Мастер-класс:
«Непосредственно образовательная деятельность по программе «Мир – прекрасное творение» на материале темы: «О молитве» в подготовительной группе ДОУ»

Четвёртый год в нашем детском саду в рамках эксперимента «Региональная модель реализации духовно-нравственного воспитания детей в системе дошкольного образования» осуществляется НОД по программе «Мир – прекрасное творение». Наиболее сложными для раскрытия и усвоения детьми в этой программе являются, на наш взгляд, темы, связанные с формированием православных понятий о Боге, мире и человеке. Одной из них является тема: «О молитве», предлагаемая детям в подготовительной группе.

Хотелось бы услышать Ваше мнение: с какими трудностями может столкнуться педагог, раскрывая данную тему детям?

Выслушиваю мнения участников мастер-класса

- Соглашусь с высказанными мнениями. Предположив, что столкнусь с подобными проблемами во время НОД, попыталась найти такие формы и методы, которые позволили невоцерковлённым детям (а таких в группе 10 из 14) понять, что такое молитва, а главное - почувствовать радость от молитвы как от личного общения с Богом.

Цели занятия по данной теме таковы:

Обучающие задачи:                                    

  • учить детей отличать разговор с Богом от разговора с близкими людьми;
  • расширять первоначальные представления о молитве, ее назначении и смысле.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей благоговейное и благодарное отношение при обращении к Богу.

Развивающие задачи:

  • приобщать детей к духовным традициям русского народа: посещению храма, молитве о близких

Для того чтобы вызвать интерес к теме занятия, стараюсь сделать его начало ярким и запоминающимся с помощью слайд-фильма, который занимает совсем немного времени, но создаст особый настрой и позволит задать детям ключевой вопрос занятия.

Демонстрируется слайд-фильм

- Хочу попросить Вас выступить в роли детей и ответить на вопросы:

- Что делают люди, которых вы видели на этих фотографиях? (Молятся). Что вы можете сказать о лицах молящихся людей, какие они, какие чувства они выражают.

- Как вы думаете, что значит «молиться»? Что такое молитва?

- Для чего нужен разговор человека с Богом? Для чего люди молятся?

- Молятся ли ваши близкие? А вы? О чём обычно люди говорят в своих молитвах?

- Похож ли разговор с Богом на наши обычные разговоры с мамой, папой, родными и знакомыми?

- Чем же должно отличаться наше поведение, наши слова во время молитвы от того, как мы ведём себя при обычных разговорах?

- Обобщаю ответы детей:

- Молитва – это разговор с Богом. Православно-верующие христиане осеняют себя крестным знамением перед молитвой. Кто из вас умеет это делать? Кроме того, что перед молитвой мы крестимся, во время молитвы мы должны стоять ровно, обращаясь к Богу, Божией Матери или святым   с чувством особого уважения, благоговения.

Если кто-то из нас или наших близких заболел, чем-то опечален, столкнулся с трудностями, то можно от всего сердца обратиться к Богу с молитвой - просьбой о помощи. Как и в разговорах с родителями, мы можем в молитве к Богу попросить помощи: «Господи, благослови! Господи, помоги мне». И если наша молитва искренняя, если мы просим о нужном, полезном для кого-то, то Бог слышит наши молитвы и помогает нам. Мне знакома девочка, которая часто говорит после выполнения какой-нибудь трудной для неё работы: «Я помолилась, и всё получилось»…

А когда случилось что-то сломать или кого-то обидеть, мы просим прощения за свой проступок не только у людей, но и у Бога, и говорим: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня! Прости меня, Господи!».

Когда человек сделает для нас что-то хорошее, мы благодарим его. Но никто не делает для нас и не даёт нам больше, чем Бог. Ведь он подарил нам целый мир, он каждое мгновение заботится о нас. Поэтому важно не забывать в молитве не только просить для себя чего-то или раскаиваться в плохих поступках, но и благодарить Бога, славить Его. Для этого тоже есть свои коротенькие молитвы «Слава тебе, Господи! Слава Богу за всё!»

- Какое слово мы произносим, когда благодарим кого-то?

- А знаете ли вы, что это, привычное для нас, слово «спасибо» тоже когда-то было молитвой, только произносилось оно иначе?

- Далее на занятии читается и обсуждается рассказ Бориса Ганаго «На скамейке»:

«На скамейке в парке сидел одинокий старичок. Рядом присели отдохнуть мама с маленькой девочкой. Старичок угостил девочку конфетой. Та, умница, сразу сказала:

- Спасибо.

Старичок поинтересовался:

- Что это за слово ты мне сказала?

Девочка подумала, что старичок не расслышал её, и повторила:

- Спасибо.

Но тот опять спросил:

- А знаешь ли ты, что означает это слово?

Девочка пожала плечами:

- Меня так мама учила говорить и папа.

- Очень хорошо, милая. Но понимаешь ли ты, что означает это слово?

Тут мама пояснила:

- Дочка поблагодарила вас за конфету. Так делают все воспитанные люди.

- Да, да, конечно. Но слово это особенное. Это не просто благодарность. Раньше эти слова были молитвой, полностью она звучала так: «Спаси тебя Бог». Ты сделал мне добро, и я молю Бога, чтобы он спас тебя для вечной жизни: «Спаси Бог». Потом люди стали забывать про Бога и из этой молитвы исчезла всего одна буква. Все привыкли говорить: «Спаси-бо». Что это? «Спаси» - ясно, а что такое «бо»?

Дедушка вздохнул:

- Люди часто забывают про Бога. Живут, как им вздумается, а так и погибнуть недолго. Вот поэтому те, кто помнит о Творце, молятся друг за друга: «спаси тебя Господи», «Спаси тебя Бог». А когда человек говорит, сам не понимая, что, то это не молитва получается, а что-то другое. Не правда ли?

Дедушка склонил перед своими слушательницами голову:

- Вы простите меня, заговорил я вас совсем. Но мне бы очень хотелось, чтобы такая светлая душа, как ваша дочурка, помолилась обо мне.

Старичок с трудом встал со скамейки, ещё раз поклонился и, опираясь на тросточку, пошёл по пустынной аллее.

- Спаси вас Бог, - сказала ему вслед девочка».

- Что нового вы узнали из этого рассказа о слове «спасибо»? Как же правильно оно должно произноситься?

- Молитва, если она произносится искренне, от всей души, имеет огромную силу. Она может спасти человека в самой опасной ситуации, защитить даже от смерти.

- Чтение отрывка из рассказа Бориса Ганаго «Огонёк веры».

«Бабушка учила Леночку молиться, когда та была совсем маленькая. Показывала на горящую свечечку и говорила:

- Вот и ты встань пряменько-пряменько, зажги в сердце огонёк веры, вознеси мысли к Богу и молись.

Шли годы… Леночка выросла, вышла замуж и родила сына. Когда началась война, муж её ушёл на фронт, и ей пришлось одной управляться с маленьким Ваней. В трудные минуты по привычке, заложенной в неё бабушкой, говорила:

- Господи, помоги!

Однажды ей понадобилось сходить на рынок за покупками. Лена завернула малыша в одеяло, поручила домашнему псу Трезору его охранять, перекрестилась и произнесла своё обычное:

- Господи, спаси и сохрани!

Рынок был недалеко, и Лена надеялась вернуться, пока её сыночек спит. Не успела она сделать покупки, как раздался гул фашистских самолётов. Почти задевая крыльями крыши домов, штурмовики расстреливали безоружных людей, взрывали дома… Лена побежала к дому.

Ещё издалека она увидела, что бомба попала в хлебный магазин. Но он же совсем рядом с её домом! И несчастная женщина закричала:

- Господи, спаси Ванечку! Господи, сохрани!

Все стёкла в доме выбило взрывной волной, а ведь Ваня спит у самого окна! Торопливо открыв двери, Лена вбежала в комнату и замерла… На детской кроватке лежал большой осколок от бомбы. Но где же её сынок? Взгляд её метнулся в дальний угол. А там… На полу спокойно спал завёрнутый в одеяло мальчик, а большой лохматый пёс закрывал его собой.

Лена бросила их целовать. Потом, придя в себя, она подошла к иконе спасителя, упала на колени и от всего сердца прошептала:

- Слава Тебе, Господи! Слава Тебе!»

- Какое чудо совершилось по молитве матери в этом рассказе?

- Знакомство детей с народной пословицей

- В русском народе есть пословица: «Молитва матери со дна моря достанет». Как вы её понимаете?

- Молитва матери за своего ребёнка может защитить его от любой беды и напасти, спасти от опасности. Важно только, чтобы мама, да и любой, кто молится, верил, что Бог его слышит, надеялся на Бога. И тогда Господь обязательно откликнется на молитву.

- Молиться человек может дома и в храме. Общая молитва людей в храме особенно сильна. А ещё она очень красива. Давайте послушаем.

(Включаю запись песнопения «Царице моя, Преблагая…», на экране – изображения икон Пресвятой Богородицы)

- В конце занятия мы пытаемся обобщить всё то, о чём узнали, вспомнили.

Хочу попросить Вас снова выступить в роли детей и ответить на вопросы:

- Что такое молитва?

- Какие коротенькие молитвы вы сегодня узнали, вспомнили?

- Что нового вы узнали о привычном слове «спасибо»?

- Можно ли в молитве просить Бога о чём-то плохом для других людей?

- Молитва, настоящая, искренняя – большой труд. Молитве нужно учиться. А попросить о том, чтобы научиться молитве, мы можем своего Ангела-хранителя.

- Далее на занятии – продуктивная деятельность: дети вырезают силуэты ангела, подготовленный ребёнок читает стихотворение И.Никитина «Молитва Ангелу Хранителю» (предлагаю сделать это одному из участников семинара)

Научи меня молиться,

Добрый ангел, научи!

И твоим благоуханьем

Чувства добрые смягчи!

Дай моей молитве крылья,

Дай полёт мне в высоту;

Дай мне веры беспредельной

Чистоту и теплоту!

Научи меня молиться,

Сердцем Господу служить,

Научи меня трудиться,

А душе честнее жить.

Научи любить и верить,

Научи не осуждать,

Научи не лицемерить

И в бедах не унывать.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учреждении

Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учреждении Огромной проблемой современного общества и в частности дошкольного детства является ослабление интереса к...

Развитие нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с использованием…

Развитие нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с использованием сказок Старший дошкольный возраст – период активного освоения норм морали, формирования...

Опыт работы по патриотическому воспитанию в музыкальной деятельности ДОУ Тема…

Опыт работы по патриотическому воспитанию в музыкальной деятельности ДОУТема «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в музыкальной деятельности» «Музыкальное воспитание −это не...

Читайте также

Календарно – тематическое планирование игр по ТРИЗ

Календарно – тематическое планирование игр по ТРИЗ

План воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе на тему «Приметы осени»

План воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе на тему «Приметы осени» План воспитательно-образовательной работы в группе №11 (на неделю с 27.09. - 01.10...

Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ

Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Дошкольникам особенно старшего возраста, доступно чувство любви...