Чтение художественной литературы
Мастер-класс для младших воспитателей

Уважаемые младшие воспитатели! Когда изменилось название вашей профессии и няня стала называться помощником воспитателя, должностные обязанности начали носить некоторую педагогическую направленность.

Быть вместе с детьми, их занимать, воспитывать, развивать – работа воспитателя. Но часто требуется ваша помощь. В образовательной деятельности, как вы все знаете, предусмотрены занятия с делением на подгруппы: и пока воспитатель проводи занятия с одной подгруппой воспитанников, вторую подгруппу детей вам надо занять и так, чтобы это и развивало детей и им было интересно. Скажите, как вы занимаете детей, как вы выходите из сложившейся ситуации?

Одним из таких видов деятельности является, конечно же, чтение (рассказывание) художественных произведений.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. С первых дней жизни мы своим детям поем колыбельные, читаем стихи, рассказываем сказки. И все это так же является частью художественной литературы. Ни для кого не секрет, что, чем больше мы будем читать с вами детям, а в дальнейшем ,в школе, и они сами, тем богаче у ребенка будет внутренний мир, тем шире буде словарный запас ,грамотней речь ,как устная, так и письменная. Скажите, а какое художественное произведение вы последним прочитали своему ребенку (или сами)?

В дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием. Задачи взрослого - открыть ребенку то чудо, которое несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.

Дошкольное детство - это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне сострадать, возмущаться, радоваться, т.е. выдавать те эмоции, на которые рассчитывал автор, создавая свои произведения. Однако чуткость к художественному слову сама по себе не возникает. Она зависит от того, что, каким образом и как часто читают детям.

Художественная литература – это искусство, искусство слова, поэтому важна выразительность чтения. Чтобы восприятие литературного произведения было полноценным, глубоким, чтобы развивалась речь, эмоциональная культура и творческое воображение детей, необходимо уделять внимание анализу худ.текста на доступном для них уровне, т.е. беседовать о прочитанном. Я предлагаю вам прочить и побеседовать о прочитанном. Возьмем для нашего эксперимента произведение Чарушина «Четыре желания».

(Вопросы по тексту: Как звали мальчика?

Какие желания высказывал мальчик отцу?

Куда записывал свои желания?

Какое время года больше всего понравилось мальчику?

Почему рассказ называется «Четыре желания», а не «Времена года»?

Какой эпизод из произведения вам больше всего понравился?)

Вы все работаете в разных возрастных группах и я не открою вам тайну, что для каждого возраста есть свой перечень литературы, предусмотренный образовательной программой. В приобщении к чтению детей младшего, среднего и старшего возрастов есть свои особенности, т. е., к примеру, дети 2-3 лет не поймут прочитанную вами сказку «Василиса Прекрасная», им будет не интересно, а детям 5-7 лет не интересно будет слушать «Мишка косолапый».

Чтение произведений художественной литературы детям младшего дошкольного возраста сопровождается показом иллюстраций (при этом которые должны быть не перенасыщены персонажами, чтобы ребенок мог сфокусировать свое внимание на определенном персонаже), персонажей настольного театра и других средств наглядности, также детям этого возраста особенно нравится когда им рассказывают сказки (соответственно сопровождая показом) (показать пример книги). Все вы наверняка помните сказку «Колобок», я предлагаю вам попробовать показать эту сказку.

Дети 3-5 лет очень любят снова и снова слушать понравившееся им произведение. В этом возрасте чтение может быть уже без наглядного сопровождения. Из моего педагогического опыта могу сказать, что произведения К.И Чуковского пользуются особой популярностью. Повторное прочтение произведения способствует развитию памяти, дети в этом возрасте могут наизусть рассказать «Муху –Цокотуху», «Мойдодыра» или «Айболита»… Книги используются с достаточно насыщенными иллюстрациями.(пример показать). Я предлагаю прочитать отрывок из одного произведения, например «Айболит».

В старшем дошкольном возрасте большинство детей знают много литературных произведений, могут назвать любимое художественное произведение. Дети так же могут объяснить свое отношение к тому или иному герою, или поступку. Еще им очень нравится придумывать свои сказки –истории. В этом возрасте им очень нравится обыгрывать знакомые произведения. Я вам предлагаю вспомнить русскую народную сказку «теремок». (вспоминаем) Молодцы, вспомнили, а сейчас попробуем ее обыграть.



Новые публикации

Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности

Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности Проблема патриотического воспитания становится одной из главных и основополагающих проблем современности. Прививать чувство...

Сказка как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности

Сказка как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности Популярность сказок в настоящее время заметно снижена на фоне появления различных мультфильмов...

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан»

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан» Цель: Создание условий для организации разнообразных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста с помощью трансформируемого, полифункционального, содержательно-насыщенного...

Читайте также

Мастер – класс «Подарок для мамы в технике аппликация «Я…

Мастер – класс «Подарок для мамы в технике аппликация «Я твоё солнышко» Назначение мастер-класса: подарок для мамы к празднику. Цель: формировать желание участвовать...

Примерный сценарий совместной деятельности для детей 4-5 лет «Юный повар-кондитер»

Примерный сценарий совместной деятельности для детей 4-5 лет «Юный повар-кондитер»

Конспект НОД «Лесная история»

Конспект НОД «Лесная история» Младший дошкольный возраст (3-4 года) Цель: формирование у детей умения различать предметы по величине и цвету, развитие предметных...

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

Сюжетно-образовательная ситуация с детьми 1 младшей группы …

« Игрушечная история». Программное содержание: 1. Учить различать предметы по величине, отражать в речи результаты сравнения, согласовывая прилагательные большой, маленький с существительным в роде, числе и падеже. 2. Формировать грамматический строй речи, учить образовывать уменшительно- ласкательную форму имен существительных. 3...

Весенняя прогулка.

Весенняя прогулка В штанишки ножки: раз и два, Да обе ручки – в рукава! А напоследок – в капюшончик голова! Но кто ответит на вопрос: куда от ветра прятать - нос? Наблюдение за оттепелью и капелью цель прогулки: расширять представление...

Ежедневное планирование образовательной деятельности в летний оздоровительный период средняя группа

  01.06.2022 Тема дня: «Лето – разноцветное!» 1 половина дня Утро (на улице) (зарядка, индивидуальная работа, чтение художественной литературы, самостоятельная и игровая деятельность)   Зарядка – комплекс № 1 «Воробышки» Беседа «Вот, оно какое наше лето» - способствовать формированию умения...

Ежедневное планирование образовательной деятельности в летний оздоровительный период средняя группа

  14.06.2022 Тема дня: «Когда солнце хорошо, а когда плохо?» 1 половина дня Утро (на улице) (зарядка, индивидуальная работа, чтение художественной литературы, самостоятельная и игровая деятельность)   Зарядка – комплекс № 1 «Воробышки» Рассматривание иллюстраций в книгах «Найди солнышко» Чтение...