

Чтобы нам легче было узнавать друг друга мы выбираем себе наряд в чудо-сундуке (накидки, галстуки, манжеты, эмблемы и т.д.). В игре важны сами предметы, с помощью которых будут действовать играющие. В старшем возрасте меньше предметов бытового характера, а больше предметов заместителей (кирпичик-телефон и т.д.)

3 часть.

1, 2 - оглянись, вокруг себя ты повернись. В чудо-сказке очутись.

Вот мы и на морском дне.

Нам надо найти домики, где мы будем жить?

- Где живут морские жители? (в водорослях, ракушках, в пещере, за камнями).

На данном этапе идет самостоятельная игра. Воспитатель тоже обыгрывает свою роль, действует с предметами, выполняет какие-то действия.

Для создания игровой среды, играющие по ходу игры её создают или же заранее готовит воспитатель какие-то атрибуты.

По ходу игры играющие ведут игровые диалоги. Воспитатель предлагает что-то узнать, принести, найти и т.д.

Далее в ходе игры воспитатель дает какой-то сигнал для того, чтобы привлечь внимание детей. Он может трубить в раковину-тем самым дает сигнал о сборе всех жителей. Объявляет, что на морском дне лежит затонувший корабль с сокровищами. Предлагает отправиться на поиск этого корабля.

Возьмите с собой необходимые предметы.

Играющие начинают собираться в дорогу. Дно очень темное, кто нам осветит дорогу?

Смотрите старая раковина. Она вся затянута илом и тиной. Вокруг много водорослей.

- Может она нам пригодится?

- Как мы будем её использовать?

Идут игровые действия-дети самостоятельно распределяют свои действия и возможности.

Воспитатель обращает что, где-то отрицательный герой (акула) надо быть осторожным. В роли акулы - воспитатель. Смотрите акула все ближе и ближе. Мы не можем оставить нашу раковину без охраны. Обсуждают, кого можно оставить охранять раковину.

Сюжет игры развивается. Играющие уплывают к затонувшему кораблю.

Герои находят сокровища, переносят их в раковину.

Поворот в игре-акула хочет отобрать все сокровища.

Таким образом, воспитатель предлагает игрокам самостоятельно разрешить ситуацию. Дети предлагают разные варианты (реализация своих ресурсов- они могут спеть, станцевать, подарить подарок, рассказать стишок).

- Как можно перехитрить акулу? – попробуйте меня раздобрить.

Обратите внимание: постоянно идет общение-развитие диалогической речи, монолога. Не все дети активно вступают в игровую деятельность, поэтому надо продумывать приемы для активизации таких детей (помочь что-то выполнить, какое-то поручение дать и т.д.).

Не надо забывать и про творчество-здесь приходят на помощь приемы ТРИЗ. Кто нам поможет в этом? Дети вспоминают волшебников.

Например, вы мне подарили зеркальце, а я хочу не простое, а поющее, потому что музыкальная раковина сломалась в дребезги. Есть такой волшебник, который соединяет предметы-гном Бином.

Соедините зеркало с таким предметом, чтобы оно стало поющим, музыкальным.

Добро победило- отрицательный герой превращается в положительного героя. Игра заканчивается на эмоциональной нотке.

В награду за игру «музыкальное зеркальце» приглашает на дискотеку.

Спасибо вам всем за игру.

6 - слайд

Перед вами модель сюжетно-ролевой игры, которую мы с вами построили вместе.

И как мастер Долины игр, важным результатом для меня будут- ваши отзывы о нашей сегодняшней встрече.

Такая волшебная раковина-поможет вам высказаться.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Адаптация детей младшего дошкольного возраста с помощью игр

Адаптация детей младшего дошкольного возраста с помощью игр Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее и спокойнее, используются различные адаптационные...

Родительское собрание – деловая игра в старшей группе «Я –…

Родительское собрание – деловая игра в старшей группе «Я – патриот, а это значит…» Тема родительского собрания: Деловая игра «Я –...

Развитие творческого мышления дошкольников средствами игровых технологий с использованием математического…

Развитие творческого мышления дошкольников средствами игровых технологий с использованием математического планшета «Геометрик»

Читайте также

Игровой самомассаж в работе с детьми раннего дошкольного возраста

Игровой самомассаж в работе с детьми раннего дошкольного возраста Одним из направлений нашей педагогической деятельности с детьми раннего возраста является развитие...

Конспект игры - занятия «Королевство точных наук» в подготовительной к…

Конспект игры - занятия «Королевство точных наук» в подготовительной к школе группе Программное содержание: Закрепить порядковые числа. Закрепить числа – «соседи». Закрепить умение делить...

Классификация и характеристика методов и приёмов формирования речевой деятельности дошкольников

Классификация и характеристика методов и приёмов формирования речевой деятельности дошкольников Метод обучения определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование...