Использование мнемотаблиц, схем в логопедической работе со старшими дошкольниками

Конспект регламентированной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

«Путешествие в королевство сказок»

 

Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1981)2.

Цель: Формирование практических умений и навыков пользования исправленной речью, совершенствование моторных навыков.

Задачи:

  1. Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, фонематический слух. Закрепить правильное произношение звуков в скороговорках, чистоговорках.
  2. Совершенствовать мелкую моторику, координацию движений.
  3. Закреплять умение детей рассказывать сказку по сюжетным картинкам.
  4. Воспитывать нравственные качества, такие как сочувствие, готовность прийти на помощь, чувство коллективизма. Побуждать выслушивать своих товарищей, не перебивая.

Оборудование и материалы: карта-схема пути в Королевство сказок, 5 мольбертов, изображения 5-ти ворот, елки искусственные, «кочки», «бревно», «ручей» из ткани, изображения сказочных героев (Буратино, Кот в сапогах, Колобок, Маша и медведь, Карабас Барабас, Мальвина, Пьеро), прищепки, силуэты тела рыбки (без плавников и хвоста); массажные мячики (по количеству детей), модель «Лесенка»; мнемотаблица загадки «Круглый, но не мяч, жёлтый, но не репа, он от бабушки ушёл, он от дедушки ушёл»; мнемотаблица стихотворения «Котёнок»; 5 сюжетных картинок по знакомой сказке; новая энциклопедия.

 

Ход:

Ребята, сегодня, когда я шла в детский сад, сорока мне рассказала, что в Королевстве сказок беда. Царевна Несмеяна горько плачет. Она сидела на лужайке возле дворца и рассматривала иллюстрации к любимой сказке. Вдруг налетел ветер и унёс картинки в неизвестном направлении. Очень горько плачет царевна. А жители королевства просят вас помочь ей отыскать пропажу. Поможем?

Дорога предстоит долгая и трудная, нам надо сделать разминку. Приготовьте руки.

Руки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим мы умываем.

Грабельки сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.

Губки разминаем, чтобы улыбались,

Как утята к утке, клювики потянем.

Губки пожуём мы, шарики надуем,

А теперь танцуем.

Мы носками постучим,

Мы поставим, пятки,

Вот мы ходим как медведи,

Скачем, как зайчатки.

 

Ну, что, готовы в путь?

В сказку можем мы войти

По волшебному пути.

Только где же этот муть?

Как нам в сказку заглянуть?

Ой, совсем забыла! Сорока дала мне карту где показан путь, как пройти к Царевне Несмеяне. Сейчас посмотрим, куда нам идти. (Рассматриваем карту.)

Чтобы попасть в сказку, нам нужно пройти по тропинке. А по пути мы будем заходить в гости к разным сказочным героям. Знак на карте (геометрические фигуры) подскажет нам, правильным ли путём мы идём. (Идем по тропинке.)

Посмотрите, ворота, а на них знак какой-то… И на карте такой же. Значит мы идём в правильном направлении.

Вот и первая сказка. Чтобы открыть ворота в сказку, нужно выполнить задание, повторить чистоговорки. Сначала послушайте, как я скажу, а потом повторим все вместе.

Ка-ка-ка, у него красивая азбука,

Ос-ос-ос, у него длинный нос.

Ро-ро-ро, его друзья - Мальвина и Пьеро.

Скажите, пожалуйста, про кого эти скороговорки? Буратино очень рад, что вы пришли к нему в гости, и приглашает вас поиграть в игру «Скажи наоборот».

У Пьеро лицо грустное, а у Буратино…

У Буратино нос длинный, а у Мальвины - ....

У Карабаса-Барабаса глаза злые, а у Мальвины...

Молодцы. В благодарность за то, что мы поиграли с Буратино, он даёт нам картинку, которая может пригодиться. Посмотрите, что здесь нарисовано?

Посмотрим на карту, куда же дальше идти? Какой знак на воротах должен быть? Дорога лежит через болото, переходить нужно по кочкам.

А вот и заветные ворота. Чтобы узнать, кто же живёт в этой сказке, нужно отгадать загадку. А вот и подсказка (схема модель загадки «Круглый, но не мяч, жёлтый, но не репа, он от бабушки ушёл, он от дедушки ушёл (колобок)).

 

Схема модель загадки

 

Ребята, давайте испечём друзей колобку. Но сначала нужно замесить тесто. Возьмите в руки шарики. Они колючие чуть-чуть. Делаем круговые движения ладонями, перекатывая массажный мяч, приговариваем:

Месим, месим тесто, есть в печи место

Будут, будут из печи булочки и калачи.

Вот сколько друзей у Колобка. Он тоже дарит нам картинку.

Смотрим, куда дальше? Путь к следующей сказке лежит через лес.

Вот мы и на месте. Чтобы ворота открыть, нужно скороговорку повторить:

Мёд в лесу медведь нашёл, мало мёду, много пчёл.

А здесь живёт медведь. Скажите, из какой он сказки? (Maшa и медведь.) Давайте расскажем, какой он? А вот и подсказка (схема «Лесенка»).

 

Схема «Лесенка»

 

(Медведь коричневого цвета, у него есть голова, глаза, рот, нос, уши, туловище, лапы, небольшой хвостик. Живёт в лесу, в берлоге. Медведь - дикое животное, питается ягодой, кореньями, рыбой, мёдом.)

«Спасибо» - говорит вам Медведь и тоже дарит картинку, которая, возможно, нам пригодится.

А сейчас подойдите, пожалуйста, ко мне. Посмотрите на карту, куда лежит наш путь? Идём дальше по тропинке.

Чтобы попасть в эту сказку, нам нужно выучить стихотворение, которое зашифровано здесь.

 

Стихотворение

 

Промочил котёнок лапки,

Сшили мы котёнку тапки.

Только как надеть на лапки,

Если там торчат царапки?

В каких сказках можно встретить кота? А здесь живёт кот в сапогах.

Кот очень любит рыбу, давайте сделаем для кота рыбок. У нас есть силуэт рыбок, чего не хватает? (Хвостика и плавников.) Как вы думаете, с помощью чего мы можем их изготовить? (Прищепок.)

Как рад кот! Он вас благодарит и дарит ещё одну картинку, которую мы возьмём с собой.

А нам пора. Путешествие продолжается. Наш путь лежит через ручей, а перейти на другой берег мы можем по мосту. Вот мы и пришли во дворец к Несмеяне, Ах, бедная Несмеяна! Ты всё плачешь и плачешь? Вспомните, ребята, сказочные герои дарили нам разные картинки, может быть это и есть сказка царевны Несмеяны. Выкладываем картинки на столе.

Как вы думаете, какую сказку читала царевна? А все ли картинки лежат по порядку? Вспомните, с чего начиналась сказка? А что случилось потом? А что было дальше? А кто ещё пришёл в теремок? Что произошло дальше? Продолжи... Чем закончилась сказка? (Пересказ сказки по цепочке.)

Ребята, а Несмеяна-то повеселела, улыбается. Она благодарна вам за помощь и дарит книгу, которая поможет вам узнать много нового.

Ребята, мы помогли жителям сказочного королевства, пора возвращаться в детский сад. Обратную дорогу помните, давайте возьмёмся дружно за руки и пойдём.

Вот и закончилось наше путешествие. Вы сегодня молодцы, помогли героям сказок и Несмеяне, дружно выполняли все задания. А как вы думаете, книга, которую подарила Несмеяна интересная? Пойдём посмотрим…

 

Литература:

  1. Закондырина Э.Г. Наглядное моделирование как средство обучения словообразованию дошкольников с ОНР // Журнал «Логопед ДОУ», №4, 2014.
  2. Смышляева Т.Н., Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // http://sfera-podpiska.ru/logoped/ispolzovanie-metoda-naglyadnogo-modelirovaniya-v-korrekcii-obshchego-nedorazvitiya-rechi
  3. Уварова Т.Б. Наглядно - игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2009.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Технологическая карта занятия «Весенняя полянка»

Технологическая карта занятия «Весенняя полянка»

Конспект занятия по экспериментированию во второй младшей группе. Тема: «Воздух…

Конспект занятия по экспериментированию во второй младшей группе Тема: «Воздух невидимка» Цель: Формировать представление о свойствах воздуха и его значений для человека. Задачи: Подвести...

Конспект занятия. Развитие логики у детей младшего возраста Тема: «Необычное…

Конспект занятия. Развитие логики у детей младшего возрастаТема: «Необычное путешествие» Цель занятия: формирование умения детей решать простейшие логические задачи. Задачи: Образовательные: 1. Формировать умение...

Читайте также

Проект «Как здорово!» по творчеству Анастасии Орловой

Проект «Как здорово!» по творчеству Анастасии Орловой

Конспект образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Наши имена…

Конспект образовательной деятельности детей старшего дошкольного возрастаТема: «Наши имена и фамилии» Цель: закреплять знания о том, что у каждого человека есть...

Дополнительная общеобразовательная программа «Ремесленная мастерская»

Дополнительная общеобразовательная программа «Ремесленная мастерская»