Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы у детей дошкольного возраста
В последние годы значительно возросло количество детей, имеющих специфические нарушения чтения и письма. Особенно чрезвычайно высок процент возникновения у детей имеющих нарушения речи.
Если в норме чтение первоклассника должно быть плавным, послоговым, то у таких детей чтение бывает замедленным, побуквенным, угадывающим и, естественно, не может обеспечить понимания прочитанного текста. Письмо, даже с неярко выраженным общим недоразвитием речи, отличается большим количеством ошибок.
И конечно, в следствии этого, мы можем сделать вывод, что одной из ведущих задач логопеда и воспитателя подготовительной к школе группы становится предупреждение нарушений письма и чтения.
Прежде чем приступить к работе по различению правильной буквы, проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги. Дети должны четко усвоить понятия "верх", "низ", "право", "лево", "по диагонали","ряд","столбец".
Подготовительный этап.
Игра «Электронная муха»
В центре сетки находится "электронная муха" — точка, которая может перемещаться только по сигналу и только на одну клетку в пределах данного поля. Начало отсчета всегда ведется только от центра. Дается сигнал: вверх — вправо. Дети передвигают свою фишку по листу бумаги, отмечая, где остановилась "муха". В результате этой игры легко усваиваются понятия: верх — низ, право — лево, а также дети запоминают названия квадратов: центральный квадрат, правый, левый, верхний, нижний центральный квадрат.
Игра «Собери картинку»
Используется поле 32 клетки (можно использовать поле с меньшим количеством клеток), отсчет ведется от точки находящейся в центре, дети по сигналу: вверх, вниз, вправо, влево находят, (педагог заранее говорит какого цвета необходимо взять карандаш) раскрашивают всю или часть клетки (указываем от какого угла клетки к какому проводится линия по диагонали и какая часть раскрашивается). В последствии получается рисунок. Можно вместо картинки рисовать букву.
Игра «Дорожка»
Дети кладут перед собой лист с точками, отсчет начинается с любой точки заранее обговоренной с детьми. Даются сигналы, например, вверх - дети находят точку и соединяют с предыдущей.
Дети усваивают понятия: верх — низ, право — лево, по диагонали.
Игра «Найти картинку»
Поле из 9 квадратов, в каждом квадрате картинка.
Дети, выслушав направление, ищут картинку.
В результате игры усваиваются понятия: ряд, столбец, вправо, лево, верх, низ, а так же положение над, под, между.
Игра «Построй дорогу»
Дети самостоятельно по стрелкам рисуют путь.
Дети легко усваивают понятия: верх — низ, право — лево.
Полную версию работы можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
Логоритмическое занятие в старшей группе по теме «Экскурсия в гипермаркет»
Логоритмическое занятие в старшей группе по теме «Экскурсия в гипермаркет» Задачи: Развивать динамическую координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук и...
НОД во второй младшей группе для детей с ЗПР «Берегу…
НОД во второй младшей группе для детей с ЗПР «Берегу себя я сам» Цель: формирование у детей навыков здорового образа жизни. Образовательные...
Сенсорное развитие в дошкольном возрасте, неотъемлемая часть полноценного развития личности
Сенсорное развитие в дошкольном возрасте, неотъемлемая часть полноценного развития личности Большую роль в познании ребенком окружающего мира является восприятие явлений и...