Мастер-класс для детей и родителей «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы - закрутки»

Цель:

Приобщить детей к народной культуре через совместное творчество со взрослыми: родителями и педагогами; родителей обучить изготовлению тряпичной куклы-закрутки.

Задачи:

Познакомить участников мастер-класса с народной тряпичной куклой; развивать творческую фантазию и воображение, чувство прекрасного;

воспитывать любовь и уважение к народной культуре, традициям.

Материалы и оборудование:

Кусочки ткани для изготовления кукол, нитки, ножницы – раздаточный материал для каждого участника мастер-класса; образец куклы - закрутки; технологические карты; для выставки – народные тряпичные куклы.

Ход мероприятия:

1. Вводная часть.

- Добрый день уважаемые участники, гости. Я рада видеть вас на моем мастер-классе. Надеюсь, вы сегодня узнаете много нового, интересного. Наша встреча посвящена народной кукле, игрушке, которой играли наши предки, лоскутной кукле, кукле из бабушкиного сундука. Впереди нас ждет практическая часть, мы будем своими руками создавать кукол.

2. Теоретическая часть. Показ презентации.

- "Кто в куклы не играл, тот счастья не видал" - гласит народная мудрость.

Ещё в середине XX века почти в каждой семье – в деревне и в городе – дети играли тряпичными куклами. И только с 1960-х годов, когда промышленные предприятия стали выпускать миллионные партии игрушек из пластмассы, традиция изготовления домашней куклы почти угасла. Однако, она не исчезла совсем, отложившись в народной памяти.

С игрушками в мир детей приходит особое богатство. Мячик и кубики, пирамидка и неваляшка, птичка-свистулька и матрешка с дюжиной сестриц "мал мала меньше"… И все-таки самая распространенная в мире игрушка – это кукла, она сопровождает нас всю жизнь. Она учит, воспитывает, с куклами дети могут себя почувствовать взрослыми, а взрослым она дает возможность вернуться в мир детства.

- На Руси было большое многообразие кукол. Они изготавливались с разной целью: одни были оберегами, защищали семью от бед и болезней, другие делались к праздникам и являлись обязательным подарком, а были и просто куклы-игрушки, с которыми можно было поиграть или сладко уснуть в кроватке.

Куклы, наделенные обрядовой символикой, бережно хранились в каждой семье и передавались из поколения в поколение. С ними беседовали, поверяли им свои беды и радости, их призывали на помощь. Принять на себя болезни и несчастья могли Лихоманка и Купавка, помочь в урожае могли Зерновушка и Масленица, сохранении крепкого сна - Бессонница, укреплении счастливого брака - Парочка, Неразлучники (воспитатель показывает кукол, сделанных ею).

Смастерить куклу (смотать, скрутить, свалять) дети могли сами уже с четырех-пяти лет. Играли в куклы обычно как девочки, так и мальчики до семи-восьми лет, т.е. до той поры, пока они носили схожую одежду (длиннополые рубахи). Создавая мир своей куклы, каждая девочка училась рукоделию и постигала премудрости общения в разных жизненных ситуациях.

- Тряпичная кукла – кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа.

Традиционная народная кукла воспитывала в детях любовь к труду, уважение к

родине, к семье. Готовила их к взрослой жизни и учила быть великодушными

и милосердными, умными и добрыми, проявлять заботу и уважение.

- Почему я хочу познакомить именно с рукотворной игрушкой – такой теплой, любимой и сделанной своими руками. Да потому что она вобрала в себя все, чего нам так не хватает в бурном 21 веке. Наше сегодняшнее желание - знать: какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила - это не только познавательный интерес, но еще и стремление помнить историческое и культурное прошлое своего народа, сохранить семейные ценности.

- Я хочу познакомить вас с русской традиционной куклой - закруткой. Раньше в каждом крестьянском доме было много таких кукол. Это была самая распространенная игрушка. Считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символом продолжения рода. Красивая кукла, сделанная своими руками, была гордостью девочки и ее верной подругой.

- Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки как и многих других куколок.

"А почему у куклы нет лица?" Безликой (то есть без лика, без лица) кукла долгое время оставалась потому, что люди боялись полностью уподобить человеку, поскольку считали, что кукла с "лицом" как бы обретала душу, могла навредить ребенку. Позже этот магический смысл забылся, и кукле стали рисовать или вышивать глаза, рот, нос.

- Конечно как бы ни хороша была тряпичная кукла, все же дети я думаю, выберут современную, с длинными ресницами, с чудесными локонами. Сейчас куклы научились ходить и говорить, их можно мыть и причесывать, одевать и раздевать, но любовь к лоскутной кукле в народе не прошла - их до сих пор делают многие современные мамочки, и дети с удовольствием в них играют, поскольку, в отличие от покупной, она одна - единственная и неповторимая на всем белом свете.

(В зал входят дети.)

- Ребятки, поздоровайтесь с гостями.

Посмотрите, сколько необычных кукол перед нами находится. Какие они яркие, необычные. Такими куклами сейчас уже никто не играет, а необычные они тем что сделаны они вручную, из ярких тряпочек и ниток. Вот это - пеленашка (показывает пеленашку). Раньше негде было купить игрушки. Мамы делали самую первую куклу - пеленашку, когда ребенок еще лежал в колыбели. Потом девочки подрастали и сами учились делать себе кукол. 

А это - зайчик на пальчик, тут расположились у нас козочки, лошадки. Нравятся вам мои игрушки?

-Давайте и мы сделаем свою неповторимую куколку из лоскутков своими руками, вложив в нее свое тепло, душу и собственную фантазию, а помогут вам в этом ваши мамочки (дети подходят к мамам).

- Нам понадобится: квадрат однотонной плотной ткани (туловище), квадрат светлой тонкой х/б ткани (рубаха), прямоугольный лоскут цветной ткани (юбка), маленький кусочек кружева (передник), кусок яркой ткани треугольной формы (платок), нитки.

3. Практическая часть.

Есть иголка у меня, ножницы, напёрсток,

Куклу сделаю сейчас из лоскутьев пёстрых.

Я лицо ей разошью нитками цветными

И волшебное сама выдумаю имя.

1. Для изготовления туловища берем кусок плотной ткани, размером примерно 20*20 см. Подогнув ее пополам, делаем плотную скрутку - рулик. Это будет туловище нашей куклы. Там где край ткани подогнут, будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива. Заматываем ниткой посередине.

2. Берем квадратный лоскут светлой однотонной ткани и накрываем трубочку сверху (уголком).

3. Отступаем от верха примерно 2 см. и перевязываем ниткой по линии шеи.

4. Складываем оба конца для рук таким образом, чтобы срезы ткани оказались внутри.

5. Берем красные нитки и завязываем рукава у запястий куклы.

6. Берем красные нитки и обматываем голову куклы 3-4 раза, чтобы получился повойник (старинный головной убор замужних женщин, представлявший собой полотняную шапочку, полностью закрывавшую волосы, заплетенные в две косы и уложенные на голове).

7. Берем треугольный лоскуток цветной ткани и завязываем платок так, чтобы повойник оставался открытым.

8. Берем прямоугольный лоскуток цветной ткани и оборачиваем нижнюю часть туловища, чтобы получилась юбка.

9.Подбираем отрез кружева, накладываем на юбку и обвязываем цветной ниткой вокруг талии - это передник.

Вот наша кукла-закрутка и готова!

- А теперь, дорогие мамочки, я бы хотела чтобы вы со своими детками

своим куклам придумали имена, лучше если это будут старинные русские женские имена, например Екатерина, Агафья, Пелагея, Степанида и т.д.

4. Заключительная часть.

- А сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру "Золотые ворота", играют мамы и детки (воспитатель объясняет правила игры).

9



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Культурная деятельность ребенка

Культурная деятельность ребенка Мир детства – неотъемлемая часть образа жизни и культуры любого отдельно взятого народа и человечества в целом. Ребёнок пребывает в культуре...

Экологический проект «Живи родник, живи!»

Экологический проект «Живи родник, живи!» (Подготовительная группа) Актуальность проекта.  Природа нашего края поражает своим великолепием и необыкновенной красотой. Наш край - это край...

Проект «Книга-лучший друг» для детей старшей, подготовительной группы по приобщению…

Проект «Книга-лучший друг» для детей старшей, подготовительной группы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе Вид проекта: Творческий, информационно-познавательный, художественно-речевой. Продолжительность...

Читайте также

Комплексно-тематическое планирование «В мире волшебной бумаги»

Комплексно-тематическое планирование «В мире волшебной бумаги» Для воспитанников пятого года жизни Направление моей педагогической деятельности – художественно-эстетическое развитие. Тема самообразования: «Развитие творческого потенциала...

«Весенние цветы»

«Весенние цветы» В нашей группе был проведён познавательно-творческий проект «Весенние цветы». Проект был направлен на познавательное развитие детей к природе, в...

Дополнительная образовательная программа по физическому развитию «Азбука здоровья» для детей…

Дополнительная образовательная программа по физическому развитию «Азбука здоровья» для детей 1,5 - 3 лет