Сайт для воспитателей детских садов



Мастер-класс для педагогов:
Развитие творческих способностей детей средствами художественного конструирования из бумаги

Творчество является важной составляющей развития личности ребенка дошкольного возраста. По моему мнению, эффективным средством для развития творческих способностей детей является художественное конструирование из бумаги. В совместных исследованиях Л.А.Парамонова и О.А.Сафонова разработали систему самостоятельного и творческого конструирования из бумаги детей от четырех до семи лет. В результате такого обучения у детей формируется самостоятельное творческое конструирование, которое проявляется в умении создавать новые оригинальные замыслы, находить нестандартные решения.

Вопрос педагогам: Какие техники работы с бумагой вы знаете?

Существует разная техника работы с бумагой: сминание, разрывание, разрезание, сгибание.

Техника получения поделок из бумаги путем ее многократного сгибания в разных направлениях называется оригами (ори — сгибать, гами — бумага). (показ поделок).

Близка к этой технике и другая — киригами. Она включает в себя складывание бумаги и вырезание ее в разных направлениях. Так создаются различные фигурки животных, забавных человечков, разные снежинки, цветы и т.п. (показ поделок).

Бумажная скульптура — еще одна из разновидностей техники конструирования из бумаги — заключается в создании огромного разнообразия поделок (по тематике, по конструкции) путем комбинирования разных бумажных форм, которые делают сами дети.

Вопрос педагогам: Какие способы работы в технике «бумажная (или объемная) скульптура вы знаете?

Техника «бумажная» (или объемная) скульптура предполагает следующие способы работы с бумагой: закручивание круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий), преобразование квадрата в куб и брусок путем складывания и надрезания, закручивание прямоугольника в цилиндр и техника «плетение» (показ поделок).

Вопрос педагогам: Какие формы организации обучения художественному конструированию вы знаете?

В обучении художественному конструированию дошкольников использую формы обучения, которые, по моему мнению, в большей степени развивают у дошкольников творческие способности:

  • конструирование по образцу (обеспечивает переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера, помогает детям овладеть обобщенным способом анализа);
  • конструирование по теме (дети сами создают замыслы конкретных сюжетов, выбирают способы их выполнения, материал);
  • конструирование по замыслу (умение строить замысел, искать решение, не боясь ошибок);
  • конструирование по условиям (задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер).

В моей работе по художественному конструированию техника бумажная скульптура занимает особенное место. Эта техника дает ребенку возможность открыть для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в черепаху, смешного лисенка, мухомор, дом с аркой. Маленький дизайнер творит по законам красоты и гармонии.

Постараюсь вам показать, каким образом происходит обучение детей подготовительной группы новой технике конструирования из конуса.

Обучение конструированию из конуса (как и все другие техники) проходит в три этапа.

На первом этапе обучения дети знакомятся и осваивают новую технику бумажной скульптуры - закручивание круга в конус.

В начале для знакомства используют игровую ситуацию загадочного превращения плоской фигуры в объемную - «Как круг превратился в низкий конус».

Образовательная ситуация: «Был летний день. Братья-круги сидели на лавочке. Вдруг, откуда ни возьмись, интересная фигура — конус. Подкатился он к кругам, да и говорит: «Рад видеть вас, братья!» Удивились круги и спрашивают: «Какие же мы с тобой братья?» Рассмеялся конус и воскликнул: «Как же вы меня не узнали! Я тоже круг, только взял, да и превратился в конус». — «Как же тебе это удалось?» — спросили круги. — «Очень просто», — отвечал маленький красный конус и запел свою песенку:

Есть у бумажного кружочка

Как раз посередине точка.

Надрез к ней сделай, мой дружок,

И в конус скручивай кружок.

(Показывает этот процесс.)

И спросили тогда круги: «Зачем же ты превратился в конус?» А маленький конус им отвечал: «Я сделал это потому, что из конуса можно получить много разных интересных игрушек» (показ разных игрушек).

Затем предлагают детям выполнить способ закручивания круга в конус, определить, какие поделки можно сконструировать из полученных низких конусов, и сделать одну из них. По окончании конструирования дети анализируют готовые игрушки, выделяя в них общее и различное; по желанию рассказывают про них маленькие истории, объединяют их в единую композицию.

Задание педагогам: Предлагаю вам превратить круг в конус и создать разные поделки.

На втором этапе обучения формируют у детей умения самостоятельно использовать освоенные способы для создания новых, более сложных конструкций. Для этого детям предлагают задачи проблемного характера.

Например, показывает детям изображения фигурок разных животных, каждая из которых сделана из двух и боле конусов разных размеров. Дети должны увидеть эти конусы и использовать их в измененном виде: сплющивать или надрезать один из конусов. Такое решение дети находят сами.

Задание педагогам: Уважаемые коллеги, создайте из предложенных конусов свою поделку.

На третьем этапе обучения организуется конструирование по собственному замыслу детей. Дети создают коллективные композиционные работы, используя свой опыт. Каждому из них дается набор бумаги разных видов и цветов и другие необходимые принадлежности (ножницы, карандаши, кисти, линейки, клей и т.д.). Эти занятия выявляют у детей особый интерес и желание придумать необычную поделку. При этом дети передают своеобразие образов, подчеркивают их характер. Дети испытывают большое удовлетворение как от полученных результатов, так и от самого процесса деятельности. Об этом говорят их эмоциональные высказывания, желание самостоятельно создать поделки творческой мастерской

Задание педагогам: Создайте композицию из изготовленных поделок и назовите ее.

Таким образом, при систематическом обучении разным видам конструирования формируются важнейшие предпосылки учебной деятельности: умение находить рациональные способы выполнения задания, анализировать условия задачи и в соответствии с этим планировать и контролировать свою деятельность, самостоятельно принимать решения, выполнять коллективную работу в общем ритме, в контакте с другими детьми.





Новые публикации

Спортивное развлечение на воздухе в стиле интерактивной игры квест. «Приключения…

Спортивное развлечение на воздухе в стиле интерактивной игры квест«Приключения в башне Форд Боярд» «Квест» означает – прохождение различных заданий и испытаний...

Сценарий новогоднего утренника в ясельной группе

Сценарий новогоднего утренника в ясельной группе Действующие лица: Снегурочка – воспитатель, Дед Мороз, Заяц, Лиса – игрушки бибабо. Ширма для игрушек бибабо.   Дети с...

Сценарий осеннего утренника в старшей группе «Осенние встречи»

Сценарий осеннего утренника в старшей группе «Осенние встречи» Ход мероприятия Звучит музыка, дети входят в зал. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Я так рада видеть...

Читайте также

Особенности организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста

Особенности организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста   Дети дошкольного возраста уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют...

Занятие по развитию речи по теме «Посуда. Продукты питания. Труд повара» в подго…

Занятие по развитию речи по теме «Посуда. Продукты питания. Труд повара» Подготовительная группа   Задачи: - Уточнить и расширить представления детей о посуде, ее назначении, деталях...

Конспект организованной образовательной деятельности по социально-коммуникативно…

Конспект организованной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группеТема: «Рыцарский турнир»   Образовательные области: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое развитие. Программное содержание: Учить детей...




Комментарии

  • Котиева Фатима Русла
    Спасибо за статью, огромная методическая помощь для педагогов ДОУ: читай и делай!!!!!!!!!! !!!!!!!!

    Подробнее...

     
  • Кудрина Светлана Юрь
    Большое спасибо за содержательный материал!

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Очень полезный материал. Большое спасибо.

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Любое экспериментиров ание начинается с наблюдения – это первая ступенька в процессе естествознания.

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Спасибо за конспект!

    Подробнее...

В блогах

Проект по этнокультурному компоненту

МБДОУ «Детский сад №120»  Педагогический проект по этнокультурному компоненту        на 2017 – 2018 учебный год.                           ...

Развитие исполнительских навыков игры на…

       На сегодняшний день самый доступный духовой музыкальный инструмент для массового обучении-это ученическая шестидырочная свирель. Легкость и простота игры на подобной свирели позволяет освоить ее даже четырехлетнему ребенку.        Музицирование на...

Покров при святой Богородицы!

(Звучит казачья песня «Я ВЕСЁЛЫЙ ВЗОР ЗАМЕТИЛ», девочки-казачки заходят в зал) -Казачка: Здорово дневали гости дорогие! Веселья вам да радости! Красивые да молодые, весёлые да удалые! Давно мы вас поджидали, праздник без вас не начинали. У...

Музыкально-педагогическая деятельность и…

Музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется идеей научить ребенка петь хорошо, четко, внятно, с любовью и настроением, с большой самоотдачей, т.е. наиболее ярко выразить себя в песне. Музыкальность — сложное...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство