Мастер-класс на тему: «Взаимосвязь непосредственно-образовательной деятельности по конструированию и ручному труду»

Навыки ручного труда формируются у детей, как на занятиях по конструированию, так и во время совместной и самостоятельной деятельности. Использование одних и тех же материалов, инструментов, наличие одинаковых действий во многом сближает конструирование и ручной труд.

Программные задачи по ручному труду прямо требуют от воспитателей организовать работу так, чтобы умения и навыки, полученные на занятиях по конструированию, использовались при последующем изготовлении различных поделок для игры, подарков, сувениров. Но на практике воспитатели затрудняются в осуществлении взаимосвязи между занятиями по конструированию из бумаги, природного и бросового материала и ручным трудом детей, где бы полученные умения и навыки закреплялись. Чтобы обеспечить систематическую работу с различными материалами, создать взаимосвязь между занятиями по конструированию из различных материалов (бумаги, природного, бросового материалов) и ручным трудом вне занятий, необходимо прежде всего четкое различение характерных особенностей двух видов деятельности: непосредственно-образовательной и совместной деятельности воспитателя с детьми. Цель конструирования – формировать навыки, необходимые для создания поделки из различных материалов, умение анализировать образец, выкройку, рисунок, дать знания о путях изготовления поделок и способах работы с различными материалами с учетом их свойств.

В ручном труде цель педагога другая: приучать детей использовать и творчески применять навыки и знания.

А так как у меня ещё ко всему и тема по самообразованию «Развитие творческих способностей детей», я бы хотела услышать от вас:

Что такое творческие способности? В педагогической энциклопедии творческие способности определяются, как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки.

Творчество – это создание на основе того что есть, того еще чего не было. Это индивидуальные, психологические особенности ребенка, которые зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, в своей точке зрения на окружающую действительность.

На сегодняшнем мастер-классе я предлагаю Вам выполнить образ птицы и Вы сможете увидеть, как может проявится творчество у ребенка в ручном труде и конструировании.

Птица – один из самых распространенных образов русского народного искусства. Каждый промысел народной игрушки изображает образ птицы по-разному.

Узнает, из каких народных промыслов к нам прилетели эти удивительно красивые декоративные птицы. (Ответы детей)

Образ птицы в народном искусстве несет в себе функцию оберега – символ добра, счастья, благополучия. Птицы изображались на прялках, в русско-народной вышивке. Птица – знак солнца, воскресение природы, пробуждение земли, знак хорошего урожая.

Я хочу познакомить Вас с одной историей, которая приключилась с волшебной птицей

«Жила на белом свете волшебная птица счастья. Была она необыкновенно красивой. Каждое перышко светилось волшебным светом, так и горит- переливается ее тело разными огнями.

Завелась неведомая птица –

Всякий ей дивится:

Не поет и не летает,

Вся горит и полыхает.

Многие мечтали увидеть эту птицу, но она приходила только к добрым и приветливым людям и приносила им счастья. Кого одарит красотой необыкновенной кого здоровьем и силой богатырской, детьми любящими и заботливыми, а иногда и урожаем богатым наградит. Люди радовались такому подарку судьбы, только не приносило это радости черному Коршуну-злодею. Не любил он счастливых лиц, смеха, веселья. Всё старался накрытить своим черным крылом и поселить везде зависть, зло, коварство. Однажды задумал он свое черное и коварное дело. Подкрался не заметно к птице, накрыл ее черными крыльями и унес в свой замок, под землю, в заточение. Без дневного света она потеряла свою волшебную силу, и злодей разбил ее на мелкие части.

Затосковали люди, только злодею спокойно и радостно живется. Исполнилась его мечта – все живут в горе и страхе. Нужно спасти птицу, а она вернет радостный и счастливый мир. Самые сильные и отважные богатыри оправились в царство черного Коршуна-злодея. Долгим и тяжелым оказался путь, но желание выручить из беды волшебную птицу, которая принесет людям мир и спокойствие - было очень сильно.

Нашли они птицу, разбитую на мелкие части. Нужен солнечный свет, чтобы части тела ее пропитались всеми цветами радуги и обрели свою волшебную силу. Только тогда птица оживет».

Практическая работа

Давайте поможем. У Вас на столах лежат «разбитые» на части тела птиц. Каждый из Вас по своему желанию выберет себе для работы любую форму. Посмотрите внимательно на выбранную Вами форму, какой части тела птицы она относится? (ответы детей).

Вам нужно украсить ее ярким узором и тогда части соединятся, и опять будет жить на свете птица счастья и приносить всем мир и добро.

Я предлагаю Вам использовать разные кусочки ткани для украшения птицы. Волшебная птица бывала в разных царствах-госудрствах и наверняка имела красочные перья. Самое главное помните, что украшение должно быть ярким, праздничным, нарядным, сказочно-волшебным. (Дети выполняют работу самостоятельно, педагог при необходимости оказывает индивидуальную помощь).

Какие яркие и красивые у Вас получились части, давайте попробуем соединить их (дети выкладывают части на столе и соединяют их, затем склеивают их и появляется образ Птицы счастья. Отмечаются яркие и выразительные узоры, творческие находки).

Птицы златая взмахнула крылом,

На полнился радостью светлый наш дом.

По шире окно свое отворите,

Птицы счастья в дом свой впустите!

На этом мастер-класс подошел к концу. Спасибо за плодотворную творческую деятельность!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «Весна в окно стучится. Приметы весны»

Планирование воспитательно-образовательной работы Тема: «Весна в окно стучится. Приметы весны»

Сценарий театрализованного представления по сказке «Белоснежка и семь гномов» (Братья…

Сценарий театрализованного представления по сказке «Белоснежка и семь гномов» (Братья Гримм) старшая группа Цели: формирование и совершенствование коммуникативных умений и навыков детей через вовлечение...

Конспект НОД итогового мероприятия на тему: «Кто в домике живет?»…

Конспект НОД итогового мероприятия на тему: «Кто в домике живет?» в разновозрастной группе Задачи: Закрепить знания о зверях и птицах, местах их обитания, жилье. Развивать наблюдательность...

Читайте также

Сценарий к празднику осени «Осень в лесу» для средней группы

Сценарий к празднику осени «Осень в лесу» для средней группы Зал украшен осенними листьями. Под медленную музыку в зал входят дети, садятся на стульчики. Ведущий: Здравствуйте...

Конспект НОД по рисованию в средней группе. Тема. «Здравствуй, осень…

Конспект НОД по рисованию в средней группе. Тема. «Здравствуй, осень золотая» Цель: формировать умение создавать сюжетные композиции, закрепить представления о временах...

Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного и младшего…

Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день...