Чтение художественной литературы
Мастер-класс для младших воспитателей

Уважаемые младшие воспитатели! Когда изменилось название вашей профессии и няня стала называться помощником воспитателя, должностные обязанности начали носить некоторую педагогическую направленность.

Быть вместе с детьми, их занимать, воспитывать, развивать – работа воспитателя. Но часто требуется ваша помощь. В образовательной деятельности, как вы все знаете, предусмотрены занятия с делением на подгруппы: и пока воспитатель проводи занятия с одной подгруппой воспитанников, вторую подгруппу детей вам надо занять и так, чтобы это и развивало детей и им было интересно. Скажите, как вы занимаете детей, как вы выходите из сложившейся ситуации?

Одним из таких видов деятельности является, конечно же, чтение (рассказывание) художественных произведений.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. С первых дней жизни мы своим детям поем колыбельные, читаем стихи, рассказываем сказки. И все это так же является частью художественной литературы. Ни для кого не секрет, что, чем больше мы будем читать с вами детям, а в дальнейшем ,в школе, и они сами, тем богаче у ребенка будет внутренний мир, тем шире буде словарный запас ,грамотней речь ,как устная, так и письменная. Скажите, а какое художественное произведение вы последним прочитали своему ребенку (или сами)?

В дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием. Задачи взрослого - открыть ребенку то чудо, которое несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.

Дошкольное детство - это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне сострадать, возмущаться, радоваться, т.е. выдавать те эмоции, на которые рассчитывал автор, создавая свои произведения. Однако чуткость к художественному слову сама по себе не возникает. Она зависит от того, что, каким образом и как часто читают детям.

Художественная литература – это искусство, искусство слова, поэтому важна выразительность чтения. Чтобы восприятие литературного произведения было полноценным, глубоким, чтобы развивалась речь, эмоциональная культура и творческое воображение детей, необходимо уделять внимание анализу худ.текста на доступном для них уровне, т.е. беседовать о прочитанном. Я предлагаю вам прочить и побеседовать о прочитанном. Возьмем для нашего эксперимента произведение Чарушина «Четыре желания».

(Вопросы по тексту: Как звали мальчика?

Какие желания высказывал мальчик отцу?

Куда записывал свои желания?

Какое время года больше всего понравилось мальчику?

Почему рассказ называется «Четыре желания», а не «Времена года»?

Какой эпизод из произведения вам больше всего понравился?)

Вы все работаете в разных возрастных группах и я не открою вам тайну, что для каждого возраста есть свой перечень литературы, предусмотренный образовательной программой. В приобщении к чтению детей младшего, среднего и старшего возрастов есть свои особенности, т. е., к примеру, дети 2-3 лет не поймут прочитанную вами сказку «Василиса Прекрасная», им будет не интересно, а детям 5-7 лет не интересно будет слушать «Мишка косолапый».

Чтение произведений художественной литературы детям младшего дошкольного возраста сопровождается показом иллюстраций (при этом которые должны быть не перенасыщены персонажами, чтобы ребенок мог сфокусировать свое внимание на определенном персонаже), персонажей настольного театра и других средств наглядности, также детям этого возраста особенно нравится когда им рассказывают сказки (соответственно сопровождая показом) (показать пример книги). Все вы наверняка помните сказку «Колобок», я предлагаю вам попробовать показать эту сказку.

Дети 3-5 лет очень любят снова и снова слушать понравившееся им произведение. В этом возрасте чтение может быть уже без наглядного сопровождения. Из моего педагогического опыта могу сказать, что произведения К.И Чуковского пользуются особой популярностью. Повторное прочтение произведения способствует развитию памяти, дети в этом возрасте могут наизусть рассказать «Муху –Цокотуху», «Мойдодыра» или «Айболита»… Книги используются с достаточно насыщенными иллюстрациями.(пример показать). Я предлагаю прочитать отрывок из одного произведения, например «Айболит».

В старшем дошкольном возрасте большинство детей знают много литературных произведений, могут назвать любимое художественное произведение. Дети так же могут объяснить свое отношение к тому или иному герою, или поступку. Еще им очень нравится придумывать свои сказки –истории. В этом возрасте им очень нравится обыгрывать знакомые произведения. Я вам предлагаю вспомнить русскую народную сказку «теремок». (вспоминаем) Молодцы, вспомнили, а сейчас попробуем ее обыграть.





Новые публикации

Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познание». Тема: «Количество и…

Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познание» Тема: «Количество и счет. Геометрические фигуры. Ориентировка во времени» Возрастная группа: средняя (4-5 лет) Цель: Развитие...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Как…

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Как мы учили медвежонка» Цель: Уточнить и расширить представление детей о перелётных птицах, об...

О практике применения в образовательной деятельности с дошкольниками робототехнического конструктора…

О практике применения в образовательной деятельности с дошкольниками робототехнического конструктора «ТехноЛаб» и конструктора «Полидрон Супер – Гигант» В обновленном содержании дошкольного...

Читайте также

Конспект занятия по ФЦКМ на тему: «В лес за грибами»

Конспект занятия по ФЦКМ на тему: «В лес за грибами»   Участники: дети 4-5 лет. Кол-во детей: 4-6. Длительность: 20 минут. Форма организации: подгрупповая. Направление: познавательно-речевое и социально-личностное. Цель: Уточнять...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду (познание) по теме «История куклы» в подготовительной группе Цель: 1. Знакомство...

Речевые игры, их значение в коррекционной работе с детьми

Речевые игры, их значение в коррекционной работе с детьми (из опыта работы) В дошкольном возрасте усвоение новых знаний и их закрепление происходит...


Комментарии

  • Елена Алексеевна Сус
    Спасибо!!!Очень нужный и полезный материал!!

    Подробнее...

     
  • Иваненко Вера
    Очень полное, освещение вопроса. Всё понятно. Коротко и в то же время доходчиво. Спасибо!

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Спасибо Вам за то, что поделились своим материалом. Мне он очень понравился!!!

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Замечательный клоун! Очень прост в изготовлении. Обязательно воспользуюсь Вашим МК! Спасибо!

    Подробнее...

     
  • Надежда
    Спасибо.

    Подробнее...





В блогах

Конспект сюжетно-ролевой игры " Веселое кафе" в подготовительной группе

Цель: Продолжать формировать умение играть в сюжетно-ролевые игры, поддерживать комфортное пребывание детей в группе. Программные задачи: Образовательные: Продолжать знакомить с профессиями администратора, охранника, повара, официанта, кассира. Формировать умение детей готовить обстановку для проведения игры, подбирать предметы –заместители и атрибуты для...

План-конспект непрерывной образовательной деятельности по ЗКР в подготовительной группе

План-конспект непрерывной образовательной деятельности по ЗКР в подготовительной группе Образовательная область – речевое развитие. Задачи: 1. Продолжать развивать фонематический слух. 2. Учить правильно пользоваться речевым дыханием: учить делать плавный бесшумный выдох через рот. 3 . Развивать голосовой аппарат. 4 ...

Конспект индивидуальной беседы в подготовительной к школе группе с целью развития диалогической речи у ребенка…

Конспект индивидуальной беседы в подготовительной к школе группе  с целью развития диалогической речи у ребенка. Беседа на тему «Весна»  Навыки, формирующиеся в данной беседе: Развивать умение поддерживать беседу; Продолжать совершенствовать диалогическую речь; Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по заучиванию стихотворения «Не мешайте мне трудиться» Е.Благининой с детьми подготовительной…

Конспект непрерывной образовательной деятельности по заучиванию стихотворения «Не мешайте мне трудиться» Е.Благининой с детьми подготовительной группы Образовательная область – речевое развитие Задачи: 1. Познакомить детей со стихотворением «Не мешайте мне трудиться» Е.Благининой. 2. Помочь детям понять основную мысль поэтического произведения...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство