Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР
Тема: Автоматизация звука [ш] на материале лексической темы «Животные»

 

Цели:

  • Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
  • Автоматизация звука [ш] в словах и фразовой речи.
  • Развитие фонематического слуха путем выделения звука [ш] из звукового, слогового ряда и из слов.
  • Коррекция грамматического строя речи: составление простых нераспространенных предложений (предмет + действие); образование глагольных форм прошедшего времени.
  • Расширение словаря на материале темы «Животные».
  • Совершенствование мелкой моторики.
  • Воспитание внимания, усидчивости, развитие слуховой памяти и логического мышления.

Оборудование: У детей: карточки – символы гласных звуков, погремушки.

У логопеда: профиль артикуляции звука [ш], таблица для работы над гласными на твердой атаке, картинки с изображением животных, «билет» в зоопарк.

 

Ход занятия:

I. Оргмомент.

II. Артикуляционная гимнастика: Посмотрите в зеркало, улыбнитесь друг другу и себе. Выполним артикуляционную гимнастику.

1. Упражнения для губ. Я покажу вам артикуляцию звука, а вы назовите звук громко и четко: а, о, у, и, а. и, у, о.

- Поработаем с карточками. Я покажу карточку – символ, а вы назовете звук.

- Теперь наоборот. Я называю звук, а вы показываете карточку.

2. Упражнения для языка:

  • Лопаточка.
  • Иголочка.
  • Кошка лакает молоко.
  • Кошка жует косточку.
  • Тигренок умывается.
  • Барабанщик.
  • Лошадка.

3. Упражнения для активизации небной занавески. Произношение гласных звуков на твердой атаке.

- Поработаем с таблицей. Маленькую букву читаем плавно и тихо, а большую громко и отрывисто.

III. Развитие мелкой моторики.

- Сделаем гимнастику для пальчиков.

Шли по дорожке два человечка.

Посмотрели направо – увидели зайчика.

Посмотрели налево – увидели козу.

Впереди увидели улитку с усиками.

Перешагнули и побежали дальше, пока дорожка не кончилась.

IV. Развитие фонематического слуха.

1. Определение звука по артикуляции.

- Поставьте язычки к верхним зубкам, между зубками – щель, губы хоботком. Подуйте. Какой звук получился? (-ш-).

А если добавить голосок? (-ж-).

- Покажите профиль артикуляции этого звука.

2. Выделение звука [ш] из звукового ряда, из слогового ряда, из слов.

- Достаньте погремушки. Я буду называть звуки, слоги, слова, а вы гремите погремушками, когда услышите звук [ш]. Следите за моей артикуляцией.

- а, б, в, ш, р, т, с, ш;

- ма, па, ша, са, жа, ро, шо;

- мишка, лиса, шакал, крокодил, мышь, заяц, кошка.

V. Сообщение темы.

- Дети, кого я называла? (Перечисляют.)

- А как можно назвать их всех одним словом? (Животные.)

- Сегодня мы с вами еще раз поговорим о животных.

- Каких вы знаете животных? (Домашних, диких.)

- А где можно увидеть всех зверей вместе? (В зоопарке. В цирке.)

- Сейчас мы и отправимся в зоопарк. У меня есть билет.

Посмотрите, что на нем нарисовано? Под первым номером нарисован дом. Значит, мы посмотрим домашних животных.

VI. Повторение пройденного.

1. Домашние животные. Образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

- Каких домашних животных вы знаете? (Дети перечисляют животных, логопед выставляет картинки.)

- Почему домашних животных так называют? (Живут дома, человек о них заботится, приносят пользу.)

- Правильно. Человек заботится о своих животных, любит их, называет ласковыми именами, придумывает о них сказки. Мы тоже назовем животных ласково. Но в каждом слове должен быть звук [ш].

Корова – коровушка,

кошка – кошечка,

лошадь – лошадка,

баран – барашек,

поросенок – поросюшка,

собака – собачушка.

- Молодцы! Вы знаете много домашних животных и умеете ласково их называть.

2. Дикие животные нашей местности. Подбор действий к предметам.

- На билете нарисован лес. Вспомните животных, живущих в лесу. (Дети перечисляют, логопед выставляет картинки.)

- Как еще можно их назвать? (Дикие животные, звери, животные наших лесов.)

- Каждого зверя можно не только увидеть, но и услышать. Какие звуки издают лесные звери? (Дети используют звукоподражания.) Давайте скажем предложениями.

Медведь рычит.

Еж фыркает, шипит.

Лиса тявкает.

Волк воет.

Заяц балаболит.

Кабан хрюкает.

Белка пищит.

Лось трубит.

Мышка пищит.

Физкультминутка.

- Послушайте музыку и изобразите лесных зверей. Можно показать голос, походку, повадки.

3. Животные жарких стран. Подбор действий к предметам.

- На нашем билете нарисовано яркое солнце, красивые цветы, пальмы. Куда мы попали? (На юг, в Африку.)

- каких животных будем смотреть в зоопарке? (Дети перечисляют, логопед выставляет картинки.)

- Это животные жарких стран. Посмотрите, какие они разные:

огромный, важный слон, маленькая медлительная черепаха, красавец жираф, шустрая обезьяна, быстрые, стремительные зебры, смелый, но осторожный лев.

- Про всех животных можно сказать, что они бегают или ходят. Но можно подобрать много разных красивых слов, точно характеризующих движения. Например, о ком можно сказать, что он шагает? (О слоне или верблюде.) А кто скачет? (Обезьяна.)

- Сейчас я буду называть действие, а вы – животное.

Ползет – черепаха, прыгает - мартышка, топает – слон, шагает – верблюд, мчится – зебра, крадется –лев, бежит – жираф, плывет – крокодил.

- А Дамир расскажет, что эти животные делали. (Образование глаголов прошедшего времени. Закрепление произношения звука [ л] в конце слова у этого ребенка.)

VII. Новый материал. Животные холодных стран.

- На нашем билете осталась одна картинка: кругом снег и лед. Куда мы попали? (На север.) Какая здесь погода? (Холодная.)

- Правильно. Это север. Здесь всегда холодно, зима длинная, суровая, а лето короткое и холодное. Но и в этом неприветливом краю тоже обитают животные.

(Логопед выставляет иллюстрации.)

- Это северный олень. Посмотрите, какой он большой и красивый. На голове ветвистые рога, одет в теплую шубу. Олень достает из-под снега ягоды и мох и ест их. А это песец. Он – хищник. Песец и северный олень живут на суше.

А морж, тюлень, белый медведь умеют плавать. Они питаются рыбой. Морж не умеет бегать, у него лапы похожи на ласты. Животные покрыты густой шерстью, под шкурой у них толстый слой жира, чтобы было тепло.

- Каких животных вы узнали?

VIII. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

- Давайте поиграем. Я покажу вам картинки. Где нарисованы животные, а вы скажете, кто лишний и почему. Будьте внимательны. Обращайте внимание на то, где живут животные и как выглядят.

(Корова, баран, лось, свинья. Кенгуру, лиса, слон, крокодил.)

IX. Итог занятия.

- Путешествие по «Зоопарку» подошло к концу. Мы поговорили о разных животных. Все дети очень старались, были внимательны, хорошо отвечали. Спасибо!



Новые публикации

Наглядное пособие Лепбук «Зима»

Наглядное пособие Лепбук «Зима» Лэпбук - это наглядно - практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы. Лэпбук отвечает требованиям к...

Эссе на тему «Мы растим таланты»

Эссе на тему «Мы растим таланты» На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать...

Конспект занятия «Красный спелый помидор» с применением ТРИЗ-технологий

Конспект занятия «Красный спелый помидор» с применением ТРИЗ-технологий Цель: развивать системное мышление. Задачи: 1. Образовательная задача: систематизировать знания детей о помидоре с помощью...

Читайте также

Влияние использования steam технологии на познавательную потребность детей старшего дошкольного…

Влияние использования steam технологии на познавательную потребность детей старшего дошкольного возраста Числова Р.Ш., студент Елабужский институт К(П)ФУ Миннуллина Р.Ф., к.п.н., доцент Елабужский институт К(П)ФУ Современные...

Общение педагогов с родителями в ДОУ

Общение педагогов с родителями в ДОУ В настоящее время актуальной проблемой, является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями. Общение предполагает обмен...

Снятие эмоционального напряжения через театрализованную деятельность

Снятие эмоционального напряжения через театрализованную деятельность Каждый год в первую младшую группу детского сада приходят новые дети, среди которых есть дети...

Комментарии

  • Оксана Анатольевна Т
    Как скачать лэтбук Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...





В блогах

Сценарий новогоднего праздника в старшей группе.

Новогодний сценарий для детей старшей группы «В поисках снеженики» Под музыку дети входят и встают в рассыпную по всему залу. ХОРОВОД «ЗИМУШКА ХРУСТАЛЬНАЯ» Музыка:  А. Филиппенко Слова:  Т. Бойко Зимушка хрустальная вся белым-бела, Сколько ты искристого снега намела. Весело и...

Рекомендация для родителей «Для чего нужны потешки»

муниципальное бюджетно-дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4    Подготовила: Кретова Елена Викторовна Потешки - замечательный, отобранный народной педагогикой материал. В потешках заложены такие способы выражения материнской любви и ласки, которые...

Творческая работа по самообразованию «Использование народного фольклора в развитии детского интеллекта»

муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4 Воспитатель:  Кретова Елена Викторовна   Содержание: 1.Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста. 2.Использование фольклора в режимных моментах...

Хепеннинг (рисование пальчиками)

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4   Подготовилf: Кретова Е.В. Хеппенинг -  это форма современного искусства, представляющая собой действия, событий или ситуации, происходящие при участии художников, но не...