Мастер-класс по теме:
«Я имею право: на имя, на семью, на игру»

Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения.

Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для школьников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную. Это дидактические, ролевые и театрализованные игры; игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.

Как организовать эту работу?

• Организовать проблемно-поисковую деятельность детей (решение ситуаций).

• Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).

• Использование сказок, стихов, пословиц, поговорок, в качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право или понятие. (Здесь нужно подходить к сказкам осторожно, при рассматривании правовой системы оценок, не искажать детского восприятия мира сказок, чтобы не прийти к осуждению героев и оправданию злодеев)

Также эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.

Какие задачи я ставила перед собой?

• Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

• Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.

• Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.

• Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

• Разъяснять общественные нормы и правила поведения.

 

Направление деятельности: познавательно – речевое.

Образовательная деятельность: «познание», «коммуникация», «социализация», «музыка».

Возрастная группа: Младшая группа. Подгруппа детей 10 человек.

Цель:

Формировать у детей элементарные представления о правах.

Задачи:

Обучающие: продолжать формировать у детей представление о семье; учить правильно, называть членов своей семьи; воспитывать добрые чувства по отношению к своим близким; формировать духовно – нравственные ценности; развивать диалогическую речь;

упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, полных имён.

Развивающие:

помочь развитию связной речи через стимулирование собственных высказываний детей, вопросы, ответы;

совершенствовать общую и мелкую моторику: координацию движений и речи;

Воспитывающие:

воспитывать доброе отношения к себе и окружающим.

Материалы и оборудование: картина: фланелеграф в виде домика и фигурки для него (мама, папа, бабушка, дедушка, девочка, мальчик); аудиозапись «Колыбельная медведицы» (Муз. Е.Крылатова), диск с записью плача ребёнка, классической музыки, 4 коляски с куклами в разных чепчиках, с бирками на ручке, воздушный шар, фотовыставка «Моя семья».

Предварительная работа.

Рассматривание семейных фотографий, выставка рисунков на тему: «Моя семья», беседа: «Я и моё имя», «Я и моя семья» слушание песен о семье, с/игра «Моя семья»

Словарная работа: ребенок, новорождённый, фамилия, имя, родители, паспорт, родился.

 

Ход мастер класса

- Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших пригожих, я приглашаю поиграть.

- Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я - ………., а вы кто?

Игра «Наши имена»

Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч одному из них. Поймав мяч, ребенок называет свое имя и возвращает мяч воспитателю.

- А как ласково вас называют родители? (Ответы детей.)

(Звучит плач грудного ребёнка.)

- Дети, кто же это плачет?

- Маленький ребёнок.

- Да, так плачут дети, которые только родились. Посмотрите, пожалуйста, и скажите, отличаются ли эти малыши?

- Они одинаковые, но у них разные чепчики: розовый и синий.

- Новорождённые дети почти всё время спят, их трудно отличить друг от друга. Когда рождаются дети и, чтобы их не перепутать, врачи надевают малышам на ручку бирочки с фамилией мамы. (Показ.)

- Отгадайте загадку:

Вам дали это, когда вы родились, это и сейчас принадлежит вам.

Вы его никогда никому не передавали,

Но им пользуются все ваши знакомые. Что это?

- Имя

- Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени.

- А как вы думаете, зачем люди придумали имена?

- Чтобы знать, мальчик это или девочка, мужчина или женщина, отличить одного человека от другого.

- Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят. Родители назвали вас разными именами. Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят все члены семьи.

- Когда вы родились, вам выдали вот такой документ «Свидетельство о рождении» (показывает), когда вам исполнится 14 лет вам выдадут другой документ, а называется он - паспорт.

- Посмотрите, выглядит паспорт. В паспорте будут написаны ваши Фамилия, Имя, Отчество.

- Я взрослая и у меня тоже есть паспорт. (Показ.)

Игра «Кто в домике живет?

- Ребята, а у вас есть семья? А где вы живете со своей семьей? (В доме, квартире)

- И у меня есть маленький дом (выставляю фланелеграф).

Каждый человек мечтает о доме. Когда человек уезжает надолго, он скучает о своем доме, о родных и близких и с большой радостью возвращается домой. Дома у всех разные, но все любят свой дом, потому что он родной, уютный и теплый, потому что в родном доме тебя ждут и любят. Каждому человеку хорошо в своемдоме.

- Кто в вашей семье самый главный?

- Папа.

(Вывешиваю на фланелеграф фигурку папы.)

Давайте вспомним стихотворение о папе:

Мой папа, самый хороший на свете,

Он лучший отец на огромной планете!

Я им всегда восхищаюсь, горжусь,

И крепко за его руку держусь!

-Как зовут ваших пап?

- Что папы умеют делать дома? (Забивают гвозди, водят машину,…)

- Какие у вас папы? (Сильные, умные,…)

Работа с фотовыставкой «Моя семья»

(Вызываю 2 детей, они рассказывают о своем папе)

-А кто еще есть в вашей семье?

- Мама

(Вывешивает на фланелеграф фигурку мамы.)

Вспомним стихотворение о маме:

Много мам на белом свете,

всей душой их любят дети.

Только мама есть одна –

всех дороже мне она.

Кто она?

Отвечу я – это мамочка моя!

-Как зовут ваших мам?

- Что делают ваши мамы дома?

- Готовят еду, стирают, рассказывают сказки,…

- Какие у вас мамы? (Добрые, красивые, заботливые,…)

Работа с фотовыставкой «Моя семья»

(Вызываю 2 детей, они рассказывают о своей маме.)

- А мамы и папы для вас кто?

- Родители

- Как они вас ласково называют?

- Вы их любите?

- А они вас?

Психогимнастика

- Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, когда они радуются, когда у них хорошее настроение.

- А если они сердятся, вас ругают, хмурятся?

Этюд «Ласковые родители» (Звучит аудиозапись «Семья» группы Непоседы.)

- Представьте, что вы – родители. Возьмите на руки ваших детей и покачайте, погладьте, поцелуйте. Покажите, как вы их любите. (Дети обнимают «своих детей», гладят, укачивают, гуляют, укладывают спать.)

- А у ваших мам и пап есть родители?

- А кто они вам?

- Это бабушки и дедушки.

(Вывешиваю на фланелеграф фигурку дедушки и бабушки.)

У кого есть бабушки и дедушки? Расскажите о них.

Работа с фотовыставкой «Моя семья»

(Вызываю 2 детей, они рассказывают о своих бабушках и дедушках.)

- А братья и сестрички у вас есть?

(Вывешиваю на фланелеграф фигурку мальчика и девочки.)

Работа с фотовыставкой «Моя семья»

(Вызываю 2 детей, они рассказывают о своих сестрах и братьях.)

- Посмотрите на наш дом. Что у нас получилось?

- Семья.

- Какая большая семья. Давайте назовем всех её членов.

- Ребята, а вас любят в семье?

- Как вы догадались?

- Целуют, ласкают,…

- А вы любите свою семью?

- Как вы помогаете своим родным?

- Как хорошо, что у вас есть дружная семья!

Работа с фотовыставкой «Моя семья»

(Вызываю 2 детей, они рассказывают о своей семье)

Пальчиковая игра. «Моя семья»

− Ребята, сейчас мы с вами немного поиграем. А сделаем мы это так:

Раз, два, три, четыре, пять!      (хлопают в ладоши)

Вышли пальчики гулять.          (шевелят всеми пальцами)

Этот пальчик, он большой,      (показывают два больших пальца)

Значит, это – папа мой.

Чуть поменьше – это мама,     (машут указательными пальцами)

Нам показывает прямо.

Ну, а это – старший брат,          (держат прямо средние пальцы)

Скоро будет он солдат!

Этот пальчик для колечка,       (машут безымянными пальцами)

В нем сестрёнкино сердечко.

Самый маленький, друзья,       (мизинцами показывают на себя)

Догадались кто? Да, – я!

Вот и вся моя семья!             (хлопают в ладоши)

-Я надеюсь, что ваша семья всегда будет такой же дружной, как наши пальчики.

Итог:

- Дети, вы живёте в одном городе, ходите в одну группу, вы очень дружные ребята. На воздушном шарике я написала ваши имена. Мы выпустим наш шар «Дружбы» на прогулке.

 

Список литературы:

1. Ветошкина Н.В. «Я имею право» 1999 г. Киров.

2. Миронов В.А. «Наши права», Москва 2005 г., АСТ-Астрель.

3. Некрылова А.Ф. «Дети, права, обязанности», Москва 1989 г. Изд-во «Правда».

4. Петров В.И., Гришина Г.Н. Короткова Л.Д. «Права для детей», Москва 2001 г. «Сфера».

5. Радынова О.П. «Ребенок имеет право», Москва «Владос» 1995 г.

6. Интернет – ресуры:

- «Педагогический фестиваль. Открытый урок»;

- «Воспитатель ДОУ»;

- «Воспиталочка»;

- «Матвейка»;

- «Детская площадка»;

- «Специалист детсада»;

- Внешкольник»

- Все для работы в дошкольном учреждении»;

- «Мультик»;

- «Детсад Китти»;

- «Челябинский дошкольный портал».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект интеллектуальной викторины в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний»…

Конспект интеллектуальной викторины в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний» (с презентацией) Цель: Закреплять знания в области речевого и познавательного развития...

Экологический проект «Батарейки – это опасный мусор?

Экологический проект «Батарейки – это опасный мусор? Катастрофическое ухудшение экологической обстановки – одна из самых актуальных проблем современности. Специалисты во всём...

Планирование образовательной работы (на неделю с 13.11 по 17.11.2023г.) Тема:…

Планирование образовательной работы (на неделю с 13.11 по 17.11.2023г.) Тема: «Жизнь диких животных зимой». Итоговое мероприятие «Викторина «Дикие животные родного...

Читайте также

Сценарий новогоднего утренника для детей старшей и подготовительной группы «Новогодний…

Сценарий новогоднего утренника для детей старшей и подготовительной группы «Новогодний сюрприз» Участники: дети, ведущие, Снегурочка, Дед Мороз. Атрибуты: светящиеся палочки-звёзды (по количеству детей)...

Дидактическое наглядное пособие Лепбук «Зима»

Дидактическое наглядное пособие Лепбук «Зима» Лэпбук - это наглядно - практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы. Лэпбук отвечает требованиям...

Конспект образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста (образовательная область…

Конспект образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»). Тема: «Бусы» Программное содержание: закреплять умение детей лепить предмет, состоящий...