Конспект подгруппового фонетического логопедического занятия по теме «Звуки [ш] и [ж]» для подготовительной логопедической группы

 

Этап: дифференциация звуков [ш] и [ж] в слогах, словах и фразовой речи.

Цель: дифференциация звуков [ш] и [ж] в слогах, словах и фразовой речи.

Задачи:

  1. Обучать правильному произношению звуков [ш] и [ж], расширять и систематизировать знания о предметном мире, совершенствовать лексико-грамматический строй языка, обучать детей дифференциации звуков [ш] и [ж] в слогах, словах и фразовой речи, совершенствовать навык звукового анализа слов.
  2. Развивать связную речь, звуко-слоговой анализ слов, речевой слух, все виды восприятия, творческое воображение, внимание, память, мышление.
  3. Воспитывать активность, навыки сотрудничества, инициативности, самостоятельности, желание трудиться, бережное отношение к предметам.

Дидактический материал: мальчик и девочка, дом, деревья, облако, шары, предметные картинки (камыш, машина, шапка, жаба, ножницы, ежик, жук, подушка, мышь, шоколад), сюжетные картинки (к чистоговоркам), «снежинка», листы формата А4 с буквами Жж и Шш.

Оборудование: большое настенное зеркало, стол, 2 стула

План занятия

  1. Организационный момент.                                                       1 мин.                                                                                          
  2. Артикуляционная гимнастика                                                  1 мин.
  3. Упражнение «Снежинка» на развитие дыхание                          1 мин.
  4. Приход гостей                                                                       1 мин.
  5. Сообщение темы занятия                                                        1 мин.
  6. Изолированное произнесение звука                                         1 мин.
  7. Характеристика звука. Соотнесение его с буквой                      2 мин.
  8. Упражнение на развитие фонематического слуха                       2 мин.      
  9. Пальчиковая гимнастика                                                         1 мин.
  10. Чтение слогов. Звуковой анализ                                             2 мин.
  11. Проговаривание слов. Звуковой анализ слов                            3 мин.  
  12. Физкультминутка                                                                  2 мин.
  13. Проговаривание чистоговорок                                                3 мин.
  14. Подведение итогов занятия                                                    1 мин.    

                                                                                        Итого: 22 мин.

Ход занятия

1. Логопед встречает детей в дверях кабинета. Организует приветствие с ними. Приглашает сесть за столик возле зеркала.

2. Логопед: Для начала сделаем с вами упражнения для нашего язычка.

Вот проснулся утром язычок, вышел из дома (рот широко открыть, высунуть язык изо рта). Посмотрел направо (язык к правому углу рта), налево (язык к левому углу рта). Решил пойти почистить зубки.

Чищу зубы, чищу зубы,

И снаружи.… И внутри.

Не болели, не темнели,

И блестели чтоб они.

Потом язычок пошел попить чай с вареньем.

Ох, и вкусное варенье!

Жаль осталось на губе,

Язычок я подниму

И остатки оближу.

Запил язычок варенье чаем. Какая красивая чашка у язычка.

Вкусно мы уже поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

Потом наш язычок решил пойти и поработать-покопать лопатой.

Язык лопаткой положи.

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И под счет его держать:

1, 2, 3, 4, 5!

Язык можно убирать.

А потом решил пойти покачаться на качелях.

На качелях я качаюсь:

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Я до крыши поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

Покачался на качелях.

Покачался язычок, решил пойти покрасить потолок.

Красить потолок пора

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Язык к небу поднимаем.

Поведем вперед-назад-

Наш маляр работать рад!

 Дети выполняют артикуляционные упражнения.

3. Логопед: Смотрите, что у меня есть (логопед достает «Снежинку»). А теперь давайте подуем на снежинку так, что бы она летала.

 Дети выполняют упражнение на дыхание.

4. Логопед: Посмотрите, кто сегодня к нам пришел в гости (логопед показывает картинки, на которых изображены мальчик Шалунишка и девочка Жадина). К нам в гости пришли мальчик и девочка. Мальчик все время шалит, поэтому его прозвали Шалунишкой. А девочка все время жадничает, ее прозвали Жадиной. Пришли они к нам за помощью. Они постоянно ссорятся, потому что не могут ничего поделить. Все дело в том, что Шалунишке нравится звук [ш], а Жадине нравится звук [ж]. Но разобраться где какой звук они не могут. Вот и пришли они к нам за помощью, чтобы вы им помогли. Для этого вам нужно будет выполнять задания. Ну как, поможем Шалунишке и Жадине?

Дети: Да!

5. Логопед: А какой звук стоит на первом месте в слове шалунишка?

Дети: Звук [ш]!

Логопед: Верно! А в слове жадина?

Дети: Звук [ж]!

Логопед: Правильно! Сегодня мы будем заниматься звуками [ш] и [ж].

6. Логопед: Давайте покажем как мы умеем проговаривать любимый звук Шалунишки-[ш].

Дети: Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.

Логопед: Молодцы! А теперь любимый звук Жадины-[ж].

Дети: Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

Логопед: Молодцы!

7. Логопед: А теперь давайте дадим характеристику этим звукам. Звуки [ш] и [ж]-пропеть его нельзя, значит они какие гласные или согласные?

Дети: Согласные!

Логопед: Верно. Звук [ш]-горло не дрожит, значит звук…

Дети: Глухой.

Логопед: А звук [ж]?

Дети: Звонкий!

Логопед: Верно! Оба звука согласные, твердые. Звук [ш]-глухой, а [ж]-звонкий.

Далее логопед показывает буквы, которыми обозначаются данные звуки.

8. Логопед: Опять Шалунишка и Жадина разобраться не могут. Давайте им поможем. Хлопните в ладоши, когда услышите в словах звук [ш].

Дети: Хорошо!

Логопед: шкаф, жираф, камыш, лужа, жаба, кошка, жало, шар, шило, жир, сажа, Саша, каша, пиджак.

Дети хлопают в ладоши на слова шкаф, кошка, камыш, шар, шило, каша.

Логопед: Молодцы! Вот и успокоились наши гости.

9. Логопед: А теперь давайте вместе сосчитаем наши пальчики.

Можешь пальцы сосчитать-           (показать обе руки)

Один, два, три, четыре, пять.        (на счет по очереди следует загибать

Один, два, три, четыре, пять-        пальцы на одной, затем на другой руке)

Десять пальцев, пара рук-            (показать все десять пальцев)

Вот твое богатство, друг.              (покрутить кистями, показывая «фонарики»)

Дети вместе с логопедом выполняет упражнение на развитие мелкой моторики.

10. Логопед: Вышли дети погулять на улицу. Увидели надувные шары. Начали спорить, кому какие достанутся. Давайте поможем им. Вам нужно брать по одному шарику, прочитать на них слоги и решить, какой шарик дать Шалунишке, а какой Жадине. Шалунишке нужны шарики со слогами с звуком [ш], а Жадине со звуком [ж]. Убрать шарики в нужные конверты.

 Дети выполняют задание.

Логопед: Молодцы! Помогли разрешить спор!

11. Логопед: Пошли дети домой, смотреть картинки. Но опять не могут ничего поделить. Вам нужно назвать, что нарисовано, сказать, есть ли в названиях звук [ш] или [ж]. Сказать на каком месте этот звук стоит: в начале, в середине или в конце.

Далее логопед дает детям картинки (одному ребенку-камыш, машина, шапка, жаба, ножницы; второму-ежик, жук, подушка, мышь, шоколад).

Дети выполняют задание.

Логопед: Молодцы! И в этом помогли.

12. Логопед: А теперь давайте  немного отдохнем.

Мы топаем ногами.

Топ, топ, топ                             (ходьба на месте)

Мы хлопаем руками..

Хлоп, хлоп, хлоп.                       (хлопки в ладоши)

Качаем головой.                         (наклоны головы вправо, влево)

Мы руки поднимаем.                  (руки вверх)

Мы руки опускаем.                    (руки вниз)

Мы руки разведем.                    (руки в стороны)

И побежим кругом.                    (бег) 

Далее логопед вместе с детьми выполняет физкультминутку.

13. Логопед: А теперь давайте покажем нашим гостям, как вы умеете проговаривать чистоговорки. Покажем?

Дети: Покажем!

Шу-шу-шу-я письмо пишу.

Жу-жу-жу-я на лавочке сижу.

Ша-ша-ша-мама моет малыша.

Жа-жа-жа-мы в лесу нашли ежа.

Ши-ши-ши-зашумели камыши.

Жи-жи-жи-ты мне сказку расскажи.

Дети повторяют чистоговорки за логопедом.

Логопед: Молодцы!

14. Логопед: наши гости больше никогда не будут спорить. Давайте посоветуем им что-нибудь. Почему мальчика прозвали Шалунишкой?

Дети: Потому что он шалил. Мы ему посоветуем больше не шалить.

Логопед: Верно! Хороший совет! А почему девочку прозвали Жадиной?

Дети: Потому что она жадничала. Мы посоветуем, чтобы девочка больше не жадничала.

Логопед: Отличный совет! Шалунишка и Жадина прощаются с вами, говорят: «До свидания!»

Дети: До свидания!  (логопед убирает картинки мальчика и девочки).

Логопед: С какими звуками мы сегодня занимались?

Дети: со звуками [ш] и [ж].

Логопед: Верно! Какими буквами обозначаются эти звуки?

Дети показывают.

Логопед: А что больше всего понравилось на занятии?

Далее дети отвечают на вопрос, делятся своими впечатлениями.  

Логопед: Молодцы! Вы сегодня справился со всеми заданиями, помогли мальчику и девочке. На сегодня наше занятие окончено.

 

Список использованных источников:

  1. Соколова, Ю.А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2013. – 48 с.
  2. http://86sch39-nv.edusite.ru/DswMedia/artikulyacionnyieuprajneniya.pdf
  3. http://koshki-mishki.ru/clear-pronouncing.html
  4. http://www.psyoffice.ru/4-0-5080.htm


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи. Тема: Рассказ по картине…

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи Тема: Рассказ по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели» Подготовительная группа Цель: уточнить знания детей о временах года...

Познавательно–творческий проект «Здравствуй, Зимушка-Зима»

Познавательно–творческий проект «Здравствуй, Зимушка-Зима» Паспорт проекта. Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий. Продолжительность: краткосрочный (1.12-15.12) Участники: дети подготовительной группы «Радуга», воспитатели, родители. Актуальность: Научить детей видеть красоту окружающего мира и совершенствовать технические...

Технологическая карта «Тайный мир насекомых»

Технологическая карта «Тайный мир насекомых»

Читайте также

Конспект интеллектуальной викторины в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний»…

Конспект интеллектуальной викторины в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний» (с презентацией) Цель: Закреплять знания в области речевого и познавательного развития...

Консультация для воспитателей ДОУ, родителей о патриотическом воспитании детей дошкольного…

Консультация для воспитателей ДОУ, родителей о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста «Растить гражданина» Дошкольный возраст — доступны ли в этот период...

Конспект авторской подвижной игры «Цветная рыбалка» с детьми 3-4 лет…

Конспект авторской подвижной игры «Цветная рыбалка» с детьми 3-4 лет Цели: развивать у детей ловкость и быстроту движений. Задачи: развивать координацию движений;...