Мастер-класс по теме «Использование многофункционального пособия с элементами ОТСМ-ТРИЗ в формировании представлений о мире природы у дошкольников»

Цель: упражнять детей в классификации объектов окружающего мира на рукотворный и природный: живой и неживой природы и объяснить основания такого выбора.

Задачи пособия:

  1. Развитие представлений о признаках объектов у детей дошкольного возраста.
  2. Соотнесение значений имён признаков с их графическими обозначениями, закрепление данного навыка.
  3. Формирование умения выделять главный, основной признак, по которому различаются объекты в конкретной проблемной ситуации.

Игра «Три королевы» (1 вариант игры)

Материал: схемы трёх королев, картинки с объектами, опорные схемы.

 

Ход игры:

Играют группа детей.

Основные правила:

  • Загаданный объект должен быть из материального мира.
  • Объявляется о том, что загадан какой-либо объект. Дается задание с помощью вопросов найти загаданный объект.
  • Дети должны задавать вопросы по известным признакам, не перечисляя конкретные объекты и конкретные значения признаков.
  • Загадывающим принимаются вопросы, сужающие поле поиска.
  • Загадывающий имеет право отвечать на вопросы, давать следующие ответы: «Да», «Нет», «И да, и нет», «Это несущественно», «Об этом нет информации».

Результатами игры являются:

  • Найден объект за наименьшее количество

вопросов;

  • Проведен анализ хода игры;
  • Найден признак и его значение, который сыграл решающую роль при отгадывании объекта.

1

Рис.1. Игра «Три королевы» (1 вариант игры)

2

Рис.3. Опорная схема игры.

Например, загадан объект - лиса

дети задают вопросы:

Это рукотворный мир? – Нет.

Значит, это природный мир! – Да.

Это не живая природа? – Нет.

Значит, это живая природа! – Да.

Это растения? – Нет.

Это птицы? Рыбы? Пресмыкающиеся? Земноводные? Насекомые? – Нет.

Это звери? Да.

Классификация объекта по признакам (место, размер, форма, части, рельеф, цвет, звук…)

Это домашнее животное? – Нет.

Значит это – дикое животное. Да.

Возраст имеет значение? Да.

Это детеныш? – Нет.

Значит это взрослое животное. Да.

Размер имеет значение? Да.

Это крупное животное в сравнении с медведем? Нет.

Форма имеет значение? Нет.

А цвет? Да.

Это животное серого цвета? Нет.

А может быть черного цвета? Нет.

Это животное рыжего цвета? Да.

У этого животного длинный хвост? Да.

А усы есть? Да. И т.д

Игра «Три королевы» (2 вариант игры)

Играют три ребёнка.

Правила игры: Игроки выбирают по королеве (рукотворного, природного: живой и неживой природы), и на шнурок нанизывают колпачок с нужным объектом. В конце игры меняются колпачками, проверяют друг друга. Выигрывает тот, кто правильно и быстрее выполнил задание.

По окончании игры игроки проверяют друг друга и если не согласны ребёнок объясняет почему считает.

3

Рис.2. Игра «Три королевы» (2 вариант игры).



Новые публикации

Конспект квест-игры на тему «Прогулка по городу Ижевску»

Конспект квест-игры на тему «Прогулка по городу Ижевску» Для детей старшего дошкольного возраста Цель: продолжать закреплять у детей знания, полученные в течении...

Педагогический проект «Куклы разных народов»

Педагогический проект «Куклы разных народов» Паспорт педагогического проекта 1. Тема проекта Ознакомление детей с предметами декоративно-прикладного искусства. 2. Вид проекта Творческий, учебно-познавательный 3. Актуальность проекта Актуальность проекта...

Игрушки своими руками для детей младшего возраста

Игрушки своими руками для детей младшего возраста Многое можно сделать своими руками, вот такое увлечение и бывшей моей воспитанницы, Вероники Шиленко...

Читайте также

Конспект интегрированного занятия (развитие речи и окружающий мир) в подготовительной…

Конспект интегрированного занятия (развитие речи и окружающий мир) в подготовительной группе: «Путешествие к Дереву Желаний» Цель: развитие всех компонентов устной речи детей. Задачи: 1. Учить детей...

Сценарий выпускного утренника в разновозрастной группе (для детей 3-7…

 Сценарий выпускного утренника в разновозрастной группе (для детей 3-7 лет) Цели и задачи:Цель: Доставить детям эмоциональную радость в последний праздник в...

Вторая жизнь мусору

Вторая жизнь мусору «Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста». В.А. Сухомлинский. Актуальность Экологическое воспитание дошкольников -...

Читайте также

Развлечение «День защиты детей» в средней группе

Развлечение «День защиты детей» в средней группе Ход: Воспитатель: Ребята, вы знаете какой сегодня день? Сегодня 1 июня - первый день лета. Лето -...

Сценарий праздника - развлечения для детей ясельной группы «Малыши встречают…

Сценарий праздника - развлечения для детей ясельной группы «Малыши встречают весну» Действующие лица: Дети: 8 человек. Ведущий: воспитатель. Медвежонок: игрушка. Солнышко: воспитатель. Материалы: бумажные цветы для...

Примерный сценарий совместной деятельности для детей 4-5 лет «Юный повар-кондитер»

Примерный сценарий совместной деятельности для детей 4-5 лет «Юный повар-кондитер»





В блогах

Неделя ПДД

Сентябрь 1. Тема: Беседа: «Транспорт на улицах города». Цель:  Учить детей классифицировать транспорт по назначению (дать элементарные понятия о видах машин и их предназначении). 2. Тема: Рассматривание легкового автомобиля. Цель: Уточнить знания о работе шофера, закрепить понятие о видах машин...

Роль родителей в формировании бережного отношения к природе»

« Роль родителей в формировании бережного отношения к природе»   Любовь к природе, впрочем, как и всякая любовь, несомненно, закладывается с детства. И.Соколов-Микитов Ребенок – зеркало семьи; как в капле отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и...

Консультация для родителей "Дорога не терпит шалостей!"

Консультация для родителей. «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости» Воспитатели – не доучили, Родители – не досмотрели, ГИБДД – не доорганизовало Водитель – не среагировал, а в результате – ребенок пострадал в дорожно-транспортном происшествии. ПОМНИТЕ! Каждый из вас...

Фонематический слух - основа правильной речи

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок...