Мастер-класс для педагогов «Магнит и магнетизм»

Совет педагогов «Опытно-исследовательская деятельность в детском саду как вид успешной реализации ФГОС ДО»

Мастер-класс «Магнит и магнетизм»

Цель: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность.

Задачи:

  • Поделиться опытом с участниками мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность;
  • Представить педагогам одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
  • Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно–образовательном процессе опытно–экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников;
  • Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

 

Ход мастер – класса

Сегодня мы поговорим с вами об экспериментальной деятельности, а начнем со словесной игры «да-нет»

 Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Пришли на занятие, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Уважаемые, коллеги, давайте для начала вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии ребёнка — дошкольника?

Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; расширению кругозора детей; поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности; обогащению словарного запаса.

Современный ребёнок старшего дошкольного возраста стремится, как можно больше узнать, попробовать, исследовать, поэкспериментировать. А игры-эксперименты дают ребёнку большую возможность самостоятельно узнать, попробовать, испытать, открыть для себя окружающий мир.

На слайде представлены два варианта последовательности детского экспериментирования. Предлагаю выбрать правильный вариант.

 Вариант №1

  • Выдвижение гипотезы
  • Проверка предположения
  • Целеполагание
  • Проблемная ситуация
  • Формулировка вывода

Вариант №2

  • Проблемная ситуация
  • Целеполагание
  • Выдвижение гипотезы
  • Проверка предположения
  • Если предположение подтвердилось: формулировка вывода
  • Если предположение не подтвердилось, выдвижение новой гипотезы

Целью нашего исследования было изучение физических свойств магнита.

Что такое магнит и магнетизм? Всё ли притягивает магнит? Может ли магнит действовать через другие предметы? Можно ли намагничивать предмет?

На эти и другие вопросы можно найти ответ, играя, экспериментируя и путешествуя.

В начале занятия был использован сюрпризный момент «Волшебная коробка» Эта часть занятия предполагала, снятие эмоционального напряжения, организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, установку на предстоящую деятельность, объяснение.

Далее была создана проблемная ситуация посредством просьбы воспитателя о помощи. Как действовать с данным предметом, находящимся в коробке? Была сформулирована и поставлена цель исследования.

Чтобы решить проблему и помочь детям, воспитатель в игровой форме, превращался в учёного Знайкину. И мы все вместе отправились в «школу волшебных наук», где выполняли разные задания, решали проблемные ситуации, ставили эксперименты. Все это происходило в игровой форме.

Основная форма проведения занятия – это «работа в школе волшебных наук».

Представляю вам первый проводимый опыт «Всё ли притягивает магнит?»

Была выдвинута гипотеза: если магнит приложить к разным предметам, то он их к себе притянет.

После проведения опыта, гипотеза была опровергнута и сделан вывод: магнит притягивает только металлические предметы.

Второй опыт «Не замочи руки»

Определена проблема – как не замочить руки и достать скрепку из стакана с водой. В ходе обсуждения, было принято решение, попробовать достать скрепку с помощью магнита, а затем выдвинута гипотеза: магнит не может действовать через воду и стекло.

После проведения опыта гипотеза была опровергнута, и был сделан вывод: магнитная сила может действовать через стекло и воду.

Для изменения деятельности детей и профилактики переутомления была проведена физ. минутка: Игра «Притягивает – не притягивает»

Надо ловить мячик и говорить «Притягивает», если магнит его притягивает и «Не притягивает», если магнит не притягивает.

Третий опыт был направлен на продолжение второго опыта: игра «Бумажные гонки». Была выдвинута гипотеза, о том, что магнитная сила может действовать через картон.

Суть опыта: было предложено провести бумажную мышку по лабиринту. Сначала без прикреплённой скрепки, а затем с ней.

После проведения опыта предположение было доказано. Магнитная сила проходит через картон. 
Опыт №4«Полюсамагнита»
Было выдвинуто предположение, магнит может действовать на расстоянии. Мнения разделились.

Профессор с опорой на мини презентацию рассказала детям о том, что у магнита есть 2 полюса и как они действуют друг на друга.

После получения новых знаний и проведённого опыта, сделан вывод, что магнит разный с двух сторон, у него два полюса и разные действия

Для закрепления знаний проведена подвижная игра «Магнитики».

Дети по команде воспитателя должны были притянуться разными полюсами (цветные резинки на руках) друг к другу.

Опыт № 5 «Сила магнита».

В ходе этого опыта дети познакомились с понятием – магнитное поле и выявили, что от размера магнита не зависит сила его магнитного поля.

После «возвращения» в группу было обсуждение, достигнута ли цель нашего исследования и сделаны соответствующие выводы.

Проведена игра «Верно-неверно» (заданы вопросы по проведённым опытам)

В ходе каждого опыта выдвигалась гипотеза и в нашем случае она подтверждалась экспериментальным путём.

Вывод мастер-класса: познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Уважаемые коллеги, я благодарю группу за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер - класса вы получили определенные представления об эффективности опытно - экспериментальной деятельности, и что наш мастер- класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Лепбук «Богатства русского леса»

Лепбук «Богатства русского леса» Лес – это прекрасное место для всех живых организмов, в том числе и для человека. Человек в...

Информационно-творческий проект по сюжетно-ролевой игре в старшей группе «Буду в…

Информационно-творческий проект по сюжетно-ролевой игре в старшей группе «Буду в армии служить»

Лепбук «Пожарная безопасность»

Лепбук «Пожарная безопасность» Уже с младшего дошкольного возраста, воспитатели и другие специалисты рассказывают детям о пожарной безопасности. Как себя вести, куда...

Читайте также

Дидактическая игра «Собери ракету»

Дидактическая игра «Собери ракету» Аннотация: Дидактическая игра «Собери ракету» рекомендована для дошкольников 3-4 лет. Данная игра направлена на развитие сенсорных способностей детей дошкольного...

Итоговое интегрированное занятие в средней группе. Тема: «Путешествие на цветочную…

Итоговое интегрированное занятие в средней группе Тема: «Путешествие на цветочную поляну»   Цель: Закрепление полученных знаний о цветах.Задачи:  Создание условий для систематизации и обобщения...

Конспект по рисованию. Тема: Варежка для куклы Кати

Конспект по рисованию. Тема: Варежка для куклы Кати Цель: Формирование самостоятельной, творческой деятельности детей. Совершенствовать технику рисования кистью. Развивать сочувствие к...