Сайт для воспитателей детских садов



Мастер - класс «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего самообразования:

«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

Слайд 1

Отсюда и цель мастер – класса, проводимого сегодня – это дальнейшее повышение вашей мотивации к овладению методом проектов как одним из инструментов развития детской инициативности.

Задачи:

Углубить знания педагогов о методе проектов, алгоритме создания проекта.

Создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой.

Мы надеемся, что проведённый сегодня мастер – класс поможет вам начать активно внедрять метод проектов в образовательную деятельность в работе с дошкольниками.

Слайд 2

Познавательная активность развивает инициативу, сообразительность,

самостоятельность. Она важна для ребёнка, так как формирует умения и

навыки исследовательской деятельности.

Поэтому и была выбрана мной тема:

«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников».

Слайд 3

Метод проектов всецело соответствует ФГОС, так как современное образование ставит перед собой задачу не просто дать знания ребенку, а научить применять эти знания на практике, уметь связать теоретические материалы с проблемными жизненными ситуациями. Метод проектов дает ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивает познавательные и творческие способности, умения и коммуникативные навыки. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.

Слайд 4

Уважаемые коллеги, скажите, как вы считаете что такое проект? (Ответы.)

Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Чтобы вы запомнили структуру проекта сыграем в игру «Ромашка»

Игра «Ромашка»

На лугу росла необычная ромашка, на лепестках которой были слова, начинающиеся с буквы П. Сердце ромашки, как и основа нашего мастер – класса – это проект. Ветерок сдул с нее лепестки. Сможете ли вы помочь ромашке вернуть лепестки? (проект включает в себя шесть П: Проблема, Проектирование (планирование), Поиск информации, Продукт, Презентация, Портфолио (папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта).

По ромашке можно легко запомнить структуру проекта.

Слайд 5

Для работы по своей теме мною была поставлена цель: Развивать познавательную активность дошкольников посредством включения их в проектную деятельность.

Для достижения этой цели были определены следующие задачи:

· Формировать готовность и способность ребёнка исследовать новое в окружающем мире путём реального взаимодействия с ним.

· Развивать инициативу, сообразительность, самостоятельность.

· Развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

· Обучать детей специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельной исследовательской деятельности.

· Формировать у детей умения и навыки исследовательской деятельности.

· Организовать работу с родителями по привлечению их к проектной деятельности в детском саду.

Слайд 6

Существуют следующие типы проектов:

  • 1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
  •  2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
  •  3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
  •  4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).
  •  5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
  •  6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Слайд 7

Я хочу вас познакомить с основными этапами метода проекта.

1. Целеполагание - педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели (к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу), в каких источниках можно найти информацию, с какими предметами научиться работать для достижения цели).

3. Выполнение проекта – практическая часть (сбор и накопление материала по тематике проекта, включение в план проекта занятий, игр и других видов детской деятельности, домашние задания для самостоятельного выполнения).

4. Рефлексия - подведение итогов, определение задач для новых проектов.

Слайд 8

Первый этап – "выбор темы”.

Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему который я использую – это модель "трёх вопросов”: Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать?. Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи.

Я приготовила таблицу, в ней три колонки с вопросами, сейчас мы ее заполним. Представьте что вы дети, и у вас в руках иллюстрации. Что на них изображено? Как это можно назвать одним словом? (профессии). Теперь ответим на вопрос - Что я знаю? И т.д. (заполняем таблицу).

Слайд 9

Второй этап – реализация проекта.

Моя задача - создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную), сбор и накопление материала по тематике проекта, домашние задания для самостоятельного выполнения

Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка, а также его познавательной активности.

Уважаемые коллеги, назовите виды деятельности, которые могут использоваться для реализации этого проекта, опираясь на таблицу.

Слайд 10

Переходим к третьему этапу – это образовательная деятельность, презентация, викторины, развлечения, выставки, фотоколлажи.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Моя задача создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

Уважаемые коллеги, на этом этапе мы оформим фотоколлаж. Его могут выполнять как дети, так и дети вместе со взрослыми. В роли взрослого могут выступать и родители и воспитатель. Сегодня его будут делать дети вместе с родителями, разбейтесь на две группы: детей и родителей.

У нас было много интересных игр, экскурсий, бесед о профессиях. Мы ходили в библиотеку, музей, аптеку, магазин. Я распечатала фотографии, ваша задача оформить наш коллаж. Рассортируйте фотографии. Подумайте, как мы можем назвать наш коллаж?

Молодцы, у нас получился красивый и интересный коллаж. Мы его повесим в холле детского сада, чтобы все могли увидеть наш город профессий.

Слайд 11

Четвёртый, заключительный этап – рефлексия.

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности изменяется по мере нарастания детской активности. Цель рефлексии – вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности, ее способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты. Рефлексия – умение размышлять, проводить самоанализ.

Наш мастер-класс подходит к концу. И я прошу высказать свое мнение о нем. Вы видите карту мира. Мы педагоги всегда находимся в океане неизвестного и сегодня вы были первооткрывателями. В нашем океане появилось несколько новых островов: о.Пользы, о.Скуки, о.Познания, о.Бермудский треугольник. Мне бы хотелось, чтобы ваш корабль причалил сейчас к одному из них. Прислушайтесь, пожалуйста, к своим ощущениям и пришвартуйте свой корабль к острову и выскажите свое мнение. Благодарю всех участников и зрителей за активный и позитивный настрой. Надеюсь, что наша встреча была плодотворной для нас и для всех полезной. Спасибо за внимание!





Новые публикации

Конспект ООД для старшей группы «Письмо для друзей»

Конспект ООД для старшей группы «Письмо для друзей» Цель: создание условий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом. Детская цель: рассказать...

Экологический КВН для детей подготовительной группы «Наш дом - природа»

Экологический КВН для детей подготовительной группы «Наш дом — природа» Цели:• закреплять знания детей о природе; • формировать у детей элементы экологического...

«Вместе с мамой!» Конспект физкультурно-логопедического развлечения в старшей гр…

«Вместе с мамой!» Конспект физкультурно-логопедического развлечения в старшей группе Цели: Повышать мотивацию детей с речевыми нарушениями к закреплению полученных навыков, закреплять...

Читайте также

Конспект НОД по образовательной области «Познание» (ФЭМП) Тема: «Клоуны Клепа и …

Конспект НОД«Клоуны Клепа и Тепа в гостях у детей» В средней группе Образовательная область: «Познание» (ФЭМП). Программное содержание: 1. Совершенствовать умение детей сравнивать два...

Конспект индивидуального занятия по плаванию с детьми с детским церебральным пар…

Конспект индивидуального занятия по плаванию с детьми с детским церебральным параличом   Задачи: 1. Помочь получить образное представление о дыхании, облегчить дальнейшее изучение...

Конспект интегрированного занятия «Девочка из цветка» для детей среднего дошколь…

Конспект интегрированного занятия «Девочка из цветка»для детей среднего дошкольного возраста   Цели: обогащение и развитие эмоциональной сферы ребенка посредством классической музыки. Задачи:   Развитие песенного творчества; Формирование умения...




Комментарии

  • Котиева Фатима Русла
    Спасибо за статью, огромная методическая помощь для педагогов ДОУ: читай и делай!!!!!!!!!! !!!!!!!!

    Подробнее...

     
  • Кудрина Светлана Юрь
    Большое спасибо за содержательный материал!

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Очень полезный материал. Большое спасибо.

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Любое экспериментиров ание начинается с наблюдения – это первая ступенька в процессе естествознания.

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Спасибо за конспект!

    Подробнее...

В блогах

Дидактическая игра "Собери семью…

Цель игры: закрепление  представлений  о домашних животных и их детёнышей. Формировать понятие «семья». Обогащение словаря.

План реализации УМК

План работы по реализации учебно-методических комплектов по обучению двум государственным языкам Республики Татарстан в равном объёме в МБДОУ «Красносельский детский сад «Тургай» комбинированного вида» Высокогорского муниципального района РТ на 2019-2020...

Спортивное развлечение для детей старшег…

Звучит музыка песни «Бабушка и дедушка…» входят бабушки и дедушки и садятся на стульчики, затем входят дети и встают в полукруг. Инструктор по ФК: Здравствуйте дорогие наши бабушки и дедушки! Сегодня особенный день...

Муниципальное автономное дошкольное обра…

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №441 "Кузнечик" город Нижний Новгород.   «Матушкин день» в русском народном стиле. Подготовительная группа №6. Подготовили воспитатели: Морина Елена Викторовна Смирнова Галина Сергеевна Цель: Создать хорошее настроение у детей и родителей, вызвать...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство