Мастер-класс на тему:
«Народная кукла как средство приобщения детей к истокам народной культуры»

 

Проблема:

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Моя педагогическая инициатива: рассказать современным детям, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

C первых лет жизни ребенок находится под влиянием взрослых, а также в процессе игр, общения со сверстниками он активно приобретает опыт, усваивает нормы и правила общества, а это приводит не только к накоплению знаний и умений, но и к развитию способностей, к формированию необходимых качеств личности.

Ребенок рождается не злым и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие качества у него развиваются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают.

С недавнего времени увеличилось количество детей, имеющих страхи темноты, сказочных персонажей. И это немудрено. Качество детских программ на TV оставляет желать лучшего: появилось множество мультфильмов, сказок, в которых есть монстры, страшилища. А к этому прибавить ежевечерний просмотр родителями фильмов ужасов, боевиков, а компьютерные игры, в которых присутствуют акты насилия, кровавые сцены, а еще – чтение сомнительного качества и содержания литературы, носящей разрушительный характер для детской психики. Остается только удивляться, как все это выдерживает маленький ребенок. Дети перестали играть в куклы, сюжетно – ролевые игры («Семья», «Дочки – матери», «Гости пришли» и др.), их все чаще привлекают игры агрессивного характера – «Игра в Монстров», в «Вампиров», компьютерные игры с сюжетом боевиков и т. д. Заигрываясь, дети полностью перевоплощаются в героев этих компьютерных игр, мультфильмов, боевиков, забывая о реальном мире.

Результатом такого воспитательного действия являются эмоциональные нарушения у детей: повышенная агрессия, высокая тревожность, нарушение межличностных отношений, появление детских страхов, фобий, неблагоприятно влияющих на развитие личности ребенка.

Размышляя над этими проблемами, я пришла к выводу – помочь может народная кукла.

Использование народной куклы в работе с детьми играет важную роль:

она является близким другом для ребенка;

в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие;

главное в этих играх – эмоциональный контакт;

дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

 

Цель мастер-класса:

приобщать детей к народной культуре через совместное творчество с взрослым.

Задачи мастер-класса:

- привлекать внимание к истории куклы, выделяя её достоинства;

- развивать фантазию, знакомить с элементарными приёмами рукоделия.

План работы мастер-класса:

1. Психогимнастическое упражнение «Здравствуйте!»

2. Доклад на тему: «Народная кукла как средство приобщения детей к истокам народной культуры» - Солодская О.С.

3. Выставка методического материала.

4. Практическая часть: изготовление куклы «Лихоманки».

 

Психогимнастическое упражнение «Здравствуйте!»

Цель упражнения: разминка, снятие эмоционального напряжения, приветствие участников друг друга.

Участники хаотично двигаются по залу.

По сигналу ведущего каждый должен найти себе пару и прикоснуться к ней частью тела, которую укажет ведущий. Выбирать одну пару и ту же пару несколько раз подряд нельзя.

Прикоснувшись, необходимо сказать: « Привет!», « Здравствуйте!» или « Добрый день!».

Указания ведущего могут быть самыми разнообразными: он может предложить участникам поздороваться ладонями, плечами, локтями, спинами, носами и др.

 

Доклад

«Народная кукла как средство приобщения детей к истокам народной культуры»

Первые куклы появились в глубокой древности, и с тех пор человечество не расстаётся с ними. С течением времени они во многом видоизменяются, многие традиции в изготовлении кукол утрачиваются, забывается их основное значение.

А ведь на Руси кукла была очень важной частью народного быта. Изначально кукла была оберегом, обрядовым символом, тотемом Рода, и только позднее появилась игровая кукла. Кукла – неизменный спутник человека, она сопровождает его всю жизнь от самого рождения. Наши предки верили, что куклы обладают некой магической силой: они способны защитить человека от злых сил, сохранить мир и достаток в доме, принять на себя болезни и несчастья, помочь вырастить хороший урожай. Некоторые куклы-обереги хранились в доме и передавались по наследству, а многие делались на праздники и являлись помощниками человека на определённый отрезок времени. Игровые детские куколки были для ребёнка не только подружками в его играх, но и постоянными спутницами и оберегом. Недаром ведь куколки делались безликими: кукла без лица становится недоступной для вселения в неё злых сил.

Традиционно куколок делали женщины. При их изготовлении не допускалось использование колющих и режущих предметов, поэтому тряпочки и нитки для изготовления куколок не резались, а рвались. Обязательное правило: куколка делается начисто, за один раз, с непременным пожеланием добра и любви тому человеку, кому она предназначена. Для отмеривания нужного количества материала и для определения размеров куклы служат естественные «мерки»: размер ладони, пальцев, локтя. Считалось, что в куколку вкладывалась частица души. Поэтому их нельзя было выбрасывать, куклы бережно хранились, складывались в сундук. В некоторых обрядах использовались специальные куколки, которые потом сжигались, закапывались или опускались в реку

(четыре очистительные стихии: огонь, вода, воздух (дым), земля).

В способе изготовления куклы славянами была заложена схема мироустройства. Перетягиванием в поясе и шее кукла делится на три части – три мира: небесный, земной и мир предков (Правь, Явь, Навь). А крестовидный образ символизирует четыре стороны света. В результате мы получаем сильнейшее магическое число мироздания – семь. Это очень мощная символика, что давало возможность кукле быть сильнейшим оберегом как отдельного человека, так и семьи в целом.

Обереговых куколок хранили в специально отведённом для них месте: ставили в красный угол, прятали в сундук, хранили с приданным невесты. Куколки охраняли своих хозяев от невзгод, болезней, тёмных сил.

Когда дети подрастали, то на примере кукол они получали знания об окружающем мире, учились рукоделью, осознавали своё предназначение в мире. В народе примечали: если дети много и увлечённо играют в куклы – будет в семье достаток.

Классифицировать кукол можно по технологиям изготовления (мотанки-закрутки, кувадки, из тканевых квадратов и т. д.). Можно по обрядам (для семейно-бытовых, календарных, прочих). Но лучше пользоваться методом группировки по функциям. Специалисты выделяют четыре основных функции: продуцирующую, защитную, очистительную и замещающую. Кукол в каждой функциональной группе очень много, так что рассмотрим только некоторых, самых интересных «представителей». Куклы, наделенные продуцирующей магией Десятиручка (еще ее называют Многоручкой), помогает своему обладателю справляться с большими объемами любой работы. Таких куколок в качестве свадебного подарка подружки преподносили невестам, чтобы у молодых хозяюшек спорились дела. Зерновушка (еще одно название – Зернушка) – в ее матерчатое тельце насыпали зерно после уборочной страды, а затем пузатую куколку устанавливали на амбарных сундуках, чтобы урожай будущий был еще богаче. Куклу-Кубышку с копеечкой в объемистом тельце-мешочке дарили на Рождество. Считалось, что она притягивает в дом богатство. В Кубышку складывали не только деньги, но и набивали ее душистыми травами. Помнешь-потрогаешь такую кукольную толстушку-травницу, и разольется по избе лесной-полевой аромат. Кукол-Капусток мастерили барышни на выданье и выставляли в окнах, сигнализируя о готовности к браку – мол, пора засылать сватов. Плюс, Капусткам полагалось притягивать к дому самых завидных женихов. День и Ночь – связанные одной веревочкой две куколки разных цветов (черная и белая, позже – синяя и белая), подвешивались к потолку. Они упорядочивали семейную жизнь и, заодно, внутренний мир своих обладателей. Куклы, способные защищать. Наверное, самые известный оберег – это Сестры Трясовицы, тринадцать куколок-Лиходеек (Лихоманок). Их ровной связкой вешали на стену или устанавливали шеренгой на печной тубе. Куклы олицетворяли собой иродовых дочерей, духов болезней в образе женщин с разными именами (один из множества существующих вариантов: Трясея, Отпея, Глазея, Аввареуша, Пухлея, Желтея, Старея, Каркуша, Немея, Авея, Глухея, Храпуша и старшая сестра Кумоха). Считалось, что, узрев в доме своего мини-двойника, незваная болезнь вселится в куклу, а не в человека. Кувадка (или Куватка) – одна из самых простых обережных куколок. Ее делали накануне рождения ребенка (за две недели максимум) и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы и младенца. Позже кукол стали укладывать в колыбельки. Кувадки и защищали новорожденных, и служили им первыми игрушками. Вепсская кукла (Кормилка) – образ замужней женщины, символ благочестия и достатка. Этой куколке приделывали объемную тряпичную грудь – чтобы дети были всегда сытыми и здоровыми. Она «согревала» местечко в колыбельке до рождения ребенка. После рождения – висела над изголовьем, как оберег от порчи и сглаза. Когда малыш подрастал, с этой куколкой ему позволяли играть. Берегиня с широко раскинутыми руками-крыльями также подвешивалась в изголовье кровати (или же помещалась где-то в избе, выше уровня человеческих голов). Защищала, берегла семью от ссор, болезней и невзгод. Кукла-Бессонница предназначалась для детей, страдающих расстройствами сна, ее укладывали в кроватку неспящего ребенка. При изготовлении обязательным считался приговор: «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой» (возможны, конечно, варианты). Интересно, что тряпичную головку Бессонницы часто набивали душистыми успокоительными травками. Куклы, обладающие очистительной силой. Одноименная куколка (Очистительная) помогала избавляться от «плохой» энергетики в доме. Например, после семейной ссоры женщина распахивала окна, двери, брала в руки куклу и, используя ее как символический веник, выметала весь негатив прочь из избы. Купавка – это обрядовая кукла-однодневка с обязательными разноцветными ленточками на ручках-палочках. Ее делали перед началом купального сезона, на праздники Аграфены Купалицы и Ивана Купалы сплавляли по воде. После ритуала всем позволялось плескаться и нырять в водоемах сколько душе угодно. Мартинички – нитяная пара куколок белого (зимнего) и красного (летнего) цветов. Использовались в обряде закликания весны. Мартинички вывешивались на ветвях деревьев, чтобы привлечь-приблизить наступление теплого сезона. Масленица – большущая кукла из дерева и соломы, обязательно ряженая в текстильные одежды. Ее делали в конце зимы во время масленичной недели и сжигали сразу после изготовления. Сгорая, кукла заодно превращала в золу и пепел весь тот духовный негатив, что накопился у людей за долгую зиму.Кукушка – куколка, вместе с которой двенадцатилетние девочки-подростки вступали в пору зрелого девичества, объявляли себя девушками. Обряд проводили перед Троицей – шли далеко в лес, пели там песни, водили хороводы, а также символически хоронили кукол-Кукушек. При этом девушки приносили клятвы быть в будущем хорошими матерями. Кукушки также помогали избавиться от одиночества и тоски. Для этого девочки тет-а-тет рассказывали куклам свои беды, а затем сжигали своих тряпичных визави. Одновременно сгорали и все девичьи проблемы. Кукла-Русалка помогала вызвать дождь. Ее мастерили девушки во время засухи, затем укладывали в символический гроб, торжественно с песнями несли к реке и бросали в воду. Куклы-заместители. Это куколки, по-доброму представлявшие (дублировавшие) какого-то конкретного человека. Наверное, самая известная из них – сказочная кукла Василисы Прекрасной. Если помните, она олицетворяла собой умершую мать девушки, всегда была рядом, наставляла и давала дельные советы. Таких кукол мастерили из одежды, принадлежавшей человеку-прототипу. Держали либо в красном углу избы, либо при себе. Например, все та же Василиса из сказки прятала свою куколку в кармане и везде носила с собой. Примечательно, что она даже кормила тряпичную наперсницу, что придавало последней магических сил. Кукол-заместителей мастерили, когда кто-то покидал семью (например, если уходил в ратный поход муж или сын). А тряпочный образ человека оставался в родном доме. Причем, если вдруг с куклой приключалось что-то нехорошее, то это считалось дурным предзнаменованием и для прототипа, семья начинала готовиться к худшему.

Кукла- самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Эта детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часть становятся другом и партнёром ребёнка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои, порой тайные мечты и желания. Игра в куклы, таким образом, играет серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход потаённым эмоциям.

С появлением Барби в кукольном мире произошёл переворот. Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому , что её внешние данные отвечали их представлению о прекрасном. Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для неё надо приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга , и так до бесконечности . Барби - продукт общества потребления. Она бездушна и инфантильна. Действуя с такой куклой, ребёнок сам превращается в бездушную куклу, играющую на сцене жизни по законам общества потребления.

Традиционная кукла была безликой, что позволяло мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать, в каком настроении находится кукла и каков её характер. Преимуществами такой куклы были её быстрое изготовление , своеобразие и неповторимость. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия.

Изготовление тряпичной куклы давало уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты.

Издавна есть такая примета, когда лети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль, если же небрежно обращаются с игрушками- быть в доме беде. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась символом продолжения рода. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка, поэтому она всегда радом с ним в играх и во сне.

Образ в народной игрушке – кукле передаётся условно и обобщённо, но при этом он невероятно выразителен. Простота изготовления,индивидуальностьтворческого начала и яркость возрождают интерес к этим скромным куклам.

Кукла - знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли он фокусирует время, историю культуры, страны и народа отражая их движение и развитие. Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, творить, проявлять милосердие. Но главное в этих играх- эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам - они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Через куклу дети знакомятся с бытом, традициями, фольклором, играми русского народа.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культурывсего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Именно на таких игрушках необходимо воспитывать подрастающее поколение, прививать нравственные устои.

 

Литература:

1. Дошкольное воспитание 2011г. №7 А.Аскарова «Народная кукла как средство приобщения к родной культуре» стр. 117

2. Л.В. Грушина «Тряпичные куклы» Издательский дом «Карапуз»2013г.

3. Интернет сайт http://www.o-detstve.ru

4. Интернет сайт http://www.dou184.edusite.ru



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Воспитание бережного отношения к природе озера Байкал у детей дошкольного…

Воспитание бережного отношения к природе озера Байкал у детей дошкольного возраста C чего начинается Родина? С зелёной берёзки, шумящей листвой, с...

Сценарий открытого занятия «Теремок на новый лад»

Сценарий открытого занятия «Теремок на новый лад» Цель: приобщить детей дошкольного возраста к театральным постановкам, по средствам русских подвижных игр Е.А. Покровского/ Задачи: -...

Конспект занятия в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет…

Конспект занятия в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет по теме: «Посадка лука» Задачи: Учить различать овощи на ощупь; уточнить и...

Читайте также

Конспект занятия по экспериментированию с песком в старшей группе «В…

Конспект занятия по экспериментированию с песком в старшей группе «В гостях у Феи песка» Интеграция образовательных областей: Познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое. Виды...

Дидактическая игра «Деревья» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии

Дидактическая игра «Деревья» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии Цель: освоение детьми базовой модели ТРИЗ «Объект – Имя признака – Значение имени признака». Задачи: - учить...

Образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе. Звуковая культура…

Образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ Задачи. Упражнять детей в умении...