Мастер-класс для педагогов «Магнит и магнетизм»
Совет педагогов «Опытно-исследовательская деятельность в детском саду как вид успешной реализации ФГОС ДО»
Мастер-класс «Магнит и магнетизм»
Цель: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность.
Задачи:
- Поделиться опытом с участниками мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность;
- Представить педагогам одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
- Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно–образовательном процессе опытно–экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников;
- Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.
Ход мастер – класса
Сегодня мы поговорим с вами об экспериментальной деятельности, а начнем со словесной игры «да-нет»
Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да?
Пришли на занятие, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет.)
Уважаемые, коллеги, давайте для начала вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии ребёнка — дошкольника?
Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; расширению кругозора детей; поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности; обогащению словарного запаса.
Современный ребёнок старшего дошкольного возраста стремится, как можно больше узнать, попробовать, исследовать, поэкспериментировать. А игры-эксперименты дают ребёнку большую возможность самостоятельно узнать, попробовать, испытать, открыть для себя окружающий мир.
На слайде представлены два варианта последовательности детского экспериментирования. Предлагаю выбрать правильный вариант.
Вариант №1
- Выдвижение гипотезы
- Проверка предположения
- Целеполагание
- Проблемная ситуация
- Формулировка вывода
Вариант №2
- Проблемная ситуация
- Целеполагание
- Выдвижение гипотезы
- Проверка предположения
- Если предположение подтвердилось: формулировка вывода
- Если предположение не подтвердилось, выдвижение новой гипотезы
Целью нашего исследования было изучение физических свойств магнита.
Что такое магнит и магнетизм? Всё ли притягивает магнит? Может ли магнит действовать через другие предметы? Можно ли намагничивать предмет?
На эти и другие вопросы можно найти ответ, играя, экспериментируя и путешествуя.
В начале занятия был использован сюрпризный момент «Волшебная коробка» Эта часть занятия предполагала, снятие эмоционального напряжения, организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, установку на предстоящую деятельность, объяснение.
Далее была создана проблемная ситуация посредством просьбы воспитателя о помощи. Как действовать с данным предметом, находящимся в коробке? Была сформулирована и поставлена цель исследования.
Чтобы решить проблему и помочь детям, воспитатель в игровой форме, превращался в учёного Знайкину. И мы все вместе отправились в «школу волшебных наук», где выполняли разные задания, решали проблемные ситуации, ставили эксперименты. Все это происходило в игровой форме.
Основная форма проведения занятия – это «работа в школе волшебных наук».
Представляю вам первый проводимый опыт «Всё ли притягивает магнит?»
Была выдвинута гипотеза: если магнит приложить к разным предметам, то он их к себе притянет.
После проведения опыта, гипотеза была опровергнута и сделан вывод: магнит притягивает только металлические предметы.
Второй опыт «Не замочи руки»
Определена проблема – как не замочить руки и достать скрепку из стакана с водой. В ходе обсуждения, было принято решение, попробовать достать скрепку с помощью магнита, а затем выдвинута гипотеза: магнит не может действовать через воду и стекло.
После проведения опыта гипотеза была опровергнута, и был сделан вывод: магнитная сила может действовать через стекло и воду.
Для изменения деятельности детей и профилактики переутомления была проведена физ. минутка: Игра «Притягивает – не притягивает»
Надо ловить мячик и говорить «Притягивает», если магнит его притягивает и «Не притягивает», если магнит не притягивает.
Третий опыт был направлен на продолжение второго опыта: игра «Бумажные гонки». Была выдвинута гипотеза, о том, что магнитная сила может действовать через картон.
Суть опыта: было предложено провести бумажную мышку по лабиринту. Сначала без прикреплённой скрепки, а затем с ней.
После проведения опыта предположение было доказано. Магнитная сила проходит через картон.
Опыт №4«Полюсамагнита»
Было выдвинуто предположение, магнит может действовать на расстоянии. Мнения разделились.
Профессор с опорой на мини презентацию рассказала детям о том, что у магнита есть 2 полюса и как они действуют друг на друга.
После получения новых знаний и проведённого опыта, сделан вывод, что магнит разный с двух сторон, у него два полюса и разные действия
Для закрепления знаний проведена подвижная игра «Магнитики».
Дети по команде воспитателя должны были притянуться разными полюсами (цветные резинки на руках) друг к другу.
Опыт № 5 «Сила магнита».
В ходе этого опыта дети познакомились с понятием – магнитное поле и выявили, что от размера магнита не зависит сила его магнитного поля.
После «возвращения» в группу было обсуждение, достигнута ли цель нашего исследования и сделаны соответствующие выводы.
Проведена игра «Верно-неверно» (заданы вопросы по проведённым опытам)
В ходе каждого опыта выдвигалась гипотеза и в нашем случае она подтверждалась экспериментальным путём.
Вывод мастер-класса: познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Уважаемые коллеги, я благодарю группу за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер - класса вы получили определенные представления об эффективности опытно - экспериментальной деятельности, и что наш мастер- класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.
Читайте также |
---|
Традиционные игры в детском саду
Традиционные игры в детском саду В самом названии игр – традиционные – заложен их основной смысл, а именно передача того самого...
План-конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)…
План-конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) Тема: «Одежда для кругосветного путешествия»
Синдром профессионального выгорания педагогов дополнительного образования: причины и признаки
Синдром профессионального выгорания педагогов дополнительного образования: причины и признаки Синдром профессионального выгорания педагогов дополнительного образования, работающих с детьми дошкольного возраста –...