Методическая разработка мастер-класса по теме:
«Использование приёма ритмодикломации на музыкальных занятиях»

Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений на занятиях.

Задачи: Познакомить участников мастер-класса с приёмом ритмодикломации, применяемом на музыкальных занятиях. Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников. Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля при работе с детьми.

Показ фрагмента из кинофильма «По семейным обстоятельствам»

Вы увидели фрагмент художественного фильма, он связан с перечнем тех документов, которые вы видите на слайде. (Слайд-перечень документов.) Обратим внимание на основной документ ФГОС ДО, который ставит перед педагогом задачу реализацию целевых ориентиров. Одним из них является целевой ориентир: ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью. (Слайд речевое развитие.)

Наблюдения показали, что с каждым годом увеличивается количество детей с речевыми расстройствами и нарушениями в восприятии ритмической структуры речи. Установлено, что плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она не выразительна и слабо интонирована; эти дети малоэмоциональны и неуверенные в себе, застенчивы и замкнуты, что сказывается, на интеллектуальном развитии и на успешной социализации в обществе. И для того, чтобы наши дети не стали такими взрослыми, которые были на экране, требуется помощь специалиста, посещение детьми логопедических групп. Но перед нами встает одна большая проблема: не все дети с нарушением речи могут посещать специализированную группу и воспитателю необходимо изучать методики, игровые приёмы, которые будут способствовать устранению данного дефекта.

(Слайд портрет Далькроза.) Изучив методику развития ритмических способностей швейцарского педагога Эмиля Жак - Далькроза (1912) в своей практике использую приём ритмодикломации при разучивании стихов. Этим приемом готова поделиться сегодня с вами. В основу системы Далькроза положено понятие ритма, как универсального начала. Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

Предлагаю рассмотреть понятие ритмодикломация.

Слайд-три кита, на которых стоит ритмодикломация - это движение, музыка и речь. Ритм - это равномерное чередование длинных и коротких звуков. Дикламация – это выразительное чтение, произнесение текста. И соответственно ритмодикломация - это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Иначе говоря, ритмодикломация - это фитнес для языка.

Сейчас мы с вами попробуем выучить стихотворение.

Прыг-скок! Прыг-скок! Сел кузнечик на листок!

Прыг-скок! Прыг-скок! Лягушонок под мосток!

Прыг-скок! Прыг-скок! Скачет козлик по дорожке!

Прыг-скок! Дети хлопают в ладошки! (И.Каплунова, И.Новоскольцева «Этот удивительный ритм», 2005г.)

О ком рассказывалось в стихотворении? (Кузнечик, лягушка, козлик.)

Что в них общего? (Они прыгают.) Сейчас ваши ладошки будут прыгать, а я буду рассказывать стихотворение. Молодцы!

Следующий приём разучивания: команда жюри будет проговаривать прыг –скок и хлопать в ладоши

1-й ряд будет озвучивать кузнечика и выполнять вот такие движения (трём ладони).

2-й ряд озвучивает лягушку и выполняет вот такие движения (руки в кулачки).

3-й ряд озвучивает козлика и выполняют вот такие движения (шлепки по коленям).

4 фразу говорим все вместе и хлопаем в ладоши.

А сейчас украсим стихотворение с помощью шумовых инструментов.

Показать ритмический рисунок

И в заключении рефлексивное упражнение какую роль в Вашем профессиональном становлении может сыграть ритмодекламация?

- Не задумывалась… (один хлопок).

- Попробую применить этот приём на практике (3 хлопка).

- Использую в своей практике (бурные аплодисменты).

Спасибо за внимание.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер-класс по составлению интеллект-карты на тему: «Достопримечательности Москвы» с детьми…

Мастер-класс по составлению интеллект-карты на тему: «Достопримечательности Москвы» с детьми подготовительной к школе группы Цель: закрепить названия культурных, исторических объектов и достопримечательностей...

Методическая разработка. Сценарий совместной деятельности по формированию элементарных математических представлений…

Методическая разработка. Сценарий совместной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста из цикла занятий с использованием технологии...

Занятие по аппликации в средней группе на тему «Разноцветные шары»

Занятие по аппликации в средней группе на тему «Разноцветные шары» Программное содержание. Упражнять детей в вырезывании круглых форм из квадрата и овальных...

Читайте также

Эксперимент «Как растения пьют воду»

Эксперимент «Как растения пьют воду»

Методический проект по профилактике дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожные всем знать…

Методический проект по профилактике дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожные всем знать положено» Улица полна неожиданностей и опасностей Выходя на улицу, Приготовь заранее, Вежливость и сдержанность, А...

Непосредственная образовательная деятельность в разновозрастной младшей группе (с 2- х…

Непосредственная образовательная деятельность в разновозрастной младшей группе (с 2- х до 4 лет) Тема «Доброта нужна всем людям, пусть побольше...