Мастер-класс для педагогов:
Развитие творческих способностей детей средствами художественного конструирования из бумаги

Творчество является важной составляющей развития личности ребенка дошкольного возраста. По моему мнению, эффективным средством для развития творческих способностей детей является художественное конструирование из бумаги. В совместных исследованиях Л.А.Парамонова и О.А.Сафонова разработали систему самостоятельного и творческого конструирования из бумаги детей от четырех до семи лет. В результате такого обучения у детей формируется самостоятельное творческое конструирование, которое проявляется в умении создавать новые оригинальные замыслы, находить нестандартные решения.

Вопрос педагогам: Какие техники работы с бумагой вы знаете?

Существует разная техника работы с бумагой: сминание, разрывание, разрезание, сгибание.

Техника получения поделок из бумаги путем ее многократного сгибания в разных направлениях называется оригами (ори — сгибать, гами — бумага). (показ поделок).

Близка к этой технике и другая — киригами. Она включает в себя складывание бумаги и вырезание ее в разных направлениях. Так создаются различные фигурки животных, забавных человечков, разные снежинки, цветы и т.п. (показ поделок).

Бумажная скульптура — еще одна из разновидностей техники конструирования из бумаги — заключается в создании огромного разнообразия поделок (по тематике, по конструкции) путем комбинирования разных бумажных форм, которые делают сами дети.

Вопрос педагогам: Какие способы работы в технике «бумажная (или объемная) скульптура вы знаете?

Техника «бумажная» (или объемная) скульптура предполагает следующие способы работы с бумагой: закручивание круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий), преобразование квадрата в куб и брусок путем складывания и надрезания, закручивание прямоугольника в цилиндр и техника «плетение» (показ поделок).

Вопрос педагогам: Какие формы организации обучения художественному конструированию вы знаете?

В обучении художественному конструированию дошкольников использую формы обучения, которые, по моему мнению, в большей степени развивают у дошкольников творческие способности:

  • конструирование по образцу (обеспечивает переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера, помогает детям овладеть обобщенным способом анализа);
  • конструирование по теме (дети сами создают замыслы конкретных сюжетов, выбирают способы их выполнения, материал);
  • конструирование по замыслу (умение строить замысел, искать решение, не боясь ошибок);
  • конструирование по условиям (задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер).

В моей работе по художественному конструированию техника бумажная скульптура занимает особенное место. Эта техника дает ребенку возможность открыть для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в черепаху, смешного лисенка, мухомор, дом с аркой. Маленький дизайнер творит по законам красоты и гармонии.

Постараюсь вам показать, каким образом происходит обучение детей подготовительной группы новой технике конструирования из конуса.

Обучение конструированию из конуса (как и все другие техники) проходит в три этапа.

На первом этапе обучения дети знакомятся и осваивают новую технику бумажной скульптуры - закручивание круга в конус.

В начале для знакомства используют игровую ситуацию загадочного превращения плоской фигуры в объемную - «Как круг превратился в низкий конус».

Образовательная ситуация: «Был летний день. Братья-круги сидели на лавочке. Вдруг, откуда ни возьмись, интересная фигура — конус. Подкатился он к кругам, да и говорит: «Рад видеть вас, братья!» Удивились круги и спрашивают: «Какие же мы с тобой братья?» Рассмеялся конус и воскликнул: «Как же вы меня не узнали! Я тоже круг, только взял, да и превратился в конус». — «Как же тебе это удалось?» — спросили круги. — «Очень просто», — отвечал маленький красный конус и запел свою песенку:

Есть у бумажного кружочка

Как раз посередине точка.

Надрез к ней сделай, мой дружок,

И в конус скручивай кружок.

(Показывает этот процесс.)

И спросили тогда круги: «Зачем же ты превратился в конус?» А маленький конус им отвечал: «Я сделал это потому, что из конуса можно получить много разных интересных игрушек» (показ разных игрушек).

Затем предлагают детям выполнить способ закручивания круга в конус, определить, какие поделки можно сконструировать из полученных низких конусов, и сделать одну из них. По окончании конструирования дети анализируют готовые игрушки, выделяя в них общее и различное; по желанию рассказывают про них маленькие истории, объединяют их в единую композицию.

Задание педагогам: Предлагаю вам превратить круг в конус и создать разные поделки.

На втором этапе обучения формируют у детей умения самостоятельно использовать освоенные способы для создания новых, более сложных конструкций. Для этого детям предлагают задачи проблемного характера.

Например, показывает детям изображения фигурок разных животных, каждая из которых сделана из двух и боле конусов разных размеров. Дети должны увидеть эти конусы и использовать их в измененном виде: сплющивать или надрезать один из конусов. Такое решение дети находят сами.

Задание педагогам: Уважаемые коллеги, создайте из предложенных конусов свою поделку.

На третьем этапе обучения организуется конструирование по собственному замыслу детей. Дети создают коллективные композиционные работы, используя свой опыт. Каждому из них дается набор бумаги разных видов и цветов и другие необходимые принадлежности (ножницы, карандаши, кисти, линейки, клей и т.д.). Эти занятия выявляют у детей особый интерес и желание придумать необычную поделку. При этом дети передают своеобразие образов, подчеркивают их характер. Дети испытывают большое удовлетворение как от полученных результатов, так и от самого процесса деятельности. Об этом говорят их эмоциональные высказывания, желание самостоятельно создать поделки творческой мастерской

Задание педагогам: Создайте композицию из изготовленных поделок и назовите ее.

Таким образом, при систематическом обучении разным видам конструирования формируются важнейшие предпосылки учебной деятельности: умение находить рациональные способы выполнения задания, анализировать условия задачи и в соответствии с этим планировать и контролировать свою деятельность, самостоятельно принимать решения, выполнять коллективную работу в общем ритме, в контакте с другими детьми.





Новые публикации

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети…

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Internet по теме «Мы память бережно храним»

Дидактическая игра по рассказу «Хотела галка пить»

Дидактическая игра по рассказу «Хотела галка пить» Средняя группа Задачи для педагога Задачи для ребенка Предварительная работа Правила Содержание игры. Игровые действия Игровые атрибуты Результат Дидактические: Формировать смысл рассказа «Галка хочет...

Витамины в каждый дом!

Витамины в каждый дом! Витамины – это особые вещества, необходимые организму для нормальной работы. Они выполняют много важных функций: регулируют обмен...

Читайте также

Календарное планирование на май

Календарное планирование на май Подготовительная группа   Тема 1-недели: «В гостях у сказки»   Дата Вид деятельности и режимные моменты. Программные задачи и цели Дети Резуль-татив-ность I половина...

Ресурсный круг с родителями в средней группе. Тема: «Добрая забота»

Ресурсный круг с родителями в средней группеТема: «Добрая забота»   Задачи: Объединить усилия воспитателей и родителей в духовно – нравственном развитии детей. Проанализировать имеющийся...

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Кто в…

Конспект занятия по познавательному развитию на тему:«Кто в домике живет? Первая младшая группа Программные задачи: продолжить знакомить детей с животными, которые живут...


Комментарии

  • Алена Луконина
    Большое спасибо за опыт

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Какой звук ю? Уважаемый педагог, буква ю может обозначать звуки [йу] и [у], в зависимости от положения ...

    Подробнее...

     
  • Елена
    Замечательная тема по развитию речи детей дошкольного возраста. Я тоже стала использовать в работе ...

    Подробнее...

     
  • Марина Дмитриева
    Интересный материал, познавательный. Можно многое взять для своей работы по своему региональному ...

    Подробнее...

     
  • Елена Алексеевна Сус
    Спасибо!!!Очень нужный и полезный материал!!

    Подробнее...





В блогах

Мастер-класс с родителями

Название: «Сказка как средство развития активного словаря у детей старшего дошкольного возраста» Цель: расширение педагогического опыта родителей про обогащения активного словаря детей средствами русской народной сказки. Участники: воспитатель, родители. Ход: Здравствуйте, уважаемые родители! Тема мастер - класса «Сказка как средство...

Буклет "Создание условий для развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной сказки"

Работа по обогащению словаря детей – это планомерное расширение активного словаря за счёт незнакомых или трудных для них слов, сказка помогает ввести новое в активный словарь. Русские народные сказки способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. В восприятии сказки...

«ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭТИЧЕСКИХ БЕСЕД»

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭТИЧЕСКИХ БЕСЕД» Этическая беседа – это метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – педагога и воспитанника. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем...

календарно-тематическое планирование на апрель

Месяц   Апрель 1-2 неделя Тема   «Космос» (Загадки космоса, Тайна третьей планеты) Программные задачи Знакомство с планетой Земля, способами заботы людей о своей планете. Проведение элементарных опытов и экспериментов. Развитие интереса к людям, профессии которых связаны с космосом, их...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство