Мастер-класс «Что за чудо петушок?»

Назначение: Мастер – класс рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.
Данный мастер – класс можно использовать: педагогам на занятиях в детском саду, при знакомстве с дымковской игрушкой и в свободной деятельности детей; родителям, в домашних условиях, для расширения кругозора детей о видах народного творчества.
Актуальность.
У детей возник вопрос – чем играли дети в давние времена, из чего делали игрушки и какими они были? Это обусловило выбор темы мастер – класса.
В связи с технологичностью современного мира стали забываться народные промыслы и ремёсла, и мы решили начать знакомство детей с Дымковской игрушки.
Ожидаемый результат: практическое освоение участниками мастер –класса специальных знаний, умений, навыков и приёмов по изготовлению плоскостной игрушки – петушка, с последующей росписи игрушки.
1. Подготовительно-организационная часть.
Цель: создание условий для развития интереса детей к народным промыслам; изготовление и роспись дымковской игрушки
Задачи:

  1. Познакомить детей с дымковским народным промыслом.
  2. Формировать умение создавать игрушки и расписывать их, выделяя элементы данной росписи.
  3. Развивать эстетическое восприятие, чувства цвета, творческие способности. 
  4. Воспитывать любовь к искусству народных мастеров.

Оборудование: глиняные игрушки, иллюстрации с изображением дымковских игрушек, роспись дымковской игрушки, ширма с изображением элементов дымковской росписи.
Материалы и инструменты: альбомный лист, простой карандаш, ножницы, клей, кисточки, гуашь.
Предварительная работа: экскурсия в мини – музей народных промыслов, просмотр презентации «Дымковские игрушки», разучивание стихов про дымковские игрушки, просмотр иллюстраций с историей Дымково.
2. Теоретическая часть
История  Дымково.
Далеко-далеко за дремучими лесами, за длинными полями, на берегу голубой реки стояло большое село. В этом селе домов было много, из труб домов шел голубой дымок. Поэтому, то село прозвали Дымково. Жили в том селе добрые веселые люди, любили они делать расписные игрушки, и назывались они – Дымковские. Стали эти игрушки на базарах продавать по всей Руси. А подарок в виде игрушки означал пожелание счастья и благополучия. Считалось, что эти игрушки оберегали от несчастья, их ставили зимой между окон и украшали. И люди верили, что они не пустят в дом никакую беду.
Раздаётся стук в дверь. Входит девочка, одетая в костюм дымковской барышни.
Дымковская барышня: Здравствуйте ребята. Вы узнали меня?
Ответ детей.
Дымковская барышня: Правильно, я дымковская игрушка – барышня.
Пришла к вам в гости и принесла вам дымковские игрушки. 

Показывает игрушки и рассказывает о них.
Воспитатель показывает на барышню.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на её наряд, какая она яркая, нарядная.
Воспитатель: Что общего у всех этих игрушек?
Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.
Воспитатель: А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?
Дети: Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.
Воспитатель: А сможете предположить, откуда взяли мастера белый цвет?
Дети: Они взяли от снега, у зимы. Игрушки же лепили зимой!!!
Воспитатель: Правильно. Белый фон взяли мастера от заснеженных полей, когда зимой все вокруг белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. А почему они яркие?
Дети: Потому что они делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками.
Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?
Дети: На игрушках кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы. Показ элементов росписи
Воспитатель: Сейчас наша Барышня покажет элементы дымковской росписи, а я вам расскажу, что они обозначают.
Круг – солнце; точки – звёзды; прямая линия – дорога; волнистая линия – река, море; пересечённые линии – колодец или сруб дома; знак плодородия – ромб. 

Небо  с облаками – прямая линия и сверху волнообразная, если небо дождливое, с каплями, между двух прямых линий чередование точек  с равным интервалом. Мать земля и зёрна в ней – две линии  параллельные, а внутри волнообразная с точками по обе стороны в углублениях. используются всевозможные растительные знаки – ростки, зёрна, листики, ягодки, цветочки связь с природой.
Дымковская барышня: Ребята, а вы знаете, какие цвета используют мастера для росписи  дымковских игрушек?
Ответ детей.
Воспитатель: В дымковской росписи каждый цвет имеет своё обозначение. Дымковские цвета: зелёный связан с понятием жизни, символизирует природу и крестьянскую пашню; белый – нравственная чистота, добро и правда; красный – огонь, а также является олицетворением здоровья, силы и красоты; синий – цвет неба; коричневая и чёрная краска используется лишь в небольшом количестве.
Дымковская барышня: Спасибо вам за интересный рассказ.
3. Практическая часть
Воспитатель: Сегодня мы будем изготавливать и расписывать одну из дымковских игрушек. Приглашаем и нашу гостью поучаствовать с ребятами. Отгадайте загадку и вы узнаете, что за игрушку мы будем делать.
Он рано встаёт, громко поёт,
На ногах он носит шпоры,
На голове – гребешок
Вы узнали его? (петушок)
Воспитатель: правильно петушок.
Сейчас мы возьмём альбомный лист, положите на него свою ладошку и обведите её простым карандашом
Ладошка
Дорисуем контур петушка, а рядом нарисуем крыло для петушка, также при помощи ладошки, обведём карандашом четыре пальца – крыло.
Дорисуем контур петушка
Затем нарисуем гребешок, бородку и клюв. Вырезываем ножницами по контуру.
нарисуем гребешок, бородку и клюв
Закрашиваем петушку гребешок и бородку широкой кистью. Обводим по контуру красной гуашью. Для мелких элементов росписи используем тонкую кисть.
4Раскрашиваем силуэт петуха такими элементами как круг, точки, волнистые  и прямые линии.
5

Раскрашиваем силуэт петуха
4. Заключительная часть
Дети выбирают самую красивую игрушку – петуха и дарят дымковской барышне, она  угощает детей леденцом – петушком на палочке и прощается с детьми.
Рефлексия
Воспитатель: Дети, давайте посмотрим  на ваших петушков. Они такие замечательные. Расскажи, что именно тебе понравилось больше всего... (Ответы 2-3 детей.)
Воспитатель:  Дети, вам понравилось  путешествие в Дымковское село?  Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались и что узнали нового.... Сегодня вы опробовали  себя в роли  дымковских мастеров умельцев.

Используемая литература:
1. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева “ От рождения до школы” Основная образовательная программа дошкольного образования ФГОС.
2. Материалы ГМЦ.
3. Комарова Т.С Изобразительная деятельность в детском саду (6-7 лет).
4. Грибовкая А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации.
5. Соломенникова О.А. Ознакомление детей с народным искусством. Наглядно-дидактические пособия 1. Серия “Народное искусство – детям”, “Дымковская роспись”,
Интернет ресурсы.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект познавательно-экспериментальный деятельности с детьми средней группы «Поможем Акварельке»

Конспект познавательно-экспериментальный деятельности с детьми средней группы «Поможем Акварельке»

Дидактическая игра «Забавные кольца»

Дидактическая игра «Забавные кольца» Для детей 3-4 лет Аннотация: Сенсорное развитие детей, направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира...

Развлечение «Как Незнайка узнал о правилах дорожного движения»

Развлечение «Как Незнайка узнал о правилах дорожного движения» Цель: - знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения; - довести до сознания детей, к...

Читайте также

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по родному…

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по родному краю» Цель: Обобщить знания, полученные в течение года. Задачи: Обучающие задачи: Определить умение детей решать устные задачи. Продолжать...

Формирование краеведческой компетенции у детей старшего дошкольного возраста

Формирование краеведческой компетенции у детей старшего дошкольного возраста Актуальность краеведческого образования заключается в том, что краеведение является одним из самых мощных средств...

Конспект организации экспериментирования с использованием нетрадиционного рисования «Такая разная земля»

Конспект организации экспериментирования с использованием нетрадиционного рисования «Такая разная земля» (В старшей группе) Программное содержание:  Систематизировать знания детей о составе земли: камни, песок...