Мастер-класс для педагогов «Уроки речевого развития»

Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей - участников мастер-класса в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование современных, традиционных и нетрадиционных педагогических технологий (приёмов, методов и форм).

Вступительное слово

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Своё выступления я хочу начать со стихотворения Н.Пикулева:

Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки.
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с речевыми нарушениями остается высоким. А нам, педагогам, так хочется, чтобы наши дети говорили грамотно и красиво.

Я предлагаю вам вспомнить, что включает в себя речевое развитие в соответствии с ФГОС.

Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Речевое развитие включает

  • Владение речью как средством общения и культуры.
  • Обогащение активного словаря.
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
  • Развитие речевого творчества.
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
  • Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
  • Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

  • Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью.
  • Может выражать свои мысли и желания.
  • Может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения.
  • Может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.
  • Выделяет звуки в словах.
  • У ребенка складываются предпосылки грамотности.

По факту каждый ребёнок в детском саду должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли; обладать четкой правильной речью.

Моя задача сегодня поделиться с вами небольшими логопедическими секретами, которые, надеюсь, пригодятся вам в работе с детьми, имеющими речевые нарушения. И дать вам несколько советов.

Совет 1. Речь педагога

Развитие речи детей напрямую связано с культурой речи воспитателей и всех окружающих. Речь воспитателя является образцом для подражания дошкольников. Поэтому она должна быть безупречна.

Требования к речи педагога ДОУ:

правильность,

точность,

логичность,

чистота,

выразительность,

богатство,

уместность.

К сожалению, на практике бывает, что в речи воспитателя встречаются следующие недостатки:

  • нечёткое артикулирование звуков в процессе речи;
  • побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся («Что» вместо «што»; «еГо» вместо «ево»);
  • произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;
  • неправильное ударение в словах;
  • монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;
  • ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;
  • многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
  • насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
  • использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;
  • частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»);
  • засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.);
  • копирование речи малышей, «сюсюканье»;
  • использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т.д.

Мы, педагоги, не имеем право говорить неграмотно!!!!!

На нас смотрят, нас слушают, учатся и берут с нас пример наши воспитанники!

Совет 2. Развитие речевого дыхания

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

У дошкольников наблюдаются следующие несовершенства речевого дыхания:

  • Очень слабый вдох и выдох, что ведёт к тихой речи;
  • Неравномерное распределение выдыхаемого воздуха, в результате чего ребенок не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы;
  • Торопливое произнесение фраз без перерыва на вдохе, с «захлебыванием».

Какие способы развития дыхания вы знаете?

Что вы используете на своих занятиях?

Необходимо приучать детей говорить не торопясь, вдыхать перед началом речи, перед каждой фразой.

Предлагаю вам несколько упражнений для развития дыхания (практические упражнения с воспитателями):

1. Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.

2. Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).

3. Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:
аaaaa
аaaaaooooooo
аaaaaуууууу

4. Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).

5. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.

Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...
 
Интересно, сколько Егорок получится у Вас на одном выдохе?

Совет 3. Артикуляционная гимнастика

Почему у ребенка «каша во рту»? Просто язычок у малыша пока вялый и нам необходимо его «разбудить». Именно от точности, быстроты движений языка получаются четкие и правильные звуки.

Взять за правило, ежедневно в течение 5 минут выполнять артикуляционную гимнастику!

Правила выполнения

От простого к сложному.

3-4 упражнений (1 новое).

Гимнастика выполняется сидя.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого. Обязательный атрибут –зеркало.

Правильное и четкое выполнение упражнений.

Практические упражнения с воспитателями (индивидуальные зеркала, слайды по выполнению артикуляционных упражнений).

Расслабились, улыбнулись.

«Улыбка» - первое и самое главное артикуляционное упражнение, которое задает эмоциональный фон дальнейшему общению.

«Трубочка» («Бегемотик»), «Лопаточка» (Блинчик), «Чашечка»

Динамические ((Лошадка», «Часики», «Грибок», «Качели», «Маляр», «Чистим зубки»).

Совет 4. Логопедические чистоговорки.

Что такое чистоговорка - это шутка, заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Чистоговорка используется и как средство для исправления речевых дефектов у взрослых и детей.

Основная задача чистоговорок

Чистоговорки помогают отрабатывать четкость дикции, силу и координацию воздушной струи, модуляцию голоса, правильный темп речи, интонационную выразительность, они обогащают словарный запас, уточняют понятия и значения слов, а так же играют немаловажную роль в развитии познавательных процессов и мыслительных операций.

Варианты использования чистоговорок различны: проговаривание по очереди, коллективно, с различной эмоциональной окраской голоса, от имени сказочных героев, меняя силу голоса, т.е. громко, тихо, шепотом, с использованием мяча, массажного мячика в форме повествовательной, вопросительной или восклицательной интонации.

Чистоговорки можно использовать и на закрепление знаний по изучаемым детьми лексическим темам, т.е. в процессе их произношения происходит обогащение словаря ребенка, совершенствование лексико – грамматических категорий, усвоение чувства рифмы.

Произносить чистоговорки желательно хотя бы 2 – 3 раза в течение дня, по 3 – 4 минуты.

При произношении чистоговорок обращайте внимание на незнакомые ребенку слова и старайтесь объяснить их смысловое значение. Например: длиннохвостая лиса – это значит, что у лисы длинный хвост.

Практические задания с воспитателями разные варианты работы с чистоговорками).

И, помните! Ежедневное произношение чистоговорок обеспечит ребенку четкость дикции, выразительность речи, а так же обогатит новыми интересными знаниями.

Совет 5. Развитие мелкой моторики

Давно доказано, что развитие речи напрямую связано с развитием мелкой моторики. Уверена, что на своих занятиях вы активно используете различные методы и приемы развития моторики. Я предлагаю вам поделиться своим опытом, ответив на вопросы:

Что для развития моторики на своих занятиях используете вы?

Как вы используете?

(Прищепки, шнуровка, пальчиковые игры, Су-Джок терапия и т.д.)

Правило: Каждое упражнение сопровождаем речью.

Главное мотивация! Если ребенку не интересно он не будет это делать!

Успехов вам и вашим воспитанникам!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на…

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Петушок и его семья» Цель: Закреплять полученные ранее знания о домашних птицах (петушок...

Адыгский орнамент в декоративно-прикладном искусстве

Адыгский орнамент в декоративно-прикладном искусстве Цель: познакомить детей с национальным декоративным искусством адыгского народа. Задачи: создать условия для ознакомления детей с орнаментным творчеством; сформировать...

Дидактическая игра «Подбери предметы по форме»

Дидактическая игра «Подбери предметы по форме» Цель: Научить детей подбирать предметы по форме. Закреплять представления детей о простых геометрических фигурах. Задачи: OO «Познавательное развитие» Формировать...

Читайте также

Наглядно-дидактическое пособие (лэпбук) «Занимательная лаборатория»

Наглядно-дидактическое пособие (лэпбук) «Занимательная лаборатория» Данный лэпбук предназначен для пополнения развивающей среды в группе среднего возраста дошкольного учреждения в центр экспериментирования...

Образовательная программа дошкольного образования ГБУ РМ «Центр помощи детям, оставшимся…

Образовательная программа дошкольного образования ГБУ РМ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» на 2021 - 2022 учебный год

Развлечения группы «Рябинки» на 2020-2021 учебный год

Развлечения группы «Рябинки» на 2020-2021 учебный год Дата проведения Название и цели мероприятия Ответственный за проведение Сентябрь 1. Интегрированное развлечение «Семья – начало всех начал» ...