Организация мастер-класса с педагогами в рамках конкурса «Воспитатель года» по теме: «ППР: 3 буквы изменившие мир творчества»

Цель: познакомить участников мастер- класса с использованием метода правополушарного рисования.

Задачи:

- Познакомить участников мастер- класса с новыми художественными возможностями.
- Познакомить с методическими методами и приёмами, которые используются в работе с детьми.

- Раскрыть творческий потенциал участников путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов педагогической деятельности, средствами использования технологии правополушарного рисования.

- Вызвать интерес к предложенной методике рисования;

Приоритетная образовательная область: художественно- эстетическое развитие.

Материалы и оборудование для проведения мастер- класса:

Столы, стулья, средства ИКТ, музыкальное сопровождение, раздаточный материал для упражнения, листы бумаги для ксерокса простые карандаши, альбомные листы бумаги А4, гуашь, кисти щетина №6, пони №3, салфетки бумажные и влажные, губка, стакан воды, материал для рефлексии мастер- класса: шаблоны корабликов трёх цветов, водный фломастер синего цвета.

Добрый день уважаемые члены жюри, коллеги! Рада видеть вас на моём мастер- классе, который поможет раскрыть ваш творческий потенциал, убедит вас в том, что рисовать может каждый, независимо от природного таланта и художественного образования.

Правополушарное рисование…на первый взгляд может показаться, что за таким сложным названием скрывается какая- то очень специфическая техника. Всё-таки тут в одном термине и искусство, и анатомия, и психология. А на самом деле всё намного проще. Давайте разберёмся, что это такое?

Основоположницей метода ППР принято считать доктора наук Бетти Эдвардс, которая в 70-х годах XX века описала основные принципы рисования с задействованием функций правого полушария мозга в своей книге «Художник внутри нас».

Концепция данного метода основанная на выводах американского нейропсихолога, нобелевского лауреата Роджера Сперри, который утверждал, что полушария головного мозга имеют «функциональную специализацию». Левое отвечает за математические вычисления, логику. У большинства взрослых оно доминирует, так как в обществе принято полагаться на разум, а не на чувства. Правое полушарие — образное, творческое, отвечает за восприятие цвета, сопоставление размеров и перспективы предметов. 

1

Впоследствии, в работах Бэтти Эдвардс, эти режимы получили названия «Л- режима» и «П- режима» соответственно.

Как работает методика правополушарного рисования?

Помните, почему герой, ведущий повествование в «Маленьком принце», отказался от «блестящей карьеры художника»? Верно — взрослые приняли его удава, проглотившего слона, за шляпу.

Мышление детей нешаблонно, потому что их знания и опыт невелики. Левое полушарие мозга пока что не доминирует — нет привычки «думать рационально».

А теперь представьте, что вам нужно нарисовать дом. Как только вы об этом подумаете, левое полушарие тут же превратит дом в квадрат (здание), треугольник (крыша) и цилиндр (труба). В результате вместо цельного образа на листе получится набор геометрических фигур, из которых состоит жилище. Но если включить правое полушарие, рисунок выйдет более детальным и живым. Отсутствие анализа позволяет расслабиться и наслаждаться процессом правополушарного рисования. Главное — преодолеть страх «нарисовать непохоже».

Предлагаю вам выполнить простое упражнение и понять, какое полушарие доминирует у вас. Взгляните на монитор и скажите, в какую сторону крутятся эти инопланетяне? Если забавные инопланетяне вращаются по часовой стрелке, то доминирующее левое полушарие мозга. А если против часовой стрелки, то ведущее правое полушарие мозга.

Но если работа обоих полушарий головного мозга гармонична и синхронизирована, то вы можете смотреть на картинку и видеть, что человечки кружатся, то в одну сторону, то в другую. Либо сознательно и просто изменять направление их движения вправо или влево. Чем более синхронизированы полушария, тем легче это делать. Если вы видите вращения всегда только в одну сторону, то это значит, что у вас доминирующее только одно полушарие головного мозга и значительные резервы вашего мозга сейчас скрыты.

Но эту ситуацию можно изменить в любой момент, начав тренировать и развивать активность другого полушария. Запустить «П-режим» помогут следующие простые упражнения правостороннего рисования. Предлагаю вам специальное упражнение га создание конфликта разума и интуиции. Для этого нам понадобится классическая оптическая иллюзия. Что нарисовано- ваза или два профиля? Правшам нужно взять левую часть, а левшам — правую.

Положите картинку на чистый лист бумаги и попробуйте продолжить очертания профиля. При этом мысленно или вслух проговаривайте названия частей лица: лоб, нос, губы, подбородок.

Если вы нарисовали профиль, не обращая внимания на симметрию, возобладала логика. Попробуйте ещё раз. Когда получится абстрагироваться от слов и нарисовать просто линии, значит, включилось правое полушарие.

Все включили П-режим и я предлагаю и на практике понять как работает данная техника рисования. За окном у нас зима, а мы с вами отправимся на берег моря, где дует тёплый лёгкий ветерок. Мы будем с вами рисовать «Морской пейзаж». Когда мы с детьми правополушарим, то нам в работе отлично помогает настроиться спокойная музыка.

«Морской пейзаж»

  1. Для работы нам понадобится: гуашь, которая должна быть как сметанка, губка, кисти разных размеров, сухая тряпочка или бумажные салфетки.
  2. Сначала мы губкой покрываем лист бумаги белой гуашью. Берем среднюю кисточку, набираем синюю краску и проводим линию по середине листа.
  3. Затем ставим синие точки на верхней половине листа. На нижней половине листа ставим синие, голубые, зеленые точки.
  4. Теперь мы губкой растушевываем наши пятна: проводим слева на право один раз от середины вверх и от середины вниз. Комментарий: размазывание фона помогает включить человека в творчество! Наш фон готов.
  5. Рисуем облака. Окунаем палец в белую краску и волнообразными движениями и просто постукивая изображаем облака. Пальцем подмазываем низ облаков.
  6. На среднюю кисточку набираем коричневую краску и с левой стороны листа рисуем берег. Разбавляем охрой и черным цветом.
  7. С правой стороны листа рисуем маленький островок, используя те же цвета.
  8. Белой краской тычками рисуем морскую пену вокруг острова.
  9. Тонкой кисточкой черной краской рисуем чаек и маленькие лодочки.
  10. Переворачиваем лист верх ногами и тоненькой кисточкой белой краской рисуем паруса лодочкам.
  11. Переворачиваем лист и рисуем паруса в другую сторону. Ручкой кисточки процарапываем нижние паруса.
  12. Снова переворачиваем лист вех ногами средней кисточкой коричневой краской рисуем дерево. Ветки можно дорисовать тоненькой кисточкой. Добавляем светотени охрой и черным цветом.
  13. Сухую кисточку «распушаем» об ладонь, на кончик набираем зеленую краску и рисуем листву на дереве. Можно добавить другой оттенок зеленого или желтый цвета.
  14. Распушив кисть, мазками рисуем на берегу травку. Можно добавить другой оттенок зеленого или желтый цвета.

Ну вот, ваша картина готова! Обратите внимание, что вода в стаканчиках осталась чистой. Предлагаю сделать глоток воды, ощутить свежесть, бодрость и оставить свои впечатления от мастер-класса.

Рефлексия:

Метод рефлексии «Кораблик».

Если всё понравилось, с удовольствием погружались в процесс- то запустите красный кораблик.

Если не узнали ни чего нового, но было интересно погрузиться в процесс- то запустите жёлтый кораблик.

Если почувствовали «тоску зелёную» - то запустите зелёный кораблик.

Если появилось желание узнать больше и применять в работе- то запустите синий кораблик.

Если остались не довольны- то запустите кораблик чёрного цвета.

Спасибо всем участникам мастер- класса!

Список литературы:

  1. Правополушарное рисование для начинающих. Техника правополушарного рисования.

https://bestlavka.ru/art-terapiya-risovaniem-chto-takoe pravopolusharnoe-risovanie/

  1. Что такое правополушарное рисование и чем оно полезно.

https://externat.foxford.ru/poleznoznat/pravopolusharnoe-risovanie

  1. Онлайн школа рисования с Максимом Маньковым.

https://vk.com/mankovmax

2

3

Раздаточный материал для рефлексии кораблик

4



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников Дошкольный возраст является одним из важнейших периодов в развитии ребенка. Познавательная деятельность ярко прослеживается...

Конспект интегрированного итогового занятия в средней группе «Путешествие в страну…

Конспект интегрированного итогового занятия в средней группе «Путешествие в страну знаний» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Цель: Обобщить полученные...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Матрёшка» (Первая…

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Матрёшка» (Первая младшая группа) Цель: Познакомить детей с народной игрушкой матрёшкой, привлечь внимание к игрушке. Задачи: формировать...

Читайте также

Познавательно-творческий проект «Творим волшебство своими руками»

Познавательно-творческий проект «Творим волшебство своими руками» I. Пояснительная записка 1.1. Тема проекта Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник изобразительной...

Сценарий зимнего спортивного праздника на улице с родителями. «Традиция. Семья…

Сценарий зимнего спортивного праздника на улице с родителями. «Традиция. Семья. Спорт» Цели: показать детям привлекательность зимнего времени года, развивать интерес к...

«Конспект познавательного общения с детьми дошкольного возраста». Утренний круг подготовительная…

«Конспект познавательного общения с детьми дошкольного возраста» Утренний круг подготовительная группа Цель: создание условий для речевого общения детей, установление эмоционального контакта; создание благоприятного...