Мастер-класс для педагогов «Магнит и магнетизм»

Совет педагогов «Опытно-исследовательская деятельность в детском саду как вид успешной реализации ФГОС ДО»

Мастер-класс «Магнит и магнетизм»

Цель: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность.

Задачи:

  • Поделиться опытом с участниками мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность;
  • Представить педагогам одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
  • Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно–образовательном процессе опытно–экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников;
  • Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

 

Ход мастер – класса

Сегодня мы поговорим с вами об экспериментальной деятельности, а начнем со словесной игры «да-нет»

 Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Пришли на занятие, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Уважаемые, коллеги, давайте для начала вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии ребёнка — дошкольника?

Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; расширению кругозора детей; поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности; обогащению словарного запаса.

Современный ребёнок старшего дошкольного возраста стремится, как можно больше узнать, попробовать, исследовать, поэкспериментировать. А игры-эксперименты дают ребёнку большую возможность самостоятельно узнать, попробовать, испытать, открыть для себя окружающий мир.

На слайде представлены два варианта последовательности детского экспериментирования. Предлагаю выбрать правильный вариант.

 Вариант №1

  • Выдвижение гипотезы
  • Проверка предположения
  • Целеполагание
  • Проблемная ситуация
  • Формулировка вывода

Вариант №2

  • Проблемная ситуация
  • Целеполагание
  • Выдвижение гипотезы
  • Проверка предположения
  • Если предположение подтвердилось: формулировка вывода
  • Если предположение не подтвердилось, выдвижение новой гипотезы

Целью нашего исследования было изучение физических свойств магнита.

Что такое магнит и магнетизм? Всё ли притягивает магнит? Может ли магнит действовать через другие предметы? Можно ли намагничивать предмет?

На эти и другие вопросы можно найти ответ, играя, экспериментируя и путешествуя.

В начале занятия был использован сюрпризный момент «Волшебная коробка» Эта часть занятия предполагала, снятие эмоционального напряжения, организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, установку на предстоящую деятельность, объяснение.

Далее была создана проблемная ситуация посредством просьбы воспитателя о помощи. Как действовать с данным предметом, находящимся в коробке? Была сформулирована и поставлена цель исследования.

Чтобы решить проблему и помочь детям, воспитатель в игровой форме, превращался в учёного Знайкину. И мы все вместе отправились в «школу волшебных наук», где выполняли разные задания, решали проблемные ситуации, ставили эксперименты. Все это происходило в игровой форме.

Основная форма проведения занятия – это «работа в школе волшебных наук».

Представляю вам первый проводимый опыт «Всё ли притягивает магнит?»

Была выдвинута гипотеза: если магнит приложить к разным предметам, то он их к себе притянет.

После проведения опыта, гипотеза была опровергнута и сделан вывод: магнит притягивает только металлические предметы.

Второй опыт «Не замочи руки»

Определена проблема – как не замочить руки и достать скрепку из стакана с водой. В ходе обсуждения, было принято решение, попробовать достать скрепку с помощью магнита, а затем выдвинута гипотеза: магнит не может действовать через воду и стекло.

После проведения опыта гипотеза была опровергнута, и был сделан вывод: магнитная сила может действовать через стекло и воду.

Для изменения деятельности детей и профилактики переутомления была проведена физ. минутка: Игра «Притягивает – не притягивает»

Надо ловить мячик и говорить «Притягивает», если магнит его притягивает и «Не притягивает», если магнит не притягивает.

Третий опыт был направлен на продолжение второго опыта: игра «Бумажные гонки». Была выдвинута гипотеза, о том, что магнитная сила может действовать через картон.

Суть опыта: было предложено провести бумажную мышку по лабиринту. Сначала без прикреплённой скрепки, а затем с ней.

После проведения опыта предположение было доказано. Магнитная сила проходит через картон. 
Опыт №4«Полюсамагнита»
Было выдвинуто предположение, магнит может действовать на расстоянии. Мнения разделились.

Профессор с опорой на мини презентацию рассказала детям о том, что у магнита есть 2 полюса и как они действуют друг на друга.

После получения новых знаний и проведённого опыта, сделан вывод, что магнит разный с двух сторон, у него два полюса и разные действия

Для закрепления знаний проведена подвижная игра «Магнитики».

Дети по команде воспитателя должны были притянуться разными полюсами (цветные резинки на руках) друг к другу.

Опыт № 5 «Сила магнита».

В ходе этого опыта дети познакомились с понятием – магнитное поле и выявили, что от размера магнита не зависит сила его магнитного поля.

После «возвращения» в группу было обсуждение, достигнута ли цель нашего исследования и сделаны соответствующие выводы.

Проведена игра «Верно-неверно» (заданы вопросы по проведённым опытам)

В ходе каждого опыта выдвигалась гипотеза и в нашем случае она подтверждалась экспериментальным путём.

Вывод мастер-класса: познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Уважаемые коллеги, я благодарю группу за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер - класса вы получили определенные представления об эффективности опытно - экспериментальной деятельности, и что наш мастер- класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.



Новые публикации

Комплексное занятие в средней группе «Путешествие в сказку»

Комплексное занятие в средней группе «Путешествие в сказку» Какие все нарядные и красивые. Посмотрите сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними. Воспитатель: Дети...

Музыкальное развлечение в средней группе: «Осень в гостях у ребят»

Музыкальное развлечение в средней группе: «Осень в гостях у ребят» Цель: создать радостное, приподнятое настроение у детей, вызвать положительный эмоциональный отклик.Задачи:- закреплять и расширять у детей...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд»

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд» Задачи: - дать элементарные представления об источниках загрязнения (промышленность, бытовые отходы, сточные воды...

Читайте также

Проект «Путешествие в страну здоровья»

Проект «Путешествие в страну здоровья»

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного…

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» Цель: познакомить родителей с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти...

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе дидактических игр

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе дидактических игр Науч. рук.- канд. пед.наук,доц. Галич Татьяна Николаевна. Аннотация. В данной статье рассматривается проблема патриотического воспитания...

Комментарии

  • Анастасия
    Второй дежурной была девочка Галя, а не Наташа

    Подробнее...

     
  • Людмила Ижболдина
    а где можно скачать презентацию к этому занятию

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Добрый день,тема экспериментиров ания на примере соли мне близка.Создала проект с хорошей ...

    Подробнее...

     
  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...





В блогах

Конспект занятия в младшей группе «Путешествие по сказкам “Три медведя”, “Репка”, “Колобок”.

Конспект занятия в младшей группе «Путешествие по сказкам “Три медведя”, “Репка”, “Колобок”. Цель: -Формировать у детей нравственные качества: доброту, заботу, внимание к ближнему на основе русских народных сказок. -Развивать умение понимать смысл сказок, их мораль.  Программные задачи:  Образовательные:  -Обогатить и активизировать словарь...

Мини-проект о безопасности «Лето-территория безопасности»

Подготовила Калинина Юлия Юрьевна и Гатауллина Елена Гелаевна   Цель: Содействие формированию у детей осознанного выполнения правил поведения , обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта в летний период с учетом индивидуальных особенностей и...

Развлечение для дошкольников "Наливные яблочки". В старшей группе «Звездочки» Стрельникова Е В 2022

  Развлечение для дошкольников "Наливные яблочки". В старшей группе «Звездочки» Стрельникова Е В 2022 Цель: Приобщение детей к русским народным традициям. Задачи: Познакомить детей с русским православным праздником "Яблочный спас". Создать радостную атмосферу праздника. Способствовать развитию двигательной активности детей...

Конспект музыкально-логоритмической деятельности "У кошки новоселье"

«У кошки новоселье». Ход занятия. Педагог: У кого усатая, Морда полосатая, Спинка, словно мостик, За мосточком хвостик? (кошка) Мы сегодня не ребята, А веселые котята. Будем, как котята жить, Спать, мяукать и шалить. 1. Динамические упражнения. Дети ложатся на ковер...