Организация мастер-класса с педагогами в рамках конкурса «Воспитатель года» по теме: «ППР: 3 буквы изменившие мир творчества»

Цель: познакомить участников мастер- класса с использованием метода правополушарного рисования.

Задачи:

- Познакомить участников мастер- класса с новыми художественными возможностями.
- Познакомить с методическими методами и приёмами, которые используются в работе с детьми.

- Раскрыть творческий потенциал участников путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов педагогической деятельности, средствами использования технологии правополушарного рисования.

- Вызвать интерес к предложенной методике рисования;

Приоритетная образовательная область: художественно- эстетическое развитие.

Материалы и оборудование для проведения мастер- класса:

Столы, стулья, средства ИКТ, музыкальное сопровождение, раздаточный материал для упражнения, листы бумаги для ксерокса простые карандаши, альбомные листы бумаги А4, гуашь, кисти щетина №6, пони №3, салфетки бумажные и влажные, губка, стакан воды, материал для рефлексии мастер- класса: шаблоны корабликов трёх цветов, водный фломастер синего цвета.

Добрый день уважаемые члены жюри, коллеги! Рада видеть вас на моём мастер- классе, который поможет раскрыть ваш творческий потенциал, убедит вас в том, что рисовать может каждый, независимо от природного таланта и художественного образования.

Правополушарное рисование…на первый взгляд может показаться, что за таким сложным названием скрывается какая- то очень специфическая техника. Всё-таки тут в одном термине и искусство, и анатомия, и психология. А на самом деле всё намного проще. Давайте разберёмся, что это такое?

Основоположницей метода ППР принято считать доктора наук Бетти Эдвардс, которая в 70-х годах XX века описала основные принципы рисования с задействованием функций правого полушария мозга в своей книге «Художник внутри нас».

Концепция данного метода основанная на выводах американского нейропсихолога, нобелевского лауреата Роджера Сперри, который утверждал, что полушария головного мозга имеют «функциональную специализацию». Левое отвечает за математические вычисления, логику. У большинства взрослых оно доминирует, так как в обществе принято полагаться на разум, а не на чувства. Правое полушарие — образное, творческое, отвечает за восприятие цвета, сопоставление размеров и перспективы предметов. 

1

Впоследствии, в работах Бэтти Эдвардс, эти режимы получили названия «Л- режима» и «П- режима» соответственно.

Как работает методика правополушарного рисования?

Помните, почему герой, ведущий повествование в «Маленьком принце», отказался от «блестящей карьеры художника»? Верно — взрослые приняли его удава, проглотившего слона, за шляпу.

Мышление детей нешаблонно, потому что их знания и опыт невелики. Левое полушарие мозга пока что не доминирует — нет привычки «думать рационально».

А теперь представьте, что вам нужно нарисовать дом. Как только вы об этом подумаете, левое полушарие тут же превратит дом в квадрат (здание), треугольник (крыша) и цилиндр (труба). В результате вместо цельного образа на листе получится набор геометрических фигур, из которых состоит жилище. Но если включить правое полушарие, рисунок выйдет более детальным и живым. Отсутствие анализа позволяет расслабиться и наслаждаться процессом правополушарного рисования. Главное — преодолеть страх «нарисовать непохоже».

Предлагаю вам выполнить простое упражнение и понять, какое полушарие доминирует у вас. Взгляните на монитор и скажите, в какую сторону крутятся эти инопланетяне? Если забавные инопланетяне вращаются по часовой стрелке, то доминирующее левое полушарие мозга. А если против часовой стрелки, то ведущее правое полушарие мозга.

Но если работа обоих полушарий головного мозга гармонична и синхронизирована, то вы можете смотреть на картинку и видеть, что человечки кружатся, то в одну сторону, то в другую. Либо сознательно и просто изменять направление их движения вправо или влево. Чем более синхронизированы полушария, тем легче это делать. Если вы видите вращения всегда только в одну сторону, то это значит, что у вас доминирующее только одно полушарие головного мозга и значительные резервы вашего мозга сейчас скрыты.

Но эту ситуацию можно изменить в любой момент, начав тренировать и развивать активность другого полушария. Запустить «П-режим» помогут следующие простые упражнения правостороннего рисования. Предлагаю вам специальное упражнение га создание конфликта разума и интуиции. Для этого нам понадобится классическая оптическая иллюзия. Что нарисовано- ваза или два профиля? Правшам нужно взять левую часть, а левшам — правую.

Положите картинку на чистый лист бумаги и попробуйте продолжить очертания профиля. При этом мысленно или вслух проговаривайте названия частей лица: лоб, нос, губы, подбородок.

Если вы нарисовали профиль, не обращая внимания на симметрию, возобладала логика. Попробуйте ещё раз. Когда получится абстрагироваться от слов и нарисовать просто линии, значит, включилось правое полушарие.

Все включили П-режим и я предлагаю и на практике понять как работает данная техника рисования. За окном у нас зима, а мы с вами отправимся на берег моря, где дует тёплый лёгкий ветерок. Мы будем с вами рисовать «Морской пейзаж». Когда мы с детьми правополушарим, то нам в работе отлично помогает настроиться спокойная музыка.

«Морской пейзаж»

  1. Для работы нам понадобится: гуашь, которая должна быть как сметанка, губка, кисти разных размеров, сухая тряпочка или бумажные салфетки.
  2. Сначала мы губкой покрываем лист бумаги белой гуашью. Берем среднюю кисточку, набираем синюю краску и проводим линию по середине листа.
  3. Затем ставим синие точки на верхней половине листа. На нижней половине листа ставим синие, голубые, зеленые точки.
  4. Теперь мы губкой растушевываем наши пятна: проводим слева на право один раз от середины вверх и от середины вниз. Комментарий: размазывание фона помогает включить человека в творчество! Наш фон готов.
  5. Рисуем облака. Окунаем палец в белую краску и волнообразными движениями и просто постукивая изображаем облака. Пальцем подмазываем низ облаков.
  6. На среднюю кисточку набираем коричневую краску и с левой стороны листа рисуем берег. Разбавляем охрой и черным цветом.
  7. С правой стороны листа рисуем маленький островок, используя те же цвета.
  8. Белой краской тычками рисуем морскую пену вокруг острова.
  9. Тонкой кисточкой черной краской рисуем чаек и маленькие лодочки.
  10. Переворачиваем лист верх ногами и тоненькой кисточкой белой краской рисуем паруса лодочкам.
  11. Переворачиваем лист и рисуем паруса в другую сторону. Ручкой кисточки процарапываем нижние паруса.
  12. Снова переворачиваем лист вех ногами средней кисточкой коричневой краской рисуем дерево. Ветки можно дорисовать тоненькой кисточкой. Добавляем светотени охрой и черным цветом.
  13. Сухую кисточку «распушаем» об ладонь, на кончик набираем зеленую краску и рисуем листву на дереве. Можно добавить другой оттенок зеленого или желтый цвета.
  14. Распушив кисть, мазками рисуем на берегу травку. Можно добавить другой оттенок зеленого или желтый цвета.

Ну вот, ваша картина готова! Обратите внимание, что вода в стаканчиках осталась чистой. Предлагаю сделать глоток воды, ощутить свежесть, бодрость и оставить свои впечатления от мастер-класса.

Рефлексия:

Метод рефлексии «Кораблик».

Если всё понравилось, с удовольствием погружались в процесс- то запустите красный кораблик.

Если не узнали ни чего нового, но было интересно погрузиться в процесс- то запустите жёлтый кораблик.

Если почувствовали «тоску зелёную» - то запустите зелёный кораблик.

Если появилось желание узнать больше и применять в работе- то запустите синий кораблик.

Если остались не довольны- то запустите кораблик чёрного цвета.

Спасибо всем участникам мастер- класса!

Список литературы:

  1. Правополушарное рисование для начинающих. Техника правополушарного рисования.

https://bestlavka.ru/art-terapiya-risovaniem-chto-takoe pravopolusharnoe-risovanie/

  1. Что такое правополушарное рисование и чем оно полезно.

https://externat.foxford.ru/poleznoznat/pravopolusharnoe-risovanie

  1. Онлайн школа рисования с Максимом Маньковым.

https://vk.com/mankovmax

2

3

Раздаточный материал для рефлексии кораблик

4



Новые публикации

Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через приобщение…

Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через приобщение к народным традициям Паспорт педагогической практики № Параметры Описание   Авторы реализуемой практики Воскресенцева Татьяна Владимировна, Сидорова...

Календарно-тематическое планирование народных игр на мероприятиях ДОУ

Календарно-тематическое планирование народных игр на мероприятиях ДОУ Праздник Название игр Описание игры (цель) 1 сентября «День Знаний» Бубенцы (колокольчик) Цель: Развитие умений действовать по сигналу, внимания...

Ознакомление детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности

Ознакомление детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности «Самое дорогое у человека – это жизнь». Н. А. Островский. Потребность обучения и ознакомления детей правилами...

Читайте также

Детско-родительский проект «Семья вместе, так и душа на месте»

Детско-родительский проект «Семья вместе, так и душа на месте» Паспорт проекта. Тип проекта: комплексный.Продолжительность проекта: учебный год.Участники проекта: педагоги, воспитатели, дети старшей...

Календарно-тематическое планирование во второй младшей группе (ноябрь)

Календарно-тематическое планирование во второй младшей группе (ноябрь)

Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в ДОУ

Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в ДОУ Срок реализации - 1 учебный год. Возраст обучающихся: 3-4 года. 1. Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка Дополнительная образовательная...

Читайте также

Дидактическая игра «Расставь буквы по порядку»

Дидактическая игра «Расставь буквы по порядку» Дидактическая игра “Расставь буквы по порядку” предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Благодаря этой игре...

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Компьютерная графика»

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Компьютерная графика» (Базовый уровень технической направленности) 1 модуль Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа «Компьютерная графика» представляет собой курс в области новых...

Сценарий квест-игры в подготовительной логопедической группе. Тема «Путешествие на поезде»

Сценарий квест-игры в подготовительной логопедической группе Тема «Путешествие на поезде» Цели: 1. Обеспечить применение на практике речевых навыков общения детей. 2. Обеспечить развитие...





В блогах

Конспект занятия по познавательной деятельности «Путешествие в Страну здоровья» в старшем дошкольном возрасте.

Конспект занятия по познавательной деятельности «Путешествие в Страну здоровья» в старшем дошкольном возрасте.   Программное содержание: - способствовать формированию у детей ценностей здорового образа жизни; -развивать у детей представление о полезности физической активности и личной гигиены; - продолжать формировать знания...

РППС в ДОУ для детей с задержкой психического развития

В нашем детском саду функционирует две группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития. Они предназначены для детей двух возрастных категорий (5-6 лет и 6-7 лет) и рассчитаны на 2 года обучения. Таким образом, мы обеспечиваем коррекционной помощью детей...

Консультация: «Роль дыхательной гимнастики в закаливании и оздоровлении детей»

Дыхательная система детей несовершенна, и чем меньше ребенок, тем уже все дыхательные пути, а слизистая оболочка, их выстилающая, очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под действием частиц пыли; при этом и без того узкие ходы становятся еще уже, и ребенку становится...

Проект "Русская береза".

Проект Русская береза  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Светлячок» Проект на тему: «Русская березка». Автор: Санкина Алиса 6 лет Руководитель: Гарина Ольга Владимировна село Дивеево 2023 г.     Паспорт проекта Тема проекта Русская береза Автор проекта...