Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звук [ж]»

 

Программное содержание: закреплять правильное произношение звука [ж] в речи, продолжать учить определять наличие/отсутствие этого звука в словах, совершенствовать навыки детей в проведении звуко-буквенного анализа слова, продолжать развивать фонематический слух, продолжать развивать связную речь, воспитывать внимание и усидчивость.

Оборудование: предметные картинки со звуком [ж] и без него (жеребенок, жираф, желудь, жук, пижама, жезл, ежик, снежинка, лужа), схемы для определения позиции звука в словах, фишки, кассы, тетради, карандаши, карточки для индивидуальной работы.

 

Содержание НОД

I. Организационный момент

Первыми сядут те дети, которые родились зимой, затем те, которые родились весной и далее, те которые родились летом и осенью.

Дети садятся в определенной последовательности.

 

II. Основной этап

1. Сообщение темы. Изучение нового материала.

Логопед предлагает детям отгадать загадки и определить первый звук в отгадках.

Есть у лошади ребенок:

Шаловливый …(Жеребенок.)

Сама пить не пьёт, а нас вынуждает. (Жажда.)

Он ходит, голову задрав,

не потому, что важный граф,

не потому, что гордый нрав,

а потому, что он ... (Жираф.)

В золотой клубочек

Спрятался дубочек. (Желудь.)

Черен, а не ворон.

Рогат, а не бык.

Шесть ног без копыт.

С крыльями, а не птица.

Летит – воет, падет – землю роет. (Жук.)

Дети определяют, что первый звук в этих словах [ж]. (правильно). Сегодня мы познакомимся со звуком [ж] и научимся его четко произносить.

2. Работа со звуком.

Произнесение звука [ж]. Характеристика артикуляции звука [ж]:

- Звук [ж] - согласный, всегда твердый, звонкий, мы будем его обозначать на схемах синим цветом, он будет жить в синем домике.

Если возникают проблемы, дети вспоминают правила определения гласного/ согласного, твердого/мягкого, звонкого/глухого звука.

3. Развитие фонематического слуха.

- Предлагаю вам поиграть в игру. Я буду произносить слоги. Услышите слог или слово, в котором есть звук [ж], поднимите синюю фишку.

жа, ха, па, ши, ты, мы, жо, по, но, гу, ту, жу…

жук, сок, пижама, кошка, желудь, жезл, жираф, ежик, снежинка…

4. Произнесение звука [ж] в словах.

Игра «Слово заблудилось»

Вы любите играть в прятки? Звук [ж] тоже любит эту игру. Вам нужно по очереди подходить к доске, снять картинку и сказать, где спрятался звук [ж]: в начале, в середине или в конце слова?

Речевой материал: жираф, лужа, снежинка, жезл.

Логопед: Каких картинок не оказалось? Почему?

Логопед: Звук [ж] на конце слова заменяется глухим звуком [ш].

5. Работа со схемами и фишками.

Логопед предлагает детям рассмотреть предметные картинки (жираф, лейка, билет) и определить, какому из слов соответствует предложенная схема.

 

     

 

6. Физкультминутка

Мы на плечи руки ставим,

Начинаем их вращать.

Так осанку мы исправим.

Раз-два-три-четыре-пять! (Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.)

Руки ставим перед грудью,

В стороны разводим.

Мы разминку делать будем

При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)

Руку правую поднимем,

А другую вниз опустим.

Мы меняем их местами,

Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, плавным

движением одна рука опускается, а другая одновременно — поднимается.)

А теперь давайте вместе

Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте.)

7. Анализ слова ЖУК.

В слове ЖУК 1 слог

Первый звук [ж] – согласный, всегда твердый, звонкий звук, обозначаем синим цветом.

Второй звук [у] – гласный звук, обозначаем красным цветом.

Третий звук [к] – согласный, твердый, глухой звук, обозначаем синим цветом.

Выкладывание схемы слова.

7. Произношение звука [ж] во фразе.

- Повторяйте за мной читстоговорки с определенными эмоциями.

Жа-жа-жа - мы видели ежа. (Радостно.)

Жи-жи-жи - у камней ежи. (Грустно.)

Жу-жу-жу - молока дадим ежу. (Удивлённо.)

Оказывается, одну и ту же фразу может каждый произнести по-разному. Молодцы!

8. Зрительная гимнастика.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируем мышцу глаз.

Видеть будем скоро лучше,

Убедитесь вы сейчас.

9. Обучение элементам грамоты.

Чтение слогов и слов по карточкам.

Печатание слогов по образцу на карточках.

Списывание предложения с карточки.

 

III. Итог НОД

С каким звуком мы сегодня работали?

Что больше всего понравилось на сегодняшнем занятии.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Перспективный план работы кружка «Волшебный сундучок»

Перспективный план работы кружка «Волшебный сундучок» 1 год обучения. Сентябрь. Раздел I. Русская народная кукла. Занятие 1. «Куклы из бабушкиного сундука» Программное содержание: - Познакомить с историей...

Консультация для воспитателей: «Япония – источник солнца»

Консультация для воспитателей: «Япония – источник солнца» Раса – род, племя; исторически сложившаяся группа людей, имеющие сходные, передаваемые по наследству внешние...

Итоговое занятие во второй младшей группе «Поиски Колобка»

Итоговое занятие во второй младшей группе «Поиски Колобка» Цель: Закрепление пройденного материала за год. Задачи: - закрепить умение различать и называть геометрические фигуры; - закрепить...

Читайте также

Технологическая карта занятия в ДОУ «Профессия Моряк»

Технологическая карта занятия в ДОУ «Профессия Моряк» Старшая группа Образовательные области: Познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, физическое Цель: понимание значения профессии -«моряк» в...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с детьми подготовительной…

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы «Составление описательных рассказов-загадок по теме: «Все профессии...

Верба – символ весны

Верба – символ весны Верба символизирует весну и пробуждение природы. Это растение быстро реагирует на первые солнечные и теплые весенние деньки...