Мастер-класс для родителей на тему:
«Использование музыкальных здоровьесберегающих технологий в ДОУ и дома»

 

Цель:

  1. Познакомить родителей с основными видами здоровьесберегающих технологий, используемых в ДОУ;
  2. Побуждать родителей к совместным действиям с детьми;
  3. Содействовать возникновению интереса к развитию музыкальных и физических способностей детей и взрослых.

Музыкальный материал: валеологическая песня - распевка «Доброе утро» (муз. Арсеневской О.), «Полька» И.Штраус, «Зима» А. Вивальди в исполнении Ванессы Мэй, р.н.п. «Ах вы, сени», «А на улице мороз» (фонограмма), «Дождик» Ю.Верижников, «Дудочка» и «Барабан» (сл. и муз. Макшанцевой Е.), «К Элизе» Л.В. Бетховен, «Весна» из цикла «Времена года» П.Чайковский, «Лебедь» Ш.-К. Сен-Санс, «Вальс» Р. Шуман.

Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование разнообразных здоровьесберегающих технологий. Среди которых валеологические песенки-распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения, игровой массаж, пальчиковые игры, речевые, логоритмические игры, музыкотерапия. На некоторых технологиях я хотела бы остановиться подробнее.

Валеологические песенки – отличное начало любого музыкального занятия. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению. Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, позитивно влияют на настрой детей, улучшают эмоциональный климат на занятии.

Доброе утро! (муз. и сл. О.Арсеневской)

Доброе утро! /Поворачиваются друг к другу.

Улыбнись скорее! /Разводят руки в стороны.

И сегодня весь день /Хлопают в ладоши.

Будет веселее.

Мы подгладим лобик /Движения по тексту.

Носик и щечки

Будем мы красивыми /Постепенно поднимают руки вверх,

Как в саду цветочки / выполняя «фонарики».

Разотрем ладошки /Движения по тексту.

Сильнее, сильнее

А теперь похлопаем 

Смелее, смелее.

Ушки мы теперь потрем,

И здоровье сбережем.

Улыбнемся снова, 

Будьте все здоровы!

Проводя в начале учебного года мониторинг, я всегда отмечаю для себя детей, имеющих речевые нарушения и часто болеющих детей. Ведь ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще. Поэтому в своей работе я уделяю особое внимание дыхательной гимнастике. 

Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении (в том числе и легочной ткани), способствует восстановлению центральной нервной системы, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание. В игровой форме, с помощью несложных упражнений, я учу детей дышать правильно. Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие.

1. «Кошка» (приседания с поворотом корпуса)

Мягонько ступают ножки,

Язычком ест вместо ложки,

Ты погладь ее немножко-

Сразу замурлычет…. (Кошка.)

На счет «Раз» приседаем, делаем резкий вдох носом, одновременно сжимаем кулачки, делаем хватательные движения. На «два» пассивный выдох, кулачки разжимаются. Выполнять 4 раза по 4 вдоха.

2. «Насос»

Глубокий вдох носом на счет «раз», руки сгибаются в локтях до уровня плеч, на «два» делаем медленный наклон вперед, руки выпрямляем, делаем выдох на «с-с-с». Выполнять 4 раза по 4 вдоха.

3. «Роза и одуванчик»

Представляем, что в одной руке у нас одуванчик, в другой - роза. Вдыхаем запах розы, а потом дуем на одуванчик.

4. «Ветерок» на развитие длительного выдоха. Можно дуть на любой предмет: листочек, снежинку и т.д.

5. «Каша кипит» - руки кладутся на живот, выталкиваем воздух животом и говорим «Пф-ф-ф».

При разучивании песен на музыкальных занятиях, мне часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии речевого аппарата. В наших силах помочь каждому ребенку справиться с этими трудностями при помощи специальных упражнений артикуляционной гимнастики.

1. «Корова» (муз. «Полька» Штрауса)

Веселая корова

Пасется на лугу.

То прыгает, как мячик,

То громко скажет «Му!».

Выполняют язычком круговые движения.

 

Язычок вверх-вниз.

Говорят «Му!», губы вытягиваются трубочкой.

2. «Мартышки».

Мы теперь не ребятишки,

А веселые мартышки!

Дети вытягивают губы, двигают ими в разные стороны, cтроя гримасы.

3. Жаба Квака

(комплекс упражнений для мышц мягкого неба и глотки)

Жаба Квака с солнцем встала,

Сладко-сладко позевала.

Травку сочную сжевала

Да водички поглотала.

На кувшинку села,

Песенку запела:

«Ква-а-а-а!

Квэ-э-э!

Ква-а-а!»

Жизнь у Кваки хороша!

Дети зевают.

Имитируют жевательные

движения, глотание.

 

 

 

 

Произносят звуки отрывисто и громко.


 

Логопедическая ритмика - комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Три кита, на которых стоит логоритмика - это движение, музыка и речь. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико-фонематического нарушения речи до тяжелых речевых дефектов, таких, как ОНР, заикание и алалия.

В логоритмике выделяют 2 основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями: 1) развитие неречевых процессов (общая моторика, координация движений, развитие ритма и темпа); 2) развитие речи и корректирование речевых нарушений. Одна из форм логоритмики - речевые игры. Речевые игры, сопровождающиеся движениями, звучащими жестами (хлопками, щелчками, шлепками и др.), звуками детских музыкальных инструментов, прекрасно развивает чувство ритма.

  1. Упражнение «Голоса вьюги» (под муз. «Зима» Вивальди в исполнении Ванессы Мэй)

Активно и сильно произносить «В-в-в-ы», «3-з-з-ы».

Недаром вьюга злится.

(«В-в-в-ы!», «3-з-з-ы!», «В-в-в-ы!».)

Прошла ее пора.

(«В-в-в-ы!», «3-з-з-ы!», «В-в-в-ы!».)

Весна в окно стучится:

«Динь! Динь! Динь!»   Коротко и активно в разных регистрах.

И гонит со двора: «У-у-у-ух!» Глиссандо вверх.

  1. Упражнение «Ветер и ветерок» (упражнение на звук «Ш-ш-ш-ш») – «ветерок» -слабое выдувание «Ш-ш-ш», «Ветер» - с усилием выдуваем воздух.
  1. Речевая игра «Снег» (под муз.р.н.п. «Ах вы, сени»)
Как на горке - снег, снег,

И под горкой - снег, снег,

И на елке - снег, снег,

И под елкой - снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише. Не шуметь!

Поднимают руки вверх, два хлопка.

Приседают на корточки. Два шлепка

Поднимают руки вверх, два хлопка.

Приседают на корточки. Два шлепка.

Притопы.

Произносят шепотом, указательный палец возле губ.

В своей работе я активно использую элементы игрового массажа.Почему нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком? Почему всем – и взрослым, и детям – нравится массаж? Все дело в том, что массируя определенные точки тела, мы бессознательно посылаем положительные сигналы сердцу, легким, печени, желудку и другим органам. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека. Ребенок может легко научиться этому в игре. На музыкальных занятиях игровой массаж проводится под музыку – слова пропеваются (или же используется ритмодекламакция), или же музыка звучит просто фоном. Используются такие приемы, как поглаживания, постукивания, растирание, разминание.

Использование игрового массажа А.Уманской, М. Картушиной повышает защитные свойства всего организма. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

«Дождик» (пропевание мелодии на одном звуке)

(Дети встают друг за другом «паровозиком».)

Дождь, дождь, надо нам

Расходиться по домам /хлопают ладонями по спине

Гром, гром, как из пушек

Нынче праздник у лягушек /поколачивают кулачками

Град, град, сыплет град

Все под крышами сидят /постукивают пальчиками

Только мой братишка в луже

Ловит рыбу нам на ужин /поглаживают спинку ладошками

(Дети поворачиваются на 180 градусов и повторяют массаж еще раз.)

«А на улице мороз» (фонограмма)

А на улице мороз! /Поглаживают руки.

Ну-ка, все потрите нос! /Трут кончик носа.

Ни к чему нам бить баклуши /Грозят правым указательным пальцем.

Ну-ка, взялись все за уши:

Покрутили, повертели,

Вот и уши отогрели! /Указательным и большим пальцами держатся за мочки ушей

и вращают их вперед, затем назад.

По коленкам постучали, /Стучат ладонями по коленям.

По плечам похлопали, /Руки — скрестно на уровне груди, хлопают ладонями по плечам.

Ножками затопали! /Топают ногами.

Игровой массаж спины «Кошкин дом» (под муз. р.н.п. «Ах вы, сени»)

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин дом!

Загорелся кошкин дом,

Идет дым столбом!

 

Кошка выскочила!

Глаза выпучила.

Бежит курочка с ведром,

Заливает кошкин дом,

А лошадка - с фонарем,

А собачка - с помелом

Серый заюшка - с листом.

Раз! Раз!

Раз! Раз!

И огонь

Погас!

Шлепают кулачками по спине.

 

 

«Рисуют» на спине спирали - «дым».

 

Шлепают ладошками по спине

 

«Бегают» по спине пальцами.

Гладят по спине сверху вниз.

Стучат   кулачками.

Гладят   по спине вправо-влево.

Рисуют круг

Стучат ребром ладони

Хлопают в ладоши.

Гладят   по   спине   сверху  вниз.

 

Массаж головы «Расческа» (под музыку вальса)

Дети расчесывают волосы пальцами.

Расческа, расческа,

Расческа моя!

Причешет, пригладит

Расческа меня.

Сделает расчесочка

Красивую причесочку!

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры. Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов.

Тексты для этих игр должны быть довольно-таки простыми - русские народные песенки, потешки, считалки, короткие стихотворения.

Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму, рисованию), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.

«Домик» (мелодия поется по звукам мажорной терции)

Тук-тук, молотком,

Зайка стоит новый дом.

 

Крыша большая, вот такая.

Окошки большие, вот такие.

 

Зайка строит целый день,

Зайке строить дом не лень.

 

Позовет он в дом гостей,

Будет в доме веселей.

Стучим кулачками друг о друга

 

Показываем руками крышу над головой

Показываем руками окошко

 

 

Стучим кулачками друг о друга

 

 

Машем рукой , зовем гостей

Хлопаем в ладоши

«Дождик большой и маленький» (муз. Ю.Верижникова «Дождик»)

Под легкую и тихую музыку, исполняемую в верхнем регистре, дети пальчиком одной руки несильно стучат по ладошке другой руки, проговаривая: «Кап-кап-кап!».

«Дудочка» («Детские забавы» Макшанцевой Е.Д)

Ду-ду-ду, ду-ду-ду,

Вот какая дудка.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду,

Вот какая дудка.

Дети изображают игру на дудочке.

«Барабан»

Бум-бум, барабан,

Что за шум и тарарам?

Бум-бум, барабан,

Просыпайтесь по утрам.

Указательные пальчики играют по воображаемому барабану.

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений оздоровительной работы в ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.

Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности, физически взбодрить. Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. (Особенно музыка Моцарта.) Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце, а вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло. 

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием классической и специальной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы.

При головной боли:

  • «Весенняя песня» Мендельсон;
  • «Венгерская рапсодия» Листа;
  • «Фиделио» Бетховена;
  • «Колыбельная» Брамса;
  • «Аве Мария» Шуберта;
  • Вальсы Штрауса.

Улучшает сон, действует успокоительно:

  • Сюита Грига «Пер Гюнт»;
  • «Мелодия» Глюка;
  • «Грёзы» Шумана;
  • Прелюдии Шопена.

Кроме того, под музыку можно провести комплексы несложных упражнений, не поднимая малышей с кровати.

«Зайчата» (муз. «К Элизе» Бетховена)

(комплекс упражнений для пробуждения)

Вот пушистые зайчата мирно спят в своих кроватках

Но зайчатам хватит спать, пора сереньким вставать.

Ручку правую потянем, ручку левую потянем,

Глазки открываем, с ножками играем.

Поджимаем ножки, выпрямляем ножки,

А теперь бежим скорей по лесной дорожке.

С боку на бок повернемся

И уже совсем проснемся!

Надо отметить, что успех проводимой музыкально-оздоровительная работы зависит не только от работы педагогического коллектива ДОУ, но и от отношения к данной проблеме в семье. С целью просвещения родителей по этому вопросу проводятся консультации, открытые занятия, совместные музыкально-спортивные праздники и развлечения. Родители охотно принимают участие в подобных мероприятиях. Использование здоровьесберегающих технологий не только на занятиях в ДОУ, но и в семейном воспитании помогает более эффективно развивать музыкальные способности дошкольников, сохранять и укреплять их здоровье. В помощь родителям оформляются папки-передвижки, содержащие артикуляционные, пальчиковые, речевые игры и другой материал, который можно использовать дома.

 

Литература:

1. Анисимова М.В. Музыка здоровья. М.: Сфера, 2014.

2. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. Волгоград, Учитель, 2009.

3. Картушина М.Ю. Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях. М.: Сфера, 2010.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект развивающего занятия по программе «Волшебный песок»

Конспект развивающего занятия по программе «Волшебный песок» Конспект занятия педагога-психолога по программе «Волшебный песок»: развивающие занятия на основе песочной терапии. Тема занятия: Дикие...

Особенности развития и воспитания детей от 3 до 4 лет

Особенности развития и воспитания детей от 3 до 4 лет Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей 5-6…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей 5-6 лет с использованием музейной педагогики Тема: В гостях у самовара Образовательная...

Читайте также

«Город мастеров» для детей дошкольного возраста

«Город мастеров» для детей дошкольного возраста Формирование представлений у дошкольников о мире профессий – это важный этап в профессиональном самоопределении их...

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Посуда для Федоры»…

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Посуда для Федоры», по мотивам хохломской росписи

Сценарий летнего праздника в ДОУ для воспитанников старшего возраста: «Праздник…

Сценарий летнего праздника в ДОУ для воспитанников старшего возраста: «Праздник воздушных шаров» Цель: вызвать у детей хорошее настроение и чувство сплоченности в коллективе. Задачи: Закрепить...