Мастер-класс:
«Непосредственно образовательная деятельность по программе «Мир – прекрасное творение» на материале темы: «О молитве» в подготовительной группе ДОУ»
Четвёртый год в нашем детском саду в рамках эксперимента «Региональная модель реализации духовно-нравственного воспитания детей в системе дошкольного образования» осуществляется НОД по программе «Мир – прекрасное творение». Наиболее сложными для раскрытия и усвоения детьми в этой программе являются, на наш взгляд, темы, связанные с формированием православных понятий о Боге, мире и человеке. Одной из них является тема: «О молитве», предлагаемая детям в подготовительной группе.
Хотелось бы услышать Ваше мнение: с какими трудностями может столкнуться педагог, раскрывая данную тему детям?
Выслушиваю мнения участников мастер-класса
- Соглашусь с высказанными мнениями. Предположив, что столкнусь с подобными проблемами во время НОД, попыталась найти такие формы и методы, которые позволили невоцерковлённым детям (а таких в группе 10 из 14) понять, что такое молитва, а главное - почувствовать радость от молитвы как от личного общения с Богом.
Цели занятия по данной теме таковы:
Обучающие задачи:
- учить детей отличать разговор с Богом от разговора с близкими людьми;
- расширять первоначальные представления о молитве, ее назначении и смысле.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей благоговейное и благодарное отношение при обращении к Богу.
Развивающие задачи:
- приобщать детей к духовным традициям русского народа: посещению храма, молитве о близких
Для того чтобы вызвать интерес к теме занятия, стараюсь сделать его начало ярким и запоминающимся с помощью слайд-фильма, который занимает совсем немного времени, но создаст особый настрой и позволит задать детям ключевой вопрос занятия.
Демонстрируется слайд-фильм
- Хочу попросить Вас выступить в роли детей и ответить на вопросы:
- Что делают люди, которых вы видели на этих фотографиях? (Молятся). Что вы можете сказать о лицах молящихся людей, какие они, какие чувства они выражают.
- Как вы думаете, что значит «молиться»? Что такое молитва?
- Для чего нужен разговор человека с Богом? Для чего люди молятся?
- Молятся ли ваши близкие? А вы? О чём обычно люди говорят в своих молитвах?
- Похож ли разговор с Богом на наши обычные разговоры с мамой, папой, родными и знакомыми?
- Чем же должно отличаться наше поведение, наши слова во время молитвы от того, как мы ведём себя при обычных разговорах?
- Обобщаю ответы детей:
- Молитва – это разговор с Богом. Православно-верующие христиане осеняют себя крестным знамением перед молитвой. Кто из вас умеет это делать? Кроме того, что перед молитвой мы крестимся, во время молитвы мы должны стоять ровно, обращаясь к Богу, Божией Матери или святым с чувством особого уважения, благоговения.
Если кто-то из нас или наших близких заболел, чем-то опечален, столкнулся с трудностями, то можно от всего сердца обратиться к Богу с молитвой - просьбой о помощи. Как и в разговорах с родителями, мы можем в молитве к Богу попросить помощи: «Господи, благослови! Господи, помоги мне». И если наша молитва искренняя, если мы просим о нужном, полезном для кого-то, то Бог слышит наши молитвы и помогает нам. Мне знакома девочка, которая часто говорит после выполнения какой-нибудь трудной для неё работы: «Я помолилась, и всё получилось»…
А когда случилось что-то сломать или кого-то обидеть, мы просим прощения за свой проступок не только у людей, но и у Бога, и говорим: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня! Прости меня, Господи!».
Когда человек сделает для нас что-то хорошее, мы благодарим его. Но никто не делает для нас и не даёт нам больше, чем Бог. Ведь он подарил нам целый мир, он каждое мгновение заботится о нас. Поэтому важно не забывать в молитве не только просить для себя чего-то или раскаиваться в плохих поступках, но и благодарить Бога, славить Его. Для этого тоже есть свои коротенькие молитвы «Слава тебе, Господи! Слава Богу за всё!»
- Какое слово мы произносим, когда благодарим кого-то?
- А знаете ли вы, что это, привычное для нас, слово «спасибо» тоже когда-то было молитвой, только произносилось оно иначе?
- Далее на занятии читается и обсуждается рассказ Бориса Ганаго «На скамейке»:
«На скамейке в парке сидел одинокий старичок. Рядом присели отдохнуть мама с маленькой девочкой. Старичок угостил девочку конфетой. Та, умница, сразу сказала:
- Спасибо.
Старичок поинтересовался:
- Что это за слово ты мне сказала?
Девочка подумала, что старичок не расслышал её, и повторила:
- Спасибо.
Но тот опять спросил:
- А знаешь ли ты, что означает это слово?
Девочка пожала плечами:
- Меня так мама учила говорить и папа.
- Очень хорошо, милая. Но понимаешь ли ты, что означает это слово?
Тут мама пояснила:
- Дочка поблагодарила вас за конфету. Так делают все воспитанные люди.
- Да, да, конечно. Но слово это особенное. Это не просто благодарность. Раньше эти слова были молитвой, полностью она звучала так: «Спаси тебя Бог». Ты сделал мне добро, и я молю Бога, чтобы он спас тебя для вечной жизни: «Спаси Бог». Потом люди стали забывать про Бога и из этой молитвы исчезла всего одна буква. Все привыкли говорить: «Спаси-бо». Что это? «Спаси» - ясно, а что такое «бо»?
Дедушка вздохнул:
- Люди часто забывают про Бога. Живут, как им вздумается, а так и погибнуть недолго. Вот поэтому те, кто помнит о Творце, молятся друг за друга: «спаси тебя Господи», «Спаси тебя Бог». А когда человек говорит, сам не понимая, что, то это не молитва получается, а что-то другое. Не правда ли?
Дедушка склонил перед своими слушательницами голову:
- Вы простите меня, заговорил я вас совсем. Но мне бы очень хотелось, чтобы такая светлая душа, как ваша дочурка, помолилась обо мне.
Старичок с трудом встал со скамейки, ещё раз поклонился и, опираясь на тросточку, пошёл по пустынной аллее.
- Спаси вас Бог, - сказала ему вслед девочка».
- Что нового вы узнали из этого рассказа о слове «спасибо»? Как же правильно оно должно произноситься?
- Молитва, если она произносится искренне, от всей души, имеет огромную силу. Она может спасти человека в самой опасной ситуации, защитить даже от смерти.
- Чтение отрывка из рассказа Бориса Ганаго «Огонёк веры».
«Бабушка учила Леночку молиться, когда та была совсем маленькая. Показывала на горящую свечечку и говорила:
- Вот и ты встань пряменько-пряменько, зажги в сердце огонёк веры, вознеси мысли к Богу и молись.
Шли годы… Леночка выросла, вышла замуж и родила сына. Когда началась война, муж её ушёл на фронт, и ей пришлось одной управляться с маленьким Ваней. В трудные минуты по привычке, заложенной в неё бабушкой, говорила:
- Господи, помоги!
Однажды ей понадобилось сходить на рынок за покупками. Лена завернула малыша в одеяло, поручила домашнему псу Трезору его охранять, перекрестилась и произнесла своё обычное:
- Господи, спаси и сохрани!
Рынок был недалеко, и Лена надеялась вернуться, пока её сыночек спит. Не успела она сделать покупки, как раздался гул фашистских самолётов. Почти задевая крыльями крыши домов, штурмовики расстреливали безоружных людей, взрывали дома… Лена побежала к дому.
Ещё издалека она увидела, что бомба попала в хлебный магазин. Но он же совсем рядом с её домом! И несчастная женщина закричала:
- Господи, спаси Ванечку! Господи, сохрани!
Все стёкла в доме выбило взрывной волной, а ведь Ваня спит у самого окна! Торопливо открыв двери, Лена вбежала в комнату и замерла… На детской кроватке лежал большой осколок от бомбы. Но где же её сынок? Взгляд её метнулся в дальний угол. А там… На полу спокойно спал завёрнутый в одеяло мальчик, а большой лохматый пёс закрывал его собой.
Лена бросила их целовать. Потом, придя в себя, она подошла к иконе спасителя, упала на колени и от всего сердца прошептала:
- Слава Тебе, Господи! Слава Тебе!»
- Какое чудо совершилось по молитве матери в этом рассказе?
- Знакомство детей с народной пословицей
- В русском народе есть пословица: «Молитва матери со дна моря достанет». Как вы её понимаете?
- Молитва матери за своего ребёнка может защитить его от любой беды и напасти, спасти от опасности. Важно только, чтобы мама, да и любой, кто молится, верил, что Бог его слышит, надеялся на Бога. И тогда Господь обязательно откликнется на молитву.
- Молиться человек может дома и в храме. Общая молитва людей в храме особенно сильна. А ещё она очень красива. Давайте послушаем.
(Включаю запись песнопения «Царице моя, Преблагая…», на экране – изображения икон Пресвятой Богородицы)
- В конце занятия мы пытаемся обобщить всё то, о чём узнали, вспомнили.
Хочу попросить Вас снова выступить в роли детей и ответить на вопросы:
- Что такое молитва?
- Какие коротенькие молитвы вы сегодня узнали, вспомнили?
- Что нового вы узнали о привычном слове «спасибо»?
- Можно ли в молитве просить Бога о чём-то плохом для других людей?
- Молитва, настоящая, искренняя – большой труд. Молитве нужно учиться. А попросить о том, чтобы научиться молитве, мы можем своего Ангела-хранителя.
- Далее на занятии – продуктивная деятельность: дети вырезают силуэты ангела, подготовленный ребёнок читает стихотворение И.Никитина «Молитва Ангелу Хранителю» (предлагаю сделать это одному из участников семинара)
Научи меня молиться,
Добрый ангел, научи!
И твоим благоуханьем
Чувства добрые смягчи!
Дай моей молитве крылья,
Дай полёт мне в высоту;
Дай мне веры беспредельной
Чистоту и теплоту!
Научи меня молиться,
Сердцем Господу служить,
Научи меня трудиться,
А душе честнее жить.
Научи любить и верить,
Научи не осуждать,
Научи не лицемерить
И в бедах не унывать.
Читайте также |
---|
Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учреждении
Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учреждении Огромной проблемой современного общества и в частности дошкольного детства является ослабление интереса к...
Развитие нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с использованием…
Развитие нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с использованием сказок Старший дошкольный возраст – период активного освоения норм морали, формирования...
Опыт работы по патриотическому воспитанию в музыкальной деятельности ДОУ Тема…
Опыт работы по патриотическому воспитанию в музыкальной деятельности ДОУТема «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в музыкальной деятельности» «Музыкальное воспитание −это не...