Сайт для воспитателей детских садов



Традиционные приемы коррекционной работы в логопедии

 

Программа воспитания в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, звукопроизношения. Словарный запас языка – это все слова, имеющиеся в нем. Грамматический строй определяет правила соединения слов в предложении. Любое слово, фраза находят свое выражение лишь с помощью тех или иных звуков. Все эти структурные части языка теснейшим образом связаны друг с другом. Словарь и грамматический строй развиваются и совершенствуются постоянно. Правильное звукопроизношение формируется у ребенка в основном к пяти-шести годам. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка должно быть закончено в дошкольном возрасте. А так как звук является смысловой единицей лишь в слове, то вся работа по воспитанию правильного произношения неразрывно связана с работой по развитию речи детей.

Основными компонентами произносительной стороны речи являются ритмико-мелодическая сторона речи (интонация) и звуки речи (система фонем).

Для формирования у детей ритмико-мелодической стороны речи необходимо развивать:

речевой слух - такие его компоненты, как восприятие соответствующего ситуации темпа и ритма речи, а также звуковысотный слух – восприятие движений тона голоса (повышение и понижение);

основанные качества голоса – силу и высоту;

речевое дыхание – его длительность и интенсивность.

Все звуки речи различаются на основе артикуляционных (разница в образовании) и акустических (разница в звучании) признаков.

Звуки речи являются результатом сложной мускульной работы различных частей речевого аппарата. В их образовании принимают участие три отдела речевого аппарата: энергетический (дыхательный) – легкие, бронхи, диафрагма, трахея, гортань; голосообразующий - гортань с голосовыми связками и мышцами; резонаторный (звукообразующий) – полость рта и носа. Взаимосвязанная и координированная работа частей речевого аппарата осуществляется и регулируется центральной нервной системой.

Работа по формированию правильного произношения состоит из следующих разделов:

  • обследование речи детей;
  • развитие движений органов артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
  • занятия с детьми по усвоению фонетической системы родного языка (последовательная работа над гласными и согласными звуками, развитие умения различать звуки по акустическим и артикуляционным признакам, развитие мелодико-интонационной стороны речи);
  • предупреждение и устранение нарушений речи у детей.

Прежде чем приступить к работе по коррекции произношения воспитатель знакомиться с речью каждого ребенка своей группы. Обследование речи проводиться дважды. Осенью, чтобы правильно спланировать работу на год, и весной, чтобы подвести итоги. При обследовании речи ребенка педагог обращает внимание на состояние звукопроизношения, словаря и фразовой речи. Если имеется нарушение словаря (пропуски перестановки слогов, звуков) и фразовой речи (не согласовывает слава в предложении) или серьезные недостатки в звукопроизношении, следует познакомиться с данными о здоровье ребенка, так как развитие речи тесно связанно с психофизическим его развитии. Сначала воспитатель изучает речь ребенка на занятиях, в играх с детьми, где он может выявить запас слов, умение строить фразу, темп речи (очень быстрый или замедленный), имеющиеся недостатки речи (заикание, задержка развития речи и другие). Затем проводит индивидуальное обследование, при котором выявляют особенности речи ребенка.

Материал для обследования.

Материал подбирается воспитателей и правильно оформляется. Для обследования используются картинки на определенные звуки, педагог так подбирает картинки, что бы каждый из обследуемых звуков находился в начале, середине и в конце слова, т.к. в разных положениях звук произносится не одинаково. Картинки должны быть красочные и доступные, как по содержанию так и по исполнению. Подбираются картинки для проверки следующих групп звуков:

1 группа – звонкие согласные «в», «б», «д», «г»;

2 группа – свистящие «с», «с*», «з», «з*», «ц»;

3 группа – шипящие «ш», «ж», «ч», «щ»;

4 группа – сонорные «л», «л*», «р», «р*»;

5 группа – звук «j» в коне и начале слога.

Проведение обследования.

При обследовании педагог отмечает, не только отсутствие и замену звука, но и его искажение, любую неточность произношения. Так же обращается внимание на темп речи, четкость, правильность произношения слов, звонкость. Недостатки отмечаются.

Оформление результатов обследования.

Проводя индивидуальные обследования, педагог все ответы детей записывает в тетрадь с указание даты обследования.

Отражается состояние звукопроизношения (пропуск звука, замена звука, искажение звука, смешение звуков). Отмечается также состояние словаря, состояние фразовой речи, состояние связанной речи. В тетрадь так же вноситься и другие особенности речи. Проведенное обследование позволяет педагогу четко представить общую картину состояние речи каждого ребенка. Все изменения в речи детей вноситься в течение года.

Выводы по результатам обследования.

После подведения итогов по обследования, в конце сентября и начале октября воспитатель проводит родительское собрание. Он знакомит родителей с состояние речи их детей; объясняет, что не правильное произношение звуков может закрепиться, отразиться на письме при обучении грамоте; рассказывает, в чем будет заключаться помощь родителей, по воспитанию правильного произношения.

Артикуляционная гимнастика.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика.

Это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движение органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики.

Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любой итеологии и патогинеза; она включает упражнения для тренировки и подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ языка, мягкого неба, необходимого для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Занятия проводятся следующим образом: в начале воспитываются грубые диффузные движения упражняемых органов. По мере их усвоением ребенком переходит к выработке более дифферецированных движений в этой области. Торможение неправильных движений достигается использованием зрительного контроля, а также введением в работу ритма: отдельные движения ограничиваются определенной длительностью. Принципом отбора артикуляционных упражнений служит характер дефекта произношения и целесообразность рекомендуемых движений, для правильного произнесения правильного звука. Упражнять надо лишь движения являющимся в исправлении, и только необходимые для воспитуемого звука. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный побор упражнений и качества выполнения. Для каждого ребенка комплекс упражнений составляется индивидуально. Недостаточно только отобрать нуждающиеся в коррекции движения, но и важно научить ребенка правильно применять соответствующие движения, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому. Необходимо идти от простых упражнений к более сложным. Работа организуется следующим образом:

  1. педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы;
  2. педагог показывает выполнения упражнения;
  3. упражнение выполняет каждый ребенок по очереди, а педагог проверяет правильность выполнения;
  4. упражнение выполняют все дети одновременно.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, дети сидят за столами, полукругом перед воспитателем, так что бы они все видели лицо педагога, которое должно быть хорошо освещено.

Проводить гимнастику нужно эмоционально в игровой форме. Необходимо делать паузы перед каждым новым движение, что бы педагог мог контролировать качество движения, а ребенок – ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием дается название (например, движения широко кончика языка за верхние и нижние зубы – «качели»), к нему подбирается картинка образ. Закрепление любого навыка требует систематического повторения действия, поэтому проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Упражнение не должно доводить орган до переутомления. Из выполняемых 3-х упражнений может быть только одно, два других даются для повторения и закрепления. Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики, требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения. Для успеха занятий нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для этого лучше всего использовать игру, как основную деятельность детей. В игре должен присутствовать элемент соревнования, награды за успешное выполнение упражнений. Для красочного и забавного оформления игры – занятия используются картинки, игрушки, сказочные герои, привлечение стихотворных текстов.

Работа над звуками речи.

Понятием «произносительная» сторона речи или «произношение», охватывают фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Сюда относится навыки речевого дыхания, голоса образования, воспроизведение звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонацией со всеми ее средствами, соблюдение норм орфоэпии. Длительный путь овладение ребенком произносительной системы речи обусловлен сложностью самого материала – звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить. Звуки речи - это особое сложное образование присущее только человеку, они вырабатываются у ребенка в течении нескольких лет после рождения.

В этот процесс включены сложные мозговые системы и периферии (речевой аппарат), который управляется центральной нервной системой. Развитие звукопроизношение у детей имеет общие закономерности, но у каждого ребенка оно протекает с индивидуальными отличиями. Формирование звука проходит несколько этапов:

  1. подготовительный – различение звука по акустическим признакам и развитие дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения данного звука;
  2. появление звука – выработка правильной артикуляции и точного звучания данного звука;
  3. постепенное овладение звуком – введение звука в речь, с начало употребление в слоге, потом в слове, затем во фразе.

В соответствии с этапами формирования звука можно выделить четыре основных вида работы, которые последовательно проводится один за другим:

  • уточнение движений органов артикуляционного аппарата;
  • уточнение произнесения изолированного звука или вызыванию звука по подражанию;
  • воспитание правильного четкого произношения звука в слогах, словах;
  • воспитание правильного произношения звука во фразовой речи.

При отработке любого звука не стоит на одном занятии совмещать все четыре вида работы. Процесс усвоения правильного произношения звука – это выработка определенного навыка, а создание навыка требует последовательной систематической работы. Поэтому каждый вид работы следует проводить отдельно с интервалами 3-6 дней. Тогда дети получат возможность хорошо усвоить отработанный материал.

Работа по усвоению произношению звуков и их дифференциации является одной из сторон воспитания звуковой культуры речи у детей. Она сочетает развитие речевого дыхания голоса, подвижности артикуляционного аппарата, выработку нормального темпа, ритма речи, способствуют развитию выразительности речи, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза. Одновременно с решением задач по формированию правильного произношения, поставленных в каждой возрастной группе, идет работа по совершенствованию всех разделов произносительной стороны речи.

Одним из эффективных путей подготовки воспитателей являются семинары. Семинар проводиться на базе детского сада, что бы слушатели имели возможность практически ознакомиться со всеми видами работы по формированию правильного произношения и смогли увидеть, как осуществляется индивидуальный подход к детям с недостатками речи. Большое значение при этом имеют практические занятия, на котором слушатели готовят материал для обследования; учатся обследовать речь детей, слышать недостатки звукопроизношения и видеть не правильную артикуляцию ребенка; составлять конспекты фронтальных занятий; проводить анализ занятий в детском саду.

 

Список литературы:

  1. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика методическое пособие. - Спб: Детство-Пресс,2003. С 3-13.
  2. Волкова Л.С. логопедия учебник для ВУЗов. - М.,Владос,2009. С 115-120.
  3. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. -Просвещение, 1980.




Новые публикации

КВН в подготовительной группе «Животные Арктики и Саванны»

КВН в подготовительной группе «Животные Арктики и Саванны» {pdf=download/files/presentation/file578.pdf|90%|700|native}

Влияние родителей на формирование личности ребенка

Влияние родителей на формирование личности ребенка Фундаментальную основу формирования личности ребенка и его эмоциональную сферу восприятия – закладывают родители. Это касается...

«Воспитание нравственных качеств личности дошкольника через сказку» (из опыта ра…

«Воспитание нравственных качеств личности дошкольника через сказку» (Из опыта работы) «Недаром дети любят сказку Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую...

Читайте также

Проект «Доброта спасет мир»

Проект «Доброта спасет мир» в подготовительной группе   Цель: формирование у детей представления о понятии доброты как основы дружеских отношений. Задачи: - формировать осознанное понимание дружеских отношений...

Рабочая программа по обучению английскому языку детей 5 – 7 лет «Говорим по-англ…

Рабочая программа по обучению английскому языку детей 5 – 7 лет «Говорим по-английски» Пояснительная записка Возможности иностранного языка как учебного предмета в...

Визитка проекта «Наша Родина – Россия»

Визитка проекта «Наша Родина – Россия» Визитка проекта Образовательное учреждение МОУ гимназия №18 имени В.Г.Соколова группы детей дошкольного возраста Авторы Соколова Е.А., Коковина М.Н. Тема...




Комментарии

  • Аниса
    Спасибо большое! очень интересный сценарий. Желаю Вам дальнейших успехов!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Огромное спасибо!!! Сценарий простой и очень интересный.

    Подробнее...

     
  • Ирина Кодунова
    Очень полезная методическая работа для изучения профессии в доу.

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо Вам большое! Чудесный материал!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо. Просто и интересно!!!

    Подробнее...

В блогах

Анализ выполнения рабочей программы педа…

Во второй младшей группе № 2 в 2018-2019 году находилось 6 детей в возрасте от 2 до 3 лет, 15 воспитанников - от 3 до 4 лет.  В течение периода с сентября...

Формирование личности детей старшего дош…

Не для кого не секрет, что шашки помогают воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. Но часто ли мы задумаемся о том, что обучения детей старшего...

Что скрывает сосулька?

ООД по Познавательному развитию в старшей группе « Звёздочки» Воспитатель : Шемякина М.А. « Что скрывает сосулька?» Актуальность Наблюдая за детьми на прогулке, заметила, как дети едят снег, пробуют снег на вкус, облизывают катышки...

Конспект занятия по робототехнике «Карас…

Задачи: - учить детей, используя схему, строить карася из конструктора «KID K,NEX Education»; называть детали конструктора (коннектор, стержень, глаз) через упражнение «Скажи правильно»; - закрепить правила безопасности (детали в рот брать нельзя)...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство