Сценарий мастер-класса по коррекционной ритмике для старших дошкольников на группе компенсирующей направленности детей с ЗПР по теме «Весенняя история»

Коррекционная ритмика - это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психологических упражнений, происходит коррекция и развитие высших психических функций, улучшаются качественные характеристики движения, саморегуляция и произвольность движений и поведения [1].Ввиду особых образовательных и воспитательных потребностей детей с задержкой психического развития коррекционная ритмика проводится совместно с учителем - дефектологом ДОУ. Основная задача учителя - дефектолога заключается в трансляции организационной помощи детям при реализации поставленной цели: способствовать обогащению познавательных возможностей и развитию творческих способностей детей средствами музыкально - ритмических движений.


Основные задачи: обеспечить регуляцию мышечного тонуса, снятие локальных зажимов, развивать чувствование экспрессии своего тела, произвольность психических процессов (внимания, памяти); формировать навыки адекватного поведения; умение выражать движениями и средствами музыкальной выразительности структуру музыкального произведения.

Участники: группа компенсирующей направленности детей с задержкой психического развития, музыкальный руководитель, учитель – дефектолог.

Примерный ход:

Вводная часть. Ритмическая разминка: свободная ходьба в колонне, боковой галоп, ходьба на месте с хлопками – хлопок на сильную долю.

Голову держать прямо, спина ровная. (Диск «Репертуар хореографа»).

Основная часть.

Коммуникативная игра «Здравствуйте»!

Цель: развитие коммуникативных навыков общения.

Здравствуйте ладошки – хлоп, хлоп, хлоп, (хлопки в ладоши)

Здравствуйте ножки – топ, топ, топ (выставление ноги на пятку)

Здравствуйте щечки – плюх, плюх, плюх (массирующие движения по щекам)

Пухленькие щечки – плюх, плюх, плюх.

Здравствуйте губки – мм, мм, мм, (движения губами)

Здравствуйте зубки – цок, цок, цок

Здравствуй, мой носик – бим, бим, бим (указательным пальцем показать нос)

Музыкальный руководитель: Здравствуйте гости!

Дети: Здравствуйте!

Музыкальный руководитель: Вот с таким хорошим настроением мы отправимся с вами в путешествие на весеннюю полянку! Ведь нам так хочется тепла весеннего солнышка, почувствовать аромат зеленой травки и услышать пение птиц. Вы готовы?

Дети: Да!

Музыкальный руководитель: А полетим мы с вами на самолете! Каждый летчик вылетает со своего аэропорта! Полетели?

Дети: Да!

Двигательное упражнение «Самолет»

Цель: развитие слухового внимания и ориентировки в пространстве.

Дети двигаются врассыпную под музыку. При остановке музыки дети «приземляются» в свой аэропорт. Движения мягкие, спокойные. С музыкой дети вновь должны продолжить полет. Игра повторяется 2-3 раза.

Музыкальный руководитель: Ребята, мы летели с вами очень долго, было несколько остановок. Отдохнем немного!

Две руки хлопают – хлоп, хлоп

Две ноги топают – топ, топ

Два локотка вращаются

Два глаза закрываются…

Музыкальный руководитель: Открываем глаза. Посмотрите, куда мы с вами прилетели!? Это же весенняя полянка! Радуется приходу весны птицы, солнышко и цветы. Сколько здесь цветов и зеленой травки!?

Учитель – дефектолог: Ребята, вспомните, как называются весенние цветы?  Раздает детям подснежники с корзины.

Упражнение «Цветок»

Цель: развитие координации движений.

Вырос подснежник на весенней полянке       дети соединяют неплотно   ладони и поднимают их перед собой.

Нежную голову робко поднял                      

Ветер подул – он качнулся неловко              покачивают ладони медленно, быстро

Он испугался, затрепетал.

Ветер бутоны качает упрямо                         наклоняют ладони вперед, назад, влево, вправо.

Вперед и назад, налево, направо.

«Упражнение с цветами»

Цель: развитие мышечной регуляции и ритмичности движений, пространственных представлений.

Дети стоят в круге. С началом звучания музыки они передают движениями рук плавный, неторопливый ее характер. Слегка подняв руки вперед, дети на каждую сильную долю такта плавно машут цветами, одновременно сгибая и разгибая кисти рук.

Дыхательное упражнение «Подснежник»

Стать прямо, опустить руки вдоль тела. Медленно поднимать руки вверх, при этом глубокий вдох через нос. Потянуться вверх к солнцу – задержать дыхание. Сделать медленный выдох, наклоняясь вправо и держа прямые руки над головой. Снова задержать дыхание. Медленный выдох через рот и выпрямились. Снова задержать дыхание. Наклониться влево, медленно выдохнуть через рот. Снова задержать дыхание. Выполнять 2-3 раза.

Подснежники положить в корзину.

Учитель – дефектолог: Ребята, а вот и солнышко выглянуло!

Игра – забава «Солнышко»

Цель: развитие чувства ритма и темпа, синхронизации движений с музыкой и речью.

Вот как солнышко встает – выше, выше, выше!        Дети присели, плавно поднимаются вверх.

К ночи солнышко зайдет – ниже, ниже, ниже!           Дети опускаются вниз

Хорошо - хорошо, солнышко смеется                       Хлопки в ладоши.

А под солнышком всем весело поется.            

Этюд «Солнышко и тучка»

Цель: развитие мышечных ощущений (напряжение и расслабление мышц туловища). Предложить детям представить разницу ощущений и передать ее действиями. Этюд проводится 2 раза.

Музыкальный руководитель: Ребята! Солнышко зашло за тучку, стало свежо. Чтобы согреться, мы сожжемся в комок и задержим дыхание. (На вдохе).

- Солнце вышло из – за тучки, стало жарко. Можно расслабиться (На выдохе).

Музыкальный руководитель предлагает детям присесть на полянке и послушать музыку. Звучит музыка М. Картушиной «Песня лисы».

Я лисичка, я сестричка

Рыжая плутовка

Если надо, если надо

Обману всех ловко…

Музыкальный руководитель: Ребята, чья это музыка? Как вы думаете? Кто к нам торопится на полянку? Ответы детей.

Учитель - дефектолог одевает на голову ребенка маску лисы и просит выполнить задание.

Этюд на развитие эмоциональной сферы «Лисичка подслушивает»

Цель: развитие способности понимать и адекватно выражать основные эмоции.

На полянке изба стоит

Кто в избе так сладко спит?

Вдруг проснулись в избе зайцы

Завели все разговор…….

- лисичка стоит у окна избушки, в которой живут зайцы, и подслушивает, о чем они говорят.

Выразительные движения: голова наклонена в сторону (слушает, подставляет ухо), взгляд направлен в сторону, рот полуоткрыт.

Этюд выполняют все дети группы по очереди.

Музыкальный руководитель: Давайте к нам на полянку позовем зайку!

Учитель — дефектолог уводит ребенка в избу, одевает маску зайца.

А позовем мы зайчика веселыми ладошками.

Зайка появляется только на громкую музыку.

Упражнение « Веселые ладошки»

Цель: развитие способности изменять характер движений в соответствии с изменением контрастов звучащей музыки, развивает чувство ритма.

Дети хлопают в ладоши: на тихую музыку – тихо, на громкую – громко.

Обратить внимание на ритмичность хлопков. («Старинная полька» в обр. Н. Соколовой).

Зайка, зайка покажись

На полянке покружись!

Заключительная часть.

Подвижная игра «Зайка»

Цель: Синхронизация речи и движений, подготовка детей к отдыху. Дети становятся в круг.

Движения по тексту:

Зайка по лесу скакал                       Дети скачут как зайки

Зайка корм себе искал

Вдруг у зайки на макушке               Показывают ушки

Поднялись, как стрелки ушки.

Шорох тихий раздается                   Пугливо оглядывается

Кто – то по лесу крадется

Заяц путает следы                          Дети скачут вокруг себя

Убегает от беды.

Прыгнул в бок и обернулся             Прыжок в сторону

И под кустиком свернулся

Словно беленький клубок               Дети сворачиваются в клубок.

Чтоб никто найти не смог.

Музыкальный руководитель: Ребята, мы сегодня с вами увидели много интересного — и первые цветы подснежники, встретили зайку, лису, почувствовали тепло весеннего солнышка. Наше путешествие подходит к концу. (Дети берут резиновые коврики, расстилают их, готовятся к релаксации).

Релаксационное упражнение «Порхание бабочки»

Дети ложатся на ковер на спину, руки вытянуть вдоль туловища, ноги прямые, слегка раздвинуты.

Музыкальный руководитель: Ребята, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Мы с вами находимся на полянке в прекрасный весенний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Движение ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пеструю полянку, над которой вы летите. Посмотрите, сколько на ней ярких цветов. Найдите глазами самый яркий цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуйте аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат…и откройте глаза.

Поднимайтесь потихоньку, вставайте…

Вам понравилось путешествие на весеннюю полянку? Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Влево, вправо повернись

В детском саду снова окажись…

Молодцы ребята, до новых встреч!

Дети прощаются по - музыкальному.

Музыкальный материал:

1. Марш «Вместе весело шагать» муз. А. Александрова

2. Коммуникативная игра «Здравствуйте!» М.Картушина

3. Самолет (шотландская народная мелодия)

4. Вальс цветов П.И.Чайковский

5. Игра — забава «Солнышко» муз. и сл. А.Лирнык

6. Песня лисы М.Картушина

7. «Старинная полька» в обр. Н.Соколовой

Планируемый результат:

Дети знают и понимают содержание проведенного занятия. Ребенок доверяет педагогам, стремится к контакту с ними, открыт интерес к занятию. Присутствует психологический комфорт и позитивные чувства.

Литература

1. Касицына М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 216с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Собери мухоморчики»

Дидактическая игра «Собери мухоморчики» Дидактическая игра «Собери мухоморчики» будет интересна детям среднего дошкольного возраста. Данная игра направлена на развитие математических представлений...

Мастер-класс для педагогов «Космонавт из пластилина и фольги»

Мастер-класс для педагогов «Космонавт из пластилина и фольги»

НОД «Прогулки Саши и Маши по славному городу Самара»

НОД «Прогулки Саши и Маши по славному городу Самара» Образовательная область: познавательное развитие. Возрастная группа: подготовительная группа. Основные цели: Формировать представления о достопримечательностях...

Читайте также

Проблемы дошкольного образования. Приобщение детей к книге

Проблемы дошкольного образования. Приобщение детей к книге Процесс всей реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации...

Конспект воспитательного мероприятия в группе раннего возраста по познавательному развитию…

Конспект воспитательного мероприятия в группе раннего возраста по познавательному развитию «Удивительный песок» Цель: Способствовать формированию познавательных интересов со свойствами окружающих предметов (песок)...

Формирование духовно-нравственных компетенций, через приобщение детей к культурному наследию коми…

Формирование духовно–нравственных компетенций, через приобщение детей к культурному наследию коми фольклора