Мастер-класс по теме «Использование многофункционального пособия с элементами ОТСМ-ТРИЗ в формировании представлений о мире природы у дошкольников»

Цель: упражнять детей в классификации объектов окружающего мира на рукотворный и природный: живой и неживой природы и объяснить основания такого выбора.

Задачи пособия:

  1. Развитие представлений о признаках объектов у детей дошкольного возраста.
  2. Соотнесение значений имён признаков с их графическими обозначениями, закрепление данного навыка.
  3. Формирование умения выделять главный, основной признак, по которому различаются объекты в конкретной проблемной ситуации.

Игра «Три королевы» (1 вариант игры)

Материал: схемы трёх королев, картинки с объектами, опорные схемы.

 

Ход игры:

Играют группа детей.

Основные правила:

  • Загаданный объект должен быть из материального мира.
  • Объявляется о том, что загадан какой-либо объект. Дается задание с помощью вопросов найти загаданный объект.
  • Дети должны задавать вопросы по известным признакам, не перечисляя конкретные объекты и конкретные значения признаков.
  • Загадывающим принимаются вопросы, сужающие поле поиска.
  • Загадывающий имеет право отвечать на вопросы, давать следующие ответы: «Да», «Нет», «И да, и нет», «Это несущественно», «Об этом нет информации».

Результатами игры являются:

  • Найден объект за наименьшее количество

вопросов;

  • Проведен анализ хода игры;
  • Найден признак и его значение, который сыграл решающую роль при отгадывании объекта.

1

Рис.1. Игра «Три королевы» (1 вариант игры)

2

Рис.3. Опорная схема игры.

Например, загадан объект - лиса

дети задают вопросы:

Это рукотворный мир? – Нет.

Значит, это природный мир! – Да.

Это не живая природа? – Нет.

Значит, это живая природа! – Да.

Это растения? – Нет.

Это птицы? Рыбы? Пресмыкающиеся? Земноводные? Насекомые? – Нет.

Это звери? Да.

Классификация объекта по признакам (место, размер, форма, части, рельеф, цвет, звук…)

Это домашнее животное? – Нет.

Значит это – дикое животное. Да.

Возраст имеет значение? Да.

Это детеныш? – Нет.

Значит это взрослое животное. Да.

Размер имеет значение? Да.

Это крупное животное в сравнении с медведем? Нет.

Форма имеет значение? Нет.

А цвет? Да.

Это животное серого цвета? Нет.

А может быть черного цвета? Нет.

Это животное рыжего цвета? Да.

У этого животного длинный хвост? Да.

А усы есть? Да. И т.д

Игра «Три королевы» (2 вариант игры)

Играют три ребёнка.

Правила игры: Игроки выбирают по королеве (рукотворного, природного: живой и неживой природы), и на шнурок нанизывают колпачок с нужным объектом. В конце игры меняются колпачками, проверяют друг друга. Выигрывает тот, кто правильно и быстрее выполнил задание.

По окончании игры игроки проверяют друг друга и если не согласны ребёнок объясняет почему считает.

3

Рис.2. Игра «Три королевы» (2 вариант игры).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Квест-игра по развитию речи «В поисках клада», для подготовительной группы

Квест-игра по развитию речи «В поисках клада», для подготовительной группы Цель: повторение и закрепление изученного материала. Задачи: - развивать грамматический строй речи, слуховое...

Интегрированное занятие «Овощи и фрукты - полезные продукты»

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Овощи и фрукты - полезные продукты» Интеграция областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, безопасность, социализация. Задачи: 1...

Учебное игровое пособие «Лэпбук «Сыктывкар - любимый город мой»…

Учебное игровое пособие «Лэпбук «Сыктывкар - любимый город мой» Учебное, игровое пособие «Лэпбук «Сыктывкар - любимый город мой» направлено на закрепление...

Читайте также

Бизиборд как средство всестороннего развития дошкольников

Бизиборд как средство всестороннего развития дошкольников Дошкольное учреждение - это место, в котором ребенок проводит большую часть своего времени. Здесь он...

Сказка «Путешествие монетки»

Сказка «Путешествие монетки» Актуальность работы: сегодня наши дети каждый день сталкиваются с ситуациями, где используются «финансы». Родители посещают с детьми магазины...

Тема работы «Секреты сахара»

Тема работы «Секреты сахара» Введение Актуальность. Я очень люблю конфеты. Мама сказала, что внутри конфет сахар, но нельзя много есть сладкого, зубки заболят...