Методические рекомендации по применению дидактических игр по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Пояснительная записка
Язык является средством общения людей в силу своей материальной звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения.
В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи и процесс развития восприятия звуков речи.
Раннее понимание ребёнком слов и фраз, произносимых взрослым, строится не на восприятии их фонематического состава, а на улавливании общей ритмико-мелодической структуры слова или фразы. Слово на этой стадии воспринимается ребёнком как единый нерасчленённый звук, обладающий определённой ритмико-мелодической структурой. Период дофонемного развития речи длится до одного года, затем сменяется периодом фонематического развития речи. Р.Е.Левина наметила несколько этапов развития языкового сознания детей: от различия далёких друг от друга фонем до формирования тонких и дифференцированных звуковых образов слов.
Выделяют несколько уровней фонематического развития детей. Первоначально формируется фонематическое восприятие, под которым понимается процесс узнавания и различения звуков речи. При восприятии речи слова не расчленяются, их звуковой состав не осознаётся. Позднее дети овладевают фонематическим анализом и синтезом.
Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Р.М.Боскис, Г.А.Каше отводят большую роль формированию фонематического восприятия, т.е. способности воспринимать звуки речи (фонемы).
По данным Т.А.Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.
Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.
Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Они испытывают трудности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в момент произнесения того или иного звука или слога. Такие же трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками, при самостоятельном подборе слов, начинающихся на определённый звук, при выделении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук.
Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина, А.Р.Лурия, Д.Н.Богоявленского, Ф.А.Сохина, А.Г.Тамбовцевой, Г.А.Тумановой и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.
Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение.
Детство ребенка начинается с игры. В игре малыши познают явления окружающей жизни, с ее помощью выходят в мир социальных отношений, учатся общаться, регулировать свои действия. Игры помогают детям слушать, слышать, чувствовать, познавать, творить раскрепощают детей, укрепляют веру в свои силы.
Значение игры в период детства неоценимо. Она является путеводной звездочкой для каждого ребенка. А пользоваться ее светом должны помочь мы, педагоги.
Игра занимает значительное место в жизни детей дошкольного возраста. В игре ребенок не только овладевает конкретными знаниями и умениями, но и приобретает социально и личностно значимые качества. Игры способствуют развитию различных психических функций (восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи). Педагоги в работе с детьми широко используют возможности игровой деятельности. С помощью игры можно легко заинтересовать детей, превратить трудное занятие в увлекательное.
Учителя-логопеды продолжают искать наиболее интересные и эффективные приемы в работе с детьми дошкольного возраста.
Педагоги постоянно изучают методическую литературу, а также используют другие источники информации в поисках не только интересных, но и эффективных приемов работы.
Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. В игре возникают положительные эмоции, которые активизируют мыслительную деятельность ребёнка, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, стимулируют речь. Ведь о том, что игра – это часть учебного процесса, знает только учитель, ребёнок же только играет. Игру можно применять в различных вариантах, иногда использовать только фрагменты игры, обновляя при этом речевой материал и включая в неё разноуровневый материал. Также использую упражнения творческого характера, где предполагается использование усвоенных знаний в новых условиях, на новом материале.
Широкое использование дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении объясняется тем, что они наиболее соответствуют силам и возможностям дошкольников, т.к. обучение в форме игры основано на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам.
Включение дидактических игр в педагогический процесс ДОУ обусловлено их особенностями, в них ярко проявляется взаимосвязь увлекательной игровой деятельности и процесса усвоения детьми представлений и знаний. С помощью дидактических игр решаются учебные задачи по формированию навыков умственной деятельности детей, умений использовать приобретенные знания в новых ситуациях. В условиях игры дети лучше запоминают познавательный материал, чем когда им предлагают просто запомнить. Цель игры мобилизует внимание, мышление, память. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.
Дидактическая игра может быть включена в любое занятие в качестве его составной части, позволяя повысить интерес детей к нему, активизировать их деятельность. А может использоваться и как самостоятельная форма.
Работая учителем-логопедом в дошкольном учреждении, не имеющем в своем составе специализированных групп, в течение года я провожу большое количество индивидуальных занятий с детьми разного возраста, находящихся на разных этапах коррекционной работы, страдающих различными нарушениями речи.
Одной из целей своей работы мы поставили: развитие фонематического слуха и восприятия.
В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:
I этап – узнавание неречевых звуков. У детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно эти же занятия способствуют развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы).
II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых
звуков, слов, фраз;
III этап – различение слов, близких по своему звуковому составу;
IV этап – дифференциация слогов. Постепенно в течение этого периода дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки.
V этап – дифференциация фонем. Сначала дифференцируем гласные, затем согласные.
VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа, затем – сложного (умение определять последовательность звуков, их количество и место по отношению к другим звукам).
В логопедические занятия включаются упражнения по развитию фонематического восприятия. А чтобы работа эта имела системный характер и не «приедалась» детям, проводятся такие упражнения в виде дидактических игр.
Ознакомившись с опытом работы логопедов, дефектологов по развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа, мы пришли к выводу, что использование игр и игровых упражнений улучшает восприятие звуков, способствует нормализации произношения, обеспечивает стойкие навыки звукового анализа и синтеза, совершенствует внимание и память, повышает готовность к чтению и письму.
В современной методической литературе по логопедии накоплен большой методический материал, включающий описание игр и упражнений. В качестве примера можно привести выдержавшие многочисленные издания сборники игр для детей с речевыми нарушениями таких авторов, как В.И. Селиверстов, Г.С. Швайко и других.
Проанализировав методическую литературу, мы подобрали дидактические игры в соответствии с этапами работы по формированию навыков фонематического слуха.
Цель:
Развивать фонематический слух посредством применения дидактических игр.
Задачи:
- дать рекомендации по использованию практического материала (игры, упражнения) для развития фонематического слуха (с элементами звуко – буквенного анализа);
- приобщить педагогов к использованию в своей работе с детьми игр, упражнений, как средств развития фонематического восприятия;
- учить родителей правильно организовывать работу по развитию фонематического слуха, в ходе игр, игровых упражнений и использования зрительных символов, в условиях семьи.
Методические рекомендации адресованы: воспитателям ДОУ, логопедам, а также родителям для использования в домашних условиях.
Могут реализовываться в следующих видах деятельности: коммуникативной, познавательной, игровой, художественно-эстетической.
Ожидаемые результаты:
- Ребёнок умеет выделять заданный звук из ряда звуков;
- Умеет отбирать слова с заданным звуком;
- Умеет определять первый и последний звуки в слове;
- Умеет отбирать слова с заданным звуком;
- Умеет находить место заданного звука в слове;
- Умеет проводить звуковой анализ слов.
Методология
Предлагаемые игры и игровые упражнения на развитие фонематического слуха построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий.
Дидактические игры могут использоваться во время проведения индивидуальных и подгрупповых занятий. Подбираются игры в соответствии с этапами развития фонематического слуха.На первом этапе учим различать неречевые звуки, воспроизводить различные ритмы. Рекомендуемые игры: «Шумящие коробочки», «Узнай кто какие звуки издаёт», «Печатная машинка», «Музыканты». (Приложение 1.)
На втором этапе учим различать высоту, силу и тембр голоса. Рекомендуемые игры: «Поиграем в сказку», «Кто позвал?». (Приложение 2.)
На третьем этапе используем игры, направленные на обучение различать слова, близкие по звуковому составу. Игра «Часы». (Приложение 3.)
На четвёртом этапе знакомим детей с понятием – «слог». Рекомендуемые игры: «Поймай слог», «Добавь слог». (Приложение 4.)
На пятом этапе проводится работа по дифференцированию изолированных звуков. Рекомендуемые игры: «Если звук услышат ушки, мяч взлетает до макушки», «Ловушка», «Какой звук чаще слышится», «Помоги зайчику перейти через речку», «Волшебный мешочек», «Кто в домике живёт?» и др. (Приложение 5.)
На шестом этапе проводится работа по формированию навыков фонематического анализа и синтеза, развитию фонематических представлений. Рекомендуемые игры: «Собери игрушки», «Кубик», «Придумай слово», «Гусеница» и др. (Приложение 6.)
Кроме использования на занятиях, дидактические игры можно включать в домашние задания. Чтобы выполнение данных заданий не вызывало трудностей, родителей нужно обучать использованию дидактических игр. Для этого используются следующие формы работы:
1. Консультации по темам:
- «Что такое фонематический слух и для чего его нужно развивать»
(родителям объясняют, чем отличается фонематический слух от физиологического; какие трудности могут возникнуть в школе, если не заниматься развитием фонематического слуха).
- «Как заниматься с ребёнком дома»
(дать примеры игр и упражнений для использования в домашних условиях).
- «Игры, сделанные своими руками»
(продемонстрировать пособия, объяснить технологию его изготовления и использования).
- «Полезная литература»
(познакомить с печатными новинками).
2. Выпуск буклетов:
«Дидактическая игра как средство развития фонематического слуха»
«Игры со звуками».
3. Открытые занятия
(родители в роли наблюдателей).
4. Совместные занятия
(родители принимают непосредственное участие в игре).
5. Памятки для родителей (приложение 7).
Формы работы с педагогами:
1.Консультации.
(проводятся с целью дать рекомендации по использованию дидактических игр в различных видах деятельности: в познавательной – «Придумай слово», «Гусеница», «Кубик»; в игровой – «Волшебный мешочек», «Если звук услышат ушки…»; в художественно-эстетической - «Поиграем в сказку», «Музыканты», «Печатная машинка»).
2. Беседы.
3. Выступления на педсоветах.
Темы:
«Формирование фонематического восприятие у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения».
«Фонематический слух - основа правильной речи».
«Основные направления коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста».
Заключение.
Разнообразные игры могут и должны использоваться как на самих логопедических занятиях, так и между ними. В первом случае игра позволяет дать ребенку необходимые знания о правильной речи и поведения, помогает воспитать необходимые умения и навыки. Во втором (между занятиями) помогает переключить ребенка с одного вида деятельности на другой, дать ему возможность отдохнуть и в то же время закрепить в непринужденной обстановке те новые навыки речи и поведения, которые воспитываются у него на занятиях.
Педагоги, родители, стремящиеся дать детям максимум знаний и умений в доступной форме, могут воспользоваться данным материалом. Использование игр и игровых упражнений на занятиях и вне занятий способствует достаточной сформированности фонематического восприятия, что положительно влияет на развитие фонематической стороны речи, и, не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности.
Список литературы:
- Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - СПб.: Детство-пресс, 2010. .,
- Игры в логопедической работе с детьми. Под ред. В.И. Селиверстова. М., 2008 г.
- Каше Г.В. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.,
- Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4 – 5 лет. М.:” Издательство ГНОМид ”, 2010
- Лалаева Р. И. Формирование правильной речи у дошкольников. Ростов-на- Дону: Феникс 2009 г.
- Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 2011.
- Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.:"Издательство ГНОМ и Д", 2011 г.
- Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. С. - Пб., 2008г.
- Чиркина Г.В., Филичева Т.Б. Основы логопедической работы с детьми. – М., 2010.
- Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. Москва - Воронеж, 2009 г.
Приложения к работе можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
Комплексное открытое занятие в средней группе по патриотическому воспитанию «Веселые…
Комплексное открытое занятие в средней группе по патриотическому воспитанию«Веселые посиделки» Цель: знакомство детей дошкольного возраста особенностями русского народного костюма, развитие интереса к...
Педагогический проект в старшей группе «Я и моё имя»
Педагогический проект в старшей группе «Я и моё имя» Направленность проекта: познавательное, речевое и социально-коммуникативное развитие. Участники проекта: - авторы проекта – Лучникова...
Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении
Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные...