Мастер-класс по теме «Использование многофункционального пособия с элементами ОТСМ-ТРИЗ в формировании представлений о мире природы у дошкольников»
Цель: упражнять детей в классификации объектов окружающего мира на рукотворный и природный: живой и неживой природы и объяснить основания такого выбора.
Задачи пособия:
- Развитие представлений о признаках объектов у детей дошкольного возраста.
- Соотнесение значений имён признаков с их графическими обозначениями, закрепление данного навыка.
- Формирование умения выделять главный, основной признак, по которому различаются объекты в конкретной проблемной ситуации.
Игра «Три королевы» (1 вариант игры)
Материал: схемы трёх королев, картинки с объектами, опорные схемы.
Ход игры:
Играют группа детей.
Основные правила:
- Загаданный объект должен быть из материального мира.
- Объявляется о том, что загадан какой-либо объект. Дается задание с помощью вопросов найти загаданный объект.
- Дети должны задавать вопросы по известным признакам, не перечисляя конкретные объекты и конкретные значения признаков.
- Загадывающим принимаются вопросы, сужающие поле поиска.
- Загадывающий имеет право отвечать на вопросы, давать следующие ответы: «Да», «Нет», «И да, и нет», «Это несущественно», «Об этом нет информации».
Результатами игры являются:
- Найден объект за наименьшее количество
вопросов;
- Проведен анализ хода игры;
- Найден признак и его значение, который сыграл решающую роль при отгадывании объекта.
Рис.1. Игра «Три королевы» (1 вариант игры)
Рис.3. Опорная схема игры.
Например, загадан объект - лиса
дети задают вопросы:
Это рукотворный мир? – Нет.
Значит, это природный мир! – Да.
Это не живая природа? – Нет.
Значит, это живая природа! – Да.
Это растения? – Нет.
Это птицы? Рыбы? Пресмыкающиеся? Земноводные? Насекомые? – Нет.
Это звери? Да.
Классификация объекта по признакам (место, размер, форма, части, рельеф, цвет, звук…)
Это домашнее животное? – Нет.
Значит это – дикое животное. Да.
Возраст имеет значение? Да.
Это детеныш? – Нет.
Значит это взрослое животное. Да.
Размер имеет значение? Да.
Это крупное животное в сравнении с медведем? Нет.
Форма имеет значение? Нет.
А цвет? Да.
Это животное серого цвета? Нет.
А может быть черного цвета? Нет.
Это животное рыжего цвета? Да.
У этого животного длинный хвост? Да.
А усы есть? Да. И т.д
Игра «Три королевы» (2 вариант игры)
Играют три ребёнка.
Правила игры: Игроки выбирают по королеве (рукотворного, природного: живой и неживой природы), и на шнурок нанизывают колпачок с нужным объектом. В конце игры меняются колпачками, проверяют друг друга. Выигрывает тот, кто правильно и быстрее выполнил задание.
По окончании игры игроки проверяют друг друга и если не согласны ребёнок объясняет почему считает.
Рис.2. Игра «Три королевы» (2 вариант игры).
Читайте также |
---|
Конспект интегрированного занятия (развитие речи и окружающий мир) в подготовительной…
Конспект интегрированного занятия (развитие речи и окружающий мир) в подготовительной группе: «Путешествие к Дереву Желаний» Цель: развитие всех компонентов устной речи детей. Задачи: 1. Учить детей...
Сценарий выпускного утренника в разновозрастной группе (для детей 3-7…
Сценарий выпускного утренника в разновозрастной группе (для детей 3-7 лет) Цели и задачи:Цель: Доставить детям эмоциональную радость в последний праздник в...
Вторая жизнь мусору

Вторая жизнь мусору «Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста». В.А. Сухомлинский. Актуальность Экологическое воспитание дошкольников -...