Сайт для воспитателей детских садов



Мастер-класс «Что за чудо петушок?»

Назначение: Мастер – класс рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.
Данный мастер – класс можно использовать: педагогам на занятиях в детском саду, при знакомстве с дымковской игрушкой и в свободной деятельности детей; родителям, в домашних условиях, для расширения кругозора детей о видах народного творчества.
Актуальность.
У детей возник вопрос – чем играли дети в давние времена, из чего делали игрушки и какими они были? Это обусловило выбор темы мастер – класса.
В связи с технологичностью современного мира стали забываться народные промыслы и ремёсла, и мы решили начать знакомство детей с Дымковской игрушки.
Ожидаемый результат: практическое освоение участниками мастер –класса специальных знаний, умений, навыков и приёмов по изготовлению плоскостной игрушки – петушка, с последующей росписи игрушки.
1. Подготовительно-организационная часть.
Цель: создание условий для развития интереса детей к народным промыслам; изготовление и роспись дымковской игрушки
Задачи:

  1. Познакомить детей с дымковским народным промыслом.
  2. Формировать умение создавать игрушки и расписывать их, выделяя элементы данной росписи.
  3. Развивать эстетическое восприятие, чувства цвета, творческие способности. 
  4. Воспитывать любовь к искусству народных мастеров.

Оборудование: глиняные игрушки, иллюстрации с изображением дымковских игрушек, роспись дымковской игрушки, ширма с изображением элементов дымковской росписи.
Материалы и инструменты: альбомный лист, простой карандаш, ножницы, клей, кисточки, гуашь.
Предварительная работа: экскурсия в мини – музей народных промыслов, просмотр презентации «Дымковские игрушки», разучивание стихов про дымковские игрушки, просмотр иллюстраций с историей Дымково.
2. Теоретическая часть
История  Дымково.
Далеко-далеко за дремучими лесами, за длинными полями, на берегу голубой реки стояло большое село. В этом селе домов было много, из труб домов шел голубой дымок. Поэтому, то село прозвали Дымково. Жили в том селе добрые веселые люди, любили они делать расписные игрушки, и назывались они – Дымковские. Стали эти игрушки на базарах продавать по всей Руси. А подарок в виде игрушки означал пожелание счастья и благополучия. Считалось, что эти игрушки оберегали от несчастья, их ставили зимой между окон и украшали. И люди верили, что они не пустят в дом никакую беду.
Раздаётся стук в дверь. Входит девочка, одетая в костюм дымковской барышни.
Дымковская барышня: Здравствуйте ребята. Вы узнали меня?
Ответ детей.
Дымковская барышня: Правильно, я дымковская игрушка – барышня.
Пришла к вам в гости и принесла вам дымковские игрушки. 

Показывает игрушки и рассказывает о них.
Воспитатель показывает на барышню.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на её наряд, какая она яркая, нарядная.
Воспитатель: Что общего у всех этих игрушек?
Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.
Воспитатель: А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?
Дети: Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.
Воспитатель: А сможете предположить, откуда взяли мастера белый цвет?
Дети: Они взяли от снега, у зимы. Игрушки же лепили зимой!!!
Воспитатель: Правильно. Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. А почему они яркие?
Дети: Потому что они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками.
Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?
Дети: На игрушках кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы. Показ элементов росписи
Воспитатель: Сейчас наша Барышня покажет элементы дымковской росписи, а я вам расскажу, что они обозначают.
Круг – солнце; точки – звёзды; прямая линия – дорога; волнистая линия – река, море; пересечённые линии – колодец или сруб дома; знак плодородия – ромб. 

Небо  с облаками – прямая линия и сверху волнообразная, если небо дождливое, с каплями, между двух прямых линий чередование точек  с равным интервалом. Мать земля и зёрна в ней – две линии  параллельные, а внутри волнообразная с точками по обе стороны в углублениях. используются всевозможные растительные знаки – ростки, зёрна, листики, ягодки, цветочки связь с природой.
Дымковская барышня: Ребята, а вы знаете, какие цвета используют мастера для росписи  дымковских игрушек?
Ответ детей.
Воспитатель: В дымковской росписи каждый цвет имеет своё обозначение. Дымковские цвета: зелёный связан с понятием жизни, символизирует природу и крестьянскую пашню; белый – нравственная чистота, добро и правда; красный – огонь, а также является олицетворением здоровья, силы и красоты; синий – цвет неба; коричневая и чёрная краска используется лишь в небольшом количестве.
Дымковская барышня: Спасибо вам за интересный рассказ.
3. Практическая часть
Воспитатель: Сегодня мы будем изготавливать и расписывать одну из дымковских игрушек. Приглашаем и нашу гостью поучаствовать с ребятами. Отгадайте загадку и вы узнаете, что за игрушку мы будем делать.
Он рано встаёт, громко поёт,
На ногах он носит шпоры,
На голове – гребешок
Вы узнали его? (петушок)
Воспитатель: правильно петушок.
Сейчас мы возьмём альбомный лист, положите на него свою ладошку и обведите её простым карандашом
Ладошка
Дорисуем контур петушка, а рядом нарисуем крыло для петушка, также при помощи ладошки, обведём карандашом четыре пальца – крыло.
Дорисуем контур петушка
Затем нарисуем гребешок, бородку и клюв. Вырезываем ножницами по контуру.
нарисуем гребешок, бородку и клюв
Закрашиваем петушку гребешок и бородку широкой кистью. Обводим по контуру красной гуашью. Для мелких элементов росписи используем тонкую кисть.
4Раскрашиваем силуэт петуха такими элементами как круг, точки, волнистые  и прямые линии.
5

Раскрашиваем силуэт петуха
4. Заключительная часть
Дети выбирают самую красивую игрушку – петуха и дарят дымковской барышне, она  угощает детей леденцом – петушком на палочке и прощается с детьми.
Рефлексия
Воспитатель: Дети, давайте посмотрим  на ваших петушков. Они такие замечательные. Расскажи, что именно тебе понравилось больше всего... (Ответы 2-3 детей.)
Воспитатель:  Дети, вам понравилось  путешествие в Дымковское село?  Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались и что узнали нового.... Сегодня вы опробовали  себя в роли  дымковских мастеров умельцев.

Используемая литература:
1. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева “ От рождения до школы” Основная образовательная программа дошкольного образования ФГОС.
2. Материалы ГМЦ.
3. Комарова Т.С Изобразительная деятельность в детском саду (6-7 лет).
4. Грибовкая А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации.
5. Соломенникова О.А. Ознакомление детей с народным искусством. Наглядно-дидактические пособия 1. Серия “Народное искусство – детям”, “Дымковская роспись”,
Интернет ресурсы.





Новые публикации

Проект по ПДД «Светофор Светофорыч»

Проект по ПДД «Светофор Светофорыч»   Паспорт проекта: Визитная карточка: место проведения ГБДОУ детский сад № 55 компенсирующего вида Кировского района города Санкт-Петербург. Вид проекта:...

Конспект итогового мероприятия по правилам дорожного движения Тема: «Светофор и …

Конспект итогового мероприятия по правилам дорожного движенияТема: «Светофор и его друзья» (Подготовительная группа) Цель занятия. Закрепить и систематизировать знание детей о ПДД...

Планирование образовательной деятельности детей средней группы на декабрь месяц

Планирование образовательной деятельности детей средней группы на декабрь месяц {pdf=download/files/presentation/file645.pdf|90%|700|native}

Читайте также

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: …

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему:«Путешествие в страну Цветных красок» (с использованием репродукций картин известных художников)   Возрастная группа: ...

Перспективное планирование по конструированию в средней группе

Перспективное планирование по конструированию в средней группе   Месяц   Вид деятельности Название образовательной деятельности Задачи образовательной деятельности Сентябрь Конструирование из природного материала «Ковер из листьев» (по образцу) Учить составлять...

Конспект занятия «В гости к Меншикову»

Конспект занятия «В гости к Меншикову» Образовательная область: «Познание» Цель: продолжать учить раскладывать предметы разной длины в убывающем порядке; закреплять пространственные представления: слева, справа, впереди, между, над; продолжать учить...




Комментарии

  • Котиева Фатима Русла
    Спасибо за статью, огромная методическая помощь для педагогов ДОУ: читай и делай!!!!!!!!!! !!!!!!!!

    Подробнее...

     
  • Кудрина Светлана Юрь
    Большое спасибо за содержательный материал!

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Очень полезный материал. Большое спасибо.

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Любое экспериментиров ание начинается с наблюдения – это первая ступенька в процессе естествознания.

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Спасибо за конспект!

    Подробнее...

В блогах

Занятия с дошкольниками 2 младшая группа

Тема: «Моя семья». Цель:  формировать представление детей о составе своей семьи. Задачи: Развивать чувство любви к своим близким. Учиться правильно называть членов семьи. Закрепить понятие «семья», внук, внучка, сын, дочка. Развивать внимание, память, мышление. Закрепить знания...

Конспект досуга в средней группе .

Конспект досуга в средней группе . Тема: Родной дом Цель: Закрепить у детей среднего дошкольного возраста знания о понятии «дом». Задачи: Воспитательные: воспитывать любовь, чувство привязанности к родному дому, городу;Развивающие: развивать связную речь через диалогическую речь, образное...

Конспект по экологии в ср гр «Экологиче…

Конспект  по экологии в ср гр «Экологическая неделя»                                    Тема «Берегите природу!»  Цель: - формировать у детей основы экологической культуры. Задачи: Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей...

Конспект занятия по экологии в средней г…

Конспект занятия по экологии в средней группе по теме «Насекомые» Тема:"Насекомые. " Программные задачи: 1. Учить пересказывать впервые прочитанный текст на основе временно-пространственных моделей. 2. Закрепить представление о насекомых, умение отгадывать загадки и мотивировать...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство