Мастер-класс для педагогов ДОУ «Методы и приемы работы по теме: «Воспитание чувства эмпатии детей 5-7 лет в процессе ознакомления с сибирскими народными сказками»

Цель мастер-класса:

  • Освоение и последующее активное применение технологии в практической деятельности воспитателя.
  • Построение модели образовательной деятельности с использованием разнообразных форм и методов работы в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с сибирскими сказками.

По данной теме я работала с детьми старшего дошкольного возраста 2 года.

Цель:

Создание условий для развития чувства эмпатии детей старшего дошкольного возраста на основе сибирских сказок.

На современном этапе в соответствии с ФГТ я выстраивала свою работу через интеграцию образовательных областей.

Задачи по образовательным областям:

1. «Социализация»

  • Воспитание любви к родному краю, знакомство и приобщение детей к истокам народной культуры и духовности, на основе изучения сибирского фольклора.
  • Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, справедливости, правдивости, гордости за свой край.
  • Развитие эстетического чувства и эмоций, эстетических суждений и оценки в процессе восприятия сибирских сказок.

2. «Познание»

Расширение знаний детей о культуре и быте народов Сибири.

3. «Коммуникация»

Формирование умения пересказывать сказки с помощью моделирования, драматизировать, выступая в роли актера и рассказчика.

4. «Художественное творчество»

  • Развитие худо­жественного вос­приятия, чут­кости к вырази­тельным средст­вам сказки.
  • Развитие худо­жественно-твор­ческих способно­стей, использование знакомых сказок в самостоятель­ной театрализо­ванной деятель­ности.

5. «Чтение художественной литературы»

  • Развитие инте­реса и любви к поэтическому фольклору Сиби­ри.
  • Знание характерных особенностей жанра сибирской сказки.

6. «Музыка»

Создание художественно-эстетического пространства для самостоятельной театрализованной деятельности.

7. «Здоровье»

Дать представления об отношении народов Сибири к своему здоровью.

8. «Физическая культура»

Знакомство дошкольников с подвижными играми народов Сибири.

9. «Безопасность»

Формирование основ безопасности окружающего мира природы (формирование представлений о некоторых видах опасных для окружающего мира природы ситуаций, приобщение к правилам безопасного для окружающего мира природы поведения; формирование осторожного и осмотрительного отношения к окружающему миру природы) как предпосылки экологического сознания.

10. «Труд»

Формирование представлений о трудовой деятельности народов Сибири через художественные произведения.

Прекрасен сказок мир воздушный-

к нему с младенчества привык,

мне мил и дорог простодушный,

животворящий их язык.

К.М. Фофанов.

Я думаю, что все прекрасно понимают, какова роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста. Фольклор тесно переплетается с эмоциональным развитием детей.

Эмоции и чувства тесно связаны с развитием речи и речевым общением.

Ярким жанром фольклора является сказка. Исходя из авторской программы нашего детского сада, я знакомила детей с сибирскими народными сказками.

  1. Основное население Восточной Сибири – русские, буряты, эвенки, тофалары. Поэтому были выбраны сказки этих народов;
  2. Взяты все виды сказок – волшебные, бытовые, о животных (предметах);

Вся работа строилась в трёх направлениях в соответствии с ФГТ: НОД, ОДВРМ, самостоятельная деятельность детей.

Непосредственная образовательная деятельность проводилась в соответствии с перспективным планом. В начале сказки рассказывает воспитатель. Он использует иллюстрации, при этом обращает внимание на выразительные средства: фантастический вымы­сел, «очеловечивание» животных, растений, предметов; построение сюжета (присказка, зачин, концовка), многообразие интонационных от­тенков персонажей сказок, поэтичность языка. После чтения проводятся беседы по содержанию, которые помогают детям вспомнить сю­жет, ощутить яркие звуки и краски сибирской природы, поэтический язык, пережить чувства вместе с героями сказок.

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов осуществлялась следующим образом. Детям предлагается пересказывать полюбившиеся эпизоды сказок. Это помогает им постичь внутренний мир героев, дать мо­ральные и эстетические оценки их поведению, отметить их силу, сме­лость, выносливость.

Для развития чувства эмпатии полезно использовать одноименный метод - метод эмпатии (метод развития творческого воображения)

В основе метода лежит отождествление самого себя с кем-либо, или чем-либо, и как следствие умение сопереживать этому объекту.

«При пересказе полюбившихся эпизодов сказок не­обходимо обучать детей использованию выразительных средств (инто­нации, мимики, жестов).

Пересказывать сказки дети могут с помощью настольного театра, тетра теней, кукол, игрушечных животных, аппликации и т.д.

Этот прием поможет детям лучше запомнить сказку по­нять её смысл и рассказать при помощи моделей.

С целью углубления и расширения у детей знаний, использовала такие формы работы как: беседы, игры, театрализованная деятельность, выставки детских работ. Виды работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

С целью развития умения пересказывать сказку полезно использо­вать метод «конспектирования». Детям предлагаются картинки для разукрашивания из какой-либо сказки. Они должны вспомнить название сказки, кто её написал и затем разукрасить картинки в последовательности содержания сказки. Так же детям можно предложить нарисовать серию последовательных рисунков, с помощью которых ребенок может пересказать сказку. Этот метод помо­гает внимательно слушать, понимать сказку, выделять основных персо­нажей, подчеркнуть главные события.

Такое «читательское умение» лучше начинать развивать с коротеньких сказок, например, «Журавль и цапля». Для закрепления знаний, уме­ний, отношения к сказкам, лучшего их запоминания необходимо прово­дить дидактические игры.

В целях развития самостоятельной художественной деятельности отбираются сказки с динамичным сюжетом, диалогами между персонажами. Детям предоставляется возможность разыгрывать сказки и пока­зывать зрителям (младшим детям, родителям, сверстникам).

Для драматизации сказок дети могут объединяться в небольшие под­группы и с помощью интонации, жестов, мимики, движений вырази­тельно рассказывать сказки друг другу, становясь активными рассказ­чиками, слушателями, актерами. Воспитатель - советчик в выборе сказ­ки и партнер по игре, с учетом интересов, способностей ребенка помо­гает распределить роли, напомнить игровые действия»1.

( 1 Сибирский фольклор в работе с дошкольниками: Методическое пособие/ Н.В. Бутакова, С.Н. Гузяева, Г.В. Воробьёва, Л.А. Мишарина (отв. ред.) – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2002).

 

Сейчас я предлагаю вам побыть в роли детей старшего дошкольного возраста.

Интегративная деятельность по эвенкийской народной сказке «Лисица и птичка»

Цель: Обратить внимание детей на выразительные особенности эвенкийской сказки: образные выражения; понимать нравственный смысл сказки, мотивировать   поступки персонажей, проявлять сочувствие или осуждение.

Ход занятия

1. Посмотрите, ребята, там, вдали горит костёр! Давайте подойдём поближе! (Зазвучали голоса птиц, журчание ручейка).

Слышите, как поют птицы? Как журчит ручеёк? Где же это мы оказались?

На небольшой поляне среди леса, на берегу красивой реки. На краю поляны стоит несколько чумов – с древнейших времён жилище кочевников. Заглянем в одно из них. Вдоль стен – шкуры и ковры из меха. В середине чума – очаг с подвешенным над ним котлом. У костра старый эвенк – народный сказитель, мастер сказки рассказывать. Присядем рядом с ним и послушаем, о чём он говорит.

2. Чтение народной эвенкийской сказки «Лисица и птичка».

«Жила птичка, её гнездо находилось высоко на дереве. Однажды к птичке пришла лисица и, чтобы полакомиться чем-либо, стала просить яйцо, при этом запугивала её.

— Если ты не дашь мне своих яиц, то я к тебе взберусь на дерево, а если не смогу взобраться, то дерево срублю.

Птичка испугалась и отдала все свои яйца лисице. Лисица яйца птички съела и отправилась в свою нору. Птичка осталась и плачет по своим яичкам. Приходит к птичке рябчик и спрашивает ее:

— О чем ты плачешь?.. Скажи-ка мне. Птичка рассказала рябчику, что лисица съела у нее яйца.

— А зачем ты их давала ей? — говорит рябчик птичке.

— Ну, как же я не отдам, когда она мне сказала: «Если ты их не отдашь мне, я взберусь к тебе на дерево, а если не смогу взобраться, то срублю дерево».

Рябчик спросил птичку:

"— С каких пор лисица стала лазальщиком и дроворубом? Она всё врала тебе, если она вторично к тебе явится, то ты не давай яиц. Когда захочет взобраться к тебе или рубить дерево, ты скажи ей: «Когда ты научилась лазать по деревьям и срубать их?» Она ничего не сможет тебе сделать, потому что ни влезать на дерево, ни рубить его не умеет.

И рябчик улетел. Птичка осталась одна...

Лисица снова пришла к ней, стала требовать яиц, запугивая ее:

— Не дашь яиц, взберусь на дерево, если не смогу взобраться — срублю его. Птичка сказала ей:

— С каких пор ты стала лазальщиком и лесорубом? Ты все это лжешь мне! Рябчик говорил, что ты ничего этого не можешь делать.

Лисица рассердилась и отправилась искать рябчика. Когда она нашла, то увидела в снегу рябчикову ямку, начала тихонько подкрадываться, поймала его и в зубах поволокла в свою нору. Рябчик и говорит лисице:

— Погоди меня есть, давай сначала поразговариваем.

Вот рябчик и спрашивает лисицу:

— Ты знаешь, лисица, как мычат коровы?

Лисица, не разевая рта, сказала:

— М-м-м.

Рябчик опять задает вопрос:

— А как блеют бараны?

Лисица, разинув рот, сказала:

— Бя-а-а.

В это время рябчик вылетел из ее рта. Он обманул лисицу».

3. Рассмотреть иллюстрацию к сказке. Ответить на вопросы:

А теперь давайте рассмотрим иллюстрацию к сказке. Скажите:

  • Кто написал сказку?
  • Как зовут героев сказки?
  • Назовите положительных героев сказки. Почему ты так думаешь?
  • Назовите отрицательных героев сказки. Почему ты так думаешь?
  • Кто изображён на рисунке? Вспомните эпизод сказки.
  • Почему сказка так называется? Как можно по-другому назвать сказку?

4. Метод эмпатии.

Детям предлагается по желанию разбиться на две группы.

1) Представьте себя на месте лисицы. Какие чувства вы испытываете?

2) Представьте себя птичкой. Опишите себя. Чтобы вы сделали на её месте, если бы узнали, что хотят разорить ваше гнездо?

5. Физкультминутка.

Одна из древнейших игр эвенков – «Стрельба из лука». Играющие соревнуются в стрельбе на меткость попадания с определённого расстояния в цель.

Бросание шариков в цель (дети уже разбиты на две команды)

6. Метод конспектирования.

У вас на столах находятся листочки с изображениями героев сказки. Разукрасить картинки (мелками) в последовательности содержания сказки. Сравните свой результат с результатом слайда.

7. Драматизация сказки «Лисица и птичка».

Попробовать изобразить героев сказки с противоположным характером: Лисица – добрая, птичка – умная, рябчик – злой, хитрый.

Кем быть лучше добрым или злым?

8. Предложить детям объединиться в группы и слепить понравившийся эпизод сказки из цветного соленого теста.

Взрослые эвенки для своих детей изготавливали игрушки: вырезали из дерева, из бересты, вылепливали из глины. Попробуйте и вы сейчас слепить понравившихся героев сказки.

Расставить героев в порядке появления в сюжете сказки.

9. Заключение. Каждому ребёнку дать возможность высказать своё мнение.

  1. Понравилась вам сказка?
  2. Какой герой больше понравился? Почему?
  3. Будем ещё слушать эвенкийского народного сказочника?

Поблагодарите его. Мы обязательно придём ещё к нему в гости.

Каким образом вы можете использовать данный опыт в своей работе?

В течение 10 минут разработайте собственную модель образовательной деятельности, применяя данные методы. В помощь вам дана бурятская народная сказка «Змея и муравей».

Обсуждение.

Рефлексия.

Закончить свою работу я хочу методикой «Эмоциональное письмо». Для этого выберите из предложенных вам эмоций картинку, соответствующую вашему настроению на нашем мастер-классе, с обратной стороны можете написать свои пожелания, оставить свои комментарии.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Консультация для педагогов «Индивидуальный маршрут педагога, в соответствии с критериями…

Консультация для педагогов «Индивидуальный маршрут педагога, в соответствии с критериями профессионального стандарта в условиях реализации ФГОС ДО» В современной системе образования...

Использование ИКТ в детском саду

Использование ИКТ в детском саду Ребята группы "Умка" очень любят мультфильмы. Мы решили поэкспериментировать и посмотреть мультфильмы на потолке. Детям комфортно...

Формирование предпосылок инженерного мышления у детей 2 - 3 лет

Формирование предпосылок инженерного мышления у детей 2 - 3 лет Образование, в том числе и дошкольное, должно строиться исходя из того...

Читайте также

Диагностика уровня физического развития детей 7 года жизни

Диагностика уровня физического развития детей 7 года жизни Изучив проблему индивидуально-дифференцированного подхода на занятиях физической культурой детей 7 года жизни, проанализировав...

Исследовательская или проектная деятельность?

Исследовательская или проектная деятельность? Одной из приоритетных задач современного образования является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого обучающегося...

Система экологического образования как фактор развития детей дошкольного возраста

Система экологического образования как фактор развития детей дошкольного возраста Какой будет наша Белaрусь, кaким увидят окружaющий мир будущие поколения, во многом...