Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы у детей дошкольного возраста

 

В последние годы значительно возросло количество детей, имеющих специфические нарушения чтения и письма. Особенно чрезвычайно высок процент возникновения у детей имеющих нарушения речи.

Если в норме чтение первоклассника должно быть плавным, послоговым, то у таких детей чтение бывает замедленным, побуквенным, угадывающим и, естественно, не может обеспечить понимания прочитанного текста. Письмо, даже с неярко выраженным общим недоразвитием речи, отличается большим количеством ошибок. 

И конечно, в следствии этого, мы можем сделать вывод, что одной из ведущих задач логопеда и воспитателя подготовительной к школе группы становится предупреждение нарушений письма и чтения.

Прежде чем приступить к работе по различению правильной буквы, проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги. Дети должны четко усвоить понятия "верх", "низ", "право", "лево", "по диагонали","ряд","столбец".

Подготовительный этап.

Игра «Электронная муха»                                      

В центре сетки находится "электронная муха" — точка, которая может перемещаться только по сигналу и только на одну клетку в пределах данного поля. Начало отсчета всегда ведется только от центра. Дается сигнал: вверх — вправо. Дети передвигают свою фишку по листу бумаги, отмечая, где остановилась "муха". В результате этой игры легко усваиваются понятия: верх — низ, право — лево, а также дети запоминают названия квадратов: центральный квадрат, правый, левый, верхний, нижний центральный квадрат.

Игра «Собери картинку»

Используется поле 32 клетки (можно использовать поле с меньшим количеством клеток), отсчет ведется от точки находящейся в центре, дети по сигналу: вверх, вниз, вправо, влево находят, (педагог заранее говорит какого цвета необходимо взять карандаш) раскрашивают всю или часть клетки (указываем от какого угла клетки к какому проводится линия по диагонали и какая часть раскрашивается). В последствии получается рисунок. Можно вместо картинки рисовать букву.

Игра  «Дорожка»

Дети кладут перед собой лист с точками,  отсчет начинается с любой точки заранее обговоренной с детьми. Даются сигналы, например, вверх - дети находят точку и соединяют с предыдущей.

Дети усваивают понятия: верх — низ, право — лево, по диагонали.

Игра «Найти картинку»

Поле из 9 квадратов, в каждом квадрате картинка.

Дети, выслушав направление, ищут картинку.

В результате игры усваиваются понятия: ряд, столбец, вправо, лево, верх, низ, а так же положение над, под, между.

Игра «Построй дорогу»

Дети самостоятельно по стрелкам рисуют путь.

Дети  легко усваивают  понятия: верх — низ, право — лево.

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Логоритмическое занятие в старшей группе по теме «Экскурсия в гипермаркет»

Логоритмическое занятие в старшей группе по теме «Экскурсия в гипермаркет» Задачи: Развивать динамическую координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук и...

НОД во второй младшей группе для детей с ЗПР «Берегу…

НОД во второй младшей группе для детей с ЗПР «Берегу себя я сам» Цель: формирование у детей навыков здорового образа жизни. Образовательные...

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте, неотъемлемая часть полноценного развития личности

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте, неотъемлемая часть полноценного развития личности Большую роль в познании ребенком окружающего мира является восприятие явлений и...

Читайте также

Практико-ориентированный проект «Мы деревья изучаем, много о деревьях знаем!» для…

Практико-ориентированный проект «Мы деревья изучаем, много о деревьях знаем!» для детей подготовительной логопедической группы Введение Шумят деревья за моим окном.Для нас они —...

Музыкальное занятие «Военные песни – далёкие и близкие»

Музыкальное занятие «Военные песни – далёкие и близкие» Цель: познакомить детей с лучшими образцами военных песен, разъяснить детям, как с помощью...

Открытое занятие по развитию речи «Дары Осени»

Открытое занятие по развитию речи «Дары Осени» Цель: формировать у детей интерес к знаниям об овощах и фруктах. Задачи: Образовательные: - способствовать развитию речи...