Мастер-класс для воспитателей по изготовлению кукол-оберегов из соломы

Мастер - класс рассчитан на воспитателей.

Актуальность:

1. Познакомить с историей возникновения кукол-оберегов.

2. Эффект новизны.

3. Пополнение центра искусств.

4. Повышение интереса к занятиям.

Цели:

1. Познакомить с разнообразием изделий из соломки, с технологией их создания, способами обработки соломки.

2. Рассказать, как наши предки использовали кукол-оберегов, понять их назначение, научиться изготавливать.

Материалы: соломка, ножницы, игла, леска, напёрсток, разноцветные кусочки ткани для юбки – 15 x25 см; 8 x10 см, фотографии кукол-оберегов, презентация, музыка, образцы работ из соломки, клеящий пистолет, тесьма.

Ход мастер класса.

Здравствуйте, уважаемые педагоги. Сегодня мы познакомимся с народной куклой-оберегом. Разве не удивительно, когда смотришь на маленькую соломенную фигурку и чувствуешь, как веет от нее уютом, теплом домашнего очага. А на душе становится светло, спокойно, радостно. А сейчас немного истории.

Народные куклы на Руси издревле занимали особое место, ведь жизнь невозможна без праздников, исполнения обрядов, подготовки национальных костюмов и использования различных предметов прикладного искусства. Кукол делали не только для детей, основная их роль была обрядовая. Старинные куклы всегда изготавливались из различных предметов, какие находились под рукой: соломы, веточек деревьев, отрезков ткани, веревки, мха. Виды народной куклы на Руси были следующие: Обрядовые — изготавливались для участия в обрядах (земледельческих, свадебных, праздничных). Куклы-обереги делались из золы, кусочков ткани, березовых веточек.

Главным правилом при их изготовлении было отсутствие инструментов. Делались такие куклы для определенного человека или семьи, обычно без лица (считалось, что безликая кукла не может навредить людям). Игровая народная кукла изготавливалась из материалов, находящихся в доме (остатков одежды), размером не больше кулака. Игровые детские куклы Игровые народные куклы делались для маленьких детей, чтобы они больше забавлялись с ними. Делали их только из природных материалов: трава, шишки, глина, древесный уголь, мох и ткани. Все куклы должны были быть безликими, чтобы в них не смогла вселиться душа, и их нельзя было использовать для колдовства. Игровые детские куколки всегда были обережными, чтобы охранять ребенка от злых духов.

Традиционные тряпичные куклы, изготавливаемые специально для детей, имели свои названия: Зольная кукла — первые детские куколки делались из золы, которую брали из домашнего очага, затем смешивали с водой и скатывали в шарик — получалась голова; такие куколки считались для ребенка сильным оберегом. Кукла-дружок делалась для того, чтобы ребенок не боялся оставаться дома один (например, «зайчик на пальчик», птичка, куклы-закрутки). Такая кукла (народная) - игрушка, которая делалась бабушкой вместе с внучками, мамой совместно с дочками, обучая их и одновременно приучая к творчеству и трудолюбию. Куклу-птичку изготавливали из куска яркой ткани в форме квадрата, придавая с помощью перевязываний нитками форму птицы. Такие птички делаются небольшими и развешиваются в углах дома или над кроваткой ребенка. Пеленашка — куколка, спелёнатая тканью, клалась младенцу в колыбельку, чтобы принимать на себя все напасти от злых духов. Сеня-Малина — кукла с рыже-солнечной гривой, передающий образ симпатичного мужичка в яркой рубашечке, был популярен в деревнях Северного Поморья, о нем сочиняли разные сказки и называли северным Мюнхаузеном.

Тряпичные куклы Начиная лет с пяти, девочки уже сами начинали «вертеть» своих куколок под руководством бабушки или мамы. Народная тряпичная кукла изготавливалась из шерстяных или хлопковых отрезков ткани, льна и разноцветных лент, и ниток. Мастерить тряпичную куклу нужно было только с хорошим настроением, любовью. По традиции, также было принято петь и разговаривать, загадывать желание, которыми пользовались наши бабушки Куклы-закрутки (или другое название столбушки) делаются путем закручивания куска ткани или трубочки из бересты, на которую затем одеваются детали одежды: рубашка, юбочка, сарафан, душегрея, на голову делается коса из ниток или пряжи, закрепляется при помощи платка.

При изготовлении всех игрушек запрещалось использовать нитки и иголки, а также рисовать куклам лицо: оно всегда оставалось чисто-белым. Обрядовые куклы Народные обрядовые куклы выполнялись с соблюдением древних правил (без иголки и нитки) для определенного ритуала, чтобы затем сжечь (Масленица, Коляда), утопить (Купавка) или закопать в землю (Лихоманка, Кострома). Иногда куколок потом отдавали для игры детям: Кострома — делается на масленицу, ее ставили на всю праздничную неделю, а затем сжигали. Пасхальная кукла (голова сделана из яйца) и Пасхальная голубка (обязательно ярко-красная) — использовались для украшения дома на Пасху. Купавка — делалась на праздник Ивана Купалы, затем ее справляли по воде, а по тому, как она поплыла (уйдет в водоворот, поплывет свободно или ее прибьет к берегу), предсказывали, каким будет весь год. Веснянка — подруги дарили друг дружке, призывая скорый приход весны. Плодородие — кукла, изображающая многодетную маму, привлекала богатство в семью. Куколки-лихоманки — обычно делалось 13 штук для защиты ребенка от болезней, их выставляли на печке в рядок. Кормилица — с большой грудью, чем больше, тем лучше. Кубышка-травница — полезная куколка, наполненная душистыми лекарственными травками, очищала воздух в избе или над колыбелькой малыша, отгоняя духов болезней (траву нужно менять каждые 2 года). Куклы-кувадки — предназначались для мужчин, они во время родов жен обеспечивали защиту с помощью магических обрядов (кувадов) от нечистой силы. Непосредственно после счастливых родов куколок сжигали при очищающем обряде.

Начиная с конца 19 века, народные куклы-кувадки стали использовать по-другому: их подвешивали над колыбелькой малыша как обереги либо клали прямо в кроватку, чтобы малыш игрался в отсутствие мамы (часто их было несколько штук разного цвета, они были заменой погремушкам). Многие обрядовые куклы были одновременно и обережными. Обережные куклы традиционно обережные народные куклы являлись участниками семейных обрядов: рождение детей, свадьба, обереги от болезней, смерть и похороны. Их было великое множество: Колокольчик (придумана на Валдае) — куколка, которая приносит добрые вести. Она имеет 3 юбочки по числу царств и видов счастья (медное, серебряное, золотое). Выполняет роль оберега, создающего в доме хорошее настроение. Подарив Колокольчик своему другу, человек добавляет ему радостное настроение. Девка-баба (Перевертыш, Вертуха) — кукла о двух головах, четырех руках и с 2 юбками. Секрет ее прост — одна куколка-девка спрятана под юбкой другой — бабы и появляется, если ее перевернуть. Отражает двойную женскую сущность: молодая девушка красива, весела и беззаботна, затем, выйдя замуж, становится бабой (хозяйственной, заботливой, оберегающей свою семью, детей и дом). Неразлучники — обереги, охраняющие семейные пары, изготавливаются на одной руке как символ того, что муж и жена пройдут по жизни вместе в радости и в горе. По сложившейся традиции, таких неразлучников подвешивают после церковного венчания во главе свадебного кортежа, а после свадьбы их хранят в доме как оберег семейной верности. Берегиня (хранительница семьи) — вешалась над входной дверью, чтобы защищать дом от злых духов и сглаза. Зернушка (Крупеничка) — состоит из мешочка с зерном, символизирующего достаток и сытую жизнь. Подорожница — небольшая (3-5 см) куколка с котомкой в руках (внутри лежит щепотка родной земли или зола), которая предназначена для оберега путников. Очистительная кукла — помогает избавиться от отрицательной энергетики в доме. Кукла-столбушка «Плорододие» (делалась по-разному в различных русских губерниях и именовалась по их названиям: Владимирская, Московская, Курская и т. д.), к ее телу обычно привязывали несколько Пеленашек, чтобы род процветал и не угасал — дарили молодым на свадьбу с благими пожеланиями. Десятиручка (имеет множество рук) — помогает хозяйке все успевать по дому. Куклы-мотанки Славянская кукла-мотанка берет свои истоки еще с трипольской культуры. Основу ее составляет скрученная сварга, прототипом которой являются, представленные во множестве мотивы на глиняных изделиях, найденных при раскопках захоронений трипольской эпохи. Сварга — символ движения, спирали и энергетических вихрей, получается при помощи скручивания и свивания, что имеет ритуальное значение. Вместо лица у нее изображался крест, что свидетельствовало о ее пребывании за пределами времени и пространства. Она является архетипом Великой Богини. Кукла-мотанка делается без использования режущих и колющих инструментов, материалы берутся только натуральные: солома, травы, цветы, кукурузные початки, зерна, куски ношеных тканей (только нужно следить, чтобы ткани были со «счастливой» старой одежды), которые раньше носили близкие люди. При изготовлении тела мотанки нельзя завязывать никаких узлов, единственное исключение — маленький узелок в конце, символизирующий перевязывание пуповины. Во время его завязывания мастерица должна загадать желание и закрепить его своей силой. Иногда отдельно делаются руки, которые затем приматываются к туловищу. Наряд и головной убор делаются отдельно, его можно вышить, украсить кружевом. Каждый элемент имеет свое значение: юбка — символ земли, волнистая линия на ней — связь с водой; сорочка — триединство мира; украшения на голове (лента, платок) — символ связи с небом. Все выполненные отдельно детали и украшения вручную приматываются к туловищу.

Наши предки были уверены, если кукла начата, то закончить ее нужно обязательно, иначе придут несчастья. Ни одна женщина не оставляла работу неоконченной, так как боялась, что это принесет в ее семью неприятности и болезни.

И конечно же мы сегодня будем мастерить куклу сами.

Издавна заметили люди необычные свойства обычной соломки: ее эластичность, многоцветность, переливчатый блеск, а главное – это материал, который всегда под рукой. Хлебом кормились, сухие стебли - соломку – использовали как в быту, так и для украшений (звучит музыка).

Рассмотрим наиболее простые, традиционные для народных соломенных игрушек конструктивные приемы выполнения соломенных кукол:

1. Кукла из одного пучка соломы. Пучок соломки перевязывают по центру синтетической нитью, сгибают пополам и, отступив от верхушки сгиба соломы около 2 см, ещё раз перевязывают. Получилась голова соломенной куклы. Пучок делят на три части. Из двух боковых частей делают руки. Центральную часть перевязывают нитью посередине. Получившаяся кукла-игрушка условно передаёт женскую фигуру в длинном сарафане. Чтобы подравнять концы соломин, пучок сжимают рукой, низ подстригают ножницами.

2. Кукла из двух пучков соломы: первый пучок-туловище, второй пучок-руки, который вставляется в пучок-туловище, предварительно разделенный на две части, одна из которых, приходящаяся на грудь, выгибается. После чего части пучка-туловища соединяются и крепко перетягиваются ниткой по линии талии.

3. Кукла из нескольких пучков соломы: пучок-юбка или брюки, пучок-туловище, пучок-руки, который вставляется в пучок-туловище, предварительно разделенный на две части. Пучок-юбку или пучок-ноги вставляют в пучок-туловище и крепко перевязывают по линии талии.

Подготовка соломки к вязанию.

Подготовка соломки к вязанию

1. Для работы берем пучок соломки, лучше ржаной.

Стебли ржи среди всех злаковых растений имеют наибольшую длину и отличаются прочностью. В замоченном состоянии солома ржи наиболее мягкая и пластичная.

2. Перед работой соломку замачиваем на полчаса в горячей воде. Пучки соломы выдерживаем в воде до тех пор, пока она не станет мягкой.

3. Вынимаем соломку из воды, заворачиваем в целлофан или влажную ткань для того, чтобы она не высыхала в процессе работы.
Соломка готова к плетению.

Соломка готова к плетению

Технология изготовления соломенной куклы.

Составная кукла из нескольких пучков соломы.

Раздельное изготовление туловища и юбки.

Из пучка длинной соломы сделаем голову, пучок соломы перевязываем нитью посередине.
Из пучка длинной соломы сделаем голову

Сгибаем соломку в месте перевязи пополам.

Сгибаем соломку в месте перевязи пополам
Затем отступим от верхушки сгиба соломы около 2 см и перевяжем пучок синтетической нитью. Получилась голова и туловище соломенной куклы.
отступим от верхушки сгиба соломы около 2 см и перевяжем пучок синтетической нитью
Ножницами подравниваем концы соломин по низу туловища.

Ножницами подравниваем концы соломин по низу туловища
Для рук берём небольшой пучок соломы, перевязываем его нитью с обоих концов.

Для рук берём небольшой пучок соломы, перевязываем его нитью с обоих концов
Разделив пучок–туловище на две части, вставляем пучок–руки так, чтобы обе выступающие руки были одинаковой длины. Придвиньте руки вверх к нити, отделяющей голову, и перевяжите, чтобы получилась талия.
получилась талия
Юбку делаем из отдельного пучка соломы, который перевязывают в верхней части. Юбку можно сделать и по-другому: сшить стебли соломы (лучше на машинке) в форме веера, обернуть вокруг талии и связать с туловищем.
Юбку делаем из отдельного пучка соломы
Мужскую соломенную фигурку можно связать также, как и женскую, лишь с той разницей, что из пучка, предназначенного для юбки, изготавливаются ноги.

Мужскую соломенную фигурку можно связать также, как и женскую
Разделите пучок на две части – это будут ноги.

Разделите пучок на две части – это будут ноги
Перевяжите концы каждой из частей.

Перевяжите концы каждой из частей
Пучок-юбку или пучок-ноги вставляют в пучок-туловище и крепко перевязывают по линии талии, которую укладывают поверх юбки.

Пучок-юбку или пучок-ноги вставляют в пучок-туловище и крепко перевязывают по линии талии, которую укладывают поверх юбки.

Пучок-юбку или пучок-ноги вставляют в пучок-туловище и крепко перевязывают по линии талии, которую укладывают поверх юбки.
Ножницами подравниваем концы соломин по низу юбки и перевязок на руках.

Ножницами подравниваем концы соломин по низу юбки и перевязок на руках
Оформляем куклу – одеваем. Соломенными лентами закрываем места перевязок.

 Оформляем куклу – одеваем
Из цветной соломки или тесьмы плетём косичку для пояса.

Из цветной соломки или тесьмы плетём косичку для пояса
Низ юбки можно также оформить плетеной ленточкой. Если сшить ее в кольцо, она закрепит форму юбки – соломка не будет расходиться в разные стороны.
Низ юбки можно также оформить плетеной ленточкой. Если сшить ее в кольцо, она закрепит форму юбки – соломка не будет расходиться в разные стороны
В технике аппликация соломкой изготавливаем веночки на голову куклам. На кальке рисуем лепестки цветов. Наклеиваем на них цветные соломенные ленты.
Приклеиваем готовые цветы на соломенную ленту. Ленту с цветами закрепляем на голове куклы.
Наши соломенные куклы готовы.
Наши соломенные куклы готовы

Итог мастер-класса. Надеюсь, вам понравился мастер – класс. И вы сможете изготовить куклы из соломки самостоятельно. Желаю творческих успехов. Спасибо.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер-класс по изготовлению фигурки «Тигрёнок» в технике «оригами»

Мастер-класс по изготовлению фигурки «Тигрёнок» в технике «оригами» Цель: обучение детей изготовлению фигурки тигрёнка в технике оригами. Задачи: - систематизировать знания детей о...

Развитие инициативы и самостоятельности детей на основе совместного планирования дня…

Развитие инициативы и самостоятельности детей на основе совместного планирования дня по программе «Вдохновение» С целью поддержки интересов детей программа «Вдохновение» предлагает...

Особенности обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра в…

Особенности обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра в ДОУ За последние десятилетия количество пациентов с аутистическими расстройствами увеличилось в...

Читайте также

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Выйдем в сад…

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Выйдем в сад и огород»

Развлечение для детей младшего возраста «8 Марта – день особый!»

Развлечение для детей младшего возраста «8 Марта – день особый!» Цель: Способствовать развитию и сплочению детско-родительских отношений, развивать преемственность работы детского сада и семьи. Задачи: способствовать...

Конспект занятия по речевому развитию детей второй младшей группы в…

Конспект занятия по речевому развитию детей второй младшей группы в интеграции с духовно-нравственной деятельностью средствами литературных произведений на тему: «Вежливые слова» Актуальность Речь...