Мастер-класс для педагогов:
Развитие творческих способностей детей средствами художественного конструирования из бумаги

Творчество является важной составляющей развития личности ребенка дошкольного возраста. По моему мнению, эффективным средством для развития творческих способностей детей является художественное конструирование из бумаги. В совместных исследованиях Л.А.Парамонова и О.А.Сафонова разработали систему самостоятельного и творческого конструирования из бумаги детей от четырех до семи лет. В результате такого обучения у детей формируется самостоятельное творческое конструирование, которое проявляется в умении создавать новые оригинальные замыслы, находить нестандартные решения.

Вопрос педагогам: Какие техники работы с бумагой вы знаете?

Существует разная техника работы с бумагой: сминание, разрывание, разрезание, сгибание.

Техника получения поделок из бумаги путем ее многократного сгибания в разных направлениях называется оригами (ори — сгибать, гами — бумага). (показ поделок).

Близка к этой технике и другая — киригами. Она включает в себя складывание бумаги и вырезание ее в разных направлениях. Так создаются различные фигурки животных, забавных человечков, разные снежинки, цветы и т.п. (показ поделок).

Бумажная скульптура — еще одна из разновидностей техники конструирования из бумаги — заключается в создании огромного разнообразия поделок (по тематике, по конструкции) путем комбинирования разных бумажных форм, которые делают сами дети.

Вопрос педагогам: Какие способы работы в технике «бумажная (или объемная) скульптура вы знаете?

Техника «бумажная» (или объемная) скульптура предполагает следующие способы работы с бумагой: закручивание круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий), преобразование квадрата в куб и брусок путем складывания и надрезания, закручивание прямоугольника в цилиндр и техника «плетение» (показ поделок).

Вопрос педагогам: Какие формы организации обучения художественному конструированию вы знаете?

В обучении художественному конструированию дошкольников использую формы обучения, которые, по моему мнению, в большей степени развивают у дошкольников творческие способности:

  • конструирование по образцу (обеспечивает переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера, помогает детям овладеть обобщенным способом анализа);
  • конструирование по теме (дети сами создают замыслы конкретных сюжетов, выбирают способы их выполнения, материал);
  • конструирование по замыслу (умение строить замысел, искать решение, не боясь ошибок);
  • конструирование по условиям (задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер).

В моей работе по художественному конструированию техника бумажная скульптура занимает особенное место. Эта техника дает ребенку возможность открыть для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в черепаху, смешного лисенка, мухомор, дом с аркой. Маленький дизайнер творит по законам красоты и гармонии.

Постараюсь вам показать, каким образом происходит обучение детей подготовительной группы новой технике конструирования из конуса.

Обучение конструированию из конуса (как и все другие техники) проходит в три этапа.

На первом этапе обучения дети знакомятся и осваивают новую технику бумажной скульптуры - закручивание круга в конус.

В начале для знакомства используют игровую ситуацию загадочного превращения плоской фигуры в объемную - «Как круг превратился в низкий конус».

Образовательная ситуация: «Был летний день. Братья-круги сидели на лавочке. Вдруг, откуда ни возьмись, интересная фигура — конус. Подкатился он к кругам, да и говорит: «Рад видеть вас, братья!» Удивились круги и спрашивают: «Какие же мы с тобой братья?» Рассмеялся конус и воскликнул: «Как же вы меня не узнали! Я тоже круг, только взял, да и превратился в конус». — «Как же тебе это удалось?» — спросили круги. — «Очень просто», — отвечал маленький красный конус и запел свою песенку:

Есть у бумажного кружочка

Как раз посередине точка.

Надрез к ней сделай, мой дружок,

И в конус скручивай кружок.

(Показывает этот процесс.)

И спросили тогда круги: «Зачем же ты превратился в конус?» А маленький конус им отвечал: «Я сделал это потому, что из конуса можно получить много разных интересных игрушек» (показ разных игрушек).

Затем предлагают детям выполнить способ закручивания круга в конус, определить, какие поделки можно сконструировать из полученных низких конусов, и сделать одну из них. По окончании конструирования дети анализируют готовые игрушки, выделяя в них общее и различное; по желанию рассказывают про них маленькие истории, объединяют их в единую композицию.

Задание педагогам: Предлагаю вам превратить круг в конус и создать разные поделки.

На втором этапе обучения формируют у детей умения самостоятельно использовать освоенные способы для создания новых, более сложных конструкций. Для этого детям предлагают задачи проблемного характера.

Например, показывает детям изображения фигурок разных животных, каждая из которых сделана из двух и боле конусов разных размеров. Дети должны увидеть эти конусы и использовать их в измененном виде: сплющивать или надрезать один из конусов. Такое решение дети находят сами.

Задание педагогам: Уважаемые коллеги, создайте из предложенных конусов свою поделку.

На третьем этапе обучения организуется конструирование по собственному замыслу детей. Дети создают коллективные композиционные работы, используя свой опыт. Каждому из них дается набор бумаги разных видов и цветов и другие необходимые принадлежности (ножницы, карандаши, кисти, линейки, клей и т.д.). Эти занятия выявляют у детей особый интерес и желание придумать необычную поделку. При этом дети передают своеобразие образов, подчеркивают их характер. Дети испытывают большое удовлетворение как от полученных результатов, так и от самого процесса деятельности. Об этом говорят их эмоциональные высказывания, желание самостоятельно создать поделки творческой мастерской

Задание педагогам: Создайте композицию из изготовленных поделок и назовите ее.

Таким образом, при систематическом обучении разным видам конструирования формируются важнейшие предпосылки учебной деятельности: умение находить рациональные способы выполнения задания, анализировать условия задачи и в соответствии с этим планировать и контролировать свою деятельность, самостоятельно принимать решения, выполнять коллективную работу в общем ритме, в контакте с другими детьми.



Новые публикации

Технологическая карта подвижной игры с детьми старшей группы

Технологическая карта подвижной игры с детьми старшей группы Образовательные области: «Физическое развитие». Интеграция видов деятельности: Социально-коммуникативное, физическое, речевое развитие. Вид занятия: игровая...

Конспект ООД с детьми подготовительной группы «Чрезвычайные ситуации - что…

Конспект ООД с детьми подготовительной группы «Чрезвычайные ситуации - что это?» Цель: сформировать представление о чрезвычайных ситуациях. Задачи: Образовательные: познакомить с ситуациями, которые...

Кружковая работа «Грибочки для белочки»

Кружковая работа «Грибочки для белочки» Занятия аппликацией в детском саду — это один из основных приёмов изучения, закрепления нового материала. При...

Читайте также

Лэпбук «Берегите природу!»

Лэпбук «Берегите природу!» (Приложение к лэпбуку «Берегите природу!»)   Дидактическая игра по экологическому воспитанию «Цепочки питания» Цель игры: Познакомить детей с пищевой цепочкой в мире растений...

Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей дошкольного…

Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста Цель работы - изучить роль пальчиковой игры, как средства развития...

Детско-родительский досуг во второй младшей группе: «Вместе с папой, вместе…

Детско-родительский досуг во второй младшей группе: «Вместе с папой, вместе с мамой»   Цель: привлечение родителей к активному участию в спортивной жизни детского сада. Задачи: - развивать интерес к...


Комментарии

  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна Михайловна
    Благодарю за эту публикацию! Очень понравилось!!

    Подробнее...

     
  • Татьяна Бойко
    очень интересно. Пришлите пожалуйста приложения к этому пед совету.

    Подробнее...





В блогах

«Организация методической деятельности по повышению профессионального роста и социальной активности педагогов ДОО»

 Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. Ведущую роль в обеспечении эффективности образовательного процесса играет педагог, его профессионализм. Работа ДОО в...

Познавательно- исследовательский проект "Мир динозавров" с детьми старшего дошкольного возраста.

Мир динозавров познавательно- исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста Авторы проекта: воспитатели первой квалификационной категории Плотникова И.А Новосибирск 2021 Актуальность проекта Окружающий нас мир наполнен тайнами и чудесами, а животный мир древних времён неизведанный и загадочный. Только тот, кто...

Проектная деятельность как способ формирования основ финансовой экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Проектная деятельность как способ формирования основ финансовой экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста. № параметры описание 1. Авторы реализуемой практики Гостюхина Л.А., воспитатель подготовительной группы  «Солнечные лучики» 2. Название практики Проектная деятельность как способ формирования основ финансовой экономической грамотности...

Игра «Что? Где? Когда?» Здоровое питание- основа процветания»

Задачи: Закреплять знания детей о продуктах питания и их значении для человека. Укреплять здоровья детей включающее формирование опороно – двигательного аппарата стимулирование функции сердечно-сосудистой дыхательнойсистем и координационных способностей Закреплять понятия «здоровая пища», полезные продукты,вредные продукты. Развивать умение распознавать полезную и...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство