Мастер-класс для педагогов на тему «Театр настроений или Сказка о Душе!»

Слайд. Клип о нашем городе.

Господь распорядился так, что я родилась в самом красивом уголке мира, где гранитные скалы, как атланты, подпирают небосвод, (включить) где белые пенящиеся водопады наполняют летний день шумом и живительной влагой, где зеленеют, а поздней осенью колосятся хлеба, где глубокие ущелья и расщелины гор хранят столько тайн, что их хватит ещё ни на одно поколение исследователей.

Осетинский народ никогда не замыкался в узконациональных вопросах воспитания. Он отличается стремлением к общечеловеческим ценностям и широтой мировоззрения. Великий осетинский поэт Коста Хетагуров ещё в прошлом веке писал:

«Весь мир-мой храм, любовь - моя святыня,

Вселенная-отечество моё…»

Никого не оставляет равнодушным и творчество неповторимого художника Махарбека Туганова, которого назвали осетинским Рубенсом, сценические образы нашего современного народного артиста Владимира Тхапсаева. Всем известно творчество первой женщины дирижёра Вероники Дударовой и человека Мира маэстро Валерия Гергиева, который на развалинах расстрелянного Юго-Осетинского парламента дал неповторимый концерт.

Волею судьбы я стала работать воспитателем в известной у нас в республике прогимназии «Интеллект». Каждое моё утро начинается с нашего двора. Нет большего счастья, чем слышать ребячьи голоса, их неподдельное «здравствуйте» и видеть искренние улыбки.

По второму образованию я психолог, поэтому особое внимание уделяю психологическому здоровью своих воспитанников.

Слайд.

Вашему вниманию хочу представить мастер-класс на тему «Театр настроений (сказка о Душе)».

Моя цель - дать ребёнку возможность получить элементарные знания о самом себе, о своем внутреннем содержании, которое взрослые называют «Душа». Я попыталась сделать первые шаги на пути самопознания и самопонимания ребёнком самого себя в доступной и интересной для него форме.

Овладение этой азбукой поможет ребенку научиться понимать и оценивать поступки других людей, распознавать их психическое состояние, развивать в себе такие важные качества, как сочувствие и сопереживание, укрепить нравственные ориентиры в наше сложное и бурное время. Эти беседы проводились один раз в неделю. В процессе работы я поняла, что ребенку нужна и важна только наша любовь, принятие его таким, какой он есть. И тогда он раскроется, как цветок, и потянется к нам, впитывая все доброе и светлое, что мы ему несём. Ребята охотно участвовали в театрализованной деятельности, смело вступали в дискуссии, а самое главное- это интересно им самим: познать самого себя, оценить себя, посмотреть на себя со стороны.

Слайд. «Сказка про Сослана и домик по имени Душа».

В небольшом и очень красивом городе Владикавказе, в уютном доме жила обыкновенная семья. И все в этой семье всё было как у всех: папа, мама, сын и бабушка. Ребенка звали самым обыкновенным именем Сослан. Но он уж очень часто задавал вопрос «почему» и старался всеми возможными и невозможными способами получить на них ответ. И вы, конечно, понимаете, как страдали от почемучки папа и мама, и особенно бабушка. Сослан её очень любил, а она в нём просто души не чаяла. «Души не чаяла» - вот с этой фразы всё и началось. Сослан часто слышал от бабушки такие выражения, как:

- с открытой душой;

- сколько душе угодно;

- душа болит;

- светлой души человек.

Да и в сказках, которые читала бабушка, тоже встречались подобные выражения. Задумался Сослан. А через некоторое время стал упорно расспрашивать бабушку, что же такое «душа».

Бабушка рассказала Сослану о том, что у каждого человека есть внешний фасад. (Ребята рассматривали себя в зеркале и описывали свою внешность друг другу.)

Далее кроме фасада у каждого есть свой Внутренний дворик. Он красивый и уютный. В этом дворике мы всегда в безопасности.

Слайд. Рисунки детей.

Хозяйку дворика зовут Душа. Эта прекрасная, отзывчивая, удивительно справедливая добрая фея, которая всегда готова принять тебя и прийти на помощь.

У феи Души есть братья и сестры, которые тоже живут в нашем Внутреннем Дворике.

Слайд.

И вот так в беседах, обсуждениях отрывков худ. произведений

национальных сказках, притчах, обсуждении мыслей, ребята знакомились с разными эмоциями (изображая пиктограммы).

Темы на слайде.

Особая роль в нашей работе отводится родителям. Помимо запланированных бесед и консультаций, бывают также и не запланированные беседы… Сегодня, я бы хотела остановиться на одной вот такой повседневной ситуации, с которой мы с вами, уважаемые коллеги, сталкиваемся ежедневно. В один из вечеров ко мне подошла мама одной воспитанницы. Она просила совета, в сложившейся проблеме. Накануне мама буквально на 15 минут вышла в магазин. Открыв дверь, увидела плачущего ребёнка с ужасом в глазах. Мама понимала, что что-то произошло, но не осознавала, что ребёнок пережил в эти 15 минут. Я с помощью отрывка худ. произведения «Мама куда-то ушла» дала возможность почувствовать, что может пережить ребёнок. И вам уважаемые коллеги, я предлагаю сделать тоже самое. Разделитесь на две команды. Перед вами лоточки с пиктограммами и карты-схемы, на которых я предлагаю вам выложить маршрут эмоциональных переживаний главного героя.

Отрывок «Мама куда-то ушла». Валентин Распутин.

Мальчик проснулся и улыбнулся, у него было очень хорошее настроение (радость).

Он открыл глаза и увидел ползающую по потолку муху, поморгал и стал смотреть, куда она ползёт (удивление). Мальчишка решил, что она бежит по дороге, и стал ждать, не поползёт ли за ней ещё одна, чтобы удостовериться, действительно ли это дорога. Но больше мух не было, интерес он потерял (интерес).

- Мама, я проснулся! Я молодец!

Тишина. Мальчишка подождал, но тишина не прошла. Тогда он спрыгнул с кровати и босиком побежал в большую комнату. Она была пуста. Его лицо напряглось в ожидании ответа, (страх).

Он поворачивал его во все стороны, но ответ не пришёл, и мальчишка заплакал. (обида.)

Мамы нет дома, теперь он понял это окончательно. Надо было что-то делать. «Я сейчас поиграю, и мама придёт» - решил он (надежда).

В углу лежали игрушки, он взял своего любимого зайца. У него отклеилась одна нога, отец несколько раз предлагал мальчишке приклеить эту ногу, но тот никак не соглашался. С двумя ногами любить было бы не за что, так он и оставался с одной (жалость).

- Давай играть, зайка, - предложил мальчишка.

Заяц молча согласился.

- Ты больной, у тебя ножка болит, я тебя сейчас буду лечить (забота).

Затем он задумался, потом, словно что-то вспомнив, отошёл от кровати и заглянул в большую комнату. Там ничего не изменилось, и тишина по - прежнему все так же медленно раскачивалась из угла в угол (грусть).

Мальчишка, вздохнув посмотрел на зайца. Тот спокойно лежал на подушке.

- Нет, не так,- сказал мальчишка.

- Теперь я буду зайчиком, а ты маленьким мальчиком. Ты будешь меня лечить. Он посадил зайца на стул, а сам лёг в кровать, поджал под себя одну ногу и заплакал (горе).

- Я зайка, у меня ножка болит,- объяснил ему мальчишка. Заяц молчал.

-Ты не спал, ты знаешь, говори, куда ушла мама? - потребовал мальчишка и взял зайца в руки.

(Агрессия.) Заяц продолжал молчать. Мальчишка швырнул его на пол, спрыгнул с кровати и, бросившись на зайца, стал его пинать (гнев).

Заяц катался по полу, подскакивал, крутился, и мальчишка тоже подскакивал и крутился вокруг него и все повторял: «Говори, говори, говори!» - но заяц не отвечал и не мог от него никуда убежать, потому что он был с одной ногой (жестокость).

И мальчишка вдруг понял это. Он остановился, Он стоял и смотрел, как заяц, уткнувшись лицом в пол, беззвучно плачет. И он услышал этот плач, наклонился, развел руками и виновато сказал:

- Мама, куда –то ушла (стыдно).

И вдруг мальчишке показалось, что по лестнице кто-то поднимается (надежда).

- Мама, закричал он, бросаясь к двери, но запнулся и упал. Поднялся, прислушиваясь, но за дверью никого не было. И тогда мальчишка снова заплакал. Он плакал не от боли. Что такое боль он уже знал. С одиночеством он встретился впервые (одиночество).

Каждая команда делится своими эмоциями, которые испытали при прослушивании отрывка.

Слайд. На слайде мой маршрут эмоционального состояния нашего героя.

Что для нас кажется незначительным, для ребёнка может перерасти в глубокие психологические проблемы. Слова Самуила Яковлевича Маршака и сегодня остаются актуальными, мы имеем дело с ребёнком, а это сосуд, хрустальный сосуд…

«Мы знаем время растяжимо,

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.»

В завершении нашей встрече я предлагаю вам прикрепить к дереву ту эмоцию, которую вы испытали от моего мастер-класса.

Уважаемые коллеги спасибо за участие, и за такую высокую оценку. А закончить своё выступление мне хотелось бы словами:

Слайд. «Есть одна вещь, которой человек должен научиться - это понять

собственную душу глубоко внутри себя, и оставаться ей верным!»

Слайд. Спасибо за внимание!



Новые публикации

Исследовательская проект «Лук от семи недуг»

Исследовательская проект «Лук от семи недуг» Введение Актуальность. Носит он по сто одёжек,Правда, нет на них застёжек.Если будешь их снимать,Слёзы станешь проливать.Лечит от...

Консультация для родителей от учителя-логопеда. Тема консультации: «Как ребенку адаптироваться…

Консультация для родителей от учителя-логопеда Тема консультации: «Как ребенку адаптироваться в детском саду» Те родители, которые отдавали своих детей в детский...

Важность раннего выявления предрасположенности дислексии у дошкольников

Важность раннего выявления предрасположенности дислексии у дошкольников Дислексия, по Р.И.Лалаевой, это языковое расстройство, связанное с недоразвитием языковых обобщений (на уровне фонематики...

Читайте также

Квест-игра по пожарной безопасности «Щенячий патруль»

Квест-игра по пожарной безопасности «Щенячий патруль» Для детей старшего дошкольного возраста

План-конспект образовательной деятельности в первой младшей группе по познавательному развитию…

План-конспект образовательной деятельности в первой младшей группе по познавательному развитию по теме «Морское путешествие»

Обобщение опыта работы по теме самообразования: «Театрализованная деятельность как средство…

Обобщение опыта работы по теме самообразования: «Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка» Над данной темой я начала работу с...

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

План работы по самообразованию воспитателя по теме: « Развитие мелкой моторики рук у дошкольников через…

План работы по самообразованию воспитателя Нургалиевой Лианы Николаевны на 2022-2023 учебный год по теме: « Развитие мелкой моторики рук у дошкольников через нетрадиционную технику рисования» Введение Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования...

Консультация для родителей

Консультация для родителей   «Развитие графомоторных навыков у детей» К важному параметру школьной зрелости относится уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и лёгкость формирования навыка письма. Способность к рисованию и копированию даст ребёнку возможность быстрее справиться с письмом...

Совместная деятельность с детьми, ОО «Художественно - эстетическое развитие» (лепка). Средняя группа. Тема: «Витамины в…

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности. Задачи: - развивать фантазию и творческие способности детей; - способствовать развитию диалогической речи; - совершенствовать умение лепить фрукты и овощи по представлению, используя знакомые техники лепки. Ход - Дорогие ребята! Я очень...

Совместная деятельность с детьми, ОО «Познание» (познавательное развитие). Тема: «Витамины для здоровья». Средняя группа.

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Задачи: - формировать у детей представление о том, как витамины влияют на организм человека, о их пользе и значении для здоровья человека; рассказать о полезных продуктах, в которых содержаться витамины; -...