Организация мастер-класса с педагогами в рамках конкурса «Воспитатель года» по теме: «ППР: 3 буквы изменившие мир творчества»

Цель: познакомить участников мастер- класса с использованием метода правополушарного рисования.

Задачи:

- Познакомить участников мастер- класса с новыми художественными возможностями.
- Познакомить с методическими методами и приёмами, которые используются в работе с детьми.

- Раскрыть творческий потенциал участников путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов педагогической деятельности, средствами использования технологии правополушарного рисования.

- Вызвать интерес к предложенной методике рисования;

Приоритетная образовательная область: художественно- эстетическое развитие.

Материалы и оборудование для проведения мастер- класса:

Столы, стулья, средства ИКТ, музыкальное сопровождение, раздаточный материал для упражнения, листы бумаги для ксерокса простые карандаши, альбомные листы бумаги А4, гуашь, кисти щетина №6, пони №3, салфетки бумажные и влажные, губка, стакан воды, материал для рефлексии мастер- класса: шаблоны корабликов трёх цветов, водный фломастер синего цвета.

Добрый день уважаемые члены жюри, коллеги! Рада видеть вас на моём мастер- классе, который поможет раскрыть ваш творческий потенциал, убедит вас в том, что рисовать может каждый, независимо от природного таланта и художественного образования.

Правополушарное рисование…на первый взгляд может показаться, что за таким сложным названием скрывается какая- то очень специфическая техника. Всё-таки тут в одном термине и искусство, и анатомия, и психология. А на самом деле всё намного проще. Давайте разберёмся, что это такое?

Основоположницей метода ППР принято считать доктора наук Бетти Эдвардс, которая в 70-х годах XX века описала основные принципы рисования с задействованием функций правого полушария мозга в своей книге «Художник внутри нас».

Концепция данного метода основанная на выводах американского нейропсихолога, нобелевского лауреата Роджера Сперри, который утверждал, что полушария головного мозга имеют «функциональную специализацию». Левое отвечает за математические вычисления, логику. У большинства взрослых оно доминирует, так как в обществе принято полагаться на разум, а не на чувства. Правое полушарие — образное, творческое, отвечает за восприятие цвета, сопоставление размеров и перспективы предметов. 

1

Впоследствии, в работах Бэтти Эдвардс, эти режимы получили названия «Л- режима» и «П- режима» соответственно.

Как работает методика правополушарного рисования?

Помните, почему герой, ведущий повествование в «Маленьком принце», отказался от «блестящей карьеры художника»? Верно — взрослые приняли его удава, проглотившего слона, за шляпу.

Мышление детей нешаблонно, потому что их знания и опыт невелики. Левое полушарие мозга пока что не доминирует — нет привычки «думать рационально».

А теперь представьте, что вам нужно нарисовать дом. Как только вы об этом подумаете, левое полушарие тут же превратит дом в квадрат (здание), треугольник (крыша) и цилиндр (труба). В результате вместо цельного образа на листе получится набор геометрических фигур, из которых состоит жилище. Но если включить правое полушарие, рисунок выйдет более детальным и живым. Отсутствие анализа позволяет расслабиться и наслаждаться процессом правополушарного рисования. Главное — преодолеть страх «нарисовать непохоже».

Предлагаю вам выполнить простое упражнение и понять, какое полушарие доминирует у вас. Взгляните на монитор и скажите, в какую сторону крутятся эти инопланетяне? Если забавные инопланетяне вращаются по часовой стрелке, то доминирующее левое полушарие мозга. А если против часовой стрелки, то ведущее правое полушарие мозга.

Но если работа обоих полушарий головного мозга гармонична и синхронизирована, то вы можете смотреть на картинку и видеть, что человечки кружатся, то в одну сторону, то в другую. Либо сознательно и просто изменять направление их движения вправо или влево. Чем более синхронизированы полушария, тем легче это делать. Если вы видите вращения всегда только в одну сторону, то это значит, что у вас доминирующее только одно полушарие головного мозга и значительные резервы вашего мозга сейчас скрыты.

Но эту ситуацию можно изменить в любой момент, начав тренировать и развивать активность другого полушария. Запустить «П-режим» помогут следующие простые упражнения правостороннего рисования. Предлагаю вам специальное упражнение га создание конфликта разума и интуиции. Для этого нам понадобится классическая оптическая иллюзия. Что нарисовано- ваза или два профиля? Правшам нужно взять левую часть, а левшам — правую.

Положите картинку на чистый лист бумаги и попробуйте продолжить очертания профиля. При этом мысленно или вслух проговаривайте названия частей лица: лоб, нос, губы, подбородок.

Если вы нарисовали профиль, не обращая внимания на симметрию, возобладала логика. Попробуйте ещё раз. Когда получится абстрагироваться от слов и нарисовать просто линии, значит, включилось правое полушарие.

Все включили П-режим и я предлагаю и на практике понять как работает данная техника рисования. За окном у нас зима, а мы с вами отправимся на берег моря, где дует тёплый лёгкий ветерок. Мы будем с вами рисовать «Морской пейзаж». Когда мы с детьми правополушарим, то нам в работе отлично помогает настроиться спокойная музыка.

«Морской пейзаж»

  1. Для работы нам понадобится: гуашь, которая должна быть как сметанка, губка, кисти разных размеров, сухая тряпочка или бумажные салфетки.
  2. Сначала мы губкой покрываем лист бумаги белой гуашью. Берем среднюю кисточку, набираем синюю краску и проводим линию по середине листа.
  3. Затем ставим синие точки на верхней половине листа. На нижней половине листа ставим синие, голубые, зеленые точки.
  4. Теперь мы губкой растушевываем наши пятна: проводим слева на право один раз от середины вверх и от середины вниз. Комментарий: размазывание фона помогает включить человека в творчество! Наш фон готов.
  5. Рисуем облака. Окунаем палец в белую краску и волнообразными движениями и просто постукивая изображаем облака. Пальцем подмазываем низ облаков.
  6. На среднюю кисточку набираем коричневую краску и с левой стороны листа рисуем берег. Разбавляем охрой и черным цветом.
  7. С правой стороны листа рисуем маленький островок, используя те же цвета.
  8. Белой краской тычками рисуем морскую пену вокруг острова.
  9. Тонкой кисточкой черной краской рисуем чаек и маленькие лодочки.
  10. Переворачиваем лист верх ногами и тоненькой кисточкой белой краской рисуем паруса лодочкам.
  11. Переворачиваем лист и рисуем паруса в другую сторону. Ручкой кисточки процарапываем нижние паруса.
  12. Снова переворачиваем лист вех ногами средней кисточкой коричневой краской рисуем дерево. Ветки можно дорисовать тоненькой кисточкой. Добавляем светотени охрой и черным цветом.
  13. Сухую кисточку «распушаем» об ладонь, на кончик набираем зеленую краску и рисуем листву на дереве. Можно добавить другой оттенок зеленого или желтый цвета.
  14. Распушив кисть, мазками рисуем на берегу травку. Можно добавить другой оттенок зеленого или желтый цвета.

Ну вот, ваша картина готова! Обратите внимание, что вода в стаканчиках осталась чистой. Предлагаю сделать глоток воды, ощутить свежесть, бодрость и оставить свои впечатления от мастер-класса.

Рефлексия:

Метод рефлексии «Кораблик».

Если всё понравилось, с удовольствием погружались в процесс- то запустите красный кораблик.

Если не узнали ни чего нового, но было интересно погрузиться в процесс- то запустите жёлтый кораблик.

Если почувствовали «тоску зелёную» - то запустите зелёный кораблик.

Если появилось желание узнать больше и применять в работе- то запустите синий кораблик.

Если остались не довольны- то запустите кораблик чёрного цвета.

Спасибо всем участникам мастер- класса!

Список литературы:

  1. Правополушарное рисование для начинающих. Техника правополушарного рисования.

https://bestlavka.ru/art-terapiya-risovaniem-chto-takoe pravopolusharnoe-risovanie/

  1. Что такое правополушарное рисование и чем оно полезно.

https://externat.foxford.ru/poleznoznat/pravopolusharnoe-risovanie

  1. Онлайн школа рисования с Максимом Маньковым.

https://vk.com/mankovmax

2

3

Раздаточный материал для рефлексии кораблик

4



Новые публикации

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД»…

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД» на лексическую тему «Лес, грибы, ягоды». (Подготовительная группа 05)

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с использованием…

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Овощи и фрукты – нужные продукты»

Конспект открытого интегрированного занятия для подготовительной группы. Тема: «Большое космическое…

Конспект открытого интегрированного занятия для подготовительной группы Тема: «Большое космическое путешествие» Цель: - доставить детям радость и удовольствие от игр и...

Читайте также

«Встретилась Зима с Весной»

«Встретилась Зима с Весной»  (Под музыку дети входят в зал.) Ведущий:Что за праздник? Что за праздник? Не слыхали о нем разве? Будет праздник здесь...

Развлечение в первой младшей группе «Звон - перезвон»

Развлечение в первой младшей группе «Звон - перезвон» Цель: - способствовать повышению эмоционального тонуса; - формировать чувство ритма, координацию движений; - воспитывать бережное отношение...

Сценарий праздника «День защитников Отечества» в подготовительной группе

Сценарий праздника «День защитников Отечества» в подготовительной группе Цели праздника: 1. Формировать у старших дошкольников чувство патриотизма. 2. Обобщать и конкретизировать знания детей...

Комментарии

  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Здравствуйте! В статье вы не указали список источников, меня интересуют [49] и [50]. Подскажите, что ...

    Подробнее...

     
  • Кристина
    Здравствуйте! А где можно ознакомится с полным проектом ?

    Подробнее...





В блогах

Конспект итоговой НОД с использованием интерактивных технологий в средней группе детского сада «Занимательная викторина»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад№55 «Радуга» Конспект итоговой НОД с использованием интерактивных технологий в средней группе детского сада «Занимательная викторина»           Разработала воспитатель первой категории Стрельникова Е В     2022 год Цель :...

Мастер – класс для родителей «Как играть в «ЛЕГО» вместе с детьми»

Цель:  повышение компетентности родителей по вопросам воспитания и обучения детей, развития интеллектуального и творческого потенциала детей посредством ЛЕГО-конструирования и степени их вовлечённости в образовательный процесс. Задачи:  ознакомить родителей с инновационной деятельностью в группе;  расширить и уточнить представления...

Lego-конструирование и робототехника - инновационные технологии в детском саду.

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение предается дошкольному воспитанию и образованию, ведь именно, в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка. Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности...

Консультация для родителей

Консультация для родителей «Адаптация детей в детском саду» Если родителям удалось сформировать у ребёнка навыки самообслуживания, научить играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня малыша совпадает с детсадовским и наметился эмоциональный контакт ребёнка с воспитателем, то адаптационный период будет...