Мастер-класс «Игрушка обско-угорских народов «Куклы - ягоды Пансэмэли и Морошка»

 

 

Игрушка обско-угорских народов

 

Мастер-класс по изготовлению бесшовной куклы предназначен воспитателям, для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. В игре дошкольники приобщаются к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. У них формируются гендерные и семейные принадлежности. Мы живем на Югорской земле, поэтому решила познакомить детей с жизнью и бытом коренных народов округа. У хантыйских детей в игре ярким персонажем является кукла-ягода Пансэмэли (клюква). Это болотная ягода. Согласно сказке народа ханты, «Клюква» – самая трудолюбивая ягодка. Она занимается рукоделием, готовит, следит за порядком одним словом, хорошая хозяюшка.

Цель. Освоение технологии изготовления бесшовной игрушки куклы-ягоды.

Задачи. Расширить знания детей о жизни коренных народов Югры. Развивать тактильное восприятие, координацию в системе "глаз - рука", творческое воображение. Содействовать воспитанию интереса к народной культуре. Совершенствовать трудовые навыки: умение завязывать узелки, нанизывать бусинки.

Для изготовления куклы нам потребуется:

  • ткань 8х8 см желтого цвета - что будет символизировать цвет почвы –песка;
  • ткань зелёного цвета 8х8 см - это болото, на котором растёт клюква;
  • треугольные лоскутки красного и персикового цветов, цвета спелых  ягод;
  • кусочек ваты, нитки , бусинки, ножницы.

 

Игрушка обско-угорских народов

 

Берём зелёный лоскут и кладём его перед собой, а на него кладём желтый лоскуток ромбом.

 

Игрушка обско-угорских народов

 

Кладём в середину заготовки кусочек ваты.

 

Игрушка обско-угорских народов

 

Формируем голову, завязав ниточкой. Концы ниток оставляем, затем на них вденем бусинки - украшения.

 

Игрушка обско-угорских народов

 

Вершиной треугольника накрываем голову игрушки – куклы (закрываем полностью лицо).

 

Игрушка обско-угорских народов

 

Двумя другими вершинами (концами) треугольника завязываем платок вокруг шеи.

 

Игрушка обско-угорских народов

 

Бусинки нанизываем на нитки и фиксируем узелками. Бусы могут быть и украшением куклы – ягодки или же росинками.

 

Игрушка обско-угорских народов

 

Расправляем юбочки куклы и сажаем. Кукла – ягодка Пансэмэли готова.

 

Игрушка обско-угорских народов

 

Если завязываем кукле платок другого цвета, например, персикового, то получаем куклу – Морошку.

 

Игрушка обско-угорских народов

 

Вот работы детей - болото усыпанное ягодами. Дети куклы-ягоды используют для декорации в игровом пространстве.

 

Игрушка обско-угорских народов

 

О, сколько бусинок багряных рассыпано - не сосчитать!

Мхи на болотистых полянах коврами кажутся опять.

И что ни капля - журавина, какая красота кругом!  (Поэт Петрусь Бровка.)

 

Литература:

1. Тахтуева А.М. Игры и игрушки обских угров в традиционном воспитании детей, СПб., 1999.

2. Интернет - ресурсы http://www.etnic.ru



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Режим дня в жизни дошкольника

Режим дня в жизни дошкольника Часто родители задают вопрос что такое режим дня и нужно ли его соблюдать малышу! Режим дня -...

Календарно – тематическое планирование игр по ТРИЗ

Календарно – тематическое планирование игр по ТРИЗ

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Математические ступеньки»

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Математические ступеньки»  Срок реализации программы 1 год.Возраст детей 5-6 лет. 1. Целевой раздел Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Математические ступеньки»...

Читайте также

Музыкальная среда в групповом пространстве в ДОУ (из опыта работы)…

Музыкальная среда в групповом пространстве в ДОУ (Из опыта работы) Музыка в жизни детей присутствует с самого рождения, мама убаюкивает малыша, напевая...

Калентарно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной группе по тематической неделе…

Калентарно-тематическое планирование образовательной деятельности в подготовительной группе по тематической неделе «Зимующие птицы»

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми