Мастер класс «Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников»

- Добрый день уважаемые коллеги.

- Поднимите руку те, кто любит посещать музей?

- Поднимите руку те, кто хоть раз пополнил коллекцию музея экспонатами.

- Поднимите руку те, кто посещал экологический музей.

Уважаемые коллеги, сегодня мы попытаемся выяснить:

- целесообразно ли создавать музей в группе детского сада;

- попробуем определить пути создания мини - музея, выявить положительные моменты в работе с родителями в процессе его создания;

- попытаемся подтвердить предположение, что ребенок соавтор, творец экспозиции и действительно ли необходима творческая работа в создании экспонатов в мини- музея.

Выкладывается на доске три круга.

У нас обозначились три вопроса, как три нераспустившихся бутона. Мы вместе поможем им распуститься

1 бутон. Нам нужно понять целесообразно ли создавать музей в группе детского сада. Чему он будет способствовать?

- Обогащает предметно развивающую среду;

- Формирует представление дошкольников о музее;

- Расширяет кругозор;

- Развивает познавательность и познавательную деятельность;

- Развивает творческое и логическое мышление, воображение и т.д.

На каждый ответ к 1 "бутону" приставляется лепесток.

Вот и расцвел наш первый цветок.

2 бутон. Посмотрим на второй бутон и попробуем определить новые формы работы в мини - музее и выделить положительные моменты в работе с родителями в процессе создания музея.

Представьте, что вы уже решили, что в группе нужен музей, определились с темой. Теперь нужно это воплотить в жизнь группы

Вы сможете самостоятельно создать мини - музей?

К кому вы обратитесь за помощью? (К родителям.)

Первостепенной задачей здесь будет - создание экспонатов для музея. Но в процессе создания музея мы сможем решить еще и другие задачи по работе с родителями. Подумайте, какие?

- Установить контакты с родителями;

- Сможем выявить активных родителей;

- Сможем выявить творческих родителей;

- Сформировать детско- родительские взаимоотношения;

- Сможем выявить родителей не идущих на контакт и попытаться найти к ним подход и т.д.

Далее определим формы работы в мини - музее. Что это может быть?

- Мини -беседы с детьми;

- Творческие игры,

- Опытно-исследовательская деятельность;

- Просмотр презентаций, познавательных фильмов;

- Самостоятельная деятельность детей в мини - музее;

- Организация экскурсий для детей и родителей и т.д.

На каждый ответ ко 2 "бутону" приставляется лепесток.

Вот и второй бутон раскрылся

3 бутон. Нам осталось подтвердить: нужна ли творческая работа в создании мини - музея. В чем это может

- Рисунки, аппликации детей;

- Поделки;

- Стенгазеты и т.д.

На каждый ответ к 3 "бутону" приставляется лепесток.

Вот и третий бутон распустился.

Вывод: мини - музей - это результат совместной работы и общения воспитателя, детей и их семей. Через работу в мини - музее мы можем решать задачи пяти образовательных областей

 

Презентация

1 слайд

В 2016- 17 году в соответствии со "Стратегией" развития воспитания в РФ на период до 2015 года коллектив дошкольного учреждения, проанализировав имеющиеся ресурсы, выбрал одно из направлений инновационной деятельности - экологическое воспитание.

2017 год был объявлен в нашей стране Годом экологии.

2 слайд

Коллективом педагогов нашего ДОУ к тому моменту был наработан материал по реализации регионального компонента, который взаимосвязан с экологическим воспитанием.

В журнале "Дошкольное воспитание" №1 2018г в статье "Экологическое образование для устойчивого развития" Светланы Николаевны Николаевой дан анализ СанПин. Данным документом были ликвидированы зимние сады, живые уголки, введен запрет на многие растения.

Поэтому в период разработки программы "Солнечные дорожки" по региональному компоненту возникла идея создания в группах экологических мини - музеев с учетом регионального компонента разной тематики.

3 слайд

Мы считаем, что создание мини-музеев помогает сделать ребенка соавтором, творцом, причем не только его самого, но и его семьи. Экологический музей - это результат общения, сотрудничества и родительской общественности.

4 слайд

Хочу представить вашему вниманию мини-музеи экологического содержания, которые мы начали создавать в этом году в нашем детском саду. Содержание, оформление и назначение мини - музеев отражает специфику возраста детей каждой группы.

5 слайд

Новизна создания наших мини - музеев в том, что материал по выбранной теме изучается глубоко, целенаправленно, поэтапно.

В рамках работы по решению задач экологического воспитания дошкольников приняли участие все возрастные группы.

6 слайд

Во второй младшей группе создан мини-музей "Насекомые", в процессе создания которого соблюдалось главное правило "не навреди природе!", поэтому здесь нет пойманных и засушенных насекомых. Экспонатами стали игрушечные фигурки насекомых, а так же сделанные детьми совместно с родителями из разных материалов.

7 слайд

Каждый экспонат несет в себе полезную информацию. Так экспонат паука помогает маленьким дошколятам понять и изучить процесс плетения паутины и ее назначение. Есть экспонаты, при помощи которых мы изучаем среду обитания насекомых.

Музей позволяет глубже изучить особенности строения насекомых, узнать их названия, расширять информацию о жизни насекомых, "их домах" (муравейник, улей), о роли и значении насекомых в природе.

8 слайд

Оригинальным получился Мини - музей "Мир птиц" в средней группе - в виде передвижного модуля, в котором с каждой стороны расположена разнообразная информация. Дети имеют для работы в музее свободный доступ к любой стороне модуля и возможность свободно оперировать дидактическим материалом.

9 слайд

Экспонаты пернатых, заботливо связанных родителями, точно передают окраску и строение тела разных видов птиц. Данный музей позволяет отслеживать и наблюдать птиц, посетивших кормушки детского сада. Тем самым мы учим детей замечать живые объекты, нуждающиеся в заботе и приходить к ним на помощь, что способствует развитию экологически осознанному поведению.

10 слайд

Ярким, радужным получился мини - музей "Цветы и травы Дальнего Востока" в средней группе, который дает детям возможность познакомиться с многообразием цветов родного края, их строением, со взаимосвязями растений и животных, значением цветов и трав в жизни людей, воспитывает качества бережного отношения к природе, осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам.

11 слайд

Музей включает использование большого количества наглядного и предметного материала: коллекции, папки-раскладушки, гербарии, что так же влияет на развитие творчества детей (раскрашивают, определяют форму, цветовосприятие, рисование); воспитание чувства прекрасного.

12 слайд

Большую ценность представляет мини-музей "В краю оловянных гор", который знакомит дошкольников не только с миром камня, но и с историей создания поселка, с профессиями людей, связанных с горнорудной промышленностью.

Изюминкой мини-музей являются макеты "шахты" и "рудников" на фоне природных ландшафтов п. Солнечный, позволяющие проследить весь путь добывания руды.

13 слайд

Геолог Сучков Виктор Иванович, приглашенный для консультации по определению экспонатов, увидев заинтересованность педагогов и детей к данной теме, подарил свою коллекцию минералов. Огромный вклад в создание мини- музея оказал Краеведческий музей Солнечного района.

Мини-музей старшей группы способствует развитию исследовательско-экспериментальным способностям детей.

14 слайд

Что можно рассказать о коре?

На первый взгляд кажется, что идея очень проста. Но окунувшись в процесс создания мини-музея "Кора", понимаешь значимость собранного материала.

Мини – музей "коры", знакомит детей с защитными функциями коры (кора – «одежда» дерева), с её разнообразием, некоторыми древесными насекомыми, древесными грибами, использованием коры человеком, народными промыслами, а также формирует основы экологически грамотного поведения (почему нельзя повреждать кору).

15 слайд

Музейные экспонаты содержат много полезной информации и с ее помощью можно добиться хороших результатов в формировании экологического мышления и поступков. Дети имеют свободный доступ к экспонатам музея, возможность рассмотреть их, подержать в руках, поработать с ними, изучить объект, отметить структуру его поверхности, цвет, что делает информацию более убедительной и достоверной.

16 слайд

Для наших детей музейная педагогика - это пока игра. Кто знает: возможно, когда-нибудь кто-то из них будет работать в настоящем музее. А уж полюбят природу и ее составляющие все наши воспитанники - это без сомнения!





Новые публикации

Открытое занятие по окружающему миру во второй младшей группе. Тема:…

Открытое занятие по окружающему миру во второй младшей группе Тема: «Вот какая мама - золотая прямо!» Цель: продолжать знакомить детей с...

Конспект НОД по экологии «Белоствольная красавица»

Конспект НОД по экологии «Белоствольная красавица» Цель: Формирование начало экологической культуры у детей дошкольного возраста; развитие экологической воспитанности и нового экологического мышления. Задачи: учить детей замечать...

Дидактическая игра «Я люблю готовить ….» для среднего дошкольного возраста

Дидактическая игра «Я люблю готовить ….» для среднего дошкольного возраста Аннотация: Игра является ведущим видом деятельности в жизни детей. Следовательно, формирование культуры...

Читайте также

Конспект занятия по развитию речи «Кузины сокровища»

Конспект занятия по развитию речи «Кузины сокровища» Цель: Формирование умения работать в микрогруппах и находить решения на поставленные вопросы. Задачи: Формировать образную речь. Умения составлять...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с использованием элементов ТРИЗ…

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с использованием элементов ТРИЗ для детей 4 – 5 лет «Сказка в других измерениях» Цель: формирование...

Мастер-класс для педагогов на тему «Театр настроений или Сказка о…

Мастер-класс для педагогов на тему «Театр настроений или Сказка о Душе!» Слайд. Клип о нашем городе. Господь распорядился так, что я родилась в самом красивом уголке мира...


Комментарии





В блогах

Конспект проведения НОД "Как питаются растения?"

Sample Image

Конспект проведения НОД по познавательному развитию с использованием ЭОР для детей подготовительной группы  «Как питаются растения?»   Воспитатель: Башнина Юлия Анатольевна Цель: Дать детям элементарные представления о питании растений. Подтвердить знания экспериментом. Задачи: Образовательные: Закрепить знания детей о живой...

Консультация для родителей «Развиваем речь, играя»

Консультация для родителей «Развиваем речь, играя»     Общие рекомендации для родителей Чтобы научить ребенка говорить, развивайте у него мелкую моторику рук. Дело в том, что в головном мозге центры, отвечающие за речь и координацию пальцев рук, находятся рядом. Играйте...

Развлечение по ПДД «Как дети учили Незнайку правилам дорожного движения». (старший дошкольный возраст)

Развлечение по ПДД «Как дети учили Незнайку правилам дорожного движения». (старший дошкольный возраст)   Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Наш детский сад и дома, где вы живете находятся рядом с проезжей частью. Если мы прислушаемся, то услышим гул от движения...

"Дорога не терпит шалости - наказывает без жалости"

Консультация для родителей «Дорога не терпит шалости - наказывает без жалости». Каждый из вас желает видеть своего ребенка здоровым и невредимым. И каждый уверен, что его-то сообразительный малыш под колесами автомобиля уж точно не окажется. Но если ребенок вовремя не...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство